22 мая 2024 г. |
Дело N А13-2830/2023 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Корабухиной Л.И., судей Васильевой Е.С., Журавлевой О.Р.,
рассмотрев 22.05.2024 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Департамента сельского хозяйства и продовольственных ресурсов Вологодской области на решение Арбитражного суда Вологодской области от 21.09.2023 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.12.2023 по делу N А13-2830/2023,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Заря", адрес: 161151, Вологодская область, Усть-Кубинский район, село Никольское, улица Октябрьская, дом 2, ОГРН 1143537000639, ИНН 3519004387 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением к Департаменту сельского хозяйства и продовольственных ресурсов Вологодской области, адрес: 160000, Вологодская область, город Вологда, улица Предтеченская, дом 19, ОГРН 1103525003207, ИНН 3525236499 (далее - Департамент), о признании незаконным решения об отказе в предоставлении субсидии, выраженного в уведомлении от 16.02.2023 N 91, и о возложении обязанности устранить допущенное нарушение прав и законных интересов путем выплаты субсидии на поддержку проведения комплекса агротехнологических работ.
Решением суда первой инстанции от 21.09.2023, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 27.12.2023, заявленные требования удовлетворены: оспариваемое решение признано незаконным, на Департамент возложена обязанность устранить допущенное нарушение прав и законных интересов Общества и в десятидневный срок с момента вступления решения суда в законную силу принять решение о предоставлении Обществу субсидии на поддержку проведения комплекса агротехнологических работ по заявлению от 01.02.2023, с Департамента в пользу Общества взыскано 3 000 руб. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.
В кассационной жалобе Департамент, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, просит отменить состоявшиеся по делу судебные акты и отказать в удовлетворении заявленных требований.
Податель жалобы считает, что поскольку у заявителя на 01.02.2023 числилась просроченная задолженность по возврату в областной бюджет субсидии за прошедший период, то Департамент правомерно отказал Обществу предоставлении спорной субсидии на основании пункта 2.12 Порядка предоставления субсидий на поддержку проведения комплекса агротехнологических работ, утвержденного постановлением Правительства Вологодской области от 31.01.2022 N 116 (далее - Порядок N 116).
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте слушания жалобы, своих представителей в судебное заседание не направили, что в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения кассационной жалобы в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, решением Арбитражного суда Вологодской области от 05.12.2022 по делу N А13-11161/2022 с Общества в пользу Департамента взысканы денежные средства субсидии в сумме 588 957 руб. 86 коп. в связи с несоблюдением Обществом значений результативности предоставления субсидии по соглашению от 23.12.2021 N 10-2021-100456, заключенному в соответствии с постановлением правительства Вологодской области от 08.12.2021 N 1371 "Об утверждении порядка предоставления в 2021 году субсидий на возмещение части затрат на приобретение кормов для молочного крупного рогатого скота".
На основании указанного решения суда взыскателю 30.12.2022 выдан исполнительный лист серии ФС N 034975224.
При поступлении исполнительного листа в подразделение службы судебных приставов 27.01.2023 возбуждено исполнительное производство N 8458/23/35042-ИП.
Погашение присужденной задолженности произведено Обществом в ходе названного исполнительного производства платежным поручением от 31.01.2023 N 89 путем перечисления денежных средств на депозитный счет Отделения судебных приставов по Сокольскому и Усть-Кубинскому районам Управления Федеральной службы судебных приставов по Вологодской области (далее - ОСП).
Общество 01.02.2023 подало в Департамент заявление о предоставлении субсидии на поддержку проведения комплекса агротехнических работ в 2023 году.
Приказом от 16.02.2023 N 60 Обществу отказано в предоставлении субсидии.
Данный отказ мотивирован несоответствием заявителя требованиям пункта 2.12 Порядка N 116, поскольку зачисление денежных средств в сумме 588 957 руб. 86 коп. на счет Департамента в Управлении Федерального казначейства по Вологодской области произведено ОСП только 06.02.2023, а на первое число месяца подачи заявления указанная задолженность оставалась непогашенной.
Уведомлением от 16.02.2023 N 91 Департамент сообщил Обществу об отказе в предоставлении субсидии.
Не согласившись с отказом Департамента в предоставлении субсидии, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций, исходя из установленного факта погашения задолженности, признали заявление Общества подлежащим удовлетворению.
