02 мая 2024 г. |
Дело N А56-102727/2022 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Толкунова В.М., судей Алешкевича О.А., Мунтян Л.Б.,
при участии от государственного бюджетного образовательного учреждения школа N 3 Красногвардейского района Санкт-Петербурга Бонченкова А.И. (доверенность от 31.10.2023), от акционерного общества "Невский экологический оператор" Алиева Э.Н. оглы (доверенность от 26.12.2023),
рассмотрев 25.04.2024 в открытом судебном заседании кассационную жалобу государственного бюджетного образовательного учреждения школа N 3 Красногвардейского района Санкт-Петербурга на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 26.06.2023 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.12.2023 по делу N А56-102727/2022,
УСТАНОВИЛ:
государственное бюджетное общеобразовательное учреждение школа N 3 Красногвардейского района Санкт-Петербурга, адрес: 195196, Санкт-Петербург, Таллиннская ул., д. 18, лит. А, ОГРН 1027804187905, ИНН 7806057929 (далее - Школа), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к акционерному обществу "Невский экологический оператор", адрес: 195009, Санкт-Петербург, Арсенальная ул., д. 1, корп. 2, лит. А, пом. 1Н-23 (часть), ОГРН 1217800002826, ИНН 7804678913 (далее - Общество), о внесении изменений в договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО) от 01.12.2021 N 1257864-2022/ТКО (далее - Договор) на условиях дополнительного соглашения от 05.09.2022.
Решением суда первой инстанции от 26.06.2023, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 12.12.2023, в удовлетворении иска отказано.
В кассационной жалобе Школа просит отменить состоявшиеся судебные акты и принять по делу новый судебный акт - об удовлетворении иска, поскольку показатель расчетной единицы, применяемый ответчиком, является завышенным и не соответствует фактическому количеству лиц, обучающихся в расчетном периоде применительно к каждому календарному месяцу, в котором оказывалась услуга. Для расчета объема накопления необходимо учитывать количество учащихся в каждый месяц.
В судебном заседании представитель Школы поддержал доводы кассационной жалобы. Представитель Общества возразил против удовлетворения кассационной жалобы по мотивам отзыва.
Законность обжалованных судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, между Школой и Обществом (региональный оператор) заключен Договор.
В приложениях N 1 и N 2 к Договору предусмотрен порядок расчета стоимости оказываемой Обществом услуги по нормативу накопления, который рассчитан исходя из количества лиц, обучающихся в образовательном учреждении (с учетом сведений, представленных Школой перед заключением Договора), - 264.
Ссылаясь на то, что указанный расчетный показатель является завышенным и не соответствует фактическому количеству лиц, обучающихся в расчетном периоде применительно к каждому календарному месяцу, в котором оказывалась услуга, что приводит к завышению цены услуги по сравнению с фактически оказанной Обществом, Школа направила в адрес Общества проект дополнительного соглашения от 05.09.2022, обязывающего Общество при исполнении Договора применять актуальные, меняющиеся сведения о величине расчетной единицы (количестве обучающихся в каждом месяце).
Отказ Общества заключить дополнительное соглашение послужил основанием для обращения Школы в суд.
Суд первой инстанции в удовлетворении иска отказал.
Суд апелляционной инстанции согласился с позицией суда первой инстанции.
Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает, что жалоба не подлежит удовлетворению в силу следующего.
Согласно частям 2 и 3 статьи 24.10 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) в случаях, определенных Правительством Российской Федерации, объем и (или) масса ТКО определяются исходя из нормативов накопления ТКО.
Нормативы накопления ТКО утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации либо органом местного самоуправления поселения или городского округа (в случае наделения его соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации). Нормативы накопления ТКО могут устанавливаться дифференцированно в отношении различных территорий субъекта Российской Федерации и различных категорий потребителей услуги по обращению с ТКО, а также с учетом других критериев, установленных Правительством Российской Федерации.
В рассматриваемом периоде распоряжением Комитета по тарифам Санкт-Петербурга от 14.04.2017 N 30-р "Об установлении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Санкт-Петербурга" (далее - Распоряжение N 30-р) были установлены нормативы накопления ТКО на территории Санкт-Петербурга, в частности, для общеобразовательных организаций, организаций дополнительного образования, в том числе:
- общеобразовательные школы, лицеи;
- музыкальные и художественные школы;
- спортивные школы;
- образовательные центры.
Расчетной единицей является 1 учащийся.
Пунктом 25 Правил обращения с ТКО, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 (далее - Правила N 1156), предусмотрено, что одним из существенных условий договора об оказании услуг по транспортированию ТКО является способ коммерческого учета количества ТКО.
