06 мая 2024 г. |
Дело N А56-11659/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 апреля 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен 06 мая 2024 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Сергеевой И.В., судей Захаровой М.В., Сапоткиной Т.И.,
при участии от товарищества собственников недвижимости "Василек" Данценко М.Ю. (доверенность от 17.04.2023), от федерального государственного казенного учреждения "Управление лесного хозяйства и природопользования" Министерства обороны Российской Федерации в лице Морозовского лесничества Министерства обороны Российской Федерации Лемпицкого П.А. (доверенность от 09.01.2024 N 25/001),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу федерального государственного казенного учреждения "Управление лесного хозяйства и природопользования" Министерства обороны Российской Федерации в лице Морозовского лесничества Министерства обороны Российской Федерации на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 05.09.2023 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.01.2024 по делу N А56-11659/2023,
УСТАНОВИЛ:
Товарищество собственников недвижимости "Василек", адрес: 187323, Ленинградская обл., Кировский муниципальный р-н, г.п. Павловское, г.п. Павлово, Ленинградский пр., д. 16Б, эт. 3, пом. 1, ОГРН 1214700012229, ИНН 4706042426 (далее - Товарищество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к администрации муниципального образования Сертоловское городское поселение Всеволожского муниципального района Ленинградской области, адрес: 188650, Ленинградская обл., Всеволожский муниципальный р-н, Сертоловское г.п., г. Сертолово, мкр. Сертолово-1, ул. Молодцова, д. 7, к. 2, ОГРН 1054700123510, ИНН 4703083424 (далее - Администрация), о признании незаконным решения Администрации от 09.11.2022, оформленного выпиской из протокола N 23 заседания межведомственной земельной комиссии Администрации, который, в свою очередь, утвержден постановлением Администрации от 10.11.2022 N 696, об отказе в предварительном согласовании предоставления Товариществу в безвозмездное пользование сроком на 5 лет земельного участка для ведения садоводства с утверждением схемы расположения земельного участка площадью 12 200 кв. м на кадастровом плане в кадастровых кварталах 47:08:0000000, 47:08:080141001, 47:08:01442002 по адресу: Ленинградская обл., Всеволожский район, массив Белоостров; обязании Администрации предварительно согласовать предоставление Товариществу в безвозмездное пользование сроком на 5 лет указанного земельного участка для ведения садоводства с утверждением схемы расположения земельного участка.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены федеральное государственное казенное учреждение "Управление лесного хозяйства и природопользования" Министерства обороны Российской Федерации, адрес: 119435, Москва, Большая Пироговская ул., д. 21, стр. 2, ОГРН 1107746633521, ИНН 7704761773, в лице Морозовского лесничества Министерства обороны Российской Федерации (далее - Учреждение); публично-правовая компания "Роскадастр", адрес: 107078, Москва, Орликов пер., д. 10, стр. 1, ОГРН 1227700700633, ИНН 7708410783, в лице филиала по Ленинградской области, адрес: 197046, Санкт-Петербург, вн.тер.г. муниципальный округ Посадский, ул. Чапаева, д. 15, к. 2, лит. Б.
Решением от 05.09.2023 заявление удовлетворено.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.01.2024 данное решение оставлено без изменения.
Учреждение в кассационной жалобе просит отменить названные судебные акты, ссылаясь на неправильное применение судами норм права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. По мнению подателя жалобы, в материалы дела представлены достаточные доказательства нахождения спорного земельного участка в границах Морозовского лесничества; спорная территория из границ Морозовского лесничества не исключалась, участок Министерством обороны Российской Федерации (далее - Министерство) в муниципальную собственность не передавался; испрашиваемый участок пересекается с границами военного лесничества, земельные участки, на которых расположены закрепленные за военным лесничеством леса, относятся к землям обороны, а не к землям лесного фонда, и находятся в федеральной собственности.
Администрация в отзыве на кассационную жалобу указывает на правомерность оспариваемого решения, считая, что у органа местного самоуправления с учетом поступившего ответа Учреждения имелись достаточные основания для отказа в предварительном согласовании предоставления испрашиваемого участка.
В судебном заседании представитель Учреждения поддержал кассационную жалобу, подтвердив приведенные в ней доводы. Представитель Товарищества против удовлетворения жалобы возражал, считая выводы судов правильными.
Другие лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, однако в суд своих представителей не направили, что в соответствии со статьей 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не может служить препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Товарищество является садоводческим некоммерческим объединением граждан, созданным на основании решения учредителей от 09.01.2021, оформленного протоколом N 1.
Общим собранием членов Товарищества от 29.08.2021 принято решение, оформленное протоколом N 2, обратиться в Администрацию за оформлением земельного участка площадью 12 200 кв. м, расположенного по адресу: Ленинградская обл., Всеволожский р-н, массив Белоостров, на землях сельскохозяйственного назначения, с разрешенным использованием "ведение садоводства", на праве срочного пользования сроком на 5 лет с целью организации садоводства.