Суд округа, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, соответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, считает выводы судов соответствующими материалам дела и основанными на правильном применении норм материального и процессуального права.
Как предусмотрено статьями 198 и 201 АПК РФ, условиями признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений, действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц являются несоответствие оспариваемого акта, решения, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и одновременно с этим нарушение названным актом, решением, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконное возложение на них каких-либо обязанностей, создание иных препятствий для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров), выполнением работ, оказанием услуг.
Из положений пункта 2 статьи 78 БК РФ следует, что субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются, в том числе из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
Пунктом 7 статьи 78 БК РФ предусмотрено, что порядок предоставления указанных субсидий из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов устанавливается соответственно нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальными правовыми актами местной администрации, если данный порядок не определен решениями, предусмотренными абзацем первым этого пункта.
Как установлено судами, в рамках реализации государственной программы "Развитие агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов Вологодской области на 2021-2025 годы", утвержденной постановлением правительства Вологодской области от 26.08.2019 N 791, Порядком N 116 предусмотрено предоставление субсидий сельскохозяйственным товаропроизводителям, осуществляющим деятельность по производству сельскохозяйственной продукции и имеющим посевные площади сельскохозяйственных культур на территории Вологодской области по состоянию на 1 января года подачи заявления о предоставлении субсидии, а также состоящим на учете в налоговых органах на территории Вологодской области на первое число месяца подачи заявления о предоставлении субсидии.
Согласно пункту 2.2 Порядка N 116 для участия в отборе заявители представляют в Департамент заявление о предоставлении субсидии и документы, включающие в себя в том числе справку, подтверждающую отсутствие у заявителя на первое число месяца подачи заявления просроченной задолженности по возврату в областной бюджет субсидий, бюджетных инвестиций, предоставленных в том числе в соответствии с иными правовыми актами, а также иной просроченной (неурегулированной) задолженности по денежным обязательствам перед Вологодской областью.
В силу пункта 2.12 Порядка N 116 у заявителя должна отсутствовать просроченная задолженность по возврату в областной бюджет субсидий, бюджетных инвестиций, предоставленных в том числе в соответствии с иными правовыми актами, а также иная просроченная (неурегулированная) задолженность по денежным обязательствам перед Вологодской областью.
Из положений абзаца 3 пункта 4.7 Порядка N 116 следует, что Департамент отклоняет заявку и отказывает в предоставлении субсидий в случае несоответствия заявителя требованиям, указанным в пунктах 1.6, 2.8, 2.12 настоящего Порядка.
Таким образом, в соответствии с приведенными нормами правовое значение для решения вопроса о предоставлении субсидии или об отказе в предоставлении имеет факт наличия задолженности у заявителя.
Как следует из содержания пункта 2.4 Порядка N 116, Департамент не позднее 15 рабочих дней со дня окончания срока приема документов осуществляет в соответствии с установленной Департаментом процедурой проверку представленных документов на соответствие требованиям, предусмотренным пунктом 2.2 настоящего Порядка, а также на соответствие заявителя категории получателя и требованиям, предусмотренным настоящим Порядком. Проверка осуществляется путем анализа сведений, содержащихся в документах, подтверждения данных путем сверки с информацией, имеющейся в распоряжении Департамента, направления запросов в иные органы государственной власти, в распоряжении которых находятся необходимые сведения. По результатам проведенной проверки Департаментом оформляется заключение.
Информация об отсутствии у заявителей просроченной задолженности по возврату в областной бюджет субсидий, бюджетных инвестиций, предоставленных в том числе в соответствии с иными правовыми актами, а также иной просроченной (неурегулированной) задолженности по денежным обязательствам перед Вологодской областью проверяется Департаментом путем направления запросов в ГКУ ВО "Областное казначейство" в течение срока приема документов и 2 рабочих дней со дня окончания срока приема документов. ГКУ ВО "Областное казначейство" в срок не более 5 рабочих дней со дня получения запроса представляет в Департамент запрашиваемые сведения.
В данном случае в обоснование законности отказа в предоставлении субсидии Департамент сослался на получение на свой запрос ответа от ГКУ ВО "Областное казначейство" от 10.02.2023 N 14-02/607, согласно которому по состоянию на 01.02.2023 за Обществом продолжала числиться задолженность в сумме 588 957 руб. 86 коп.
