23 апреля 2024 г. |
Дело N А56-120298/2022 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Мунтян Л.Б., судей Аникиной Е.А., Кудина А.Г.,
при участии от Прокуратуры Ленинградской области Пантюшкиной Я.А. (удостоверение), от общества с ограниченной ответственностью "Изобилие" Долгого А.Н. (доверенность от 15.12.2023 N 12), от Ленинградского областного государственного казенного учреждения "Управление лесами Ленинградской области" Межитова А.Р. ( доверенность от 29.12.2023 N 2024/022);
рассмотрев 17.04.2024 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Изобилие" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 11.09.2023 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.12.2023 по делу N А56-120298/2022,
УСТАНОВИЛ:
Выборгский городской прокурор, адрес: 188800, Ленинградская обл., г. Выборг, ул. Маяковская, д.8 (далее - Прокуратура) обратился в Выборгский городской суд Ленинградской области в защиту интересов Российской Федерации в лице Департамента лесного хозяйства по Северо-Западному федеральному округу, адрес: 194021, Санкт-Петербург, пр. Институтский, д. 21, корп. Б, ОГРН 1077847120944, ИНН 7802384322 (далее - Департамент), с иском о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "Изобилие", адрес: 188800, Ленинградская обл., г.Выборг, Ленинградское шоссе, д.44, стр.1574-Е, оф.5, ОГРН 1114704002071, ИНН 4704086474, (далее - Общество) 36 832 290 руб. в возмещение ущерба, причиненного незаконной рубкой лесных насаждений.
Определением от 26.10.2022 по делу N 2-5114/2022 Выборгского городского суда Ленинградской области дело передано на рассмотрение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
Судом к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены: Комитет по природным ресурсам Ленинградской области, адрес: 191124, Санкт-Петербург, ул. Растрелли, д.2А, ОГРН 1077847192609, ИНН 7842354966 (далее - Комитет) и Ленинградское областное государственное казенное учреждение "Управление лесами Ленинградской области", адрес: 188643, Ленинградская обл., г.Всеволожск, Колтушское шоссе, д.138 (далее- Учреждение).
Решением суда первой инстанции от 11.09.2023, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 11.12.2023, иск Прокуратуры удовлетворен в полном объеме.
В кассационной жалобе Общество просит отменить судебные акты и направить дело на новое рассмотрение, ссылаясь на неправильное установление судами обстоятельств дела, приведших к ошибочным выводам. Податель жалобы обращает внимание на то, что суды без какой либо проверки посчитали достоверным объем незаконно вырубленной древесины, положив в обоснование своих выводов только экспертное заключение от 19.09.2019 N 2/ЛТЭ/2019, изготовленное в рамках уголовного дела N 11901400038003818. Эти выводы противоречат представленным в дело акту осмотра места рубок от 07.11.2016, плану-корректировки от 01.11.2015 проведения санитарно-оздоровительных мероприятий в Северо-Западном лесничестве на IV квартал 2015 года - I квартал на основании которого Общество разработало дополнения к проекту освоения лесов на арендованном лесном участке. Податель жалобы настаивает на том, что указанными документами предусмотрено проведение сплошной санитарной рубки лесных насаждений в квартале 45 выделах 1, 3, 4, 7-10, 14,15 Пограничного участкового лесничества Северо-Западного лесничества в объеме 5235 м.куб. на площади 32,5 га, а не как ошибочно указал суд на 4638 м.куб. Общество также поставило под сомнение объективность самого экспертного заключения в целом (в том числе и по фактически вырубленному объему древесины - 7440 м.куб), по его мнению, не соответствующего требованиям Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации". Как следствие, размер ущерба определен судом неверно.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы жалобы, а представители Прокуратуры и Учреждения с доводами жалобы не согласились.
Комитет, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания, своих представителей в суд не направил. Жалоба рассмотрена в их отсутствие (часть 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; далее - АПК РФ).
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как установили суды двух инстанций, Прокуратурой Ленинградской области проведена проверка исполнения требований лесного и природоохранного законодательства при использовании лесных участков в Пограничном участковом лесничестве Северо-Западного лесничества (далее - Лесничество).
Проверкой установлено, что 12.12.2008 между ООО "Изобилие" и Комитетом заключен договор аренды лесных участков N 2-2008-12-101-3 в целях заготовки древесины на лесном участке с кадастровым номером 47:01:0000000:500 в кварталах 1-238 Пограничного участкового лесничества Северо-Западного лесничества (номер учетной записи в государственном лесном реестре - 254-2008- 06).
Обществом разработан проект освоения лесов, в отношении которого получено положительное заключение государственной экспертизы, утвержденное распоряжением Комитета.
