16 мая 2024 г. |
Дело N А56-127548/2022 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Соколовой С.В., судей Савицкой И.Г., Трощенко Е.И.,
при участии от акционерного общества "Невский экологический оператор" Жамова А.Е. (доверенность от 27.12.2023 N 236),
рассмотрев 14.05.2024 в открытом судебном заседании кассационную жалобу жилищно-строительного кооператива N 1190 на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.02.2024 по делу N А56-127548/2022,
УСТАНОВИЛ:
Жилищно-строительный кооператив N 1190, адрес: 198332, Санкт-Петербург, ул. Доблести, д. 18, корп. 1, пом. 1П (далее - Кооператив), обратился в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к акционерному обществу "Невский экологический оператор", адрес: 195009, Санкт-Петербург, Арсенальная ул., д. 1, корп. 2, лит. А, пом. 1Н-23 (часть), ОГРН 1217800002826, ИНН 7804678913 (далее - Общество), об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора от 30.12.2021 N 1257065-2022/ТКО на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - Договор; далее - ТКО), путем изложения пункта 4.1 Договора в следующей редакции Кооператива: "Учет объема и (или) массы твердых коммунальных отходов производить в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 03 июня 2016 г. N 505 "Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов" следующим способом: расчетным путем исходя из количества и объема контейнеров для накопления отходов, установленных в местах накопления ТКО", исключения позиций 2, 4, 5 из таблицы 2 "Информация о размещении мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов/ мест (площадок) накопления крупногабаритных отходов и подъездных путей к ним" приложения N 1 к Договору, изменения по позициям 1, 3 таблицы 2 приложения N 1 к Договору в последнем столбце таблицы с метода учета "норматив" на метод учета "по количеству и объему контейнеров для накопления ТКО", исключения из приложения N 1 к Договору таблицы 3 "Расчет объема твердых коммунальных отходов", включения в приложение N 1 к Договору вместо таблицы 3 пункта 3 следующего содержания: "Объем твердых коммунальных отходов определяется расчетным путем исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления".
Решением от 13.10.2023 в удовлетворении иска отказано.
Постановлением от 05.02.2024 суд апелляционной инстанции отменил решение от 13.10.2023, изложил пункт 4.1 Договора в редакции Общества: "Стороны согласились производить учет объема и (или) массы твердых коммунальных отходов в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505 "Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов" следующим способом: расчетным путем исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов.
При определении объема ТКО по нормативам накопления ТКО в случае изменения нормативов накопления ТКО такие нормативы применяются к отношениям сторон с даты вступления в силу (начала действия) соответствующего нормативного акта уполномоченного органа исполнительной власти Санкт-Петербурга (распоряжение Комитета по тарифам Санкт-Петербурга), независимо от заключения сторонами дополнительного соглашения".
В кассационной жалобе Кооператив, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, просит отменить решение от 13.10.2023 и постановление от 05.02.2024, направить дело на новое рассмотрение в соответствующий арбитражный суд.
Как указывает податель кассационной жалобы, требование истца о внесении изменений в таблицу 2 приложения N 1 к Договору судами не рассмотрено; суд апелляционной инстанции неправомерно отказал Кооперативу в приобщении к материалам дела письменной правовой позиции по апелляционной жалобе Общества с учетом выводов, изложенных в Обзоре судебной практики по делам, связанным с обращением с ТКО, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 13.12.2023 (далее - Обзор); суд первой инстанции необоснованно применил в настоящем деле положения Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), поскольку это противоречит пункту 10 Обзора; разногласия Общества и Кооператива относительно указанных в иске положений Договора возникли в период отсутствия в Санкт-Петербурге действующих нормативных правовых актов, регулирующих раздельное накопление ТКО; суды не обратили внимание на право Кооператива на выбор способа учета ТКО в соответствии с пунктом 3.3.2 Договора; в рассматриваемом случае для урегулирования разногласий по Договору должен был применяться пункт 11 Обзора; до 01.01.2024 в Санкт-Петербурге не была реализована программа раздельного накопления ТКО; в соответствии с Порядком накопления ТКО (в том числе их раздельного накопления) на территории Санкт-Петербурга, утвержденным распоряжением Комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности Правительства Санкт-Петербурга от 01.07.2022 N 371-р (далее - Порядок N 371-р), ответственным за организацию раздельного накопления ТКО в многоквартирном доме, управление которым осуществляет Кооператив, является Общество; Общество как региональный оператор не предприняло действий, направленных на организацию на контейнерной площадке Кооператива раздельного накопления ТКО.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
В судебном заседании представитель Общества возражал против удовлетворения кассационной жалобы.