Между тем по смыслу разъяснений, приведенных в пункте 44 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств", зачисление денежных средств на депозитный счет подразделения судебных приставов в порядке, установленном статьей 70 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон N 229-ФЗ), свидетельствует о надлежащем исполнении должником денежного обязательства перед кредитором, подтвержденного решением суда.
В этой связи моментом исполнения Обществом денежного обязательства перед Вологодской областью, связанного с возвратом субсидии на основании решения суда по делу N А13-11161/2022, являлся день зачисления денежных средств на депозитный счет подразделения судебных приставов, а не день перечисления таковых ОСП в порядке очередности взыскателю.
Как установлено судами, выпиской с депозитного счета ОСП подтверждается дата зачисления на депозитный счет ОСП денежных средств в сумме 588 957 руб. 86 коп., уплаченных Обществом по платежному поручению от 31.01.2023 N 89 в рамках исполнительного производства N 8458/23/35042-ИП.
Таким образом, у Общества по состоянию на 01.02.2023 отсутствовала задолженность по возврату в областной бюджет субсидии, а следовательно, у Департамента не имелось предусмотренных пунктами 2.2, 2.12 Порядка N 116 препятствий для предоставления заявителю субсидии на поддержку проведения комплекса агротехнологических работ в 2023 году.
Довод подателя жалобы об исполнении им предусмотренной пунктом 2.4 Порядка N 116 процедуры запроса информации о задолженности заявителя в ГКУ ВО "Областное казначейство" был предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций и правомерно отклонен, поскольку приведенная процедура не устанавливает основания для отказа в удовлетворении заявления о предоставлении субсидии в случае фактического погашения задолженности. Неполучение или получение неполных сведений о данном обстоятельстве Департаментом не может быть отнесено к рискам заявителя при надлежащем исполнении с его стороны требований Порядка N 116.
Как верно указали суды, Департамент не был лишен права направления запросов в иные органы государственной власти, в распоряжении которых находятся необходимые сведения. Учитывая, что в силу статьи 49 Закона N 229-ФЗ Департамент являлся взыскателем по исполнительному производству N 8458/23/35042-ИП, он в силу статьи 50 данного Закона имел право знакомиться с материалами исполнительного производства, делать из них выписки, снимать с них копии.
При указанных обстоятельствах суды обоснованно признали заявление Общества подлежащим удовлетворению.
Таким образом, доводы подателя кассационной жалобы не свидетельствуют о нарушении судами норм материального и процессуального права, не содержат фактов, которые не проверены и не учтены судебными инстанциями при рассмотрении дела и имели бы значение для вынесения судебных актов по существу, влияли на их обоснованность и законность, либо опровергали выводы судов.
Направленность доводов жалобы на оценку доказательств и установление иных фактических обстоятельств не может быть признана допустимой на стадии кассационного обжалования судебных актов в силу статьи 286, части 2 статьи 287 АПК РФ и пункта 32 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции", поскольку исследование доказательственной стороны спора к полномочиям суда округа не относится.
Учитывая, что дело рассмотрено судами полно и всесторонне при правильном применении норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Исходя из изложенного и руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 21.09.2023 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.12.2023 по делу N А13-2830/2023 оставить без изменения, а кассационную жалобу Департамента сельского хозяйства и продовольственных ресурсов Вологодской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Л.И. Корабухина |
Судьи |
Л.И. Корабухина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Как верно указали суды, Департамент не был лишен права направления запросов в иные органы государственной власти, в распоряжении которых находятся необходимые сведения. Учитывая, что в силу статьи 49 Закона N 229-ФЗ Департамент являлся взыскателем по исполнительному производству N 8458/23/35042-ИП, он в силу статьи 50 данного Закона имел право знакомиться с материалами исполнительного производства, делать из них выписки, снимать с них копии.
...
Направленность доводов жалобы на оценку доказательств и установление иных фактических обстоятельств не может быть признана допустимой на стадии кассационного обжалования судебных актов в силу статьи 286, части 2 статьи 287 АПК РФ и пункта 32 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции", поскольку исследование доказательственной стороны спора к полномочиям суда округа не относится."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 22 мая 2024 г. N Ф07-721/24 по делу N А13-2830/2023