ООО НПО "АкваФлора" с участим представителя Пограничного участкового лесничества 25.04.2015 проведено комиссионное лесопатологическое обследование части арендованного ООО "Изобилие" Лесного участка, о чем составлен соответствующий акт в котором отражено, что в квартале 45 выделах 1, 3, 4, 7-10, 14, 15 Пограничного участкового лесничества Северо-Западного лесничества (далее - Лесничество, Лесной участок) таксационная характеристика насаждений не соответствует таксационному описанию; для снижения экономического ущерба от воздействий неблагоприятных факторов в обследованных лесных участках требуется проведение санитарно-оздоровительных мероприятий.
Комитетом 01.12.2015 утвержден план-корректировка проведения санитарно-оздоровительных мероприятий в Северо-Западном лесничестве на IV квартал 2015 года - I квартал 2016 года, а ООО "Изобилие" разработаны изменения и дополнения к проекту освоения лесов на арендованном лесном участке, в отношении которых получено положительное заключение государственной экспертизы. Указанными документами предусмотрено проведение сплошной санитарной рубки лесных насаждений в квартале 45 выделах 1, 3, 4, 7-10, 14, 15 Пограничного участкового лесничества Северо-Западного лесничества в объеме 4638 м(3) на площади 32,5 га.
Однако фактически в период с 28.12.2015 по 27.12.2016 ООО "Изобилие" на арендованном земельном участке вырублены лесные насаждения объемом 7440 куб.м на площади 32,5 га.
Факт проведения Обществом рубки лесных насаждений основан на материалах уголовного дела N 11901400038003818, возбужденного 06.11.2019 по признакам преступления, предусмотренного частью 3 статьи 260 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК РФ).
Придя к выводу о том, что ООО "Изобилие" в отсутствие правовых оснований осуществило рубку лесных насаждений объемом 2802 куб.м, Прокуратура в интересах Российской Федерации обратилась с иском в суд о возмещение ущерба, причиненного незаконной рубкой лесных насаждений в сумме 36 832 290 руб.
Суды двух инстанций удовлетворили иск полностью, констатировав наличие деликтного обязательства, обоснованность исковых требований как по праву, так и по размеру, а равно полномочия Прокуратуры на обращение с иском с заявленным предметом.
Изучив материалы дела и доводы жалобы, суд кассационной инстанции находит ее частично обоснованной по следующим основаниям.
По смыслу статей 12, 15, пункта 1 статьи 1064, статьи 1082 Гражданского кодекса Российской Федерации, во взаимосвязи со статьей 99, пунктов 1 и 4 статьи 100 Лесного кодекса Российской Федерации (далее- Лесной кодекс РФ), пункта 1 статьи 77 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", разъяснений, содержащихся в пунктах 16 и 33 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.10.2012 N 21 "О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования" (далее - Постановление N 21), пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.11.2017 N 49 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде" (далее - постановление Пленума ВС РФ N 49), в случае осуществления рубки лесных насаждений без правовых оснований виновное лицо должно возместить ущерб, причиненный лесу как экологической системе, в размере, установленном соответствующими нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.
При этом, применительно к настоящему спору, незаконной будет является рубка лесных насаждений в объеме, превышающем разрешенный (пункт 6, 16 Постановления N 21).
Суды, проанализировав положения статей 12, 88 Лесного кодекса, действовавших до 13.09.2016, Правил заготовки древесины (пункт 18), утвержденных приказом Рослесхоза от 01.08.2011 N 337 и действовавших до 01.01.2021 Правил заготовки древесины (пункт 17), утвержденных приказом Минприроды России от 13.09.2016 N 474, пунктов 4 и 9 Приказа Федерального агентства лесного хозяйства от 29.02.2012 N 69, на основании заключения комиссионной лесотехнической экспертизы N 2/ЛТЭ/2019, проведенной экспертами Илюшиным Д.А., Пошиваевым Е.Е. и Шаровым И.А. в рамках предварительного расследования по уголовному делу N 11901400038003818, установили факт незаконной рубки лесных насаждений в объеме, превышающем разрешенный, деликтный характер спорных правоотношений, исследовали и оценили доказательства с учетом критериев их относимости, допустимости, достоверности и достаточности, в их совокупности и взаимной связи (часть 2 статьи 71 АПК РФ).
Так суды приняли результаты экспертизы, в которой в квартале 45 выделах 1, 3, 4, 7-10, 14, 15 Пограничного участкового лесничества на площади 32,5 га., выделенной Обществу под сплошную санитарную рубку, экспертами на основании анализа представленной документации и проведенных в лесах натурных исследований, установлен объем фактически заготовленной ликвидной древесины - 7440 м.куб.
Означенные обстоятельства, установлены судами, надлежащим образом зафиксированы и у суда округа не вызывают сомнений.
