23 мая 2024 г. |
Дело N А56-54340/2023 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кустова А.А., судей Бобарыкиной О.А., Серовой В.К.,
при участии от жилищно-строительного кооператива N 148 Ивановой Е.Н. (доверенность от 01.06.2023), председателя правления Латышева В.Ю., от некоммерческой организации "Фонд-региональный оператор капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах" Выборновой Е.Д. (доверенность от 29.12.2023 N 143),
рассмотрев 23.05.2024 в открытом судебном заседании кассационную жалобу жилищно-строительного кооператива N 148 на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 02.10.2023 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.01.2024 по делу N А56-54340/2023,
УСТАНОВИЛ:
Жилищно-строительный кооператив N 148, адрес: 194021, Санкт-Петербург, проспект Пархоменко, дом 33, ОГРН 1037804011805, ИНН7802056554 (далее - Кооператив), обратился в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к Администрации Выборгского района Санкт-Петербурга, адрес: 194100, Санкт-Петербург, Большой Сампсониевский пр., д. 86, ОГРН 1027801583743, ИНН 7802047944 (далее - Администрация), некоммерческой организации "Фонд-региональный оператор капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах", адрес: 191023, Санкт-Петербург, пл. Островского, д. 11, ОГРН 1137800010413, ИНН 7840290890 (далее - Фонд), об оспаривании распоряжения Администрации от 05.04.2023 N 291-р (далее - Распоряжение N 291-р) и обязании возвратить денежные средства на специальный счет Кооператива.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Государственная жилищная инспекция Санкт-Петербурга (далее - Инспекция), Жилищный комитет.
Решением от 02.10.2023, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 24.01.2024, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе Кооператив, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам, просит отменить решение от 02.10.2023 и постановление от 24.01.2024, принять по делу новый судебный акт.
По мнению подателя жалобы, при принятии судебных актов суды применили закон, не подлежащий применению.
В отзыве на кассационную жалобу Фонд просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, считая их законными и обоснованными.
В судебном заседании представители Кооператива поддержали доводы кассационной жалобы, а представитель Фонда против ее удовлетворения возражал.
Другие лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, однако своих представителей в суд кассационной инстанции не направили, что в соответствии со статьей 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не может служить препятствием для рассмотрения жалобы.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Кооператив осуществляет функции по управлению и эксплуатации многоквартирного дома по адресу: Санкт-Петербург, проспект Пархоменко, дом 33, литера А (далее - МКД). Фонд капитального ремонта МКД формируется на специальном счете Кооператива.
Региональной программой капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Санкт-Петербурге предусмотрено в период 2015-2017 гг. выполнение работ по капитальному ремонту системы противопожарной безопасности (далее - СППЗ) МКД.
Собственниками помещений в спорном МКД проведено общее собрание, оформленное протоколом N 1, и принято решение о том, что в связи с неустановкой при проектировании дома автоматической системы противопожарной безопасности (далее - АППЗ) ее ремонт не требуется, а ее установка нецелесообразна ввиду высокой стоимости и затрат на содержание и обслуживание.
Письмом от 04.03.2022 Жилищное агентство Выборгского района Санкт-Петербурга сообщило Кооперативу, что указанный МКД включен в краткосрочный план реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в МКД в Санкт-Петербурге, утвержденный распоряжением Жилищного комитета от 25.01.2022 N 52-р на выполнение капитального ремонта общего имущества в 2022 году.
Письмом от 30.09.2022 Администрация повторно проинформировала Кооператив, что региональной программой предусмотрено в период 2015-2017 гг. выполнение в МКД работ по капитальному ремонту АППЗ с просьбой представить сведения о выполнении капитального ремонта АППЗ либо решение собственников помещений о переносе сроков капитального ремонта.
Распоряжением N 291-р Администрация приняла решение о формировании фонда капитального ремонта на счете Фонда в отношении МКД, собственники помещений в котором формируют фонд капитального ремонта на специальном счете и в котором не проведен капитальный ремонт общего имущества в срок, предусмотренный региональной программой капитального ремонта общего имущества в Санкт-Петербурге, и при этом в соответствии с порядком установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме требуется оказание какого-либо вида услуг и (или) выполнение какого-либо вида работ, предусмотренных для этого многоквартирного дома региональной программой капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Санкт-Петербурге.
