22 мая 2024 г. |
Дело N А66-9238/2023 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Журавлевой О.Р., судей Корабухиной Л.И., Лущаева С.В.,
рассмотрев 22.05.2024 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федерального казначейства по Тверской области на решение Арбитражного суда Тверской области от 11.10.2023 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.02.2024 по делу N А66-9238/2023,
УСТАНОВИЛ:
Комитет по физической культуре и спорту Тверской области (ОГРН 1026900561038, ИНН 6905004972; адрес: 170026, город Тверь, Комсомольский проспект, дом 4/4; далее - комитет) обратился в Арбитражный суд Тверской области с заявлением о признании недействительным пункта 3 представления Управления Федерального казначейства по Тверской области (ОГРН 1026900579551, ИНН 6902010199; адрес: 170036, город Тверь, Петербургское шоссе, дом 53А; далее - управление) от 27.04.2023 N 36-22-09/1483.
Решением суда от 11.10.2023, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 01.02.2024, заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе Управление, ссылаясь на неправильное применение судами обеих инстанций норм материального права и несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, просит обжалуемые судебные акты отменить и отказать в удовлетворении заявления.
По мнению подателя жалобы, отсутствие доступа к единой цифровой инфраструктуре свидетельствует о не достижении значений результатов использования субсидии; Комитет, подписав Дополнительное соглашение от 27.12.2022, был проинформирован об изменении требований к "умным" спортивным площадкам и не предпринял достаточных мер для соблюдения условий предоставления субсидии.
Стороны извещены надлежащим образом о времени и места рассмотрения жалобы, однако их представители в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, на основании приказа от 10.01.2023 N 1, пункта 13 Плана контрольных мероприятий управления на 2023 год управлением в отношении комитета проведена плановая выездная проверка осуществления расходов федерального бюджета на реализацию мероприятий государственной программы Российской Федерации "Развитие физической культуры и спорта" за период с 01.01.2020 по 31.12.2022, о чем составлен акт от 16.03.2023.
По результатам проверки в адрес заявителя вынесено оспариваемое представление, в пункте 3 которого управлением установлено следующее.
В нарушение статьи 34, подпункта 3 пункта 1 статьи 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), пункта 4.3.3. соглашения о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации от 21.02.2022 N 777-09-2022-048 (далее - соглашение от 21.02.2022 N 777-09-2022-048) в 2022 году не обеспечено достижение значения результата использования субсидии, установленного при предоставлении бюджетных средств, по причине установки спортивного оборудования без доступа к единой цифровой инфраструктуре - сервису Минспорта России: grupsport.ru.
В соответствии с пунктом 16 Правил формирования, предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2014 N 999 (далее - Правила N 999), объем средств подлежащий возврату из бюджета субъекта Российской Федерации в федеральный бюджет, составил 4 802 500 руб.
В качестве устранения рассматриваемого нарушения в оспариваемом представлении ответчику предъявлено требование в срок до 28.07.2023 осуществить возврат в доход федерального бюджета средств в сумме 4 802 500 руб., принять меры по устранению причин и условий совершения нарушения.
Не согласившись с представлением в данной части, комитет обратился в арбитражный суд.
Суд первой инстанции удовлетворил заявленные требования.
Апелляционный суд поддержал позицию суда первой инстанции.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, приходит к следующим выводам.
Статьей 34 БК РФ установлен принцип результативности и эффективности использования бюджетных средств, который означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках предоставленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.
Статьей 38 БК РФ установлен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных средств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
Обязанность обеспечения результативности и целевого характера использования бюджетных средств возложена на получателя бюджетных средств (статья 162 БК РФ).
В соответствии с Федеральным законом от 06.12.2021 N 390-ФЗ "О федеральном бюджете на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов", Правилами N 999, Правилами предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при реализации мероприятий по закупке и монтажу оборудования для создания "умных" спортивных площадок (приложение N 10 государственной программы Российской Федерации "Развитие физической культуры и спорта", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2021 N 1661 (далее - Правила N 1661), распоряжением Правительства Российской Федерации от 28.01.2022 N 110-р Министерством спорта Российской Федерации, которому как получателю средств федерального бюджета доведены лимиты бюджетных обязательств на предоставление субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации, и Правительством Тверской области заключено соглашение о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации от 21.02.2022 N 777-09-2022-048 (далее - соглашение).
