07 мая 2024 г. |
Дело N А56-59084/2023 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Алешкевича О.А., судей Савицкой И.Г., Толкунова В.М.,
при участии от публичного акционерного общества "ЛОЭСК-Электрические сети Санкт-Петербурга и Ленинградской области" Зыбина И.Ю. (доверенность от 01.01.2024),
рассмотрев 07.05.2024 в открытом судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества "ЛОЭСК - Электрические сети Санкт-Петербурга и Ленинградской области" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 22.08.2023 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.12.2023 по делу N А56-59084/2023,
УСТАНОВИЛ:
публичное акционерное общество "ЛОЭСК-Электрические сети Санкт-Петербурга и Ленинградской области" (187342, Ленинградская обл., г. Кировск, ул. Ладожская, д. 3А; ОГРН 1044700565172; ИНН 4703074613; далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области (191124, г. Санкт-Петербург, ул. Смольного, д. 3; ОГРН 1089847323026; ИНН 7840396953; далее - Управление) от 08.06.2023 N 047/04/9.21-1053/2023 о привлечении заявителя к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением суда первой инстанции от 22.08.2023 оспариваемое постановление Управления изменено, размер штрафа снижен до 300 000 руб.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 05.12.2023 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права и на несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, просит решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда отменить. По мнению подателя жалобы, оснований для привлечения его к административной ответственности не имеется.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы жалобы.
Жалоба рассмотрена в отсутствие представителя Управления, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, на основании заявлений Демчик Н.В. от 05.04.2023, от 07.04.2023, от 11.04.2023, а также ООО "БалтТехМаш" от 05.05.2023 Управление провело проверку соблюдения Обществом законодательства об электроэнергетике.
В ходе проверки выявлено, что Общество в течение 10 рабочих дней со дня поступления заявки Демчик Н.В. от 21.12.2022 N 22-05/01-1065Ф на осуществление технологического присоединения энергопринимающих устройств объекта, расположенного по адресу: Ленинградская обл., г. Выборг, Балашовское ш., д. 1, СНТ "Цветущий мыс", участок 203, кадастровый номер 47:01:0124003:63, а также заявки ООО "БалтТехМаш" от 21.03.2023 N 23-06/02-041 на осуществление технологического присоединения энергопринимающих устройств объекта, расположенного по адресу: Ленинградская обл., Гатчинский р-н, г.п. Тайцы, ул. Карьерная, участок 1Б, кадастровый номер: 47:23:1303001:270, не разместило в личных кабинетах заявителей условия типового договора об осуществлении технологического присоединения, счет на оплату, подписанные технические условия, содержащие перечень мероприятий по технологическому присоединению, инструкцию.
При этом Общество 19.01.2023 выставило Демчик Н.В. условия типового договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, технические условия, содержащие перечень мероприятий по технологическому присоединению, счет на оплату в размере 130 500 руб. без применения льготного тарифа.
По указанным фактам Управление составило в отношении Общества протокол от 25.05.2023 N 4033/23 об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, а постановлением от 08.06.2023 N 047/04/9.21-1053/2023 привлекло его к административной ответственности, назначив наказание в виде штрафа в размере 600 000 руб.
Общество не согласилось с постановлением Управления о привлечении к административной ответственности и обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, однако, руководствуясь частью 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ, изменил постановление Управления, уменьшив размер штрафа до 300 000 руб.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и оставил решение без изменения.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает, что жалоба не подлежит удовлетворению в силу следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, в том числе объектов микрогенерации, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (далее - технологическое присоединение), осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.
Технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом. Указанный договор является публичным.
Технологическое присоединение осуществляется в сроки, определяемые в порядке, установленном Правительством Российской Федерации или уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти.
Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила N 861).
Согласно пункту 3 Правил N 861 сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им настоящих Правил.
Независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с лицами, указанными в пунктах 12.1, 14 и 34 настоящих Правил, обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании, а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению.
В соответствии с пунктом 105 Правил N 861 в отношении заявителя, указанного в пунктах 12(1), 13(2)-13(5) и 14 настоящих Правил, сетевая организация в течение 10 рабочих дней со дня поступления заявки размещает в личном кабинете заявителя: условия типового договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям согласно приложению N 17; счет на оплату технологического присоединения по договору; подписанные со стороны сетевой организации технические условия, содержащие перечень мероприятий по технологическому присоединению в соответствии с пунктами 25(1), 25(6) и 25(7) настоящих Правил, а также срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению со стороны заявителя и сетевой организации; инструкцию, содержащую последовательный перечень мероприятий, обеспечивающих безопасное осуществление действиями заявителя фактического присоединения и фактического приема напряжения и мощности.
