25 апреля 2024 г. |
Дело N А05-1830/2023 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Малышевой Н.Н., судей Елагиной О.К., Пряхиной Ю.В.,
при участии от открытого акционерного общества "Российские железные дороги" Басиладзе Л.Т. (доверенность от 18.01.2024),
рассмотрев 24.04.2024 в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 07.09.2023 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.12.2023 по делу N А05-1830/2023,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги", адрес: 107174, Москва, Новая Басманная ул., д. 2/1, стр. 1, ОГРН 1037739877295, ИНН 7708503727 (далее - ОАО "РЖД"), обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Архбум", адрес: 164900, Архангельская обл., г. Новодвинск, ул. Мельникова, д.1, ОГРН 1192901006363, ИНН 2903012674 (далее - ООО "Архбум"), о взыскании 99 062,82 руб. задолженности, в связи с выполнением работ по текущему отцепочному ремонту грузового вагона N 52552239.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены: общество с ограниченной ответственностью "Новая вагоноремонтная компания", адрес: 115184, Москва, Озерковский пер., д. 12, ОГРН 1087746722293, ИНН 7705845722 (далее - ООО "НВК"), акционерное общество "Вагонная ремонтная компания-1", адрес: 129090, Москва, Каланчевская ул., д. 35, ОГРН 1117746294104, ИНН 7708737490 (далее - АО "ВРК-1).
Решением суда от 07.09.2023, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 05.12.2023 в удовлетворении иска отказано.
В кассационной жалобе ОАО "РЖД", ссылаясь на незаконность и необоснованность судебных актов, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, нарушение судами норм материального и процессуального права, просит судебные акты отменить, его требования удовлетворить.
Податель жалобы утверждает, что судами неправомерно не применены специальными нормативные акты, регулирующие вопросы связанные с ремонтом железнодорожного состава.
Выполненные ОАО "РЖД" работы подлежали оплате на основании гарантийного письма ООО "Архбум" от 10.06.2022 N 50/5-2042.
В отзыве на жалобу ООО "Архбум", указал на то, что согласие на устранение выявленных неисправностей четырех колесных пар находящегося в ремонте вагона не давал, поэтому считает, что работы выполненные по их устранению оплате не подлежат.
В судебном заседании представитель ОАО "РЖД" поддержал доводы кассационной жалобы.
Жалоба рассмотрена кассационным судом без участия иных представителей сторон, извещенных надлежащим образом о месте и времени судебного заседания.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Судами установлено и из материалов дела следует, вагон N 52552239, находящийся в собственности ООО "Архбум" 09.06.2022 был отцеплен Эксплуатационным вагонным депо Орехово-Зуево-Московской дирекции инфраструктуры Центральной дирекции инфраструктуры - филиала ОАО "РЖД" (далее - Депо) в текущий отцепочный ремонт по неисправности боковой рамы, согласно классификатора КЖА 2005, по кодам неисправностям: 205 (трещина / излом боковины (рамы) и 912 (претензии к качеству деповского ремонта).
В Депо в ходе осмотра при постановке вагона в ремонт 09.06.2022 помимо ранее выявленной неисправности были обнаружены дефекты четырех колесных пар в виде выщербин обода колеса, что отражено в первичном акте и акте браковки.
Первичным актом от 09.06.2022, составленными ОАО "РЖД" на грузовой вагон N 525552239 зафиксированы следующие неисправности: у боковой рамы выявлена неисправность - трещина, номер узла 12-34158-93; выщербина обода колеса, номер замененного узла 5-252854-11; выщербина обода колеса, номер замененного узла 1175-61062; выщербина обода колеса, номер замененного узла 1175-88362-12; выщербина обода колеса, номер замененного узла 1175-83174-12.
О выявленных неисправностях было поставлено в известность ООО "Архбум".
В адрес Депо ООО "Архбум" направило письмо от 10.06.2022 N 50/5-2042, которым гарантировало оплату затрат, возникших при отцепке в текущий ремонт грузового вагона N 525552239.
По случаю обнаружения дефектов в отношении вагона N 525552239 выдано заключение АО "ВРК- 1", исходя из которого боковая рама N 34158 12/93 соответствует требованиям РД 32 ЦВ 052-2009, при проведении визуального осмотра на поверхности детали обнаружен заруб в зоне R -55 внутреннего угла буксового проема, глубиной 0,8 мм., возникший в процессе эксплуатации. Боковая рама N 34158 12/93 соответствует требованиям РД 32 ЦВ 052-2009 и признана годной к дальнейшей эксплуатации.