Предметом соглашения является предоставление из федерального бюджета в 2022-2024 годах бюджету Тверской области субсидии на реализацию мероприятий по закупке и монтажу оборудования для создания "умных" спортивных площадок в рамках региональных проектов, обеспечивающих достижение показателей и результатов федерального проекта "Бизнес-спринт (Я выбираю спорт)" государственной программы Российской Федерации "Развитие физической культуры и спорта" (далее - субсидия) в соответствии с лимитами бюджетных обязательств, доведенными Министерству спорта Российской Федерации как получателю средств федерального бюджета, по кодам классификации расходов бюджетов Российской Федерации: код главного распорядителя средств федерального бюджета 777, раздел 11, подраздел 02, целевая статья 13 2 8D 57530, вид расходов 521 в целях достижения результатов федерального проекта "Бизнес-спринт (Я выбираю спорт)" в рамках государственной программы Российской Федерации "Развитие физической культуры и спорта", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2021 N 1661.
Исходя из пункта 1 Правил N 1661 под "умными" спортивными площадками понимаются плоскостные спортивные сооружения и модульные спортивные сооружения, не являющиеся объектами капитального строительства, на которых реализованы аппаратный цифровой контроль занимающихся и аппаратное методическое сопровождение проведения самостоятельных занятий физической культурой и спортом по рекомендуемым программам.
Минспорта России обязуется обеспечивать формирование электронной копии приказа Минспорта России от 15.02.2022 N 107 "Об утверждении перечня спортивно-технологического оборудования для создания "умной" спортивной площадки" (далее - Приказ N 107) посредством сканирования бумажного документа (изменений в него), являющегося обязательным приложением к настоящему соглашению (пункт 4.1.3.1 соглашения).
Субъект обязуется обеспечивать исполнение требований к составу расходных обязательств субъекта Российской Федерации, установленных Приказом N 107 (пункт 4.3.3.1 соглашения).
Показателем результативности использования субсидии в 2022 году установлено количество созданных "умных" спортивных площадок - 2.
В рамках реализации федерального проекта "Бизнес-спринт (Я выбираю спорт)" Минспортом России и АО "Объединенная приборостроительная корпорация" (дочерняя организация ГК "Ростех") подписано соглашение о сотрудничестве при реализации указанного федерального проекта. В рамках данного соглашения АО "Объединенная приборостроительная корпорация" за счет собственных средств разработан QR-код, сформированный на информационном ресурсе, представляющем собой сервис для информирования пользователей о возможностях спортивной площадки, техники безопасности, вариантов использования тренажеров и оборудования на площадках, и другой релевантной информации.
Первой редакцией Приказа N 107, действовавшей на момент заключения соглашения от 21.02.2022 N 777-09-2022-048 определено, что на спортивном оборудовании должен быть нанесен QR-код со ссылкой на информационный ресурс по использованию тренажера, а также должны быть крепления для мобильного телефона (окончание действия данной редакции 15.08.2022).
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 19.05.2022 N 1227-р предусмотрено предоставление средств из федерального бюджета областному бюджету Тверской области в сумме 78 000 000 руб. (3 ед. х 26 000 000 руб.).
Изменение суммы предоставляемой субсидии из федерального бюджета областному бюджету Тверской области и значения результата использования субсидии нашло свое отражение в заключенном 06.06.2022 дополнительном соглашении N 777-09-2022-048/1 к соглашению (далее - допсоглашение N 1).
Общий объем бюджетных ассигнований в соответствии с допсоглашением N 1 в 2022 году составлял 91 764 705,88 руб., общий размер субсидии - не более 78 000 000 руб.
Приложением N 2 к допсоглашению N 1 увеличено значение результатов использования субсидии - создание "умных" спортивных площадок в 2022 году: с 2 до 3 единиц.
Дополнительным соглашением от 15.08.2022 N 777-09-2022-048/2 в соглашение от 21.02.2022 N 777-09-2022-048 внесены изменения в части объемов финансирования: общий объем - 90 176 705 руб.; из него за счет средств федерального бюджета - 76 650 200 руб.
Дополнительным соглашением от 12.12.2022 N 777-09-2022-048/3 в соглашение от 21.02.2022 N 777-09-2022-048 внесены изменения в части объемов финансирования: общий объем - 83 800 000 руб.; из него за счет средств федерального бюджета - 71 230 000,69 руб.
Приказом Минспорта России от 16.08.2022 N 660 внесены изменения в перечень спортивно-технологического оборудования для создания "умной" спортивной площадки, утвержденный приказом N 107.
