16 мая 2024 г. |
Дело N А13-6455/2023 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Толкунова В.М., судей Алешкевича О.А., Аникиной Е.А.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Тарнога-ЖилКомсервис" Круглова А.Л. (доверенность от 11.06.2023),
рассмотрев 13.05.2024 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Северного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования на постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.12.2023 по делу N А13-6455/2023,
УСТАНОВИЛ:
Северное межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, адрес: 163000, г. Архангельск, Троицкий просп., д. 14, ОГРН 1042900024562, ИНН 2901127831 (далее - Управление), обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к обществу с ограниченной ответственностью "Тарнога-ЖилКомсервис", адрес: 161560, Вологодская обл., Тарногский р-н, с. Тарногский Городок, Советская ул., д. 27, ОГРН 1113535000204, ИНН 3517804109 (далее - Общество), о взыскании 1 422 253 руб. 72 коп., в том числе: 1 235 024 руб. 07 коп. платы за негативное воздействие на окружающую среду (далее - НВОС) за 2021 год, 187 229 руб. 65 коп. пени за период с 02.03.2022 по 03.04.2023.
Решением суда первой инстанции от 05.10.2023 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 18.12.2023 решение суда первой инстанции отменено, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе Управление просит отменить постановление апелляционного суда и оставить в силе решение суда первой инстанции. По мнению Управления, судами не учтено, в представленной ответчиком декларации о воздействии на окружающую среду (далее - Декларация) расчет нормативов допустимых выбросов в атмосферный воздух не представлен, ввиду чего декларация является недействительной. Подача декларации отменяет действие ранее выданного разрешения на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными объектами (далее - Разрешение), в связи с чем Управлением обоснованно применен повышающий коэффициент при расчете платы за выбросы.
В судебном заседании представитель Общества возразил против доводов кассационной жалобы.
Управление, надлежащим образом извещенное о времени и месте судебного заседания, своих представителей не направило, что в соответствии с частью 3 статьи 284 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения кассационной жалобы.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, Общество осуществляет деятельность, оказывающую НВОС, на объекте размещения отходов - полигон твердых бытовых отходов, с. Тарногский Городок (код объекта 19- 0135-000814-П, II категория) и, соответственно, в силу пункта 1 статьи 16, статьи 16.1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ) обязано вносить плату за НВОС.
Ответчик представил Декларацию за 2021 год на сумму 178 745 руб. 92 коп., согласно которой размер платы за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками составил 25 204 руб. 56 коп., а размер платы за размещение твердых коммунальных отходов - 153 541 руб. 36 коп.
Управлением первичная Декларация от 22.02.2022 N 6237514 отклонена ввиду отсутствия в приложении документов: журнала учета движения отходов за отчетный период (пункт 3 "в" примечаний к приказу Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 10.12.2020 N 1043 "Об утверждении Порядка представления декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду и ее формы и о признании утратившими силу приказов Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 9 января 2017 года N 3 и от 30 декабря 2019 года N 899").
Общество 24.05.2022 представило уточненную Декларацию N 6880242, приложив журнал учета движения отходов за отчетный период. Данная Декларация принята Управлением 27.05.2022, о чем свидетельствует отчет о рассмотрении декларации из личного кабинета природопользователя.
В первичной и уточненной Декларациях отражено, что расчет платы за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками произведен в соответствии с Разрешением N 19-928ф со сроком действия с 20.02.2018 по 14.12.2022.
Платежными поручениями от 22.02.2022 N 68 на сумму 25 204 руб. 56 коп., от 22.02.2022 N 69 на сумму 153 541 руб. 36 коп. Общество перечислило исчисленную плату за НВОС за 2021 год.
Согласно акту проведения контроля за исчислением платы за НВОС от 21.12.2022 N 66 представленная Обществом Декларация от 30.11.2020 не соответствует требованиям приказа Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 11.10.2018 N 509 "Об утверждении формы декларации о воздействии на окружающую среду и порядка ее заполнения, в том числе в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью", а именно: в качестве приложений к декларации Обществом не представлен расчет нормативов допустимых выбросов в атмосферный воздух.
В связи с этим Управление пришло к выводу, что представленная Декларация является недействительной.
