14 мая 2024 г. |
Дело N А21-13529/2022 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Толкунова В.М., судей Кудина А.Г., Мунтян Л.Б.,
рассмотрев 06.05.2024 в открытом судебном заседании кассационную жалобу федерального казенного учреждения "Лечебное исправительное учреждение N 5 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Калининградской области" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 14.09.2023 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.12.2023 по делу N А21-13529/2022,
УСТАНОВИЛ:
Северо-Западное межрегиональное Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, адрес: 191014, Санкт-Петербург, Литейный пр., д. 39, ОГРН 1099847008546, ИНН 7841417074 (далее - Управление), обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с иском к федеральному казенному учреждению "Лечебное исправительное учреждение N 5 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Калининградской области", адрес: 238224, Калининградская обл., Гвардейский р-н, п. Озерки, ул. Чекистов, д. 1А, ОГРН 1023902273702, ИНН 3916006006 (далее - Учреждение), о взыскании в доход федерального бюджета 420 000 руб. в возмещение вреда, причиненного почвам в результате загрязнения жидкими бытовыми отходами (далее - ЖБО) земельного участка с кадастровым номером 39:02:160001 в пос. Озерки Гвардейского района Калининградской области (далее - Участок).
Судом к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены администрация муниципального образования "Гвардейский муниципальный округ Калининградской области", адрес: 238210, Калининградская обл., г. Гвардейск, Юбилейная ул., д. 6, ОГРН 1023902272327, ИНН 3916002844 (далее - Администрация), муниципальное унитарное предприятие муниципального образования "Гвардейский муниципальный округ Калининградской области" "Комсервис", адрес: 238210, Калининградская обл., г. Гвардейск, пл. Победы, д. 3 (далее - МУП "Комсервис"), общество с ограниченной ответственностью (далее - ООО) "Финансовая система", адрес: 238224, Калининградская обл., Гвардейский р-н, п. Озерки, ОГРН 1063906149878, ИНН 3906162937, ООО "Балтинком", адрес: 238224, Калининградская обл., Гвардейский р-н, п. Озерки, ОГРН 1113926019723, ИНН 3906238872.
Решением суда первой инстанции от 14.09.2023, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 21.12.2023, исковые требования удовлетворены.
В кассационной жалобе Учреждение просит отменить состоявшиеся судебные акты и принять по делу новый судебный акт - об отказе в иске, поскольку признанный судами расчет размера вреда включает общий размер ущерба почвам, который причинен не только Учреждением. Судами проигнорированы представленные ответчиком доказательства того, что в спорный колодец, из которого произошел перелив сточных вод на рельеф местности, направлялись канализационные стоки, поступающие не только от Учреждения, но и промышленных предприятий (ООО "Авангард", ООО "Финансовая система", ООО "Балтинком", мебельной фабрики ООО "Мебельный трест"), части домов жилой застройки поселка. Судами не учтены затраты на устранение нарушения, а также то, что суммы компенсации по искам о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, подлежат зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации по нормативу 100 процентов.
От Управления поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя.
Стороны и третьи лица надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания, своих представителей не направили, в связи с чем кассационная жалоба рассмотрена в их отсутствие в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, из Калининградской межрайонной природоохранной прокуратуры в Управление поступили материалы (от 13.09.2021 вх. N 24117) о нарушениях экологического законодательства Российской Федерации при организации водоотведения на территории Учреждения (ответчика) и загрязнении окружающей среды в пос. Озерки Гвардейского городского округа Калининградской области.
Согласно указанным материалам природоохранной прокуратурой 07.09.2021 и 09.09.2021 с привлечением сотрудников Министерства природных ресурсов и экологии Калининградской области проведена проверка. В ходе проведенных мероприятий 07.09.2021 на территории общего доступа в районе ул. Чекистов (земли неразграниченной государственной собственности, кадастровый квартал 39:02:160001) в пос. Озерки Гвардейского района Калининградской области в точке с географическими координатами 54.63672 20.90267 обнаружен канализационный смотровой колодец, из которого неочищенные ЖБО самотеком размещались на открытую почву и далее растекались по земельному участку.
В результате размещения на открытом рельефе местности ЖБО происходит загрязнение, истощение, деградация, порча почв, иное негативное воздействие на земли и почвы.
Установлено, что на расстоянии около 80 м от колодца в районе Школьной ул. в пос. Озерки на земельном участке с кадастровым номером 39:02:160003:16 расположены не функционирующие (полуразрушенные) очистные сооружения. Ограждение территории сооружений отсутствует (демонтировано), а сама территория заросла кустарником и сорной растительностью, частично засорена твердыми коммунальными отходами.
Указанные очистные сооружения и смотровой колодец являются частью коммуникаций, ранее являвшихся системой водоотведения и принадлежащих на праве собственности ООО "Финансовая система" (третьему лицу).
