15 мая 2024 г. |
Дело N А05-9539/2022 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Журавлевой О.Р., судей Корабухиной Л.И., Лущаева С.В.,
рассмотрев 15.05.2024 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области на решение Арбитражного суда Архангельской области от 30.10.2023 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.01.2024 по делу N А05-9539/2022,
УСТАНОВИЛ:
Министерство топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области (ОГРН 1042900022626, ИНН 2901127253; адрес: 163004, Архангельская область, город Архангельск, проспект Троицкий, дом 49; далее - Министерство) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Уютный город" (ОГРН 1132907000456, ИНН 2924005452; адрес: 165160, Архангельская область, город Шенкурск, улица Кудрявцева, дом 5а; далее - Общество) о взыскании 4 862 449 руб. 72 коп., в том числе 4 850 834 руб. 17 коп. необоснованно полученных средств субсидии на возмещение недополученных доходов, возникающих в результате государственного регулирования розничных цен на топливо твердое, реализуемое населению для нужд отопления, за 2020 - 2021 годы и 11 615 руб. 55 коп. пеней, начисленных за период с 18.08.2022 по 25.08.2022 с последующим их начислением по день фактической уплаты долга.
Определением суда от 16.02.2023 в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена администрация Шенкурского муниципального округа Архангельской области.
Решением суда от 30.10.2023, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 23.01.2024, в удовлетворении исковых требований Министерству отказано.
В кассационной жалобе Министерство, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права и несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, просит обжалуемые судебные акты отменить и удовлетворить заявленные требования.
По мнению подателя жалобы, Обществом неправомерно включен в расчет средств субсидии на возмещение недополученных доходов, возникающих в результате государственного регулировании розничных цен на топливо твердое, реализуемое населению для нужд отопления, объем топлива, реализованный: гражданам, проживающим в жилых помещениях, имеющих одновременно печное и центральное отопление; гражданам, по которым не подтверждено право собственности или иное законное основание пользования ими жилыми помещениями, в которые осуществлялась поставка дров.
Стороны и третье лицо извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения жалобы, однако их представители в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Министерством и Обществом заключены договоры от 10.06.2020 N 24-Д (далее - договор N 24-Д) и от 11.02.2021 N 23-Д (далее - договор N 23-Д) о предоставлении из областного бюджета субсидии на возмещение недополученных доходов, возникающих в результате государственного регулирования розничных цен на топливо твердое, реализуемое населению для нужд отопления.
В соответствии с распоряжением Министерства от 11.04.2022 N 293-р в отношении ответчика проведена плановая камеральная проверка соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий на возмещение недополученных доходов, возникающих в результате государственного регулирования розничных цен на топливо твердое, реализуемое населению для нужд отопления, за 2020-2021 годы.
Результаты проверки отражены в акте проверки от 13.07.2022 N 203/06-06/78.
В ходе проведенной проверки Министерство пришло к выводу о том, что Обществом допущено завышение в расчетах за 2020 и 2021 годы объема топлива твердого на 160 куб. м и 1 868,45 куб. м соответственно, что привело к необоснованному получению средств субсидии за 2020 год в размере 1 490 250 руб., за 2021 год в размере 3 954 537 руб. 73 коп., всего в сумме 5 444 787 руб. 73 коп.
В связи с выявленными нарушениями Министерством Обществу выставлено требование от 14.07.2022 N 203/06-06/4868 о возврате средств субсидии, в котором ответчику предложено в течение 10 рабочих дней со дня предъявления требования произвести возврат 5 444 787 руб. 73 коп. средств субсидии.
Поскольку требование о возврате средств субсидии Обществом не исполнено, Министерство обратилось в суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении исковых требований.
Апелляционный суд поддержал позицию суда первой инстанции.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, приходит к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.
На основании пунктов 2 и 3 статьи 78 БК РФ субсидии предоставляются в случаях и порядке, предусмотренных законами (решениями) о бюджете и принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами, в которых определяются цели предоставления субсидий и критерии отбора лиц, имеющих право на получение субсидий.
В случае нарушения получателями субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат в порядке, определенном нормативными правовыми актами, возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации (пункт 3.1 статьи 78 БК РФ).
Порядок предоставления субсидий на возмещение недополученных доходов, возникающих в результате государственного регулирования розничных цен на топливо твердое, реализуемое населению для нужд отопления утвержден постановлением Правительства Архангельской области от 15.10.2013 N 487-пп "Об утверждении государственной программы Архангельской области "Развитие энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области" (далее - Порядок).