В акте от 21.12.2022 N 66 также отражено, что при отсутствии действующего Разрешения и/или непредставлении Декларации плата за период с 01.01.2021 по 31.12.2021 считается сверхлимитной и рассчитывается с применением повышающего коэффициента (пункт 21.1 Правил исчисления и взимания платы, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2017 N 255 "Об исчислении и взимании платы за негативное воздействие на окружающую среду"; далее - Правила N 255). Для объектов I и II категории данный коэффициент исходя из положений Закона N 7-ФЗ равен 100.
Кроме того, согласно акту от 21.12.2022 N 66 при расчете платы за НВОС за 2021 год Общество неправомерно применило коэффициент Кот, который предусмотрен пунктом 17 Правил N 255 и представляет собой дополнительный коэффициент к ставкам платы в отношении территорий и объектов, находящихся под особой охраной в соответствии с федеральными законами, равный 2.
На основании акта проверки ввиду отсутствия у Общества разрешительной документации Управление произвело начисление платы за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными объектами с применением 100-кратного повышающего коэффициента, согласно расчету размер платы составил 1 260 228 руб. 63 коп.
С учетом внесения Обществом платы за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками за 2021 год в размере 25 204 руб. 56 коп., задолженность, как указывает Управление, составляет 1 235 024 руб. 07 коп.
В адрес Общества направлено требование о предоставлении лицом, обязанным вносить плату за НВОС, пояснений и (или) внесении исправлений в Декларацию от 10.11.2022 N 04-02-14/12378. Данное требование получено Обществом 17.11.2022.
С указанным требованием Общество не согласилось, представило возражения от 25.11.2022 N 49, 50, в которых указало, что Декларация от 30.11.2020 отозвана Обществом письмом от 22.12.2020 ввиду некомплектности и в связи с этим расчет платы за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками за 2021 год произведен в соответствии с действующим Разрешением от 20.02.2018 N 19-928ф.
На основании акта от 21.12.2022 N 66 Управление направило 18.01.2023 в адрес Общества требование от 21.12.2022 N 41 (получено 25.01.2023) о доначислении платы за НВОС в размере 1 235 024 руб. 07 коп.
В требовании от 03.04.2023, полученном Обществом 07.04.2023, Управление сообщило о начислении Обществу пени в размере 59 744 руб. 29 коп. на основании пункта 33 Правил N 255, предоставив срок для уплаты пени - 10 календарных дней.
Ссылаясь на то, что претензионные требования о внесении доначисленной платы за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками за 2021 год и об уплате пеней оставлены Обществом без удовлетворения, Управление обратилось в суд.
Суд первой инстанции, рассмотрев заявленные требования, счел их правомерными и удовлетворил.
Суд апелляционной инстанции отменил решение суда первой инстанции и отказал в удовлетворении заявленных требований.
Суд кассационной инстанции, изучив доводы жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
В силу статьи 1 Закона N 7-ФЗ НВОС признается воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.
Согласно статье 16 Закона N 7-ФЗ плата за НВОС взимается за следующие его виды, в том числе: выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками.
Пунктом 1 статьи 16.1 Закона N 7-ФЗ предусмотрено, что плату за НВОС обязаны вносить юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации, континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую НВОС, за исключением юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах IV категории.
Платежной базой для исчисления платы за НВОС является объем или масса выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ либо объем или масса размещенных в отчетном периоде отходов производства и потребления. Платежная база определяется лицами, обязанными вносить плату, самостоятельно на основе данных производственного экологического контроля.
При определении платежной базы учитываются объем и (или) масса выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ в пределах нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов, временно разрешенных выбросов, временно разрешенных сбросов, превышающие такие нормативы, выбросы и сбросы (включая аварийные), а также учитываются лимиты на размещение отходов производства и потребления и их превышение (статья 16.2 Закона N 7-ФЗ).
В силу пункта 1 статьи 16.3 Закона N 7-ФЗ плата за НВОС исчисляется лицами, обязанными вносить плату, самостоятельно путем умножения величины платежной базы по каждому загрязняющему веществу, включенному в перечень загрязняющих веществ, по классу опасности отходов производства и потребления на соответствующие ставки указанной платы с применением коэффициентов, установленных настоящей статьей, и суммирования полученных величин.
В соответствии с пунктами 2, 3 статьи 16.4 Закона N 7-ФЗ отчетным периодом в отношении внесения платы за НВОС признается календарный год. Плата, исчисленная по итогам отчетного периода в порядке, установленном статьей 16.3 названного Закона, с учетом корректировки ее размера вносится не позднее 1 марта года, следующего за отчетным периодом.