При этом каких-либо договорных отношений об организации водоснабжения или водоотведения между ООО "Финансовая система" и Учреждением не имеется. Доказательств обратного в материалы дела не представлено.
Также было проведено обследование закрытой (охраняемой) территории Учреждения, расположенного по адресу: 238224, Калининградская обл., Гвардейский р-н, пос. Озерки, ул. Чекистов, д. 1а. На указанной территории Учреждения в точке с географическими координатами 54.74861 20.33819 обнаружен канализационный колодец хозяйственно-бытовой канализации Учреждения. В колодце установлено наличие хозяйственно-бытовых стоков, а также их движение по системе канализации.
09.09.2021 природоохранной прокуратурой с привлечением специалистов ФГБУ "ЦЛАТИ по Северо-Западному федеральному округу - ЦЛАТИ по Калининградской области" произведен отбор проб ЖБО, переливающихся на открытый рельеф из канализационного колодца, расположенного в районе ул. Чекистов в пос. Озерки в точке с географическими координатами 54.63672 20.90267.
Также был произведен отбор проб хозяйственно-бытовых стоков из канализационного колодца, расположенного на территории Учреждения в точке с географическими координатами 54.74861 20.33819.
По результатам лабораторных исследований установлена идентичность загрязняющих веществ, содержащихся в пробах, взятых из канализационного колодца, расположенного на территории Учреждения, и пробах, взятых из канализационного колодца, расположенного в районе ул. Чекистов в пос. Озерки.
Установлено, что в указанных пробах отмечается значительное содержание таких загрязняющих веществ, как: БПК5, БПКп, ионы аммония, нитрат-ион, нитрит-ион, фосфат-ионы, СПАВ анионоактивны, что указывает на отсутствие какой-либо очистки хозяйственно-бытовых стоков, представляющих собой отходы водоотведения.
Из материалов дела следует, что с целью выявления принадлежности ЖБО, поступающих на открытый рельеф местности из колодца по ул. Чекистов в пос. Озерки, 15.09.2021 в 10 ч 09 мин природоохранной прокуратурой с привлечением специалистов МУП "Комсервис" произведена засыпка реагента "Уранин А" зеленого цвета в канализационный колодец, расположенный на территории Учреждения в точке с географическими координатами 54.74861 20.33819.
15.09.2021 в 12 ч 30 мин указанный реагент "Уранин А" был обнаружен проверяющими в жидких бытовых отходах, поступающих из колодца по ул. Чекистов в пос. Озерки.
Таким образом, контролирующим органом была установлена принадлежность ЖБО Учреждения, перемещающихся по коммуникациям, принадлежащим ООО "Финансовая система" и не относящимся к централизованной системе водоотведения.
В рамках административного расследования 21.09.2021 Управлением с привлечением специалистов ФГБУ "ЦЛАТИ по Северо-Западному федеральному округу - ЦЛАТИ по Калининградской области" в присутствии представителей Администрации Бураковой А.Н. и Мартыновой И.А. произведен отбор 2-х проб сточной воды и 8-ми проб почв на земельном участке, на который осуществляется сброс отходов (этот участок не сформирован и находится в неразграниченной государственной собственности, кадастровый квартал 39:02:160001).
В соответствии с заключением экспертной организации от 29.09.2021 N 11-121-21-ЭА по результатам проведенных лабораторных исследований, измерений и испытаний почв и анализа протоколов исследований установлено наличие превышения концентрации загрязняющих веществ над фоновыми концентрациями, установленными на сопредельной территории (этого же кадастрового квартала), не испытывающей негативного воздействия, согласно данным таблицы, приведенной в обжалованных судебных актах.
В качестве предельно допустимых концентраций вредных веществ в почвах взяты значения концентраций этих загрязняющих веществ на фоновой площадке.
В материалы дела представлены фототаблицы осмотров и обследований.
Осуществив расчет размера вреда, причиненного почвам (как объекту охраны окружающей среды) в результате загрязнения ЖБО Участка, Управление 24.12.2021 направило в адрес Учреждения предложение о добровольном возмещении вреда в размере 420 000 руб. с приложением соответствующего письменного расчета.
Письмом от 02.02.2022 ответчик не признал факт причинения вреда почвам.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения Управления в суд с иском.
Суд первой инстанции пришел к выводу об обоснованности исковых требований.
Суд апелляционной инстанции с позицией суда первой инстанции согласился.
Суд кассационной инстанции, изучив доводы жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) отходы производства и потребления - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с указанным Федеральным законом.
Пунктом 23 статьи 2 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416-ФЗ) установлено, что сточные воды - это принимаемые от абонентов в централизованные системы водоотведения воды, а также дождевые, талые, инфильтрационные, поливомоечные, дренажные воды, если централизованная система водоотведения предназначена для приема таких вод.
Согласно пункту 2 статьи 2 Закона N 416-ФЗ водоотведение - прием, транспортировка и очистка сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения.
