06 мая 2024 г. |
Дело N А26-4898/2023 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Мунтян Л.Б., судей Соколовой С.В., Толкунова В.М.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Огис Трейд" Васильевой И.В. (доверенность от 12.04.2024),
рассмотрев в открытом судебном заседании 02.05.2024 кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Карелия на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.12.2023 по делу N А26-4898/2023,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Огис Трейд", адрес: 117105, Москва, пр-д Нагорный, д.12Б, пом. 23-24А, 28-30А, ОГРН 1187746914541, ИНН 7724459031 (далее - ООО "Огис Трейд", Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением об оспаривании решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Карелия, адрес: 185031, Республика Карелия, г. Петрозаводск, наб. Варкауса, д.1а, ОГРН 1021000526326, ИНН 1001041153 (далее - УФАС, Управление) от 15.02.2023 по делу N 010/06/106-82/2023.
Судом к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Карелия, адрес: 185910, Республика Карелия, г. Петрозаводск, ул. Кирова, д.23, ОГРН 1021000524874, ИНН 1001040791 (далее - Фонд, Заказчик).
Решением суда от 19.07.2023, Обществу в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением апелляционной инстанции от 05.12.2023, решение суда от 19.07.2023 отменено. Суд признал незаконным решение УФАС от 15.02.2023 по делу N 010/06/106-82/2023 и взыскал с Управления в пользу Общества 4500 руб. расходов по государственной пошлине за рассмотрение дела в судах первой и апелляционной инстанций. Суд также возвратил Обществу из федерального бюджета 1500 руб. излишне уплаченной государственной пошлины по апелляционной жалобе, перечисленной платежным поручением от 17.08.2023 N 925.
В кассационной жалобе УФАС просит постановление апелляционной инстанции от 05.12.2023 отменить и оставить в силе решение суда первой инстанции от 19.07.2023, ссылаясь на неправильное применение апелляционным судом норм материального права и необъективную оценку закупочной документации. Управление настаивает на правомерности действия Заказчика при отклонении заявки ООО "Огис Трейд" на основании пункта 1 части 12 статьи 48 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ, Закон о контрактной системе, Закон) поскольку в заявке был предложен товар, не соответствующий описанию объекта закупки. Иной вывод апелляционного суда считает ошибочным.
Фонд направил в суд отзыв на жалобу в котором согласился с позицией Управления.
Представители УФАС и Фонда, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, в суд не явились. Жалоба рассмотрена в их отсутствие (часть 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; далее - АПК РФ).
В судебном заседании представитель Общества с доводами жалобы не согласился.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела и установлено судами, 26.12.2022 Фонд на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru) разместил извещение N 0206100000322000147 о проведении аукциона в электронной форме на поставку подгузников для взрослых для обеспечения инвалидов. Описание объекта закупки (Техническое задание) приведено в Приложении N 1 к извещению N 0206100000322000147.
Закупка проводилась в соответствии с Законом N 44-ФЗ.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика от 31.01.2023 заявка ООО "Огис Трейд" отклонена на основании пункта 1 части 12 статьи 48 Закона N 44-ФЗ, в связи с непредставлением информации и документов, предусмотренных извещением, несоответствием таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, поскольку участник предложил подгузники для взрослых одноразового использования медицинского назначения "Standart Plus" производства ООО "БелЭмса" Республика Беларусь с характеристиками Модель размера "S" (55-80 см), Модель размера "M" (70-120 см), Модель размера "L" (100-145 см), Модель размера "XL" (130-170 см), не соответствовавшим техническим характеристикам, установленным в Приложении N 1 "Описание объекта закупки" к извещению об осуществлении закупки.
Полагая отклонение заявки незаконным, Общество обратилось в УФАС с жалобой (вх. N 682/23 от 06.02.2023) на указанные действия аукционной комиссии Заказчика.
По результатам внеплановой проверки (в порядке части 15 статьи 99 Закона N 44-ФЗ) УФАС приняло решение от 15.02.2023 по делу N 010/06/106-82/2023 которым жалоба Общества признана необоснованной, поскольку участником был предложен к поставке товар, который по размерам S, L, XL не соответствует требованиям заказчика по такой характеристике как объем талии/бедер. Кроме того, Общество в заявке отразило сведения об объеме талии/бедер по размерам S, L, XL (до 90 см, до 150 см, до 175 см), представив документы, в которых отражены сведения, не соответствующие требованиям заказчика. С учетом данных обстоятельств, Управление пришло к выводу о правомерном отклонении заявки Общества на основании пункта 1 части 12 статьи 48 Закона N 44-ФЗ.
