26 апреля 2024 г. |
Дело N А56-44819/2023 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Толкунова В.М., судей Алешкевича О.А., Мунтян Л.Б.,
при участии от Управления Федеральной антимонопольной по Санкт-Петербургу Кузьминой А.П. (доверенность от 09.01.2024), от публичного акционерного общества "Федеральная сетевая компания - Россети" Кудыровой А.Н. (доверенность от 06.02.2024),
рассмотрев 22.04.2024 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной по Санкт-Петербургу на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 03.08.2023 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.12.2023 по делу N А56-44819/2023,
УСТАНОВИЛ:
Публичное акционерное общество "Федеральная сетевая компания - Россети", адрес: 121353, Москва, Беловежская ул., д. 4, ОГРН 1024701893336, ИНН 4716016979 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительными решения и предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу, адрес: 199004, Санкт-Петербург, 4-я линия В.О., д. 13, лит. А, ОГРН 1027809242933, ИНН 7825413361 (далее - Управление, УФАС), от 30.03.2023 по делу N Т02-164/23.
Судом к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью (далее - ООО) негосударственная охранная организация "ЭГИДА", адрес: 236040, Калининград, Калязинская ул., д. 1А, каб. 33, ОГРН 1143926038640, ИНН 3906340682 (далее - Организация).
Решением суда первой инстанции от 03.08.2023, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 07.12.2023, заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе Управление просит отменить состоявшиеся судебные акты и принять по делу новый судебный акт - об отказе в заявленных требованиях, поскольку заказчик необоснованно отклонил заявку коллективного участника. У закупочной комиссии заказчика не имелось законных оснований в предъявлении требований, указанных подпункте "d" пункта 1.4.5 пункта 9 части II документации о закупке (далее - Документация), по отношению к лидеру коллективного участника - Организации, так как соответствующие положения распространяются на организации, имеющие форму частного охранного предприятия, тогда как лидер коллективного участника - негосударственная охранная организация.
В судебном заседании представитель УФАС поддержала доводы кассационной жалобы, представитель Общества просила оставить судебные акты без изменения по мотивам отзыва.
Организация, надлежащим образом извещенная о времени и месте судебного заседания, своих представителей в судебное заседание не направила, что в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения кассационной жалобы.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, 22.02.2023 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в сети "Интернет" (далее - ЕИС) опубликовано извещение N 32312143301 о проведении Обществом конкурса в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по охране имущества объектов Северного ПМЭС, расположенных на территории Республики Коми (далее - Закупка), а также Документация.
Закупка проводилась в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N 223-ФЗ), Единым стандартом закупок Общества, версия 35 от 22.02.2023 (далее - Положение о закупках), на момент размещения закупки опубликованным на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в Реестре опубликованных положений о закупках, Документацией. Начальная (максимальная) цена контракта - 36 090 580 руб. 03 коп.
Организация обратилась в УФАС с жалобой (от 23.03.2023 вх. N 6992-ЭП/23), в которой сослалась на неправомерные действия закупочной комиссии заказчика, выразившиеся, по ее мнению, в необоснованном отклонении заявки Организации от участия в процедуре Закупки.
Согласно протоколу рассмотрения первых частей заявок от 14.03.2023 N 3/2659016 закупочной комиссией заказчика принято решение отклонить от участия в Закупке заявку коллективного участника с лидером (Организацией) по причине несоответствия требованиям пункта 3.4.3 "б" Документации.
Решением УФАС от 30.03.2023 по жалобе N Т02-164/23 жалоба признана обоснованной; в действиях закупочной комиссии признано нарушение пункта 2 части 1, части 6 статьи 3 Закона N 223-ФЗ, выразившееся в несоблюдении принципа равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также в предъявлении к участникам закупки требований, которые не указаны в Документации, допущенное путем неправомерного отклонения заявки от участия в Закупке в порядке, не соответствующем Документации.
Управление также вынесло предписание от 30.03.2023, которым закупочной комиссии Общества в срок до 28.04.2023 предписано совершить действия, направленные на устранение нарушений проведения Закупки, путем отмены составленных протоколов, повторного рассмотрения, оценки, сопоставления заявок и завершения процедуры Закупки в строгом соответствии с Документацией, действующим Положением о закупках заказчика и нормами Закона N 223-ФЗ.
Не согласившись с решением и предписанием, Общество обратилось в суд.
Суд первой инстанции удовлетворил заявленные требования.
Суд апелляционной инстанции согласился с позицией суда первой инстанции.
Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, приходит к следующим выводам.
Из части 1 статьи 3 Закона N 223-ФЗ следует, что при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе, принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки и отсутствия ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.