Уведомлением от 20.06.2022 установлено, что неисправность в виде трещины/излома боковой рамы не нашла своего подтверждения. Между тем были обнаружены выщербины обод колес.
По акту приема-передачи в ремонт N 2247 от 15.06.2022 ОАО "РЖД" передало АО "ВРК-1" в ремонт четыре колесные пары, принадлежащие ООО "Архбум".
Согласно акту от 29.06.2022 вагон N 52552239 отремонтирован ООО "НВК" на основании договора N ВРК1/35Р/2022 от 11.03.2022, заключенного с АО "ВРК-1". Стоимость ремонта четырех колесных пар составила 99 062 руб. (расчетно-дефектная ведомость от 29.06.2022).
Претензия от 15.09.2022 N 843 оставлена ООО "Архбум" без удовлетворения, что послужило основанием для обращения ОАО "РЖД" с иском в суд.
Суд первой инстанции в удовлетворении иска отказал, посчитав, что выполненные подрядные работ относятся к дополнительным, заказчиком не согласованным, поэтому оплате не подлежат.
Доводы ОАО "РЖД" о необходимости выполнения спорных работ в соответствии требованиями руководящего документа "Грузовые вагоны железных дорог колеи 1520 мм. Руководство по текущему отцепочному ремонту РД 32 ЦВ-056-97", утвержденного МПС России 02.09.1997 N РД 32 ЦВ-056-97 (далее - Руководство N РД 32 ЦВ-056-97) и "РД ВНИИЖТ 27.05.01-2017. Руководящий документ по ремонту и техническому обслуживанию колесных пар с буксовыми узлами грузовых вагонов магистральных железных дорог колеи 1520 (1524) мм" утвержденного в г. Риге 20.10.2017 на 67-ом заседании Совета по железнодорожному транспорту СНГ (Руководство по отцепочному ремонту) отклонил.
Суд апелляционной инстанции поддержал позицию суда первой инстанции.
Изучив материалы дела, суд кассационной инстанции приходит к следующим выводам.
При рассмотрении дела суд первой инстанции правильно исходил из того, что между сторонами возникли договорные отношения, регулируемые нормами главы 37 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
В силу пункта 1 статьи 702 ГК РФ по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.
В соответствии со статьей 711 ГК РФ если договором подряда не предусмотрена предварительная оплата выполненной работы или отдельных ее этапов, заказчик обязан уплатить подрядчику обусловленную цену после окончательной сдачи результатов работы при условии, что работа выполнена надлежащим образом и в согласованный срок, либо с согласия заказчика досрочно.
Согласно пункту 5 статьи 709 ГК РФ, если возникла необходимость в проведении дополнительных работ и по этой причине в существенном превышении определенной приблизительно цены работы, подрядчик обязан своевременно предупредить об этом заказчика. Заказчик, не согласившийся на превышение указанной в договоре подряда цены работы, вправе отказаться от договора. В этом случае подрядчик может требовать от заказчика уплаты ему цены за выполненную часть работы. Подрядчик, своевременно не предупредивший заказчика о необходимости превышения указанной в договоре цены работы, обязан выполнить договор, сохраняя право на оплату работы по цене, определенной в договоре.
Между тем, суды не применили специальные нормы регулирующие спорные правоотношения, имеющие приоритет перед общими нормами гражданского законодательства.
В соответствии с пунктом 2.4 Руководства РД 32 ЦВ-056-97 при текущем отцепочном ремонте грузовых вагонов должны быть выявлены и устранены все неисправности вагонов вне зависимости от причины поступления вагона в текущий отцепочный ремонт, для чего ремонтная организация выполняет регламентные и профилактические работы, осуществляет контроль технического состояния всех узлов и деталей вагонов.
В соответствии с пунктом 8 Руководства по текущему отцепочному ремонту, при поступлении вагонов в текущий отцепочный ремонт у колесных пар осматриваются средние части осей, места сопряжений ступиц колес с осью, диски и поверхности катания колес. Осмотр, дефектация и замена колесных пар производится в соответствии с Руководством по отцепочному ремонту.
В соответствии с пунктам 2.4, 2.10 и 2.14 Руководства РД 32 ЦВ-056-97 устанавливает требование выявлять, а самое главное - устранять в процессе текущего ремонта все прочие имеющиеся на вагоне неисправности помимо тех, которые были выявлены осмотрщиком вагонов в эксплуатации. То есть, не допускать выпуск на сеть железных дорог вагона, имеющего любые неисправности.
