22 апреля 2024 г. |
Дело N А21-7929/2023 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Аникиной Е.А., судей Алешкевича О.А., Савицкой И.Г.,
рассмотрев 15.04.2024 в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации городского округа "Город Калининград" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 26.09.2023 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.12.2023 по делу N А21-7929/2023,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Вайлдберриз", адрес: 142181, Московская обл., г. Подольск, д. Коледино, тер. Индустриальный парк Коледино, д. 6, стр. 1, ОГРН 1067746062449 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о признании недействительным предписания администрации городского округа "Город Калининград", адрес: 236022, Калининград, пл. Победы, д. 1, ОГРН 1023900770222 (далее - Администрация), от 30.03.2023 N УК-259/рк о демонтаже рекламной конструкции.
Решением суда первой инстанции от 26.09.2023, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 22.12.2023, предписание Администрации от 30.03.2023 N УК-259/рк признано недействительным.
В кассационной жалобе Администрация, указывая на неправильное применение судами первой и апелляционной инстанций норм материального права, несоответствие их выводов представленным доказательствам и фактическим обстоятельствам спора, просит отменить обжалуемые судебные акты, заявление Общества оставить без удовлетворения.
Податель жалобы настаивает на том, что спорная конструкция является рекламной, содержит установленный в силу статьи 1225 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) и статьи 3 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон N 38-ФЗ) объект рекламирования (фирменное наименование, товарный знак) и размещена Обществом в дополнение к обязательной вывеске.
В соответствии с положениями статей 156, 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) кассационная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте ее рассмотрения.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как установлено судами и следует из материалов дела, в ходе осуществления контроля за размещением элементов благоустройства Комитет муниципального контроля Администрации выявил, что на стене МКД по адресу: Калининград, ул. Маршала Жукова, д. 10, установлена и эксплуатируется без соответствующего разрешения рекламная конструкция в виде объемных букв "WILDBERRIES".
В связи с выявленным нарушением 30.03.2023 Обществу выдано предписание N УК-259/рк о демонтаже рекламной конструкции, установленной без разрешения на ее установку и эксплуатацию.
Не согласившись с предписанием Комитета, Общество оспорило его в судебном порядке.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявление Общества, исходил из того, что спорная конструкция представляет собой информационную вывеску и не может быть отнесена к рекламе.
Апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции.
Изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции считает, что кассационная жалоба подлежит удовлетворению в силу следующего.
Установка и эксплуатация рекламной конструкции без разрешения, срок действия которого не истек, не допускаются. В случае установки и (или) эксплуатации рекламной конструкции без разрешения, срок действия которого не истек, она подлежит демонтажу на основании предписания органа местного самоуправления муниципального района, органа местного самоуправления муниципального округа или органа местного самоуправления городского округа, на территориях которых установлена рекламная конструкция (часть 10 статьи 19 Закона N 38-ФЗ).
В силу пункта 1 статьи 3 Закона N 38-ФЗ под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Объект рекламирования - товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие, на привлечение внимания к которым направлена реклама.
Названные положения Закона N 38-ФЗ не распространяются на вывески и указатели, не содержащие сведений рекламного характера (пункт 5 части 2 статьи 2 Закона N 38-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 9 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - Закон N 2300-1), изготовитель (исполнитель, продавец) обязан довести до сведения потребителя фирменное наименование (наименование) своей организации, место ее нахождения (адрес) и режим ее работы. Продавец (исполнитель) размещает указанную информацию на вывеске.
Из разъяснений, приведенных в пункте 2 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.10.2012 N 58 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона "О рекламе" (далее - Постановление N 58), следует, что при анализе информации на предмет наличия в ней признаков рекламы судам необходимо учитывать, что размещение отдельных сведений, очевидно вызывающих у потребителя ассоциацию с определенным товаром, имеющее своей целью привлечение внимания к объекту рекламирования, должно рассматриваться как реклама этого товара, поскольку в названных случаях для привлечения внимания и поддержания интереса к товару достаточно изображения части сведений о товаре (в том числе товарного знака).
В пункте 18 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.12.1998 N 37 "Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением законодательства о рекламе" разъяснено, что размещение уличной вывески (таблички) с наименованием юридического лица как указателя его местонахождения или обозначения места входа в занимаемое помещение, здание или на территорию является общераспространенной практикой и соответствует сложившимся на территории России обычаям делового оборота.
Назначение информации такого характера состоит в извещении неопределенного круга лиц о фактическом местонахождении юридического лица и (или) обозначении места входа. Указание юридическим лицом своего наименования на вывеске (табличке) по месту нахождения преследует иные цели, а потому и не обладает основными квалифицирующими признаками рекламы.
В пункте 1 Постановления N 58 также разъяснено, что, согласно пункту 1 статьи 3 Закона N 38-ФЗ информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке, является рекламой и должна в связи с этим отвечать требованиям, предъявляемым Законом о рекламе. При применении данной нормы судам следует исходить из того, что не может быть квалифицирована в качестве рекламы информация, которая хотя и отвечает перечисленным критериям, однако обязательна к размещению в силу закона или размещается в силу обычая делового оборота.
Не следует рассматривать в качестве рекламы и размещение наименования (коммерческого обозначения) организации в месте ее нахождения, а также иной информации для потребителей непосредственно в месте реализации товара, оказания услуг (например, информации о режиме работы, реализуемом товаре), поскольку размещение такой информации в указанном месте не преследует целей, связанных с рекламой.