Не согласившись с решением антимонопольного органа, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, отказывая Обществу в удовлетворении заявленных требований, указал на наличие у антимонопольного органа правовых и фактических оснований для принятия оспариваемого решения и вывода о правомерном отклонении заявки Общества на основании пункта 1 части 12 статьи 48 Закона N 44-ФЗ. Суд согласился с доводами УФАС и Заказчика, что Общество предложило к поставке товар, который по размерам "S", "L", "XL", не соответствует требованиям Заказчика, ввиду несоответствия характеристики по объему талии/бедер.
Апелляционный суд при повторном рассмотрении дела, такой вывод суда первой инстанции не поддержал и, сопоставив требования Заказчика к Описанию объекта закупки (Приложение N 1 к извещению N 0206100000322000147) с указанными Обществом в заявке сведениями о товаре, пришел к противоположному выводу о том, что Обществом в заявке указаны сведения о товаре и предложен к поставке товар, соответствующий требованиям Описания объекта закупки (Приложения N 1 к извещению N 0206100000322000147).
При рассмотрении спора по существу апелляционный суд правомерно исходил из принципов и целей правового регулирования закупочной деятельности (часть 1 статьи 1, статья 6 Закона о контрактной системе), приоритета конкурентных способов осуществления закупок (статья 24 Закона), а равно наличия у заказчика права на отклонение вторых частей заявок (часть 12 статьи 48 Закона), в силу пункта 1 которой соответствующая заявка подлежит отклонению в случае непредставления (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом) в заявке на участие в закупке информации и документов, предусмотренных извещением об осуществлении закупки в соответствии с настоящим Федеральным законом (за исключением информации и документов, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 настоящего Федерального закона), несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки.
Как указано выше, в рассматриваемом случае причиной отклонения заявки участника на основании пункта 1 части 12 статьи 48 Закона N 44-ФЗ стало несоответствие указанных в заявке сведений о товаре требованиям описания объекта закупки, указанных в Приложение N 1 к извещению N 0206100000322000147, а именно, по утверждению Заказчика предложенный к поставке товар по размерам "S", "L", "XL" не соответствовал характеристикам по объему талии/бедер.
Согласно части 1 статьи 49 Закона N 44-ФЗ электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки.
Такое извещение должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона (пункт 1 части 2 статьи 42 Закона N 44-ФЗ).
Как указано в части 1 статьи 33 Закона N 44-ФЗ, заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак в следующих случаях:
а) сопровождение такого указания словами "или эквивалент";
б) несовместимость товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимость обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
в) осуществление закупки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
г) осуществление закупки медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинской документации пациента и журнале врачебной комиссии. Перечень указанных медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии;
3) описание объекта закупки может включать в себя спецификации, планы, чертежи, эскизы, фотографии, результаты работы, тестирования, требования, в том числе в отношении проведения испытаний, методов испытаний, упаковки в соответствии с требованиями Гражданского кодекса Российской Федерации, маркировки, этикеток, подтверждения соответствия, процессов и методов производства в соответствии с требованиями технических регламентов, документов, разрабатываемых и применяемых в национальной системе стандартизации, технических условий, а также в отношении условных обозначений и терминологии.
Документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги требованиям заказчика. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться (часть 2 статьи 33 Закона N 44-ФЗ).
Указанная информация позволяет довести до неопределенного круга лиц сведения о потребности заказчика относительно требований к поставляемому товару, что в свою очередь позволит участникам закупки надлежащим образом оформить заявку на участие в закупке. Таким образом, реализуются цели и принципы законодательства о контрактной системе в части прозрачности определения поставщика, равного доступа к участию в торгах и недопустимости ограничения числа участников закупки.
Во исполнение вышеупомянутых требований, Заказчик в извещении N 0206100000322000147 о проведении закупки указал код КТРУ 17.22.12.130-00000001 "Подгузники для взрослых", которому соответствуют следующие виды товара: подгузники для взрослых, размер S (объем талии/бедер до 90 см.); подгузники для взрослых, размер М (объем талии/бедер до 120 см.); подгузники для взрослых, размер L (объем талии/бедер до 150 см.); подгузники для взрослых, размер XL (объем талии/бедер до 175 см.).
Функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики объекта закупки представлены в описании объекта закупки (Техническое задание), являющееся Приложением N 1 к извещению N 0206100000322000147, в котором указаны, в том числе, следующие характеристики:
- подгузники для взрослых, размер S (объем талии/бедер до 90 см.);
- подгузники для взрослых, размер М (объем талии/бедер до 120 см.);
- подгузники для взрослых, размер L (объем талии/бедер до 150 см.);
- подгузники для взрослых, размер XL (объем талии/бедер до 175 см.).
Также в Описании объекта закупки (Техническое задание) Заказчик указал, что подгузники для взрослых должны соответствовать требованиям ГОСТ Р 55082-2012 "Изделия бумажные медицинского назначения. Подгузники для взрослых" (далее - ГОСТ Р 55082-2012).
Так, согласно пункту 4.1 ГОСТ Р 55082-2012 в зависимости от обхвата талии/бедер человека изготовляют подгузники согласно размерного ряда по обхвату талии/бедер, см.: Сверхмалые - до 60 см, Малые - до 90 см, Средние - до 120, Большие - до 150, Сверхбольшие - до 175 см. (Примечание: Классификация подгузников по группам и условные обозначения групп соответствуют условным обозначениям, принятым в международной практике. В условные обозначения могут быть включены номера подгузников в соответствии с национальной и (или) международной практикой. Допускаются другие варианты размерного ряда в каждой группе подгузников, устанавливаемые изготовителем).
Кроме того, Заказчик в Требованиях к содержанию, составу заявки на участие в закупке и инструкции по ее заполнению (далее - Требования) в пункте 2 указал, что заявка на участие в закупке должна содержать предложение участника закупки в отношении объекта закупки с учетом положений части 2 статьи 43 Закона N 44-ФЗ характеристики предлагаемого участником закупки товара, соответствующие показателям, установленным в Описании объекта закупки в соответствии с частью 2 статьи 33 Закона N 44-ФЗ и обусловил, что подача заявки на участие в закупке означает согласие участника закупки, подавшего такую заявку, на поставку товара, выполнение работ, оказание услуги на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки, и в соответствии с заявкой такого участника закупки на участие в закупке.
Из материалов дела усматривается, что Общество оформило свою заявку в соответствии с вышеуказанными Требованиями и в соответствующей графе "Характеристики изделия, которые должны быть в наличии у товара" участником обозначены размеры "S" (объем талии/бедер до 90 см.), "М" (объем талии/бедер до 120 см.), "L" (объем талии/бедер до 150 см.), "XL" (объем талии/бедер до 175 см.), что соответствует требованиям Заказчика.
При этом, в графе "Наименование" участник отразил наименование товара "Подгузники для взрослых одноразового использования медицинского назначения" со следующими сведениями:
- "Standart Plus" Smail (S) 30 шт./уп, модель размера "S" (55-80 см.) страна происхождения "Республика Беларусь", торговая марка Senso Med;
- "Standart Plus" Medium (M) 30 шт./уп, модель размера "М" (70-120 см.) страна происхождения "Республика Беларусь", торговая марка Senso Med;
- "Standart Plus" Large (L) 30 шт./уп, модель размера "L" (100-145 см.) страна происхождения "Республика Беларусь", торговая марка Senso Med;
- "Standart Plus" Large (XL) 30 шт./уп, модель размера "XL" (130-170 см.) страна происхождения "Республика Беларусь", торговая марка Senso Med.
В составе заявки Общество также представило регистрационное удостоверение МИ-RUBY-000017 от 08.07.2022, приложение к регистрационному удостоверению MH-RUBY-000017 от 08.07.2022, сертификат о происхождении товара форма СТ-1, а также паспорта качества производителя ООО "БелЭмса" из которых следует, что указанные Обществом модели размеров отражают следующую информацию о размерном ряде по обхвату талии/бедер:
- размер "S" размерный ряд по обхвату талии/бедер, см. 55-80;
- размер "М" размерный ряд по обхвату талии/бедер, см. 70-120;
- размер "L" размерный ряд по обхвату талии/бедер, см. 100-145;
- размер "XL" размерный ряд по обхвату талии/бедер, см. 130-170.
Апелляционный суд, оценив указанные Заказчиком параметры закупаемых товаров (при отсутствии формулировок о потребности в определенных показателях объема талии/бедер), учитывая Требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке и инструкции по ее заполнению, принимая во внимание содержание приложенного к заявке Общества регистрационного удостоверения МИ-RUBY-000017 от 08.07.2022, сертификата соответствия N РОСС.RU.НХ37.Н6412 N 0609571, паспортов качества на подгузники ООО "БэлЭмса", письма ООО "БелЭмса" от 30.01.2023, письма Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 13.02.2023 N 1646-ИК/03, а равно обязательность соблюдения участниками закупки требований ГОСТ Р 55082-2012, пришел к выводу о том, что заявка Общества соответствовала требованиям документации и не содержала недостоверных сведений.
