16 мая 2024 г. |
Дело N А26-5574/2023 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Савицкой И.Г., судей Соколовой С.В., Толкунова В.М.,
рассмотрев 15.05.2024 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Форест-Групп" на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 15.09.2023 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.01.2024 по делу N А26-5574/2023,
УСТАНОВИЛ:
Министерство природных ресурсов и экологии Республики Карелия, адрес: 185035, Республика Карелия, г. Петрозаводск, ул. Андропова, д. 2/24, ОГРН 1071001000828, ИНН 1001016090 (далее - Министерство), обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с иском о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "Форест-Групп", адрес: 185035, Республика Карелия, г. Петрозаводск, ул. Фридриха Энгельса, д. 10, пом. 19, каб. 5, ОГРН 1116324002530, ИНН 1001245816 (далее - ООО "Форест-Групп", Общество), 479 141,44 руб. арендной платы по сроку оплаты на 15.04.2023 согласно договору аренды лесного участка от 18.12.2007 (далее - Договор) и 1181,44 руб. договорной неустойки, начисленной за несвоевременное внесение арендных платежей за период с 16.04.2023 по 27.04.2023, всего 480 322,44 руб.
Определением Арбитражного суда Республики Карелия от 02.06.2023 иск принят к производству суда, дело назначено к рассмотрению в порядке упрощенного производства в соответствии со статьей 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В ходе рассмотрения дела суд пришел к выводу о наличии основания для рассмотрения дела по общим правилам искового производства и определением от 01.08.2023 перешел к рассмотрению дела по общим правилам искового производства.
Решением Арбитражного суда Республики Карелия от 15.09.2023, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.01.2024, иск удовлетворен.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение судами двух инстанций норм материального и процессуального права, а также неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для рассмотрения дела, просит отменить принятые судебные акты и отказать в удовлетворении иска.
Как указывает податель жалобы, у Общества не возникло обязанности по уплате арендной платы по сроку платежа 15.04.2023, так как отсутствует со стороны арендодателя встречное исполнение обязательства по передаче лесного ресурса и арендодатель незаконно требует внесение аванса; в договоре или нормативных актах не установлено право арендодателя начислять арендную плату в течение года по средней ставке, рассчитанной по данным лесных деклараций за предшествующий год (2022); расчет платежей должен осуществляться исходя из сведений текущего 2023 года.
Податель жалобы считает приложение N 4 к Договору необязательным к исполнению, не соответствующим условиям лесного конкурса (протокол торгов от 02.12.2005 N 98) и пунктов 2.1, 2.2 и 2.3 Договора.
В представленном отзыве на кассационную жалобу Министерство возражает против ее удовлетворения, просит принятые по делу судебные акты оставить без изменения.
Стороны в судебное заседание своих представителей не направили. Министерство заявило ходатайство о рассмотрении кассационной жалобы в отсутствие его представителя. Кассационная жалоба рассмотрена согласно части 3 статьи 284 АПК РФ в отсутствие представителей сторон.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, отношения сторон регулируются Договором от 18.12.2007 с учетом внесенных изменений дополнительным соглашением от 10.05.2017, по условиям которого Обществу (арендатору) с целью заготовки древесины во временное пользование (аренду) передан лесной участок площадью 26 675,5 га, расположенный на территории Олонецкого центрального лесничества (Республика Карелия).
Согласно пункту 1.4 Договора лесной участок передан арендатору для использования в целях и объемах согласно приложению N 3 к Договору.
В соответствии с пунктом 3.4.10 Договора арендатор обязан полностью осваивать установленный материалами лесоустройства и/или проектом освоения лесов ежегодный размер отпуска древесины (расчетную лесосеку).
В пункте 2.1 Договора установлено, что для определения размера арендной платы учитывается вид использования лесов, размер участка, годовой размер лесопользования на арендуемом лесном участке, действующие ставки платы за данный вид использования лесов и повышающий коэффициент в размере 1.6, установленный по итогам конкурса.
В соответствии с пунктом 2.2 Договора арендатор вносит арендную плату в соответствии с приложением N 4 к Договору.
Министерство письмом от 28.12.2022 N 1224 направило Обществу приложение N 4 к Договору, содержащее годовой объем заготовки древесины на 2023 год (18,8 тыс. куб м.); повышающий конкурсный коэффициент (1,6); расчет арендной платы в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности" (далее - Постановление N 310) с учетом коэффициента 3, установленного постановлением Правительства Российской Федерации от 23.12.2022 N 2405 "О применении в 2023-2026 годах коэффициентов к ставкам платы за единицу объема лесных ресурсов и ставкам платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности"; сумму арендной платы и сроки ее внесения в 2023 году (общая сумма арендных платежей за год составила 4 791 414 руб., а размер арендной платы по сроку 15.04.2023 - 479 141 руб.).