Таким образом, подрядчик обязан при проведении текущего ремонта грузовых вагонов выполнять работы исходя из их технического состояния в соответствии с требованиями Руководства РД 32 ЦВ-056-97, Руководства по отцепочному ремонту и других действующих нормативных документов МПС России и ОАО "РЖД".
В рассматриваемом случае ОАО "РЖД", установив неисправность колесных пар, известил ООО "Архбум" об отцепке вагона N 52552239 по причине трещины/ излома боковины (рамы). Неисправности колесных пар установленные при отцепке вагона, приведены в первичном акте от 09.06.2022.
ООО "Архбум" письмом от 10.06.2022 N 50/5-2042 гарантировало оплату затрат в размере стоимости текущего отцепочного ремонта, рассчитанную на основании фактических затрат в соответствии с прейскурантом цен ОАО "РЖД", при выставлении счета. Кроме того гарантировало возмещение стоимости хранения/ погрузки запасных частей, стоимости простоя вагона (возникшего по его вине),стоимости ремонтопригодности детали (в случае ее выбраковки),стоимости подачи-уборки вагонов.
Текущий ремонт колесных пар ООО "Архбум" просило произвести с последующей установкой под вагон. В случае же признания детали неремонтопригодной, обязалось вывезти ее.
Таким образом, выводы суда о том, что ООО "Архбум" было согласовано только выполнение работ по устранению трещины/ излома боковины (рамы) не соответствуют принятому на себя заказчиком обязательству.
Действия ОАО "РЖД" при выполнении текущего ремонта колесных пар были направлены на устранение неисправности подвижного состава, для обеспечения безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта.
Оплата стоимости текущего отцепочного ремонта, рассчитанная на основании фактических затрат в соответствии с Прейскурантом цен ОАО "РЖД" была гарантирована письмом ООО "Архбум" от 10.06.2022 N 50/5-2042. Стоимость выполненных работ определена на основании фактических затрат в соответствии с Прейскурантом цен ОАО "РЖД" (позиция 55-87-01) и отражена в расчетно-дефектной ведомости.
Возражений относительно стоимости работ выполненных при отцепке вагона N 52552239 ООО "Архбум" не заявлялось.
При таких обстоятельствах, суд кассационной инстанции считает что судами неправомерно отказано в удовлетворении иска ОАО "РЖД", поэтому судебные акты подлежат отмене.
Учитывая, что обстоятельства дела судами установлены, но неправильно применены нормы материального права, суд кассационной инстанции считает возможным принять новое решение об удовлетворении исковых требований ОАО "РЖД".
Расходы по уплате государственной пошлины в соответствии со статьей 110 АПК РФ подлежат возмещению проигравшей стороной.
Руководствуясь статьями 110, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 07.09.2023 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.12.2023 по делу N А05-1830/2023 отменить.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Архбум", адрес: 164900, Архангельская обл., г. Новодвинск, ул. Мельникова, д.1, ОГРН 1192901006363, ИНН 2903012674, в пользу открытого акционерного общества "Российские железные дороги", адрес: 107174, Москва, Новая Басманная ул., д. 2/1, стр. 1, ОГРН 1037739877295, ИНН 7708503727, 99 062,82 руб. задолженности и 9962 руб. расходов по уплате государственной пошлины за рассмотрение дела в судах первой, апелляционной и кассационной инстанциях.
Председательствующий |
Н.Н. Малышева |
Судьи |
Н.Н. Малышева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии со статьей 711 ГК РФ если договором подряда не предусмотрена предварительная оплата выполненной работы или отдельных ее этапов, заказчик обязан уплатить подрядчику обусловленную цену после окончательной сдачи результатов работы при условии, что работа выполнена надлежащим образом и в согласованный срок, либо с согласия заказчика досрочно.
Согласно пункту 5 статьи 709 ГК РФ, если возникла необходимость в проведении дополнительных работ и по этой причине в существенном превышении определенной приблизительно цены работы, подрядчик обязан своевременно предупредить об этом заказчика. Заказчик, не согласившийся на превышение указанной в договоре подряда цены работы, вправе отказаться от договора. В этом случае подрядчик может требовать от заказчика уплаты ему цены за выполненную часть работы. Подрядчик, своевременно не предупредивший заказчика о необходимости превышения указанной в договоре цены работы, обязан выполнить договор, сохраняя право на оплату работы по цене, определенной в договоре."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 25 апреля 2024 г. N Ф07-148/24 по делу N А05-1830/2023