То обстоятельство, что информация, обязательная к размещению в силу закона или размещенная в силу обычая делового оборота, приведена не в полном объеме, само по себе не влечет признания этой информации рекламой.
Как следует из материалов дела и установлено судами, спорная конструкция, содержащая объемные буквы "WILDBERRIES", размещена на фасаде МКД, где в нежилом помещении на первом этаже дома Общество осуществляется свою торговую деятельность.
Данная конструкция расположена на здании в месте нахождения организации и фактически ориентирует потребителя о месте нахождения. Наименование "WILDBERRIES" является фирменным наименованием Общества, соответствующее визуальное изображение данной надписи зарегистрировано в качестве товарного знака, что подтверждается свидетельством на товарный знак N 742505.
Таким образом, фактически данное буквенное обозначение, подлежащее размещению в месте осуществления деятельности Общества, служит целям обозначения места нахождения по данному адресу объекта торговли, и не направлено на привлечение внимания к какому-либо объекту рекламирования, оно не формирует и не поддерживает интерес к чему-либо, а является лишь наименованием магазина, установленным в целях идентификации места нахождения торгового объекта и обозначения входа в него в пределах арендуемого помещения на фасаде здания.
Постановлением Администрации от 22.09.2015 N 1630 утвержден Порядок установки и эксплуатации информационных конструкций (вывесок) на территории городского округа "Город Калининград" (далее - Порядок N 1630).
В соответствии с пунктом 1 Порядка N 1630 к информационным конструкциям (вывескам) относятся, в том числе, обязательные информационные вывески, содержащие информацию, которую коммерческие организации и предприятия обязаны довести до сведения потребителей (фирменное наименование организации, место ее нахождения (адрес) и режим работы, иные сведения, не подпадающие под понятие рекламы).
При размещении на территории городского округа "Город Калининград" информационных конструкций, оформленных в соответствии с настоящим Порядком, согласования администрации городского округа "Город Калининград" не требуется (пункт 1.2 Порядка N 1630).
Согласно пункту 2.1 Порядка N 1630 обязательная информационная вывеска устанавливается в районе входных дверей (на расстоянии не более 2 метров от входа) здания, помещения, в которых находится организация, и содержит информацию, которую организация обязана довести до сведения потребителя (фирменное наименование организации, место ее нахождения (адрес) и режим работы), также допускается размещение иной информации, не содержащей признаков рекламы. Площадь обязательной информационной вывески не должна превышать одного квадратного метра. Количество обязательных информационных вывесок не может превышать количества входов в помещение организации. Обязательная информационная вывеска должна иметь жесткий каркас, узел крепления, информационное поле (приложение к Порядку).
В рассматриваемом случае, как следует из материалов дела и сторонами не оспаривается, Общество разместило соответствующую вывеску с информацией, необходимой потребителю, непосредственно у входа в нежилое помещение.
В соответствии с пунктом 3.6 Порядка N 1630 на территории городского округа "Город Калининград" запрещается размещение (расклейка, вывешивание) афиш, объявлений, листовок, плакатов и других материалов информационного и агитационного характера, нанесение краской граффити на стены зданий, столбы, деревья, опоры наружного освещения и трамвайно-троллейбусных линий, распределительные щиты, остановочные павильоны и другие места, не предназначенные для этих целей.
Из изложенного следует, что законодательство, действующее на территории городского округа, допускает размещение в качестве вывесок наименование организации или ее логотипа, которые также являются средствами индивидуализации организаций, при условии согласования размещения указанной выше информационной конструкции.
Вывод судов первой и апелляционной инстанций об обратном является ошибочным, сделанным на основании неправильного применения норм материального права.
Вопреки соответствующим доводам кассационной жалобы, размещение спорной конструкции в пределах занимаемого помещения согласуется с требованиями к размещению информационных конструкций на территории городского округа и не свидетельствует о ее рекламном характере.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 287 АПК РФ по результатам рассмотрения кассационной жалобы арбитражный суд кассационной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции и (или) постановление суда апелляционной инстанции полностью или в части и, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт, если фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены арбитражным судом первой и апелляционной инстанций на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, но этим судом неправильно применена норма права.
Учитывая, что при рассмотрении спора фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами, но при этом ими неправильно применены нормы материального права, в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 287 АПК РФ решение Арбитражного суда Калининградской области от 26.09.2023 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.12.2023 следует отменить, а заявление Общества оставить без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ безусловным основанием для отмены принятых судебных актов, не установлено.
Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 287, статьями 289, 290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Калининградской области от 26.09.2023 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.12.2023 по делу N А21-7929/2023 отменить.
Отказать обществу с ограниченной ответственностью "Вайлдберриз" в удовлетворении заявления.
Председательствующий |
Е.А. Аникина |
Судьи |
Е.А. Аникина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В пункте 1 Постановления N 58 также разъяснено, что, согласно пункту 1 статьи 3 Закона N 38-ФЗ информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке, является рекламой и должна в связи с этим отвечать требованиям, предъявляемым Законом о рекламе. При применении данной нормы судам следует исходить из того, что не может быть квалифицирована в качестве рекламы информация, которая хотя и отвечает перечисленным критериям, однако обязательна к размещению в силу закона или размещается в силу обычая делового оборота.
...
Учитывая, что при рассмотрении спора фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами, но при этом ими неправильно применены нормы материального права, в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 287 АПК РФ решение Арбитражного суда Калининградской области от 26.09.2023 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.12.2023 следует отменить, а заявление Общества оставить без удовлетворения."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 22 апреля 2024 г. N Ф07-3411/24 по делу N А21-7929/2023