В силу пункта 13 статьи 16.3 Закона N 7-ФЗ правила исчисления и взимания платы за НВОС устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В рассматриваемый период начисления платы (2021 год) порядок исчисления и взимания платы за НВОС устанавливался Правилами N 255, утратившими силу с 01.09.2023 в связи с принятием постановления Правительства Российской Федерации от 31.05.2023 N 881 "Об утверждении Правил исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации и отдельного положения акта Правительства Российской Федерации".
Федеральным законом от 21.07.2014 N 219-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 219-ФЗ) внесены изменения в ряд отраслевых норм, регулирующих отношения в области охраны окружающей среды. В частности, указанным Законом с 01.01.2019 введена новая система нормирования в области охраны окружающей среды, в том числе нормирования хозяйствующих субъектов по объектам, оказывающим НВОС и отнесенным в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 28.09.2015 N 1029 "Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих НВОС, к объектам I, II, III и IV категорий" к объектам I, II, III и IV категорий.
Так, в соответствии с частью 1.2 статьи 11 Закона N 219-ФЗ юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II категории, обязаны представить в отношении объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти, а в отношении иных объектов - в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации Декларацию не позднее дня истечения срока действия хотя бы одного из указанных в части 1 настоящей статьи разрешений и документов.
Порядок предоставления Декларации, а также ее содержание определены статьей 31.2 Закона N 7-ФЗ в редакции Закона N 219-ФЗ.
Согласно пункту 2 статьи 31.2 Закона N 7-ФЗ Декларация представляется в письменной форме или в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, в отношении объектов, оказывающих НВОС и подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти, в отношении иных объектов - в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Одновременно с подачей Декларации представляются расчеты нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов (пункт 4 статьи 31.2 Закона N 7-ФЗ).
В силу пункта 6 статьи 31.2 Закона N 7-ФЗ Декларация представляется один раз в семь лет при условии неизменности технологических процессов основных производств, качественных и количественных характеристик выбросов, сбросов загрязняющих веществ и стационарных источников.
Между тем часть 1 статьи 11 Закона N 219-ФЗ содержит переходные положения, в соответствии с которыми Разрешения, лимиты на выбросы загрязняющих веществ, разрешения на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду, лимиты на сбросы загрязняющих веществ, нормативы образования отходов и лимиты на их размещение, полученные юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах, оказывающих НВОС и относящихся в соответствии с Закона N 7-ФЗ к объектам I и II категорий, до 01.01.2019, действуют до дня истечения срока действия таких разрешений и документов либо до дня получения комплексного экологического разрешения или представления Декларации в течение срока действия таких разрешений и документов.
Согласно части 1.2 указанной статьи юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II категории, обязаны представить в отношении объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти, а в отношении иных объектов - в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации Декларацию не позднее дня истечения срока действия хотя бы одного из указанных в части 1 настоящей статьи разрешений и документов.
В настоящем случае срок действия Разрешения в отчетном периоде не истек.
Пунктом 12(1) Правил N 255 предусматривалось, что юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I и II категорий, получившие до 01.01.2019 Разрешения, лимиты на выбросы загрязняющих веществ, разрешения на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду, лимиты на сбросы загрязняющих веществ, нормативы образования отходов и лимиты на их размещение, до дня истечения срока действия таких разрешений и документов либо до дня получения комплексного экологического разрешения или представления Декларации при исчислении платы в пределах нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов, в пределах установленных лимитов на размещение отходов используют формулы, указанные в пунктах 17, 18 и 18(1) настоящих Правил.
Из материалов дела следует, что Обществу Управлением 20.02.2018 выдано разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух N 19-928ф со сроком действия с 20.02.2018 по 14.12.2022.
Перечень и количество вредных (загрязняющих) веществ, разрешенных к выбросу в атмосферный воздух стационарными источниками, расположенными на производственных площадках N 1, 2, условия действия Разрешения, нормативы выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух по конкретным источникам и веществам указаны в приложениях 1, 2, 3 к названному Разрешению, которые являются его неотъемлемой частью.