В данном случае судами первой и апелляционной инстанций установлено, что Общество, получив 21.12.2022 заявку Демчик Н.В. и 21.03.2023 заявку ООО "БалтТехМаш", в срок до 11.01.2022 и 02.05.2023 соответственно не разместило в личных кабинетах заявителей документы, указанные в пункте 105 Правил N 861.
В соответствии с абзацем тринадцатым пункта 17 Правил N 861 положения абзацев первого-пятого настоящего пункта не применяются, в частности, для случаев заключения договора лицами, указанными в статье 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
Судами установлено, что к заявке Демчик Н.В. были приложены все документы предусмотренные пунктами 9, 10 Правил N 861, а также справка по инвалидности.
Суды установили, что Демчик Н.В. на момент рассмотрения ее заявления представила в Управление письмо Комитета по социальной защите населения Ленинградской области от 22.02.2023 N Д-169/2023-0-1, в котором приводятся выдержки из приказа Комитета от 29.11.2022 N 541-п, в соответствии с которым установлена льготная ставка при технологическом присоединении к электросетям в размере 8700 руб. за 1 кВт запрашиваемой максимальной мощности. Также отдельным категориям граждан с 01.01.2023 определена стоимость мероприятий по технологическому присоединению в размере 1060 руб./кВт, а именно инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов.
Помимо этого Демчик Н.В. представлено письмо Министерства энергетики Российской Федерации от 03.02.2023 N 07-609, в котором приводится ссылка на постановление Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии к электрическим сетям и признании утратившими силу отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" о сохранении льготы инвалидам.
В соответствии с абзацем седьмым пункта 87 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановление Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 30.06.2022 N 1178) льготная ставка за 1 кВт запрашиваемой максимальной мощности при технологическом присоединении объектов микрогенерации заявителей - физических лиц, в том числе при одновременном технологическом присоединении энергопринимающих устройств заявителей - физических лиц, максимальная мощность которых не превышает 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенных в данной точке присоединения энергопринимающих устройств), и объектов микрогенерации, а также энергопринимающих устройств заявителей - физических лиц, максимальная мощность которых не превышает 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенных в данной точке присоединения энергопринимающих устройств), устанавливается в отношении всей совокупности мероприятий по технологическому присоединению в размере не более 10 000 руб. за кВт (превышение указанного значения допускается по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов) и не менее 3000 руб. за кВт - с 1 июля 2022 г., 4000 руб. за кВт - с 1 июля 2023 г. и 5000 руб. за кВт - с 1 июля 2024 г. (а в случаях, предусмотренных абзацами одиннадцатым - девятнадцатым пункта 17 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, - в размере 1000 руб. за кВт) при присоединении энергопринимающих устройств и (или) объектов микрогенерации, присоединяемых по третьей категории надежности к объектам электросетевого хозяйства сетевой организации на уровне напряжения 0,4 кВ и ниже, при условии, что расстояние от границ участка заявителя до ближайшего объекта электрической сети необходимого заявителю класса напряжения, в которую подана заявка, составляет не более 300 м. в городах и поселках городского типа и не более 500 м. в сельской местности. Предусмотренные настоящим пунктом значения льготной ставки за 1 кВт запрашиваемой максимальной мощности ежегодно, начиная с 1 января 2023 г., индексируются с учетом совокупности индексов цен производителей по подразделу "Строительство" раздела "Капитальные вложения (инвестиции)", публикуемых Министерством экономического развития Российской Федерации (при отсутствии этого индекса используется индекс потребительских цен).
Как установили суды, Общество не применило для Демчик Н.В. льготный тариф, нарушило срок рассмотрения заявки.
При этом судами установлено, что Общество ранее привлекалось к административной ответственности за нарушение правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа, порядка подключения (технологического присоединения).
Повторное нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям влечет административную ответственность, предусмотренную частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Исходя из отсутствия доказательств невозможности выполнения Обществом упомянутых требований в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые невозможно предвидеть и предотвратить при соблюдении обычной степени заботливости и осмотрительности, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в его действиях состава административного правонарушения, с чем согласился и суд апелляционной инстанции.
Каких-либо процессуальных нарушений, допущенных Управлением в ходе производства по делу об административном правонарушении, а также признаков малозначительности указанного административного правонарушения, судами не выявлено.
В соответствии с частью 3 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.
Выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам, установленным по делу, и имеющимся в деле доказательствам. Поскольку нормы материального и процессуального права применены судами правильно, кассационная инстанция не находит оснований для иной оценки обстоятельств дела и отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 22.08.2023 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.12.2023 по делу N А56-59084/2023 оставить без изменения, а кассационную жалобу акционерного общества "ЛОЭСК - Электрические сети Санкт-Петербурга и Ленинградской области" - без удовлетворения.
Председательствующий |
О.А. Алешкевич |
Судьи |
О.А. Алешкевич |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Повторное нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям влечет административную ответственность, предусмотренную частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 7 мая 2024 г. N Ф07-4975/24 по делу N А56-59084/2023