23 мая 2024 г. |
Дело N А56-127278/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 мая 2024 года.
В полном объеме постановление изготовлено 23 мая 2024 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Боглачевой Е.В., судей Бобарыкиной О.А., Пастуховой М.В.,
при участии от публичного акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 1" Борисова Р.Б. (доверенность от 07.10.2022), от жилищно-строительного кооператива N 1192 Лагуткиной О.С. (доверенность от 15.05.2024),
рассмотрев 23.05.2024 в открытом судебном заседании кассационную жалобу жилищно-строительного кооператива N 1192 на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 31.10.2023 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.01.2024 по делу N А56-127278/2022,
УСТАНОВИЛ:
Публичное акционерное общество "Территориальная генерирующая компания N 1", адрес: 197198, Санкт-Петербург, проспект Добролюбова, дом 16, корпус 2А, помещение 54Н, ОГРН 1057810153400, ИНН 7841312071 (далее - Компания), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к жилищно-строительному кооперативу N 1192, адрес: 198332, Санкт-Петербург, проспект Кузнецова, дом 17, ОГРН 1037819006488, ИНН 7807016795 (далее - Кооператив), о взыскании 661 374 руб. 30 коп. задолженности за тепловую энергию, поставленную в июне-сентябре 2022 года по договору теплоснабжения (в горячей воде) от 01.05.2011 N 31428 (далее - Договор), и 830 руб. 45 коп. неустойки, начисленной за период с 26.03.2020 по 06.04.2020 в связи с просрочкой оплаты тепловой энергии, поставленной по Договору в январе 2020 года; за период с 25.08.2022 по 31.08.2022 в связи с просрочкой оплаты тепловой энергии, поставленной по Договору в июне 2022 года; за период с 26.10.2022 по 31.10.2022 в связи с просрочкой оплаты тепловой энергии, поставленной по Договору в августе 2022 года.
Решением суда первой инстанции от 31.10.2023, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 31.01.2024, исковые требования удовлетворены в полном объеме.
В кассационной жалобе Кооператив, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права и несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, просит отменить постановление от 31.01.2024.
По мнению подателя жалобы, судами не дана оценка обстоятельствам, связанным с переходом собственников помещений в спорном многоквартирном доме на прямые договоры с Компанией (протокол общего собрания от 12.05.2022 N 2-2022), о чем Компания была уведомлена. Податель жалобы считает неправомерным отказ Компании признать состоявшимся переход на прямые договоры (письмо от 02.06.2022 N 1937-02/149). Как указывает податель жалобы, после перехода собственников помещений на прямые договоры с Компанией Кооператив обязан оплачивать тепловую энергию, поставленную только на общедомовые нужды, тогда как в имеющихся в материалах дела счетах количество ресурса на индивидуальное потребление и общедомовые нужды не разграничено.
В отзыве Компания просит оставить судебные акты без изменения, считая их законными и обоснованными.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, между Компанией (энергоснабжающая организация) и Кооперативом (абонент) заключен Договор на поставку тепловой энергии на нужды отопления и горячего водоснабжения жилого дома по адресу: Санкт-Петербург, проспект Кузнецова, дом 17.
Из приложения N 2 к Договору следует, что подключенная нагрузка распределяется между строительными корпусами 9, 11 и 12 названного жилого дома.
Письмом от 20.05.2022 N И-18/2022 Кооператив уведомил Компанию о том, что на общем собрании членов Кооператива собственников помещений многоквартирного дома, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, проспект Кузнецова, дом 17, литеры В, Г, Е, было принято решение, оформленное протоколом общего собрания от 12.05.2022 N 2-2022, о заключении прямых договоров с Компанией в соответствии со статьей 157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ). Кооператив просил считать прямые договоры со всеми собственниками помещений в многоквартирном доме заключенными с 01.06.2022.
Компания в письме от 02.06.2022 N 1937-02/149 отказалась считать переход на прямые договоры состоявшимся, указав на то, что по данным Единого государственного реестра недвижимости по спорному адресу находятся три отдельных многоквартирных дома (дом 17, литера В с кадастровым номером 78:40:0008319:4813; дом 17, литера Г с кадастровым номером 78:40:0008319:4812; дом 17, литера Е с кадастровым номером 78:40:0008319:4814), в каждом из которых должно быть проведено отдельное общее собрание собственников помещений с составлением отдельного протокола.
Ссылаясь на наличие у Кооператива задолженности за тепловую энергию по Договору, Компания обратилась в арбитражный суд с настоящим иском.
Суды первой и апелляционной инстанций удовлетворили иск, признав его обоснованным по праву и по размеру.
Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, пришел к следующим выводам.
Частью 1 статьи 161 ЖК РФ предусмотрено, что управление многоквартирным домом должно обеспечивать надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме.
Частью 2 статьи 161 ЖК РФ на собственников помещений в многоквартирном доме возложена обязанность выбрать один из способов управления многоквартирным домом: непосредственное управление собственниками; управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; управление управляющей организацией.
В данном случае управление осуществляет Кооператив, который несет ответственность за содержание общего имущества в данном доме и предоставление коммунальных услуг (часть 2.2 статьи 161 ЖК РФ), для чего в том числе заключает договор ресурсоснабжения по приобретению соответствующего коммунального ресурса в целях предоставления коммунальной услуги и (или) потребляемого при содержании общего имущества многоквартирного дома (пункт 4 Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124).