На основании пункта 1 статьи 8 Закона N 416-ФЗ организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, обязаны обеспечивать горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение, осуществлять иную регулируемую деятельность в сфере водоснабжения и водоотведения путем эксплуатации централизованных и не централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, централизованных систем водоотведения или отдельных объектов таких систем в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона.
В силу пункта 19 статьи 1 Водного кодекса Российской Федерации (далее - ВК РФ) сточные воды - дождевые, талые, инфильтрационные, поливомоечные, дренажные воды, сточные воды централизованной системы водоотведения и другие воды, отведение (сброс) которых в водные объекты осуществляется после их использования или сток которых осуществляется с водосборной площади.
Согласно статье 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны, в частности, не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.
Федеральным законом от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ) установлены общие требования в области охраны окружающей среды при осуществлении хозяйственной и иной деятельности.
Частью 1 статьи 34 Закона N 7-ФЗ установлено, что размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.
На основании части 2 статьи 39 Закона N 7-ФЗ юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также наилучших доступных технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 51 Закона N 7-ФЗ отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещается сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.
Как следует из статьи 11 Закона N 89-ФЗ, юридические лица и индивидуальные предприниматели и другие лица при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны в том числе соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека.
В соответствии с пунктами 17 и 18 Санитарных правил и норм СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению населения, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий" вывоз и сброс отходов в места, не предназначенные для обращения с отходами, запрещен.
В населенных пунктах без централизованной системы водоотведения накопление ЖБО должно осуществляться в локальных очистных сооружениях либо в подземных водонепроницаемых сооружениях как отдельных, так и в составе дворовых уборных.
Суды двух инстанций, приняв во внимание представленные в дело доказательства, пришли к правомерному выводу о доказанности загрязнения, истощения, деградации и порчи почв названного Участка в результате действий ответчика. Судами не приняты надлежаще не подтвержденные доводы ответчика о необходимости зачета затрат на устранение нарушения.
Постановлением Управления от 17.11.2021 N АД-1193/12/2021 Учреждение признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решением Гвардейского районного суда Калининградской области от 09.03.2022 названное постановление признано законным и обоснованным, размер штрафа снижен до 50 000 руб.
Ранее решением того же районного суда от 27.10.2021 по делу N 2-906/2021 Учреждение обязано прекратить сброс неочищенных сточных вод в сети водоотведения, принять меры по организации водоотведения на своей территории в соответствии с требованиями действующего природоохранного законодательства в течение месяца с момента вступления решения суда в законную силу.
В решении Гвардейского районного суда Калининградской области от 09.03.2022 по делу N 12-10/2022 установлено, что Учреждение самовольно, без ведома и разрешения ООО "Финансовая система", осуществляет сброс сточных вод в очистные сооружения.
На основании статьи 77 Закона N 7-ФЗ юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.
Частью 1 статьи 78 Закона N 7-ФЗ установлено, что компенсация вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется добровольно либо по решению суда или арбитражного суда.
Расчет размера вреда проверен судами двух инстанций, признан обоснованным.
Доводы ответчика о неверном взыскании вреда в доход федерального бюджета не учитывают, что речь идет о земельном участке неразграниченной государственной собственности и касается уже порядка дальнейшего исполнения судебного акта, в исковом заявлении в реквизитах зачисления значится "УФК по Калининградской области".
Таким образом, обжалуемые судебные акты являются по существу правильными, нарушений норм материального и процессуального права, влекущих их отмену, не допущено, оценка доказательств произведена судами с учетом требований статей 9, 65-71 АПК РФ в их совокупности и взаимной связи.
Переоценка судом кассационной инстанции доказательств по делу, в том числе их допустимости, достаточности, достоверности, не допускается (пункт 32 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции", часть 3 статьи 286, часть 2 статьи 287 АПК РФ).
Основания для изменения либо отмены обжалованных судебных актов отсутствуют (статья 288 АПК РФ).
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Калининградской области от 14.09.2023 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.12.2023 по делу N А21-13529/2022 оставить без изменения, а кассационную жалобу федерального казенного учреждения "Лечебное исправительное учреждение N 5 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Калининградской области" - без удовлетворения.
Председательствующий |
В.М. Толкунов |
Судьи |
В.М. Толкунов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с пунктами 17 и 18 Санитарных правил и норм СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению населения, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий" вывоз и сброс отходов в места, не предназначенные для обращения с отходами, запрещен.
...
Постановлением Управления от 17.11.2021 N АД-1193/12/2021 Учреждение признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
...
На основании статьи 77 Закона N 7-ФЗ юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.
Частью 1 статьи 78 Закона N 7-ФЗ установлено, что компенсация вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется добровольно либо по решению суда или арбитражного суда."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 14 мая 2024 г. N Ф07-2497/24 по делу N А21-13529/2022