23 мая 2024 г. |
Дело N А26-7814/2023 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Толкунова В.М., судей Алешкевича О.А., Аникиной Е.А.,
при участии от акционерного общества "Прионежская сетевая компания" Конжезеровой А.В. (доверенность от 26.12.2023), от Федеральной антимонопольной службы Татаркиной К.И. (доверенность от 15.05.2024), от Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Карелия Ковалевой О.В. (доверенность от 10.01.2024),
рассмотрев 20.05.2024 в открытом судебном заседании кассационные жалобы Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Карелия и Федеральной антимонопольной службы на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.02.2024 по делу N А26-7814/2023,
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Прионежская сетевая компания", адрес: 185013, Республика Карелия, г. Петрозаводск, Новосулажгорская ул., д. 22, ОГРН 1061001073242, ИНН 1001013117 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением о признании незаконными и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Карелия, адрес: 185031, Республика Карелия, г. Петрозаводск, наб. Варкауса, д. 1а, ОГРН 1021000526326, ИНН 1001041153 (далее - Управление, УФАС), от 01.06.2023 N 010/04/9.21-134/2023 о привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в размере 850 000 руб., а также выданного на его основании представления от 01.06.2023 об устранении причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения, решения Федеральной антимонопольной службы, адрес: 123001, Москва, Садовая-Кудринская ул., д. 11, ОГРН 1047796269663, ИНН 7703516539 (далее - ФАС России), от 24.07.2023 по результатам рассмотрения жалобы Общества.
Судом к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено федеральное государственное унитарное предприятие "Российская телевизионная и радиовещательная сеть" в лице филиала "Радиотелевизионный передающий центр Республики Карелия", адрес: 129515, Москва, ул. Академика Королева, д. 13, стр. 1, ОГРН 1027739456084, ИНН 7717127211 (далее - Предприятие).
Решением суда первой инстанции от 16.11.2023 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 08.02.2024 решение суда первой инстанции отменено, заявленные требования удовлетворены.
В кассационных жалобах Управление и ФАС России просят отменить постановление суда апелляционной инстанции и оставить в силе решение суда, указывая, что Обществу отдельно вменено навязывание невыгодных обязательств по оплате стоимости услуг за технологическое присоединение. Годичный срок давности привлечения к административной ответственности на момент вынесения постановления не истек, поскольку подлежит исчислению с момента, когда Общество фактически осуществило расчет платы и выставило потребителю счета на необоснованную сумму.
В судебном заседании представители Управления и ФАС России поддержали доводы кассационных жалоб, представитель Общества возразила против удовлетворения кассационных жалоб по мотивам отзыва.
Предприятие о времени и месте рассмотрения кассационных жалоб извещено надлежащим образом, однако своих представителей в судебное заседание не направило, что в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения жалоб в их отсутствие.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, в УФАС 20.12.2022 и 27.12.2022 поступили жалобы Предприятия на действия Общества, выразившиеся в нарушении сроков рассмотрения заявок на технологическое присоединение от 08.04.2022, а также в необоснованном требовании оплатить услуги по технологическому присоединению его энергопринимающих устройств (далее - ЭПУ) в размерах, превышающих тарифы, действующие на момент подачи соответствующих заявок.
На основании представленных документов и сведений определением УФАС от 28.02.2023 в отношении Общества возбуждено дело об административном правонарушении N 010/04/9.21-134/2023 по статье 9.21 КоАП РФ и назначено административное расследование.
Письмом от 20.03.2023 N 5040 Общество сообщило Управлению, что размер платы за технологическое присоединение определен в соответствии с действующей уже на момент направления в адрес заявителя договоров редакцией Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила N 861).
Определением от 22.03.2023 срок административного расследования продлен до 14.04.2023 в связи с необходимостью получения позиции Государственного комитета Республики Карелия по ценам и тарифам (далее - Комитет) относительно обоснованности начисления платы потребителю.