Приказ N 107 в редакции приказа от 16.08.2022 N 660 предусматривает, что оборудование, представленное на площадке, должно содержать единый QR-код, сформированный на централизованном информационном ресурсе, который может быть отсканирован пользователем для просмотра подробной информации о данном оборудовании, а также крепление для мобильного телефона. Информационный ресурс представляет собой централизованный сервис Минспорта России или партнеров в соответствии с соглашением для информирования пользователей о возможностях спортивной площадки, техники безопасности, вариантов использования тренажеров и оборудования на площадках, и другой релевантной информации (с поддержкой работы на любых персональных компьютерах, планшетах или мобильных устройствах, любых операционных системах, поддерживать все существующие российские операционные системы) (начало действия редакции 16.08.2022, окончание действия редакции 02.02.2023).
Дополнительным соглашением от 27.12.2022 N 777-09-2022-048/4 к соглашению от 21.02.2022 N 777-09-2022-048 внесены изменения в части значений результатов использования субсидии, создание "умных" спортивных площадок в 2022 году установлено в количестве 2 единиц. Создание третьей площадки перенесено на 2023 год.
По данным представленного комитетом отчета о достижении значений результатов использования субсидии и обязательств, принятых в целях их достижении на 01.01.2023 (первоначальный вариант сформирован в подсистеме бюджетного планирования 05.01.2023, уточненный - 08.02.2023) в 2022 году созданы 2 "умные" спортивные площадки.
Из материалов дела следует, что комитетом в 2022 году в целях достижения значений результатов использования субсидии, установленных в соответствии с приложением N 2 к соглашению от 21.02.2022 N 777-09-2022-048, заключено 2 государственных контракта:
1. Государственный контракт на изготовление и поставку комплекта спортивно-технологического оборудования для создания "умной" спортивной площадки от 11.07.2022 N 0136500001122002691 (далее - контракт N 0136500001122002691) с обществом с ограниченной ответственностью "Строительные Системы", по которому получателем оборудования является Администрация Зубцовского района (место доставки: г. Зубцов, ул. Ржевская, д. 44, МОУ СОШ N 1).
2. Государственный контракт на изготовление и поставку 2 комплектов спортивно-технологического оборудования для создания "умной" спортивной площадки от 07.08.2022 N 0136500001122003341 (далее - контракт N 0136500001122003341) с обществом с ограниченной ответственностью "Строительные Системы", по которому получателями оборудования являются: Администрация Бежецкого района Тверской области (адрес доставки: г. Бежецк, пер. Первомайский, д. 35/7а, МОУ СОШ N 4); Администрация Удомельского городского округа (адрес доставки: г. Удомля, пер. Красноармейский, д. 1, МОУ СОШ N 1).
По данным государственным контрактам сторонами подписаны акты приема-передачи товара, акты выполненных работ по монтажу (установке) оборудования для создания "умной" спортивной площадки от 21.07.2022, 15.08.2022, 31.08.2022.
В ходе проверки управлением 01.02.2023 проведен осмотр оборудования, смонтированного на территории МОУ СОШ N 4 г. Бежецка, 07.02.2023 - осмотр оборудования, смонтированного на территории МБОУ СОШ N 1 г. Зубцова. О проведении осмотров составлены акты от 01.02.2023 и 07.02.2023, согласно которым оборудование площадок, смонтированных в г. Бежецк и г. Зубцов, имеет QR-код со ссылкой на информационный ресурс производителя оборудования.
Данные обстоятельства соответствуют положениям приказа N 107 в редакции, действовавшей на момент заключения соглашения от 21.02.2022 N 777-09-2022-048, а также заключения указанных выше государственных контрактов, которым закреплены требования к перечню оборудования с наличием в составе нанесенного QR-кода со ссылкой на информационный ресурс по использованию тренажера, а также установке крепления для мобильного телефона.
Приказом N 107 в редакции приказа от 16.08.2022 N 660 предусмотрено что оборудование, представленное на площадке, должно содержать единый QR-код, сформированный на централизованном информационном ресурсе, который может быть отсканирован пользователем для просмотра подробной информации о данном оборудовании, а также крепление для мобильного телефона.
Информационный ресурс представляет собой централизованный сервис Минспорта России или партнеров в соответствии с соглашением для информирования пользователей о возможностях спортивной площадки, техники безопасности, вариантов использования тренажеров и оборудования на площадках, и другой релевантной информации (с поддержкой работы на любых персональных компьютерах, планшетах или мобильных устройствах, любых операционных системах, поддерживать все существующие российские операционные системы).