Не согласившись с Распоряжением N 291-р, Кооператив обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявления, суд первой инстанции пришел к выводу о законности и обоснованности оспариваемого распоряжения.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции.
Проверив материалы дела и обоснованность доводов, приведенных в кассационной жалобе, кассационная инстанция пришла к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 189 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме осуществляется на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 названной статьи.
Согласно пунктам 9-23 части 2 статьи 4 Закона Санкт-Петербурга от 05.05.2006 N 221-32 "О жилищной политике Санкт-Петербурга" порядок установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме устанавливает Правительство Санкт-Петербурга.
Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 18.02.2014 N 84 "О региональной программе капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Санкт-Петербурге" утверждена региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Санкт-Петербурге, согласно которой в МКД запланировано выполнение капитального ремонта системы противопожарной защиты в период 2015-2017 гг.
В соответствии с пунктом 3.2.45 положения о Жилищном комитете (далее - Положение), утвержденного постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 30.12.2003 N 175, Жилищный комитет принимает решения о необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме или об отсутствии такой необходимости в порядке, определенном Правительством Санкт-Петербурга.
Порядок принятия решения о необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме установлен постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 14.09.2016 N 799.
В соответствии с частью 3 статьи 189 ЖК РФ не менее чем за шесть месяцев (если иной срок не установлен нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации) до наступления года, в течение которого должен быть проведен капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с региональной программой капитального ремонта, лицо, осуществляющее управление многоквартирным домом или оказание услуг и (или) выполнение работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, либо региональный оператор (в случае, если собственники помещений в многоквартирном доме формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора) представляет таким собственникам предложения о сроке начала капитального ремонта, необходимом перечне и об объеме услуг и (или) работ, их стоимости, о порядке и об источниках финансирования капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме и другие предложения, связанные с проведением такого капитального ремонта, в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
Собственники помещений в многоквартирном доме не позднее чем через три месяца с момента получения предложений, указанных в части 3 названной статьи (если более продолжительный срок не установлен нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации), обязаны рассмотреть указанные предложения и принять на общем собрании решение в соответствии с частью 5 указанной статьи (часть 4 статьи 189 ЖК РФ).
Согласно части 6 статьи 189 ЖК РФ в случае, если в срок, указанный в части 4 названной статьи, собственники помещений в многоквартирном доме, формирующие фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, не приняли решение о проведении капитального ремонта общего имущества в этом многоквартирном доме, орган местного самоуправления в течение месяца со дня истечения указанного срока принимает решение о проведении такого капитального ремонта в соответствии с региональной программой капитального ремонта, уведомив собственников помещений в этом многоквартирном доме о принятом решении, в том числе с использованием системы. В случае возникновения аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера решение по вопросам, предусмотренным пунктами 1 и 2 части 5 названной статьи, принимается в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации. В указанном случае капитальный ремонт многоквартирного дома осуществляется без его включения в краткосрочный план реализации региональной программы капитального ремонта и только в объеме, необходимом для ликвидации последствий, возникших вследствие аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, за счет средств регионального оператора, определенных статьей 185 данного Кодекса и законом субъекта Российской Федерации в качестве денежных средств для обеспечения финансовой устойчивости деятельности регионального оператора, и учитывается при ежегодной актуализации региональной программы капитального ремонта.
Согласно части 7 статьи 189 ЖК РФ в случае, если капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, собственники помещений в котором формируют фонд капитального ремонта на специальном счете, не проведен в срок, предусмотренный региональной программой капитального ремонта, и при этом в соответствии с порядком установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме требуется оказание какого-либо вида услуг и (или) выполнение какого-либо вида работ, предусмотренных для этого многоквартирного дома региональной программой капитального ремонта, орган местного самоуправления в течение одного месяца со дня получения соответствующего уведомления принимает решение о формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора и направляет такое решение владельцу специального счета. Владелец специального счета обязан перечислить средства, находящиеся на специальном счете, на счет регионального оператора в течение одного месяца с момента получения такого решения органа местного самоуправления.