Определением от 24.03.2023 у Комитета истребованы письменные пояснения относительно правильности расчета сетевой организацией платы за услуги по технологическому присоединению при условии, что заявки на технологическое присоединение поданы 08.04.2022.
Письмом от 29.03.2023 Комитет сообщил, что в соответствии с пунктом 87 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178 (далее - Постановление N 1178) (в редакции от 17.02.2022), в состав платы за технологическое присоединение ЭПУ максимальной мощностью не более чем 150 кВт не включаются расходы, связанные со строительством объектов электросетевого хозяйства до присоединяемых ЭПУ и (или) объектов электроэнергетики.
Комитет указал, что с учетом даты подачи потребителем заявок изменения, внесенные постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2022 N 1178, не подлежали применению при расчете платы за технологическое присоединение.
Определением Управления от 14.04.2023 срок административного расследования продлен до 15.05.2023, у потребителя запрошены скриншоты личного кабинета, подтверждающие дату подачи заявок на технологическое присоединение 08.04.2022, а также иные имеющие значение для рассмотрения дела документы.
Письмом от 24.04.2023 Предприятие представило запрошенные сведения и пояснило, что дополнительные документы сетевая организация не запрашивала, заявки поданы до 01.07.2022, документы на технологическое присоединение направлены Обществом после вступления в законную силу новой редакции Постановления N 1178, то есть в выставленные счета сетевой организацией неправомерно включены расходы на строительство объектов электросетевого хозяйства.
15.05.2023 в отношении Общества составлен протокол об административном правонарушении N 010/04/9.21-134/2023.
Постановлением от 01.06.2023 N 010/04/9.21-134/2023 в действиях Общества установлен состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.1 КоАП РФ, и назначен штраф в размере 850 000 руб.
При вынесении постановления УФАС пришло к выводу, что срок давности привлечения к административной ответственности в отношении нарушения сетевой организацией сроков размещения документов на технологическое присоединение истек. Однако в отношении нарушения Обществом расчетов платы за технологическое присоединение объектов, размещенных в личном кабинете потребителя 29.08.2022, 21.09.2022, 04.10.2022, выразившегося в навязывании невыгодных обязательств, не предусмотренных Правилами N 861, срок давности не истек.
На основании статьи 29.13 КоАП РФ Обществу выдано представление от 01.06.2023 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, согласно которому Обществу осуществлять расчет платы за технологическое присоединение ЭПУ потребителей в соответствии с установленными правилами и ставками платы, действующими на момент подачи таких заявок; исключить из расчета платы за технологическое присоединение ЭПУ Предприятия расходы на строительство объектов электросетевого хозяйства и осуществить расчет платы за технологическое присоединение по правилам и ставкам, действующим на 08.04.2022 с последующим размещением в личном кабинете заявителя всех предусмотренных пунктом 105 Правил N 861 документов. Информация о принятых мерах по устранению нарушения должна быть представлена в УФАС в течение месяца со дня получения представления.
Не согласившись с постановлением и представлением, Общество обратилось с жалобой в ФАС России.
Решением ФАС России от 24.07.2023 постановление и представление оставлены в силе, а жалоба Общества - без удовлетворения.
Общество, не оспаривая совершение вменяемого правонарушения, обратилось в суд с заявлением, указав на пропуск срока давности привлечения к административной ответственности.
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленных требований.
Суд апелляционной инстанции отменил решение суда первой инстанции и удовлетворил заявленные требования.
Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, приходит к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 9.21 КоАП РФ наказуемо, в том числе, нарушение субъектом естественной монополии установленного порядка подключения (технологического присоединения) к электрическим сетям.
В соответствии с частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, влечет для юридических лиц наложение административного штрафа - от шестисот тысяч до одного миллиона рублей.
В соответствии с пунктом 3 Правил N 861 сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им настоящих Правил и наличии технической возможности технологического присоединения. Независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с лицами, указанными в пунктах 12.1, 14 и 34 настоящих Правил, обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение ЭПУ, принадлежащих им на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании, а также выполнить в отношении ЭПУ таких лиц мероприятия по технологическому присоединению.