В силу пункта 18 Порядка получатели субсидии ежемесячно, не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным, представляют в Министерство расчеты фактической потребности в средствах субсидии по форме, утвержденной постановлением Министерства, в том числе путем заполнения соответствующих форм в государственной информационной системе Архангельской области "Комплексная информационно-аналитическая система Архангельской области", и списки граждан, получивших топливо твердое (дрова) для печного отопления жилых помещений в многоквартирном доме или жилого дома, по формам, утвержденным Министерством.
Согласно пункту 19 Порядка объем топлива твердого, принимаемый для расчета размера субсидии, определяется по установленным нормативам потребления и не должен превышать объем годовой потребности в топливе твердом, рассчитанной с учетом установленных нормативов потребления.
Объем реализации топлива твердого подтверждается сведениями об объеме, указанными в списках граждан, получивших топливо твердое (дрова) для печного отопления жилых помещений в многоквартирном доме или жилого дома, согласованных уполномоченным лицом органа местного самоуправления муниципального образования Архангельской области, на территории которого проживают граждане и осуществляет свою деятельность получатель субсидии, данными регистров бухгалтерского учета и первичными учетными документами за отчетный период.
Аналогичный порядок расчета субсидии согласован сторонами в пунктах 3.1 и 6.1.1 договоров на 2020 и 2021 годы.
При этом получатель субсидии должен обеспечить достоверность представленных сведений, в том числе, в части не превышения годовой потребности.
Поставка топлива твердого населению в спорном объеме материалами дела подтверждена. Доказательств наличия претензий со стороны лиц из списка-реестра граждан, получающих топливо твердое, относительно отсутствия доставки им данного ресурса, истцом в дело не предъявлено.
В ходе проверки Министерство пришло к выводу о том, что Общество необоснованно включало в расчеты субсидии объемы топлива твердого, реализованного гражданам, проживающим в домах с центральным отоплением.
Вместе с тем Министерством не опровергнут факт наличия в таких домах печного и центрального отопления одновременно.
Само по себе наличие печного отопления в домах с таким видом благоустройства является основанием для установления соответствующего норматива потребления коммунальной услуги.
С учетом изложенного и принимая во внимание, что наличие печного отопления в домах подтверждено материалами дела, суды обеих инстанций правомерно отклонили доводы Министерства о необоснованном предоставлении субсидии на поставку твердого топлива по спорным адресам.
В кассационной жалобе Министерство также указывает, что подлежит возврату Обществом сумма по топливу, реализованному гражданам, по которым не подтверждено право собственности или иное законное основание пользования жилыми помещениями.
Суды обеих инстанции отклонили данный довод Министерства, поскольку ни Порядком, ни договорами N 24-Д, N 23-Д не предусмотрена обязанность Общества при реализации дров населению по истребованию у покупателей документов, подтверждающих право собственности либо иное основание использования жилого помещения, по адресу которого производится поставка дров.
Кроме того, Министерство, заявляя спорную сумму к возврату, доказательств поставки ответчиком топлива ненадлежащим потребителям не предъявило.
Согласно пунктам 18 и 19 Порядка субсидии предоставляются на основании списков граждан, получивших топливо твердое (дрова) для печного отопления жилых помещений в многоквартирном доме или жилого дома, предоставляемых по формам, утвержденным Министерством. Данные списки должны быть согласованы уполномоченным лицом органа местного самоуправления муниципального образования Архангельской области, на территории которого проживают граждане, и осуществляет свою деятельность получатель субсидии. Предоставление Министерству каких-либо иных документов не предусмотрено.
Несогласие подателя жалобы с произведенной судами оценкой фактических обстоятельств дела не свидетельствует о неправильном применении норм материального и процессуального права и не может быть положено в обоснование отмены обжалуемых судебных актов.
С учетом изложенного следует признать, что суды обеих инстанций правильно установили обстоятельства дела, всесторонне, полно и объективно исследовали все представленные сторонами доказательства и дали им надлежащую правовую оценку, обжалуемые судебные акты соответствуют нормам материального и процессуального права.
При таких обстоятельствах отсутствуют основания для удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 30.10.2023 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.01.2024 по делу N А05-9539/2022 оставить без изменения, а кассационную жалобу Министерства топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
О.Р. Журавлева |
Судьи |
О.Р. Журавлева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с пунктом 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.
На основании пунктов 2 и 3 статьи 78 БК РФ субсидии предоставляются в случаях и порядке, предусмотренных законами (решениями) о бюджете и принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами, в которых определяются цели предоставления субсидий и критерии отбора лиц, имеющих право на получение субсидий.
В случае нарушения получателями субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат в порядке, определенном нормативными правовыми актами, возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации (пункт 3.1 статьи 78 БК РФ)."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 15 мая 2024 г. N Ф07-5042/24 по делу N А05-9539/2022