Кооператив, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания, своего представителя для участия в нем не направил, поэтому кассационная жалоба рассмотрена в его отсутствие.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке с учетом того, что постановлением от 05.02.2024 апелляционный суд отменил решение от 13.10.2023.
Как следует из материалов дела, Кооператив осуществляет управление многоквартирным домом 18, корп. 1, по ул. Доблести в Санкт-Петербурге Общество выполняет функции регионального оператора по обращению с ТКО на территории Санкт-Петербурга.
Руководствуясь Правилами обращения с ТКО, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 (далее - Правила N 1156), Кооператив 28.12.2021 направил Обществу заявку на заключение договора на оказание услуг по обращению с ТКО.
Общество с письмом от 15.02.2022 N КОП/2022-1487 направило Кооперативу проект Договора.
В соответствии с пунктом 4.1 проекта Договора учет объема и (или) массы ТКО производится в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505 (далее - Правила N 505), расчетным путем исходя из нормативов накопления ТКО.
В подпунктах 1 - 5 пункта 2 приложения N 1 к проекту Договора указаны адреса объектов накопления и размещения ТКО для Кооператива; в последнем столбце таблицы в пункте 2 приложения N 1 к Договору указано, что ТКО учитываются по нормативу.
В пункте 3 приложения N 1 к Договору приведена таблица с расчетом объема ТКО исходя из нормативов их накопления.
С письмом от 22.03.2022 N 188 Кооператив направил Обществу протокол разногласий от 22.03.2022 к Договору, в котором в том числе предложил изложить пункт 4.1 Договора в следующей редакции (далее приведен буквальный текст протокола): "Стороны согласились производить учет объема и (или) массы твердых коммунальных отходов в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2016 г. N 505 "Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов", следующим способом: расчетным путем исходя из фактического количества и объема контейнеров для складирования твердых коммунальных отходов".
В протоколе разногласий Кооператив предложил изменить пункт 3 приложения N 1 к Договору, указав в нем на определение объема ТКО расчетным путем исходя из фактического количества и объема контейнеров для складирования ТКО, изменить пункт 2 приложения N 1 к Договору, оставив в нем подпункты 1, 3, исключив адреса контейнерных площадок, указанных в подпунктах 2, 4, 5.
С ответным письмом от 08.06.2022 N КОП/2022-10768 Общество направило подписанный им протокол урегулирования разногласий к Договору, в соответствии с которым пункт 4.1 Договора, приложение N 1 к Договору подлежали изложению в редакции регионального оператора - Общества.
В направленном Обществу письме от 29.06.2022 N 191 Кооператив настаивал на изложении пункта 4.1 Договора в редакции Кооператива, просил Общество подготовить новый протокол разногласий к Договору и внести в него соответствующие изменения.
В ответном письме от 02.08.2022 N 4268 Общество, указав, что Кооперативом не организован раздельный сбор ТКО, сославшись на пункт 148(30) Правил N 354, отказалось принять пункт 4.1 Договора в редакции Кооператива.
Ввиду наличия разногласий по пункту 4.1 Договора, пунктам 2, 3 приложения N 1 к Договору Кооператив обратился в арбитражный суд с соответствующим иском.
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении исковых требований.
Апелляционный суд, указав на неверное применение судом первой инстанции статей 445, 446 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), отменил решение суда первой инстанции, урегулировал разногласия Кооператива и Общества при заключении Договора, изложив его пункт 4.1 в редакции Общества.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, соответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, пришла к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 2 статьи 445 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с указанным Кодексом или иными законами заключение договора обязательно для стороны, направившей оферту (проект договора), и ей в течение тридцати дней будет направлен протокол разногласий к проекту договора, эта сторона обязана в течение тридцати дней со дня получения протокола разногласий известить другую сторону о принятии договора в ее редакции либо об отклонении протокола разногласий.
При отклонении протокола разногласий либо неполучении извещения о результатах его рассмотрения в указанный срок сторона, направившая протокол разногласий, вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда.
В случаях передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании статьи 445 ГК РФ либо по соглашению сторон условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда (пункт 1 статьи 446 ГК РФ).
Как правомерно указал суд апелляционной инстанции, в настоящем деле суд первой инстанции должен был изложить спорные пункты Договора в редакции Общества или Кооператива, урегулировав тем самым разногласия по ним.
Суд апелляционной инстанции изложил пункт 4.1 Договора в редакции Общества: "Стороны согласились производить учет объема и (или) массы твердых коммунальных отходов в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденных Постановление Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505 "Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов" следующим способом: расчетным путем, исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов.