Суд удостоверился, что Общество в своей заявке предложило товары в соответствии с требованиями ГОСТ Р 55082-2012, Описанием объекта закупки и показателями, установленными производителем подгузников для взрослых производителя ООО "БелЭмса", поскольку предложенный Обществом к поставке товар по размерам S (обхват талии/бедер 55-80 см.), L (обхват талии/бедер 100-145 см.), XL (обхват талии/бедер 130-170 см.) соответствует требованиям Заказчика по объему талии/бедер по размерам S, L, XL (до 90 см., до 150 см., до 175 см.): при обозначении объема талии/бедер Обществом приведены значения характеристик менее максимального значения (например, по размеру S указанный заявителем обхват талии/бедер 55-80 см., что охватывается требованием Заказчика - до 90 см.).
Суд округа с таким выводом апелляционного суда соглашается, поскольку утверждение Заказчика о необходимости представить товар исключительно по наибольшему ("крайнему") значению размера соответствующего линейной сетки (S, L, XL), при одновременном указании в закупочной документации на возможность использования размерного ряда с разрешительным диапазоном - до 90 см., до 150 см., до 175 см., является ничем необоснованным.
При этом следует отметить, что исходя из положений пункта 2 части 1 статьи 33 Закона N 44-ФЗ, заказчик имеет возможность и право установить характеристики товара, соответствующие его потребностям, обосновав необходимость использования таких показателей.
Вместе с тем, в данном случае Заказчик при проведении спорного аукциона в электронной форме не указал в документации информацию, что закупка проводилась для удовлетворения потребностей только определенной категории инвалидов с конкретными показателями объема талии/бедер применительно к требованиям Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
С учетом вышеизложенного следует признать, что Обществом в заявке указаны сведения о товаре и предложен к поставке товар, соответствующий требованиям Описания объекта закупки (Приложения N 1 к извещению N 0206100000322000147) и у Заказчика оснований для отклонения заявки Общества на основании пункта 1 части 12 статьи 48 Закона N 44-ФЗ не имелось.
Как следствие, оспариваемое решение УФАС от 10.02.2023 по делу N 010/06/106-82/2023 не соответствует Закону N 44-ФЗ и нарушает права Общества в сфере осуществления предпринимательской деятельности (часть 2 статьи 201 АПК РФ).
Позиция, изложенная в жалобе, сводится к необходимости переоценки установленных апелляционным судом обстоятельств, его выводов по делу. Поскольку выводы суда соответствуют имеющимся в деле доказательствам, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права, которые в соответствии со статьей 288 АПК РФ являются основанием к отмене судебного акта, не установлено, оснований для отмены обжалуемого судебного акта не имеется (статьи 286 - 288 АПК РФ).
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286, 287 (пункт 1 части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда 05.12.2023 по делу N А26-4898/2023 оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Карелия - без удовлетворения.
Председательствующий |
Л.Б. Мунтян |
Судьи |
Л.Б. Мунтян |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суд округа с таким выводом апелляционного суда соглашается, поскольку утверждение Заказчика о необходимости представить товар исключительно по наибольшему ("крайнему") значению размера соответствующего линейной сетки (S, L, XL), при одновременном указании в закупочной документации на возможность использования размерного ряда с разрешительным диапазоном - до 90 см., до 150 см., до 175 см., является ничем необоснованным.
При этом следует отметить, что исходя из положений пункта 2 части 1 статьи 33 Закона N 44-ФЗ, заказчик имеет возможность и право установить характеристики товара, соответствующие его потребностям, обосновав необходимость использования таких показателей.
Вместе с тем, в данном случае Заказчик при проведении спорного аукциона в электронной форме не указал в документации информацию, что закупка проводилась для удовлетворения потребностей только определенной категории инвалидов с конкретными показателями объема талии/бедер применительно к требованиям Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
С учетом вышеизложенного следует признать, что Обществом в заявке указаны сведения о товаре и предложен к поставке товар, соответствующий требованиям Описания объекта закупки (Приложения N 1 к извещению N 0206100000322000147) и у Заказчика оснований для отклонения заявки Общества на основании пункта 1 части 12 статьи 48 Закона N 44-ФЗ не имелось."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 6 мая 2024 г. N Ф07-2519/24 по делу N А26-4898/2023