В силу пункта 3.2.28 Положения Жилищный комитет утверждает краткосрочные планы реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах.
Как следует из материалов дела, работы по капитальному ремонту СППЗ в МКД распоряжением Жилищного комитета от 25.01.2022 N 52-р включены в краткосрочный план реализации региональной программы капитального ремонта. Для выполнения требований противопожарной безопасности лицо, осуществляющее капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома, должно осуществить модернизацию системы противопожарной безопасности.
В соответствии с частью 1 статьи 168 ЖК РФ региональной программой капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах определяются предельные сроки проведения собственниками помещений в таких домах и (или) региональным оператором капитального ремонта многоквартирных домов. Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в целях планирования и организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, планирования предоставления государственной поддержки, муниципальной поддержки на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, местных бюджетов (далее - государственная поддержка, муниципальная поддержка капитального ремонта), контроля своевременности проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах собственниками помещений в таких домах, региональным оператором.
В силу части 2 статьи 168 ЖК РФ региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах формируется на срок, необходимый для проведения капитального ремонта общего имущества во всех многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, и включает в себя:
1. Перечень всех многоквартирных домов, расположенных на территории субъекта Российской Федерации (в том числе многоквартирных домов, все помещения в которых принадлежат одному собственнику), за исключением многоквартирных домов, признанных в установленном Правительством Российской Федерации порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции. В соответствии с нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации в региональную программу капитального ремонта могут не включаться многоквартирные дома, физический износ основных конструктивных элементов (крыша, стены, фундамент) которых превышает семьдесят процентов, и (или) многоквартирные дома, в которых совокупная стоимость услуг и (или) работ по капитальному ремонту конструктивных элементов и внутридомовых инженерных систем, входящих в состав общего имущества в многоквартирных домах, в расчете на один квадратный метр общей площади жилых помещений превышает стоимость, определенную нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации. При этом не позднее чем через шесть месяцев со дня утверждения региональной программы капитального ремонта или принятия решения об исключении многоквартирных домов из такой программы нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации должны быть определены порядок, сроки проведения и источники финансирования реконструкции или сноса этих домов либо иных мероприятий, предусмотренных законодательством Российской Федерации и обеспечивающих жилищные права собственников жилых помещений и нанимателей жилых помещений по договорам социального найма в этих домах. В соответствии с нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации в региональную программу капитального ремонта могут не включаться также дома, в которых имеется менее чем пять квартир. В соответствии с нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации в региональную программу капитального ремонта не включаются многоквартирные дома, в отношении которых на дату утверждения или актуализации региональной программы капитального ремонта в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, приняты решения о сносе или реконструкции. В соответствии с нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации в региональную программу капитального ремонта не включаются многоквартирные дома, расположенные на территориях населенных пунктов, признанных закрывающимися на основании решений органов государственной власти субъекта Российской Федерации по согласованию с Правительством Российской Федерации (далее - закрывающиеся населенные пункты). Исключение таких многоквартирных домов из региональной программы капитального ремонта осуществляется на дату ее актуализации в связи с принятием решения о закрытии населенного пункта;
2. Перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах;
3. Плановый период проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах по каждому виду услуг и (или) работ с учетом необходимости оказания услуг и (или) выполнения работ, предусмотренных пунктом 1 части 1 статьи 166 Кодекса, одновременно в отношении двух и более внутридомовых инженерных систем в многоквартирном доме, определяемой нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, при этом указанный срок может определяться указанием на календарный год или не превышающий трех календарных лет период, в течение которых должен быть проведен такой ремонт;
4. Иные сведения, подлежащие включению в региональную программу капитального ремонта в соответствии с нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
Согласно части 4 статьи 168 ЖК РФ внесение в региональную программу капитального ремонта при ее актуализации изменений, предусматривающих перенос установленного срока капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме на более поздний период, сокращение перечня планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме осуществляется при наличии соответствующего решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением случая, если: сокращение перечня планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме обусловлено отсутствием конструктивных элементов, в отношении которых должен быть проведен капитальный ремонт; запланированный вид услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме был проведен ранее и при этом в порядке установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме определено, что повторные оказание таких услуг и (или) выполнение таких работ в срок, установленный региональной программой капитального ремонта, не требуются.