Предметом дополнительного исследования по доводам кассационной жалобы в настоящем деле является ссылка судов на план - корректировку проведения санитарно-оздоровительных мероприятий в Северо-Западном лесничестве в 2015-2016 году, которым как указали суды предусмотрено проведение сплошной санитарной рубки лесных насаждений в квартале 45 выделы 1, 3, 4, 7-10, 14, 15 Пограничного участкового лесничества на той же площади (32,5 га), но в объеме 4638 куб.м.
Общество, со ссылкой на представленные в материалы дела акт осмотра места рубок от 07.11.2016 и план-корректировку от 01.11.2015 настаивает на том, что указанными документами предусмотрено проведение сплошной санитарной рубки лесных насаждений в квартале 45 выделах 1, 3,4, 7-10, 14,15 Лесничества в объеме 5235 м.куб. Этот объем зафиксирован также в изменениях к Проекту освоения лесов на 2015 год.
Так Общество указывает, что в плане-корректировке от 01.11.2015, составленным Комитетом на основании комиссионного акта проверки санитарного и лесопатологического состоянии лесных участков в Северо-Западном лесничестве Ленинградской области от 25.04.2015 (разрешающего сплошную санитарную рубку лесонасаждений), в результате суммирования выбираемого запаса (м.куб.) получится 5 235 м. куб., а в акте осмотра мест рубок от 07.11.206 зафиксировано, что по лесной декларации от 17.12.2015 N ЛД-2-2015 предусмотрена площадь лесосеки по лесной декларации - 32,3 га, а объем древесины- 5235 м.куб.
Данные акты никем не оспорены и не признаны недействительными. Результаты уголовного расследования законности выданного Обществу разрешения на сплошную санитарную рубку на спорной делянке (акта проверки санитарного и лесопатологического состоянии лесных участков в Северо-Западном лесничестве Ленинградской области от 25.04.2015), которые ставили бы под сомнение и дальнейшую корректировку объемов, отсутствуют. При этом, указание в экспертном заключении на объем 4638 м. куб. основано только на данных лесной декларации, без номера и даты, в отсутствие самой декларации.
С учетом изложенного, для надлежащего установления разрешенного Обществу к вырубке объема лесных насаждений, следует согласиться с необходимостью дополнительной проверки вывода судов о том, что согласно плану-корректировке проведения санитарно-оздоровительных мероприятий в Северо-Западном лесничестве в 2015-2016 году, предусмотрено проведение сплошной санитарной рубки лесных насаждений в квартале 45 выделах 1,3,4,7-10,14,15 Пограничного участкового лесничества на площади 32,5 га. в объеме 4638 куб.м.
Без осуществления такой проверки невозможно определить тот излишний объем лесонасаждений, который незаконно изъят Обществом и как следствие, рассчитать сумму ущерба, подлежащую взысканию с причинителя вреда.
Поскольку доводы кассационной жалобы о размере заявленной суммы ущерба связаны с доказательственной стороной спора, в то время как исследование и оценка доказательств не отнесены частью 2 статьи 287 АПК РФ к компетенции суда кассационной инстанции, кассационный суд считает обжалуемые решение и постановление подлежащими отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть все вышеизложенное, исследовать все представленные в материалы дела доказательства в совокупности, оценить правомерность требований Прокурора по размеру предъявленного ко взысканию ущерба (при необходимости провести его корректировку) и принять законное и обоснованное решение.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286, 287 (пункт 3 части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 11.09.2023 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.12.2023 по делу N А56-120298/2022 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
Председательствующий |
Л.Б. Мунтян |
Судьи |
Л.Б. Мунтян |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"По смыслу статей 12, 15, пункта 1 статьи 1064, статьи 1082 Гражданского кодекса Российской Федерации, во взаимосвязи со статьей 99, пунктов 1 и 4 статьи 100 Лесного кодекса Российской Федерации (далее- Лесной кодекс РФ), пункта 1 статьи 77 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", разъяснений, содержащихся в пунктах 16 и 33 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.10.2012 N 21 "О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования" (далее - Постановление N 21), пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.11.2017 N 49 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде" (далее - постановление Пленума ВС РФ N 49), в случае осуществления рубки лесных насаждений без правовых оснований виновное лицо должно возместить ущерб, причиненный лесу как экологической системе, в размере, установленном соответствующими нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.
При этом, применительно к настоящему спору, незаконной будет является рубка лесных насаждений в объеме, превышающем разрешенный (пункт 6, 16 Постановления N 21)."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 23 апреля 2024 г. N Ф07-22836/23 по делу N А56-120298/2022
Хронология рассмотрения дела:
23.04.2024 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-22836/2023
11.12.2023 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-34965/2023
11.09.2023 Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-120298/2022