Особенности технологического присоединения заявителей, указанных, в том числе, в пункте 14 Правил N 861, урегулированы разделом X Правил N 861 (пункты 103 - 112).
Так, пунктом 103 Правил N 861 предусмотрено, что договор между сетевой организацией и заявителями, указанными, в том числе, в пункте 14 настоящих Правил, заключается путем направления заявителю выставляемого сетевой организацией счета для внесения платы (части платы) за технологическое присоединение и оплаты заявителем указанного счета.
При этом в силу пункта 104 Правил N 861 наличие заключенного заявителями, указанными в пункте 14 настоящих Правил, договора подтверждается документом об оплате такими заявителями счета, предусмотренного пунктом 103 настоящих Правил.
В соответствии с пунктом 105 Правил N 861 в отношении заявителей, указанных в пунктах 12(1) и 14 настоящих Правил, сетевая организация в течение 10 рабочих дней со дня поступления заявки размещает на своем официальном сайте или ином официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, определяемом Правительством Российской Федерации, в отдельном разделе (далее - личный кабинет потребителя):
- условия типового договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям в соответствии с настоящими Правилами для соответствующей категории заявителей;
- счет, предусмотренный пунктом 103 настоящих Правил;
- технические условия, содержащие перечень мероприятий по технологическому присоединению в соответствии с пунктом 25(1) настоящих Правил, а также срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению со стороны заявителя и сетевой организации, и проект договора, обеспечивающего продажу электрической энергии (мощности) на розничном рынке, подписанный усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного лица гарантирующего поставщика, указанного в заявке в соответствии с подпунктом "л" пункта 9 настоящих Правил (в случае, если заявитель указал гарантирующего поставщика в качестве субъекта, у которого он намеревается приобретать электрическую энергию);
- инструкцию, содержащую последовательный перечень мероприятий, обеспечивающих безопасное осуществление действиями заявителя фактического присоединения и фактического приема напряжения и мощности.
На основании пункта 106 Правил N 861 заявитель обязан в течение 5 рабочих дней со дня выставления сетевой организацией счета, предусмотренного пунктом 103 настоящих Правил, оплатить указанный счет.
Таким образом, пунктом 105 Правил N 861 установлена обязанность сетевой организации разместить документы на технологическое присоединение по заявкам заявителя в установленный срок, в том числе счета на оплату за технологическое присоединение.
Согласно пункту 19 Правил N 861 запрещается навязывать заявителю услуги и обязательства, не предусмотренные настоящими Правилами.
Антимонопольные органы и суд первой инстанции, констатировав неправильный расчет платы, произведенный Обществом за технологическое присоединение, пришли к выводу о нарушении им пункта 19 Правил N 861 и отсутствии истечения годичного срока давности привлечения к административной ответственности (на момент вынесения постановления от 01.06.2023) при размещении в личном кабинете потребителя 29.08.2022, 21.09.2022, 04.10.2022 счетов на оплату.
Суд апелляционной инстанции указал, что счет для внесения платы за технологическое присоединение в соответствии с редакцией Правил N 861, действующей на дату подачи заявок (08.04.2022), должен был быть размещен Обществом в личном кабинете потребителя до 22.04.2022. Таким образом, совершенное Обществом административное правонарушение, выражающееся в невыполнении обязанности по размещению в личном кабинете потребителя документов на технологическое присоединение и счета на оплату в нарушение пунктов 103, 105 Правил N 861, не является длящимся и окончено с момента истечения годичного срока, исчисляемого со дня, когда такие документы должны быть размещены, а именно 22.04.2022.
Следовательно, согласно выводам апелляционного суда оспариваемое постановление вынесено по истечении срока давности привлечения к административной ответственности, что в силу пункта 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
Между тем судом апелляционной инстанции не учтено следующее.