При определении объема ТКО по нормативам накопления ТКО, в случае изменения нормативов накопления ТКО такие нормативы применяются к отношениям сторон с даты вступления в силу (начала действия) соответствующего нормативного акта уполномоченного органа исполнительной власти Санкт-Петербурга (Распоряжение Комитета по тарифам Санкт-Петербурга), независимо от заключения сторонами дополнительного соглашения".
Суд кассационной инстанции считает законным и обоснованным вывод суда апелляционной инстанции об изложении в рассматриваемом случае пункта 4.1 Договора в редакции Общества (регионального оператора).
В силу пункта 4 статьи 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) собственники ТКО обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются ТКО и находятся места их накопления.
Договор на оказание услуг по обращению с ТКО заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с ТКО может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями (пункт 5 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ).
В соответствии с абзацем вторым пункта 1 Правил N 1156 к отношениям, возникающим между собственниками и (или) пользователями жилых помещений в многоквартирных домах и управляющими организациями, товариществами собственников жилья, жилищно-строительными кооперативами, иными специализированными потребительскими кооперативами, между собственниками помещений, пользователями жилых помещений в многоквартирных домах, собственниками жилых домов и региональными операторами, между собственниками жилых домов и организациями (в том числе некоммерческими объединениями), которые от своего имени и в интересах собственника жилого дома заключают договоры на оказание услуг по обращению с ТКО с соответствующими региональными операторами, связанным с обеспечением предоставления указанным собственникам и пользователями коммунальной услуги по обращению с ТКО, положения названных Правил применяются в части, не урегулированной жилищным законодательством Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления ТКО), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Правила N 505 регламентируют общий порядок коммерческого учета ТКО без конкретизации их собственников.
При этом в отношении ТКО, образуемых собственниками и пользователями помещений в многоквартирных домах и жилых домов, в разделе XV(1) Правил N 354 установлены специальные правила такого учета.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.02.2017 N 232 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" Правила N 354 дополнены разделом XV(1) "Предоставление коммунальной услуги по обращению с ТКО" (пункты 148(1) - 148(49) указанных Правил), в котором установлены особенности оказания данного вида коммунальной услуги, заключения соответствующего договора, определения объемов предоставленной услуги и размера платы за нее.
Согласно подпункту "а" пункта 8(1) Правил N 1156 в отношении ТКО, образующихся в жилых помещениях в многоквартирных домах (кроме случаев, предусмотренных частями 1 и 9 статьи 157.2 ЖК РФ, при которых договор на оказание услуг по обращению с ТКО заключается в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации), региональный оператор заключает договор на оказание услуг по обращению с ТКО с лицом, осуществляющим управление многоквартирным домом в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
В силу подпункта "е" пункта 25 Правил N 1156 и абзаца первого пункта 148(13) Правил N 354 способ коммерческого учета количества ТКО является существенным условием договора на оказание услуг по обращению с ТКО.
В соответствии с пунктом 148(30) Правил N 354 размер платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется в соответствии с формулами 9(1) и 9(2) приложения N 2 к этим Правилам, расчет платы по которым основан на нормативе накопления ТКО.
В абзаце третьем пункта 148(30) Правил N 354 установлено, что при раздельном накоплении сортированных отходов размер платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется в соответствии с формулами 9(3) и 9(4) приложения N 2 к данным Правилам соответственно. В основу расчета платы по указанным формулам положен такой показатель, как объем контейнеров, вывезенных с места (площадки) накопления ТКО, за расчетный период.
Таким образом, из приведенных нормативных положений следует, что способ учета ТКО исходя из объема контейнеров, вывезенных с места накопления ТКО, возможен только при раздельном накоплении сортированных ТКО.
В материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие осуществление раздельного сбора ТКО в многоквартирном жилом доме, управление которым осуществляет Кооператив, в том числе осуществление такого сбора в соответствии с Порядком N 371-р.
Вместе с тем Кооператив настаивал на включении в Договор условия о способе учета ТКО исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО.
С учетом изложенного пункт 4.1 Договора в рассматриваемом случае подлежал изложению в редакции Общества, предусматривающей учет объема ТКО расчетным путем исходя из установленных нормативов накопления ТКО.
Данный вывод апелляционного суда согласуется с правовой позицией, приведенной в пункте 12 Обзора.
Довод Товарищества о его праве при заключении с региональным оператором Договора выбрать один из двух способов коммерческого учета ТКО, приведенных в подпункте "а" пункта 5 Правил N 505 (по нормативам накопления ТКО, выраженным в количественных показателях объема, либо по количеству и объему контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления ТКО), правомерно отклонен судом апелляционной инстанции как основанный на неверном толковании норм материального права.