Согласно части 6 статьи 3 Закона N 223-ФЗ заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
В силу части 10 статьи 3.2 Закона N 223-ФЗ заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и положением о закупке заказчика. Форма заявки на участие в запросе котировок в электронной форме устанавливается в извещении о проведении запроса котировок в соответствии с положением о закупке заказчика.
В соответствии с пунктом 2 части 10 статьи 4 Закона N 223-ФЗ в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке.
Согласно части 19 статьи 3.4 Закона N 223-ФЗ заявка на участие в конкурсе в электронной форме, аукционе в электронной форме, запросе предложений в электронной форме состоит из двух частей и ценового предложения.
Как следует из материалов дела, в соответствии с протоколом от 14.03.2023 N 3/2659016 заявка коллективного участника с лидером (Организацией) отклонена ввиду следующего:
Согласно пункту 1.4.1 Документации о закупке участником закупки может быть любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала, за исключением юридического лица, являющегося иностранным агентом в соответствии с Федеральным законом от 14.07.2022 N 255-ФЗ "О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием", либо любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, в том числе индивидуальный предприниматель или несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки, за исключением физического лица, являющегося иностранным агентом в соответствии с Федеральным законом от 14.07.2022 N 255-ФЗ "О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием".
Участник закупки для того, чтобы принять участие в закупке, должен удовлетворять требованиям, установленным в пункте 9 части II "Информационная карта закупки" Документации о закупке.
В случае участия в закупке коллективного участника (группы лиц) каждое юридическое лицо (каждый индивидуальный предприниматель), входящее в состав коллективного участника, должно отвечать требованиям настоящей документации о закупке в части требований, не подлежащих суммированию (наличию гражданской правоспособности в полном объеме, не нахождения в процессе ликвидации, отсутствия в реестре недобросовестных поставщиков и т.п.). При установлении требований по количественным параметрам деятельности коллективного участника (группы лиц), количественные параметры членов объединения суммируются. При установлении требований по наличию специальной правоспособности (например, наличие лицензий и иных специальных разрешительных документов) соответствие установленным в документации о закупке требованиям оценивается в соответствии с распределением поставок, работ, услуг между членами коллективного участника (пункт 1.4.5 Документации).
В соответствии с пунктом 5.4.4 Документации конкурсная комиссия отклоняет заявку участника в случаях, если:
а) участник не соответствует требованиям к участнику закупки, установленным Документацией;
б) привлекаемые субподрядчики (в случаях, установленных в пункте 1.5.2 части 1 Документации) не соответствуют требованиям к привлекаемому субподрядчику;
в) заявка участника не соответствует требованиям, установленным Документацией, в том числе к форме, составу, порядку оформления необходимых сведений и документов, а также в случае не предоставления участником закупки обеспечения заявки (если такое требование установлено Документацией);
г) участник закупки предоставил недостоверную информацию (сведения) в отношении своего соответствия требованиям, установленным Документацией;
д) заявки участников, аффилированных между собой (понятие аффилированного лица согласно статьей 4 Закона РСФСР от 22.03.1991 N 948-1 "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках").
В соответствии с жалобой Организации и составу заявки участником Закупки является Организация совместно с ООО охранное предприятие (далее - ОП) "Новик", ООО частная охранная организация (далее - ЧОО) "Спартак", ООО частное охранное предприятие (далее - ЧОП) "ПрофБезопасность", ООО ЧОП "Охранное агентство "Эскарп-НВ" на основании Соглашения членов коллективного участника от 09.03.2023 (далее - Соглашение).
При этом в соответствии с распределением объемов работ, указанным в Соглашении, Организация обеспечивает:
- безопасность объектов заказчика;
- сохранность товарно-материальных ценностей и имущества заказчика;
- физическую защиту и охрану объектов, товарно-материальных ценностей и имущества заказчика;
- пропускной и внутриобъектовый режимы;
- оперативное реагирование на возникающие чрезвычайные ситуации на территории охраняемых объектов;
- обеспечивает выставление постов на объектах заказчика, предусмотренных Техническим заданием Документации и выставление вооруженной охраны на объекте при угрозе совершения диверсионно-террористических акций на объектах энергетики или в отношении его работников, либо при возникновении чрезвычайных ситуаций техногенного характера, чрезвычайных происшествиях, в результате которых пострадали объекты энергетики, персонал, сотрудники охраны.
Заявка Организации признана не соответствующей требованиям Документации и отклонена в связи с тем, что объем услуг, распределенный Соглашением на Организацию, требует подтверждения наличия опыта работы (не менее 3-х лет) в сфере оказания охранных услуг на категорированных объектах топливно-энергетического комплекса (далее - ТЭК) (пункт 9 части II "Информационная карта закупки", пункт 1.4.5 Документации).