Согласно материалам дела Общество письмом от 22.12.2020 N 68-р, в пределах 30 дневного срока рассмотрения обращения, установленного пунктами 8.1, 43 Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по предоставлению государственной услуги по выдаче разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (за исключением радиоактивных веществ), утвержденного приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 25.07.2011 N 650 и действовавшего до 27.03.2021, уведомило Управление об отзыве Декларации в связи с ее некомплектностью и сообщило, что свою работу будет производить в соответствии с Разрешением от 20.02.2018 N 19-928ф.
Данное письмо получено Управлением 22.12.2020, до начала рассматриваемого отчетного периода (2021 год), о чем поставлен соответствующий штамп. Факт получения письма Общества об отзыве Декларации Управлением не оспорен, подтвержден представителем Управления в судебном заседании апелляционного суда.
Срок действия Разрешения от 20.02.2018 N 19-928ф в рассматриваемом отчетном периоде не истек (действовало по 14.12.2022), в связи с чем в указанных конкретных обстоятельствах ответчик правомерно произвел расчет платы за НВОС за 2021 год в соответствии с Разрешением от 20.02.2018 N 19-928ф. Действия Общества в данной ситуации соответствуют положениям части 1 статьи 11 Закона N 219-ФЗ, пункту 12(1) Правил N 255, согласно позиции самого Управления декларация от 30.11.2020 была им отклонена и фактически являлась недействительной.
Как отметил апелляционный суд, в письме от 10.11.2020 N 05-01-24/2803 Управление не сослалось на отсутствие расчета нормативов допустимых выбросов. Плата за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух за 2021 год исчислена Обществом в соответствии с действующим Разрешением от 20.02.2018 N 19-928ф и уплачена им в полном размере, оснований для доначисления и взыскания по настоящему делу не имеется.
Применение максимального коэффициента 100, на котором настаивает Управление, направлено на стимулирование хозяйствующих субъектов к минимизации каких-либо нарушений в области использования природных ресурсов. При этом объем имущественной ответственности, применяемой к лицу, пренебрегающему требованиями закона и не принимавшему действий к оформлению разрешительной документации, не может быть менее объема ответственности лица, оформившего разрешительную документацию, но допустившего превышение указанных в ней нормативов. Такой подход, прежде всего, направлен на недопущение неразрешенного и бесконтрольного негативного загрязнения окружающей среды.
Таким образом, суд апелляционной инстанции не ограничился формальной оценкой доказательств, а учел объективные обстоятельства спора, цели и основания применения повышающих коэффициентов с учетом принципов законности и справедливости.
При таких конкретных обстоятельствах суд апелляционной инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявления, нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену судебного акта, не допущено, оценка судом доказательств произведена с учетом требований статей 9, 65-71 АПК РФ в их совокупности и взаимной связи.
Переоценка судом кассационной инстанции доказательств по делу, в том числе их допустимости, достаточности, достоверности, не допускается (пункт 32 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции", часть 3 статьи 286, часть 2 статьи 287 АПК РФ).
Основания для изменения либо отмены обжалованного судебного акта отсутствуют (статья 288 АПК РФ).
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.12.2023 по делу N А13-6455/2023 оставить без изменения, а кассационную жалобу Северного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования - без удовлетворения.
Председательствующий |
В.М. Толкунов |
Судьи |
В.М. Толкунов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно материалам дела Общество письмом от 22.12.2020 N 68-р, в пределах 30 дневного срока рассмотрения обращения, установленного пунктами 8.1, 43 Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по предоставлению государственной услуги по выдаче разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (за исключением радиоактивных веществ), утвержденного приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 25.07.2011 N 650 и действовавшего до 27.03.2021, уведомило Управление об отзыве Декларации в связи с ее некомплектностью и сообщило, что свою работу будет производить в соответствии с Разрешением от 20.02.2018 N 19-928ф.
...
Срок действия Разрешения от 20.02.2018 N 19-928ф в рассматриваемом отчетном периоде не истек (действовало по 14.12.2022), в связи с чем в указанных конкретных обстоятельствах ответчик правомерно произвел расчет платы за НВОС за 2021 год в соответствии с Разрешением от 20.02.2018 N 19-928ф. Действия Общества в данной ситуации соответствуют положениям части 1 статьи 11 Закона N 219-ФЗ, пункту 12(1) Правил N 255, согласно позиции самого Управления декларация от 30.11.2020 была им отклонена и фактически являлась недействительной."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 16 мая 2024 г. N Ф07-2981/24 по делу N А13-6455/2023