Согласно подпункту "г" пункта 8(7) Правил N 1156 региональному оператору предоставляются документы, содержащие сведения, в том числе, об общей площади нежилого помещения, о количестве расчетных единиц, утверждаемых органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления поселения или городского округа при определении нормативов накопления ТКО для соответствующей категории объекта.
В силу пункта 1 статьи 24.10 Закона N 89-ФЗ определение объема и (или) массы ТКО осуществляется в целях расчетов по договорам в области обращения с ТКО в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и (или) массы ТКО, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505 (далее - Правила N 505).
Согласно этим Правилам коммерческому учету подлежат объем и (или) масса ТКО с использованием средств измерения, соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений, или расчетного способа в целях осуществления расчетов по договорам в области обращения с ТКО (пункт 1).
В силу пункта 4 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422).
Согласно статье 1 Закона N 89-ФЗ норматив накопления ТКО - среднее количество ТКО, образующихся в единицу времени.
Количественные показатели нормативов накопления ТКО (в месяц и в год) в отношении общеобразовательных организаций (пункт 5 таблицы Распоряжения N 30-р) в установленном порядке судом не признаны недействующими.
Судами двух инстанций отмечено, что в данном случае сторонами в Договоре объем накопления ТКО согласован по нормативу исходя из расчетных показателей, предоставленных самой Школой.
Согласно статье 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами. В силу положений статей 450, 451 ГК РФ договор может быть изменен по соглашению сторон или в судебном порядке, и в последнем случае - в том числе, при существенном изменении обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора.
В силу абзаца второго пункта 1 статьи 451 ГК РФ изменение обстоятельств признается существенным, когда они изменились настолько, что, если бы стороны могли это разумно предвидеть, договор вообще не был бы ими заключен или был бы заключен на значительно отличающихся условиях.
В соответствии с данными нормами суды оценили представленные в материалы дела доказательства и пришли к правомерному выводу о недоказанности истцом наличия всех условий, необходимых для изменения договора по предусмотренному статьей 451 ГК РФ основанию. Предлагаемый истцом порядок расчета (по сути, средним по каждому месяцу числом количества фактически обучающихся (посещающих Школу) не предусмотрен законодательством.
Более того, стороны подтвердили, что Договор, о внесении изменений в который просит истец, заключен по 31.12.2022 и прекратил свое действие, после него заключены иные договоры на 2023 и 2024 годы. При этом представитель Школы не отрицал пояснения ответчика, что к настоящему моменту стороны закрепили иной - контейнерный - способ учета ТКО (расчет по факту), в связи с чем заявленные в иске требования в отношении нормативного способа потеряли правовую и фактическую актуальность с позиции оценки возможности восстановления нарушенных, по мнению истца, прав и законных интересов.
Таким образом, обжалуемые судебные акты являются по существу правильными, нарушений норм материального и процессуального права, влекущих их отмену, не допущено, оценка доказательств произведена с учетом требований статей 9, 65-71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в их совокупности и взаимной связи.
Переоценка судом кассационной инстанции доказательств по делу, в том числе их относимости, допустимости, достаточности, достоверности, не допускается (пункт 32 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции", часть 3 статьи 286, часть 2 статьи 287 АПК РФ).
Основания для изменения либо отмены обжалованных судебных актов отсутствуют (статья 288 АПК РФ).
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 26.06.2023 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.12.2023 по делу N А56-102727/2022 оставить без изменения, а кассационную жалобу государственного бюджетного образовательного учреждения школа N 3 Красногвардейского района Санкт-Петербурга - без удовлетворения.
Председательствующий |
В.М. Толкунов |
Судьи |
В.М. Толкунов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно статье 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами. В силу положений статей 450, 451 ГК РФ договор может быть изменен по соглашению сторон или в судебном порядке, и в последнем случае - в том числе, при существенном изменении обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора.
В силу абзаца второго пункта 1 статьи 451 ГК РФ изменение обстоятельств признается существенным, когда они изменились настолько, что, если бы стороны могли это разумно предвидеть, договор вообще не был бы ими заключен или был бы заключен на значительно отличающихся условиях.
В соответствии с данными нормами суды оценили представленные в материалы дела доказательства и пришли к правомерному выводу о недоказанности истцом наличия всех условий, необходимых для изменения договора по предусмотренному статьей 451 ГК РФ основанию. Предлагаемый истцом порядок расчета (по сути, средним по каждому месяцу числом количества фактически обучающихся (посещающих Школу) не предусмотрен законодательством."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 2 мая 2024 г. N Ф07-3274/24 по делу N А56-102727/2022