В силу части 12 статьи 161 ЖК РФ управляющие организации, товарищества собственников жилья либо жилищные кооперативы или иные специализированные потребительские кооперативы, осуществляющие управление многоквартирными домами, не вправе отказываться от заключения в соответствии с правилами, указанными в части 1 статьи 157 названного Кодекса, договоров, в том числе в отношении коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, с ресурсоснабжающими организациями, которые осуществляют холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, за исключением случаев, предусмотренных частью 1 статьи 157.2 настоящего Кодекса.
Пунктом 4.4 части 2 статьи 44 ЖК РФ к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме отнесено принятие решения о заключении собственниками помещений в многоквартирном доме, действующими от своего имени, в порядке, установленном настоящим Кодексом, договоров, содержащих положения о предоставлении коммунальных услуг, с ресурсоснабжающей организацией и об определении даты заключения соответствующих договоров.
В этом случае в силу подпункта 1 части 1 статьи 157.2 ЖК РФ коммунальные услуги собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме предоставляются ресурсоснабжающей организацией в соответствии с заключенными с каждым собственником помещения в многоквартирном доме, действующим от своего имени, договорами, содержащими положения о предоставлении коммунальных услуг.
После перехода на прямые договоры за управляющей организацией, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативов или иным специализированным потребительским кооперативом, осуществляющим управление многоквартирными домами, сохраняется обязанность оплачивать
только коммунальные ресурсы, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме (часть 12 статьи 161 ЖК РФ; подпункт "а" пункта 31(1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354).
Факт поставки Компанией тепловой энергии на нужды горячего водоснабжения и отопления Кооперативом не оспаривается. Разногласия сторон касаются того, произошел ли переход собственников помещений на прямые договоры, и в связи с этим - какой объем коммунального ресурса подлежит оплате Кооперативом (весь объем тепловой энергии или объем тепловой энергии, поставленной на общедомовые нужды).
Вопреки выводу апелляционного суда, из представленных в материалы дела документов (расчета и счетов-фактур) с очевидностью не следует, что к оплате предъявлен только ресурс, потребленный на общедомовые нужды. Напротив, в судебном заседании суда апелляционной инстанции 24.01.2024 представитель Компании поддержал позицию, ранее изложенную в письме от 20.05.2022 N И-18/2022, прямо указав, что истец не признает факт перехода на прямые договоры и в рамках Договора продолжает выставлять Кооперативу весь объем поставленного коммунального ресурса.
Разногласия сторон также основаны на различном понимании Компанией и Кооперативом количества многоквартирных домов по спорному адресу (один или три).
Соответственно, для правильного рассмотрения дела и определения объема обязательств Кооператива по Договору необходимо было установить, являются ли литеры В, Г и Е частями единого многоквартирного жилого дома или тремя отдельными многоквартирными домами; повлекло ли решение, оформленное протоколом общего собрания от 12.05.2022 N 2-2022, правовые последствия, предусмотренные статьей 157.2 ЖК РФ (часть 2 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, далее - АПК РФ).
Между тем, соответствующие возражения Кооператива в нарушение требований части 4 статьи 170 и пункта 12 части 2 статьи 271 АПК РФ оценки судов не получили, имеющие значение для правильного рассмотрения дела обстоятельства не установлены.
Поскольку выводы судов сделаны при неполном выяснении обстоятельств, имеющих существенное значение для дела, принятые судебные акты подлежат отмене по основаниям, предусмотренным частью 1 статьи 288 АПК РФ, с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции (пункт 3 части 1 статьи 287 АПК РФ).
При новом рассмотрении дела суду следует на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных сторонами доказательств установить, являются ли литеры В, Г и Е частями единого многоквартирного жилого дома или тремя отдельными многоквартирными домами; повлекло ли решение, оформленное протоколом общего собрания от 12.05.2022 N 2-2022, правовые последствия, предусмотренные статьей 157.2 ЖК РФ, и если да, то с какой даты (пункт 1 части 7 статьи 157.2 ЖК РФ); на основании установленных обстоятельств определить размер обязательств Кооператива по Договору за спорный период (обязанность по оплате только коммунального ресурса, потребляемого при содержании общего имущества многоквартирного дома, или всего объема коммунального ресурса), после чего принять законный и обоснованный судебный акт, а также решить вопрос о распределении судебных расходов, связанных с уплатой государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 3 части 1 статьи 287, статьями 288 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 31.10.2023 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.01.2024 по делу N А56-127278/2022 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
Председательствующий |
Е.В. Боглачева |
Судьи |
Е.В. Боглачева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"При новом рассмотрении дела суду следует на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных сторонами доказательств установить, являются ли литеры В, Г и Е частями единого многоквартирного жилого дома или тремя отдельными многоквартирными домами; повлекло ли решение, оформленное протоколом общего собрания от 12.05.2022 N 2-2022, правовые последствия, предусмотренные статьей 157.2 ЖК РФ, и если да, то с какой даты (пункт 1 части 7 статьи 157.2 ЖК РФ); на основании установленных обстоятельств определить размер обязательств Кооператива по Договору за спорный период (обязанность по оплате только коммунального ресурса, потребляемого при содержании общего имущества многоквартирного дома, или всего объема коммунального ресурса), после чего принять законный и обоснованный судебный акт, а также решить вопрос о распределении судебных расходов, связанных с уплатой государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 23 мая 2024 г. N Ф07-2721/24 по делу N А56-127278/2022
Хронология рассмотрения дела:
16.04.2025 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-2610/2025
24.12.2024 Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-127278/2022
23.05.2024 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-2721/2024
31.01.2024 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-40992/2023
31.10.2023 Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-127278/2022