Письмо от 28.12.2022 N 1224 получено Обществом 09.01.2023.
Министерство, установив отсутствие уплаты арендных платежей по сроку 15.04.2023, направило в адрес Общества претензии от 27.04.2023 N 25 и 27 с требованием уплатить образовавшуюся задолженность и начисленные пени.
Оставление Обществом указанных претензий без исполнения послужило основанием для обращения Министерства в арбитражный суд с рассматриваемым иском.
Суд первой инстанции признал исковые требования Министерства подлежащими удовлетворению. Апелляционный суд поддержал выводы суда первой инстанции.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает кассационную жалобу Общества неподлежащей удовлетворению в силу следующего.
Согласно части 1 статьи 78 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) договоры аренды лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, заключаются по результатам аукционов, проводимых путем повышения начальной цены предмета аукциона (начального размера арендной платы или начальной цены заготавливаемой древесины).
Начальный размер арендной платы определяется в соответствии со статьей 73 ЛК РФ, но не ниже минимального размера арендной платы (пункт 4 части 4 статьи 79 ЛК РФ).
Из пункта 4 статьи 73 ЛК РФ следует, что для аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации, муниципальной собственности, ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности, утверждены Постановлением N 310.
Как указывалось выше, разделом 2 Договора установлено, что размер арендной платы устанавливается с учетом вида использования лесов, размера участка, годового размера лесопользования на арендуемом лесном участке, действующих ставок платы за данный вид использования лесов и повышающего конкурсного коэффициента в размере 1,6.
Суды, отклоняя довод Общества о наличии у него обязанности по уплате арендных платежей только исходя из объемов фактически изъятой древесины, обоснованно указали, что арендатор исходя из условий раздела 2 Договора обязан вносить арендные платежи за установленный среднегодовой объем использования лесов, то есть как за фактически изъятый объем древесины, так и за недоосвоенный ее объем согласно проекту освоения лесов.
Арендатор, принимая решение об участии в конкурсе по передаче в аренду участка лесного фонда и подписывая договор аренды лесного участка, был ознакомлен и согласен с методикой и порядком расчета арендной платы за арендуемый лесной участок. Неподписание ответчиком приложения N 4 к Договору не освобождает его от обязанности внесения арендной платы в установленные Договором сроки и в размере, определяемом Министерством исходя из минимальных ставок, установленных Постановлением N 310, повышающего коэффициента, установленного по результатам торгов, размера участка и вида использования лесов применительно к расчетной лесосеке, используемой Обществом в соответствии с проектом освоения лесов.
Принимая во внимание установленные обстоятельства дела, суды правомерно взыскали с Общества 479 141 руб. арендных платежей по сроку платежа на 15.04.2023, а также 1181,44 руб. пеней, начисленных за несвоевременное внесение арендной платы за период с 16.04.2023 по 27.04.2023 (всего 480 322,44 руб.).
Доводы, приведенные ООО "Форест-Групп" в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения судами первой и апелляционной инстанций и получили надлежащую правовую оценку.
Иная оценка подателем жалобы обстоятельств спора не свидетельствует о неправильном применении судами норм права.
При рассмотрении дела судами установлены и надлежаще оценены все существенные для дела обстоятельства. Выводы судов первой и апелляционной инстанций основаны на всестороннем и полном исследовании доказательств по делу. Нормы материального права применены правильно. Нарушений норм процессуального права, которые могли бы явиться основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Карелия от 15.09.2023 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.01.2024 по делу N А26-5574/2023 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Форест-Групп" - без удовлетворения.
Председательствующий |
И.Г. Савицкая |
Судьи |
И.Г. Савицкая |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно части 1 статьи 78 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) договоры аренды лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, заключаются по результатам аукционов, проводимых путем повышения начальной цены предмета аукциона (начального размера арендной платы или начальной цены заготавливаемой древесины).
Начальный размер арендной платы определяется в соответствии со статьей 73 ЛК РФ, но не ниже минимального размера арендной платы (пункт 4 части 4 статьи 79 ЛК РФ).
Из пункта 4 статьи 73 ЛК РФ следует, что для аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации, муниципальной собственности, ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 16 мая 2024 г. N Ф07-4626/24 по делу N А26-5574/2023