Отборочный критерий по наличию опыта работы (не менее 3-х лет) в сфере оказания охранных услуг на категорированных объектах ТЭК установлен в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 08.12.2022 N 2258 "Об утверждении специальных требований к частным охранным организация, которые вправе осуществлять физическую защиту объектов топливно-энергетического комплекса в соответствии с пунктами 2 и 3 части 4 статьи 9 Федерального закона "О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса".
Организатором торгов проведена экспертиза документов всех членов коллективного участника, лидером которого является Организация. В результате экспертизы выявлены несоответствия членов коллективного участника ООО ОП "Новик", ООО ЧОО "Спартак", ООО ЧОП "ПрофБезопасность", ООО ЧОП "Охранное агентство "Эскарп-НВ" требованиям пункта 9 "d" части II "Информационная карта закупки" Документации, что отражено в приложении N 7 "Сводное экспертное заключение".
Согласно пункту 9 части 10 статьи 4 Закона N 223-ФЗ в документации указываются требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.
При подаче заявки несколькими физическими лицами, несколькими юридическими лицами, несколькими индивидуальными предпринимателями, объединившимися на стороне одного участника закупки, участником закупки выступает несколько лиц в совокупности.
В силу пункта 1 статьи 1.1 Закона Российской Федерации от 11.03.1992 N 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 2487-1) частная охранная организация - это организация, специально учрежденная для оказания охранных услуг, зарегистрированная в установленном законом порядке и имеющая лицензию на осуществление частной охранной деятельности.
Организация осуществляет лицензируемый вид деятельности - частная охранная деятельность, что подтверждается лицензией N Л056-00106-39/00022550.
Требования к частным охранным организациям установлены статьей 15.1 Закона N 2487-1. Так, частная охранная организация может быть создана только в форме общества с ограниченной ответственностью и не может осуществлять иную деятельность, кроме охранной.
Таким образом, вывод комиссии УФАС о том, что условия подпункта "d" пункта 9 части II "Информационная карта закупки" Документации к Организации не применяются лишь потому, что лидер коллективного участника не является частным охранным предприятием (организацией), а имеет иную форму и именуется как ООО негосударственная охранная организация, необоснован, противоречит смыслу и задачам законодательного регулирования деятельности охранных предприятий (организаций) и требований обеспечения безопасности объектов ТЭК. При этом заказчик учел условия Соглашения об объеме и перечне закрепленных за Организацией услуг.
Учитывая изложенное, суды двух инстанций пришли к обоснованному выводу об отсутствии вмененных нарушений Закона N 223-ФЗ, в связи с чем удовлетворили заявленные требования. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену судебных актов, не допущено, имеющимся в деле доказательствам дана оценка, соответствующая требованиям статей 9, 65-71, 200-201 АПК РФ, в их совокупности и взаимной связи.
Переоценка судом кассационной инстанции доказательств по делу, в том числе их относимости, допустимости, достаточности, достоверности, не допускается (пункт 32 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции", часть 3 статьи 286, часть 2 статьи 287 АПК РФ).
Основания для изменения либо отмены обжалованных судебных актов отсутствуют (статья 288 АПК РФ).
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 03.08.2023 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.12.2023 по делу N А56-44819/2023 оставить без изменения, а кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.А. Михайловская |
Судьи |
В.М. Толкунов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Отборочный критерий по наличию опыта работы (не менее 3-х лет) в сфере оказания охранных услуг на категорированных объектах ТЭК установлен в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 08.12.2022 N 2258 "Об утверждении специальных требований к частным охранным организация, которые вправе осуществлять физическую защиту объектов топливно-энергетического комплекса в соответствии с пунктами 2 и 3 части 4 статьи 9 Федерального закона "О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса".
...
Согласно пункту 9 части 10 статьи 4 Закона N 223-ФЗ в документации указываются требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.
...
В силу пункта 1 статьи 1.1 Закона Российской Федерации от 11.03.1992 N 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 2487-1) частная охранная организация - это организация, специально учрежденная для оказания охранных услуг, зарегистрированная в установленном законом порядке и имеющая лицензию на осуществление частной охранной деятельности.
...
Требования к частным охранным организациям установлены статьей 15.1 Закона N 2487-1. Так, частная охранная организация может быть создана только в форме общества с ограниченной ответственностью и не может осуществлять иную деятельность, кроме охранной."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 26 апреля 2024 г. N Ф07-2631/24 по делу N А56-44819/2023