Вместе с тем судами обеих инстанций установлено, что обязательство по созданию такого информационного ресурса на Правительство Тверской области соглашением от 21.02.2022 N 777-09-2022-048 не возложены.
Согласно пункту 1 соглашения от 21.02.2022 N 777-09-2022-048 к его предмету относится реализация со стороны уполномоченного органа мероприятий по закупке и монтажу оборудования для создания "умных" площадок в рамках региональных проектов, обеспечивающих достижение показателей и результатов федерального проекта "Бизнес-спринт "Я выбираю спорт" государственной программы Российской Федерации "Развитие физической культуры и спорта" в соответствии с лимитами бюджетных обязательств.
В материалы дела заявителем представлены письма Минспорта России о направлении информации о разработке, тестировании и успешном функционировании QR-кодов в декабре 2022 года.
Как указал комитет, QR-коды фактически предоставлены ему в феврале 2023 года, после составления управлением актов от 01.02.2023 и 07.02.2023; после получения QR-коды самостоятельно размещены комитетом на созданных площадках. Доказательств иного момента получения комитетом единых QR-кодов материалы дела не содержат.
Таким образом, в процессе изменения требований Приказа N 107 комитет самостоятельно размещал соответствующие QR-коды на спортивном оборудовании.
При изложенных обстоятельствах суды обеих инстанций обоснованно приняли во внимание, что само по себе отсутствие по состоянию на 31.12.2022 на созданных комитетом двух спортивных площадках QR-кодов, сформированных именно на информационном ресурсе, который представляет собой централизованный сервис Минспорта России или партнеров, при наличии на оборудовании QR-кодов со ссылкой на информационный ресурс по использованию тренажера, не свидетельствует о недостижении значения результативности использования спорной субсидии на 2022 год.
При этом судами верно учтено, что иных претензий к размещенным на оборудовании QR-кодам, кроме того, что они не сформированы на централизованном сервисе Минспорта России или партнеров, управлением в оспариваемом представлении в обоснование требования о возврате в федеральный бюджет 4 802 500 руб. не указано.
Приведенные в кассационной жалобе доводы были предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций, получили надлежащую правовую оценку, направлены на переоценку правомерных выводов, содержащихся в оспариваемых судебных актах, и их не опровергают, сводятся лишь к несогласию с оценкой имеющихся в материалах дела доказательств и установленных обстоятельств по делу.
Несогласие подателя жалобы с произведенной судами оценкой фактических обстоятельств дела не свидетельствует о неправильном применении норм материального и процессуального права и не может быть положено в обоснование отмены обжалуемых судебных актов.
С учетом изложенного следует признать, что суды обеих инстанций правильно установили обстоятельства дела, всесторонне, полно и объективно исследовали все представленные сторонами доказательства и дали им надлежащую правовую оценку, обжалуемые судебные акты соответствуют нормам материального и процессуального права.
При таких обстоятельствах отсутствуют основания для удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Тверской области от 11.10.2023 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.02.2024 по делу N А66-9238/2023 оставить без изменения, а кассационную жалобу Управления Федерального казначейства по Тверской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
О.Р. Журавлева |
Судьи |
О.Р. Журавлева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Приказ N 107 в редакции приказа от 16.08.2022 N 660 предусматривает, что оборудование, представленное на площадке, должно содержать единый QR-код, сформированный на централизованном информационном ресурсе, который может быть отсканирован пользователем для просмотра подробной информации о данном оборудовании, а также крепление для мобильного телефона. Информационный ресурс представляет собой централизованный сервис Минспорта России или партнеров в соответствии с соглашением для информирования пользователей о возможностях спортивной площадки, техники безопасности, вариантов использования тренажеров и оборудования на площадках, и другой релевантной информации (с поддержкой работы на любых персональных компьютерах, планшетах или мобильных устройствах, любых операционных системах, поддерживать все существующие российские операционные системы) (начало действия редакции 16.08.2022, окончание действия редакции 02.02.2023).
...
Приказом N 107 в редакции приказа от 16.08.2022 N 660 предусмотрено что оборудование, представленное на площадке, должно содержать единый QR-код, сформированный на централизованном информационном ресурсе, который может быть отсканирован пользователем для просмотра подробной информации о данном оборудовании, а также крепление для мобильного телефона."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 22 мая 2024 г. N Ф07-6058/24 по делу N А66-9238/2023