По результатам рассмотрения обращения Товарищества от 18.10.2022 на заседании межведомственной земельной комиссии Администрации от 09.11.2022 принято решение, оформленное выпиской из протокола N 23, который утвержден постановлением Администрации от 10.11.2022 N 696, об отказе Товариществу в предварительном согласовании земельного участка на основании подпункта 1 пункта 8 статьи 39.15, подпункта 3 пункта 16 статьи 11.10, пункта 7 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ).
Товарищество, считая, что данное решение противоречит правилам землепользования и застройки и генеральному плану муниципального образования и оснований для отказа в предоставлении испрашиваемого участка не имелось, обратилось в арбитражный суд с настоящими требованиями.
В силу подпункта 11 пункта 2 статьи 39.10 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в безвозмездное пользование садоводческим или огородническим некоммерческим товариществам на срок не более чем пять лет.
Порядок предоставления земельных участков без проведения торгов регламентирован статьей 39.14 ЗК РФ, исходя из которой в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок, необходимо подготовить схему расположения земельного участка и подать в уполномоченный орган заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка.
Порядок предварительного согласования предоставления земельного участка определен статьей 39.15 ЗК РФ.
Пунктом 8 статьи 39.15 ЗК РФ установлены основания для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка. К таким основаниям, в частности, относится невозможность утверждения схемы расположения земельного участка, приложенной к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 ЗК РФ (подпункт 1 пункта 8 статьи 39.15).
В свою очередь, подпунктом 3 пункта 16 статьи 11.10.ЗК РФ в качестве основания для отказа в утверждении схемы предусмотрена разработка схемы с нарушением предусмотренных статьей 11.9 ЗК РФ требований к образуемым земельным участкам.
Согласно пункту 7 статьи 11.9 ЗК РФ (в редакции, действовавшей на дату обращения Товарищества и принятия Администрацией оспариваемого решения) не допускается образование земельного участка, границы которого пересекают границы территориальных зон, лесничеств, лесопарков, за исключением земельного участка, образуемого для проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, размещения линейных объектов, гидротехнических сооружений, а также водохранилищ, иных искусственных водных объектов.
Как установлено судами и подтверждается материалами дела, первоначально земельный участок площадью 12 200 кв. м в координатах поворотных точек, соответствующих координатам точек согласно приложенной к обращению Товарищества схеме, был сформирован 25.04.2014 с присвоением участку кадастрового номера 47:08:0141002:97.
Распоряжением Правительства Ленинградской области от 30.10.2014 N 570-р земельный участок площадью 12 200 кв. м с кадастровым номером 47:08:0141002:97, расположенный по адресу: Ленинградская обл., Всеволожский р-н, массив Белоостров, находящийся в государственной неразграниченной собственности, был отнесен к категории земель сельскохозяйственного назначения с определением границ участка согласно кадастровой выписке о земельном участке.
Сведения о земельном участке были внесены в кадастр недвижимости со статусом "временные" со сроком действия временного характера до 26.04.2019; данный земельный участок в связи с отсутствием зарегистрированных прав на него был снят с кадастрового учета 11.03.2022.
В связи с получением заявления Товарищества Администрация направила межведомственные запросы относительно испрашиваемого Товариществом участка.
Согласно ответу Комитета по природным ресурсам Ленинградской области от 02.09.2022 N 02-16697/2022 участок не имеет пересечений с землями лесного фонда Всеволожского лесничества.
По сообщению федерального государственного казенного учреждения "Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны от 15.08.2022 N 141/2-8960 испрашиваемый участок расположен вне границ земельных участков, состоящих на учете в учреждении, однако находится в 124 квартале Озерского участкового лесничества Морозовского лесничества Министерства обороны Российской Федерации - филиала Учреждения.
В соответствии с письмом Учреждения от 13.07.2022 N 25/1242 образуемый участок входит в границы Озерского участкового лесничества Морозовского лесничества, квартал 123, выдел 4; на основании пункта 2 Порядка закрепления лесов, расположенных на землях обороны, за федеральным органом исполнительной власти по вопросам обороны, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 02.02.98 N 135 (далее - Порядок), леса, расположенные на землях обороны по состоянию на 01.01.98, закреплены за Министерством с целью их постоянного использования для обеспечения нужд обороны.
Суды, удовлетворяя требования Товарищества, исходили из того, что не представлены доказательства наложения испрашиваемого земельного участка на земли лесного фонда, в отсутствие в Едином государственном реестре недвижимости сведений о границах земельного участка из состава земель лесного фонда не представляется возможным установить пересечение границ образуемого участка с границами земельного участка, входящего в состав земель лесного фонда, сослались также на ответ Комитета по природным ресурсам Ленинградской области об отсутствии пересечений границ испрашиваемого земельного участка с землями лесного фонда Всеволожского лесничества.
Между тем суды не учли следующее.
В силу статьи 101 ЗК РФ, статьи 6.1 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) к землям лесного фонда относятся лесные земли и нелесные земли. Состав земель лесного фонда устанавливается лесным законодательством.