Распоряжением Жилищного комитета Правительства Санкт-Петербурга от 16.08.2018 N 1559-р утвержден административный регламент администрации района Санкт-Петербурга по исполнению государственной функции по принятию решения о формировании фонда капитального ремонта на счете специализированной некоммерческой организации, которая осуществляет деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, и направлению такого решения владельцу специального счета, предназначенного для перечисления средств на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме и открытого в кредитной организации, в случае, если капитальный ремонт общего имущества в данном многоквартирном доме, собственники помещений в котором формируют фонд капитального ремонта на специальном счете, предназначенном для перечисления средств на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме и открытом в кредитной организации, не проведен в срок, предусмотренный региональной программой капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Санкт-Петербурге, и при этом в соответствии с порядком установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме требуется оказание какого-либо вида услуг и (или) выполнение какого-либо вида работ, предусмотренных для этого многоквартирного дома региональной программой капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Санкт-Петербурге.
Согласно пункту 2.3 приложения к распоряжению Жилищного комитета Правительства Санкт-Петербурга от 16.08.2018 N 1559-р администрация принимает решение о формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора на основании уведомления, полученного от Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга о том, что капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, собственники помещений в котором формируют фонд капитального ремонта на специальном счете, не проведен в срок, предусмотренный региональной программой капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Санкт-Петербурге.
Из материалов дела следует, что письмом от 04.03.2022 Жилищное агентство Выборгского района Санкт-Петербурга сообщило Кооперативу, что МКД включен в краткосрочный план реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в МКД в Санкт-Петербурге, утвержденный распоряжением Жилищного комитета от 25.01.2022 N 52-р на выполнение капитального ремонта общего имущества в 2022 году. Письмом от 30.09.2022 Администрация повторно проинформировала Кооператив, что региональной программой капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Санкт-Петербурге предусмотрено в период 2015-2017 гг. в МКД выполнение работ по капитальному ремонту АППЗ с просьбой представить сведения о выполнении капитального ремонта АППЗ либо решение собственников помещений о переносе сроков капитального ремонта.
Довод Кооператива о том, что в МКД функционирует СППЗ, а АППЗ в МКД не установлена и поэтому капитальный ремонт ее не требуется, являлся предметом рассмотрения судами.
В этой связи Администрация поясняла, что имеющиеся в МКД элементы системы пожаротушения в настоящее время должны быть модернизованы в соответствии с действующими строительными нормами и правилами.
С учетом вышеизложенного суды пришли к верному выводу о том, что Распоряжение N 291-р принято в соответствии с действующим законодательством, в связи с чем заявление Кооператива удовлетворению не подлежит.
Доводы, приведенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения судом апелляционной инстанции, получили надлежащую правовую оценку и обоснованно отклонены им.
Поскольку нормы материального права, регулирующие спорные отношения, судами применены правильно, процессуальных нарушений не допущено, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 02.10.2023 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.01.2024 по делу N А56-54340/2023 оставить без изменения, а кассационную жалобу жилищно-строительного кооператива N 148 - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.А. Кустов |
Судьи |
А.А. Кустов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно части 4 статьи 168 ЖК РФ внесение в региональную программу капитального ремонта при ее актуализации изменений, предусматривающих перенос установленного срока капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме на более поздний период, сокращение перечня планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме осуществляется при наличии соответствующего решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением случая, если: сокращение перечня планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме обусловлено отсутствием конструктивных элементов, в отношении которых должен быть проведен капитальный ремонт; запланированный вид услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме был проведен ранее и при этом в порядке установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме определено, что повторные оказание таких услуг и (или) выполнение таких работ в срок, установленный региональной программой капитального ремонта, не требуются."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 23 мая 2024 г. N Ф07-3215/24 по делу N А56-54340/2023