Как следует из материалов дела, Предприятие 08.04.2022 посредством личного кабинета направило в Общество четыре заявки на технологическое присоединение в целях перевода объектов цифрового телевидения по адресам: п. Амбарный Лоухского района, п. Лендеры Муезерского района, п. Немино-3 и п. Ламбасручей Медвежьегорского района.
Максимальная присоединенная мощность по вышеуказанным объектам составляет: п. Амбарный - 20 кВт, п. Лендеры - 17,5 кВт, п. Немино-3 - 15 кВт, п. Ламбасручей - 15 кВт.
В установленный законодательством срок (до 22.04.2022) сетевой организацией документы на технологическое присоединение в личном кабинете размещены не были (по этому нарушению, как признано самим УФАС, срок давности привлечения к административной ответственности к 01.06.2023 истек), а договоры имели статус "исполнен", в связи с чем потребитель 06.07.2022 направил повторный запрос.
После повторного запроса в личном кабинете Предприятия впервые были размещены счета с размером платы на технологическое присоединение: 29.08.2022 по объекту в п. Амбарный, 21.09.2022 по объекту в п. Лендеры, 04.10.2022 по объектам в п. Немино-3 и п. Ламбасручей.
Согласно выставленным счетам размер платы составил: п. Амбарный - 68 000 336 руб. 88 коп., п. Лендеры - 160 864 598 руб. 70 коп., п. Немино-3 - 28 410 744 руб. 42 коп., п. Ламбасручей - 36 263 560 руб. 38 коп.
В состав платы за технологическое присоединение включены расходы, связанные со строительством объектов электросетевого хозяйства до присоединяемых ЭПУ и (или) объектов электроэнергетики. Вместе с тем в соответствии с пунктом 87 Постановления N 1178 (в редакции от 17.02.2022) в редакции, действовавшей на дату подачи соответствующих заявок, в состав платы за технологическое присоединение ЭПУ максимальной мощностью не более чем 150 кВт, не подлежали включению расходы, связанные со строительством объектов электросетевого хозяйства до присоединяемых ЭПУ и (или) объектов электроэнергетики.
Изменения, внесенные постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2022 N 1178, не подлежали применению при расчете платы за технологическое присоединение. Пунктом 3 Постановления N 1178 установлено, что его положения распространяются на правоотношения по технологическому присоединению ЭПУ и (или) объектов микрогенерации, возникшие на основании заявок на технологическое присоединение к электрическим сетям, поданных после вступления в силу данного постановления, то есть с 01.07.2022.
Комитет на запрос Управления подтвердил неправомерность выставления счета на указанные суммы.
Таким образом, Обществом допущены два самостоятельных (по времени и содержанию) нарушения Правил N 861:
- счета на оплату размещены с нарушением установленного пунктом 105 Правил N 861 срока;
- в счета включена стоимость услуг в виде расходов, связанных со строительством объектов электросетевого хозяйства, не предусмотренных Правилами N 861 в редакции, действовавшей на момент обращения Предприятия с заявками об осуществлении технологического присоединения (то есть, навязаны услуги и обязательства, не предусмотренные Правилами N 861, что прямо запрещено пунктом 19 данного нормативного акта).
Соответственно, в данной ситуации срок давности привлечения к административной ответственности должен устанавливаться для каждого деяния.
Поскольку нарушение совершено сетевой организацией повторно, административным органом деяние правомерно квалифицировано по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ, с чем Общество не спорит.
Согласно части 1 статьи 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении за нарушение законодательства об электроэнергетике не может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения.
Поскольку размещение документов на технологическое присоединение по заявкам от 08.04.2022 должно быть осуществлено сетевой организацией до 22.04.2022, срок давности привлечения к административной ответственности за данное нарушение на момент рассмотрения дела об административном правонарушении истек. На данное обстоятельство указано в оспариваемом постановлении УФАС и решении ФАС.