К лесным землям относятся земли, на которых расположены леса, и земли, предназначенные для лесовосстановления (вырубки, гари, редины, пустыри, прогалины и другие). К нелесным землям относятся земли, необходимые для освоения лесов (просеки, дороги и другие), и земли, неудобные для использования (болота, каменистые россыпи и другие). Границы земель лесного фонда определяются границами лесничеств (статья 6.1 ЛК РФ).
Исходя из статьи 6 ЛК РФ леса могут располагаться на землях сельскохозяйственного назначения и иных землях. Особенности использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях, не относящихся к землям лесного фонда, определяются статьями 120-123 названного Кодекса.
Использование, охрана, защита, воспроизводство лесов, расположенных на землях, не относящихся к землям лесного фонда, осуществляются в соответствии с целевым назначением таких земель (статья 120 ЛК РФ).
На землях обороны и безопасности могут располагаться леса, которые подлежат освоению с соблюдением целевого назначения таких земель. Для использования лесов, расположенных на землях обороны и безопасности, создаются военные лесничества в соответствии со статьей 23 названного Кодекса (статья 121 ЛК РФ).
В силу статьи 23 ЛК РФ лесничества создаются на землях, в том числе, обороны и безопасности, на которых расположены леса.
Суды при рассмотрении дела ошибочно исходили из недоказанности пересечения границ испрашиваемого участка с землями лесного фонда, поскольку в данном случае основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка послужило формирование участка в границах военного лесничества, образованного на землях обороны и безопасности, о чем свидетельствует и ответ Комитета по природным ресурсам Ленинградской области, согласно которому испрашиваемый участок не имеет пересечения границ с землями лесного фонда, находящимися в ведении органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области лесных отношений.
В силу статьи 17 ЗК РФ, статьи 1 Федерального закона от 31.05.96 N 61-ФЗ "Об обороне" земля и другие природные ресурсы, предоставленные для нужд Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, находятся в федеральной собственности.
Учреждение в лице Морозовского лесничества, возражая против заявленных требований, указывало следующее. В соответствии с Порядком за Министерством были закреплены леса, расположенные на землях обороны, в том числе на территории спорного земельного участка в квартале 123 Озерского участкового лесничества Морозовского лесничества. Приказом Федеральной службы лесного хозяйства (далее - Рослесхоз) и Министерства от 13.04.99 N 86/136 утверждены акты о передаче (приемке) лесов, расположенных на землях Министерства, в том числе в Ленинградской области площадью 289 916 га. Леса, расположенные на землях обороны в Ленинградской области, переданы Морозовскому лесничеству по сводному акту от 27.11.98. Границы лесов определены в одновременно переданных от Рослесхоза лесоустроительных планшетах, позволяющих установить расположение границ на местности. Морозовское лесничество представило в дело названные приказ и сводный акт, выписку из таксационного описания Озерского участкового лесничества Морозовского лесничества по материалам лесоустройства 2019 года, выкопировку из лесоустроительного планшета N 22 квартала 123, выдел 4 Озерского участкового лесничества Морозовского лесничества.
Указанным доводам Морозовского лесничества и представленным им документам суды не дали надлежащую оценку, рассмотрев требование Товарищества применительно к пересечению спорного участка с землями лесного фонда, государственная собственность на которые не разграничена.
Совпадение испрашиваемого земельного участка согласно схеме по координатам поворотных точек с ранее стоявшим на кадастровом учете участком 47:08:0141002:97 само по себе не может служить подтверждением законности формирования спорного участка.
При таком положении обжалуемые судебные акты подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение в арбитражный суд первой инстанции. При повторном рассмотрении дела суду необходимо с учетом изложенного выше определить местоположение испрашиваемого земельного участка относительно земель иных категорий, орган, уполномоченный на распоряжение участком, в зависимости от его местоположения в составе земель определенной категории, разрешить спор исходя из установленных обстоятельств.
Учитывая изложенное, руководствуясь статьями 286, 287, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 05.09.2023 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.01.2024 по делу N А56-11659/2023 отменить.
Дело передать на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
Председательствующий |
И.В. Сергеева |
Судьи |
И.В. Сергеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Использование, охрана, защита, воспроизводство лесов, расположенных на землях, не относящихся к землям лесного фонда, осуществляются в соответствии с целевым назначением таких земель (статья 120 ЛК РФ).
На землях обороны и безопасности могут располагаться леса, которые подлежат освоению с соблюдением целевого назначения таких земель. Для использования лесов, расположенных на землях обороны и безопасности, создаются военные лесничества в соответствии со статьей 23 названного Кодекса (статья 121 ЛК РФ).
В силу статьи 23 ЛК РФ лесничества создаются на землях, в том числе, обороны и безопасности, на которых расположены леса.
...
В силу статьи 17 ЗК РФ, статьи 1 Федерального закона от 31.05.96 N 61-ФЗ "Об обороне" земля и другие природные ресурсы, предоставленные для нужд Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, находятся в федеральной собственности."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 6 мая 2024 г. N Ф07-3473/24 по делу N А56-11659/2023