Частью 4 статьи 154 ЖК РФ плата за обращение с ТКО включена в структуру платы за коммунальные услуги.
Правила N 354 регулируют отношения в сфере предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, определяют особенности предоставления отдельных видов коммунальных услуг, порядок расчета размера платы за коммунальные услуги (пункт 1 названных Правил).
Таким образом, вопреки доводу Товарищества, в отношении потребителей коммунальной услуги по обращению с ТКО, которые являются собственниками и пользователями помещений в многоквартирных домах и жилых домов, подлежат применению положения Правил N 354.
В соответствии с частью 1 статьи 268 АПК РФ при рассмотрении дела в порядке апелляционного производства арбитражный суд по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело.
В силу статьи 173 АПК РФ по спору, возникшему при заключении или изменении договора, в резолютивной части решения указывается вывод арбитражного суда по каждому спорному условию договора, а по спору о понуждении заключить договор указываются условия, на которых стороны обязаны заключить договор.
Суд апелляционной инстанции, придя к правомерному выводу об изложении пункта 4.1 Договора в редакции Общества, при отмене решения суда первой инстанции не рассмотрел требования об урегулировании разногласий по пунктам 2, 3 приложения N 1 к Договору, не указал, в чьей редакции подлежат изложению названные положения Договора.
Кроме того, Кооператив заявил в суде первой инстанции требование об урегулировании разногласий по Договору путем исключения позиций 2, 4, 5 из таблицы 2 "Информация о размещении мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов/ мест (площадок) накопления крупногабаритных отходов и подъездных путей к ним" приложения N 1 к Договору.
В соответствии с протоколом разногласий, направленным Кооперативом 22.03.2022, Кооператив просил исключить из пункта 2 приложения N 1 к Договору адреса контейнерных площадок, указанных в подпунктах 2, 4, 5, поскольку, как утверждает Кооператив, данные контейнерные площадки ему не принадлежат и не имеют отношения к многоквартирному жилому дому, управление которым осуществляет Кооператив.
Вместе с тем данное требование при рассмотрении дела и отмене судом апелляционной инстанции решения суда первой инстанции не было разрешено.
При этом в ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции в связи с заявлением Кооперативом требования о внесении изменений в пункт 2 приложения N 1 к Договору в части адресов контейнерных площадок Общество заявляло ходатайство о привлечении к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, администрации Красносельского района Санкт-Петербурга (том дела 1, листы 110, 111).
Как разъяснено в абзаце третьем пункта 32 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции", дело может быть направлено на новое рассмотрение на основании пункта 3 части 1 статьи 287 АПК РФ, если для разрешения спора и применения норм права требуется установление нижестоящими судами обстоятельств, которые ранее судами не устанавливались, и между сторонами существует спор, имели ли место данные обстоятельства.
Таким образом, ввиду отсутствия в постановлении апелляционного суда от 05.02.2024, которым отменено решение суда первой инстанции, выводов по всем пунктам Договора, по которым Кооператив в уточненным исковом заявлении просил урегулировать разногласия, названное постановление подлежит отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд.
При новом рассмотрении дела суду апелляционной инстанции необходимо устранить указанные недостатки и принять судебный акт в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 3 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.02.2024 по делу N А56-127548/2022 отменить.
Дело N А56-127548/2022 направить на новое рассмотрение в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд.
Председательствующий |
С.В. Соколова |
Судьи |
С.В. Соколова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Довод Товарищества о его праве при заключении с региональным оператором Договора выбрать один из двух способов коммерческого учета ТКО, приведенных в подпункте "а" пункта 5 Правил N 505 (по нормативам накопления ТКО, выраженным в количественных показателях объема, либо по количеству и объему контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления ТКО), правомерно отклонен судом апелляционной инстанции как основанный на неверном толковании норм материального права.
Частью 4 статьи 154 ЖК РФ плата за обращение с ТКО включена в структуру платы за коммунальные услуги.
Правила N 354 регулируют отношения в сфере предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, определяют особенности предоставления отдельных видов коммунальных услуг, порядок расчета размера платы за коммунальные услуги (пункт 1 названных Правил).
Таким образом, вопреки доводу Товарищества, в отношении потребителей коммунальной услуги по обращению с ТКО, которые являются собственниками и пользователями помещений в многоквартирных домах и жилых домов, подлежат применению положения Правил N 354."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 16 мая 2024 г. N Ф07-5879/24 по делу N А56-127548/2022
Хронология рассмотрения дела:
27.09.2024 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-41821/2023
16.05.2024 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-5879/2024
05.02.2024 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-41821/2023
13.10.2023 Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-127548/2022