Нарушение же пункта 19 Правил N 861, выразившееся в навязывании услуг и обязательств, не предусмотренных данными Правилами, допущено Обществом при размещении самих счетов в личном кабинете потребителя документов на технологическое присоединение, а именно: 29.08.2022 - по объекту в п. Амбарный, 21.09.2022 - по объекту в п. Лендеры, 04.10.2022 - по объектам в п. Немино-3 и п. Ламбасручей. Плата за технологическое присоединение изначально рассчитана по правилам и ставкам, вступившим в силу после 01.07.2022, при подаче заявок на технологическое присоединение 08.04.2022.
Соответственно, антимонопольные органы и суд первой инстанции верно указали, что срок давности привлечения к административной ответственности за нарушение пункта 19 Правил N 861 на момент вынесения оспариваемого постановления не истек. Общество понимало (должно было понимать) навязывание невыгодных условий и обязательств, поскольку оплата счета со стороны Предприятия является обязательной для начала выполнения сетевой организацией дальнейших мероприятий технологического присоединения.
Суждения Общества и суда апелляционной инстанции, что по всем двум нарушениям такой срок давности следует исчислять с 22.04.2022 ввиду обязанности разместить счет на оплату с надлежащим содержанием, ошибочен, поскольку собственно факт навязывания излишней платы с соответствующими суммами впервые проявился с момента составления и размещения счетов (29.08.2022, 21.09.2022, 04.10.2022).
До 29.08.2022, 21.09.2022, 04.10.2022 счета не размещались вовсе, следовательно, Предприятие до указанных дат не могло знать, что ему предъявлены и навязываются те или иные незаконные (завышенные) к уплате суммы.
Вину Общества суд первой инстанции счел доказанной (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ). Нарушений порядка привлечения к административной ответственности, оснований для признания правонарушения малозначительным и снижения штрафа суд первой инстанции не установил.
Самостоятельных оснований незаконности представления Управления и решения ФАС России по жалобе Обществом не приведено и судами не установлено.
Таким образом, решение суда первой инстанции вынесено в соответствии с правильно и полно установленными обстоятельствами дела, подтвержденными имеющимися в деле доказательствами, и с учетом подлежащих применению норм материального права, в связи с чем у суда апелляционной инстанции не имелось оснований для отмены законного решения суда первой инстанции.
С учетом изложенного постановление апелляционного суда подлежит отмене, а решение суда первой инстанции - оставлению в силе.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 5 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.02.2024 по делу N А26-7814/2023 отменить.
Оставить в силе решение Арбитражного суда Республики Карелия от 16.11.2023 по настоящему делу.
Председательствующий |
И.Г. Савицкая |
Судьи |
В.М. Толкунов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Нарушение же пункта 19 Правил N 861, выразившееся в навязывании услуг и обязательств, не предусмотренных данными Правилами, допущено Обществом при размещении самих счетов в личном кабинете потребителя документов на технологическое присоединение, а именно: 29.08.2022 - по объекту в п. Амбарный, 21.09.2022 - по объекту в п. Лендеры, 04.10.2022 - по объектам в п. Немино-3 и п. Ламбасручей. Плата за технологическое присоединение изначально рассчитана по правилам и ставкам, вступившим в силу после 01.07.2022, при подаче заявок на технологическое присоединение 08.04.2022.
Соответственно, антимонопольные органы и суд первой инстанции верно указали, что срок давности привлечения к административной ответственности за нарушение пункта 19 Правил N 861 на момент вынесения оспариваемого постановления не истек. Общество понимало (должно было понимать) навязывание невыгодных условий и обязательств, поскольку оплата счета со стороны Предприятия является обязательной для начала выполнения сетевой организацией дальнейших мероприятий технологического присоединения.
...
Вину Общества суд первой инстанции счел доказанной (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ). Нарушений порядка привлечения к административной ответственности, оснований для признания правонарушения малозначительным и снижения штрафа суд первой инстанции не установил."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 23 мая 2024 г. N Ф07-4865/24 по делу N А26-7814/2023