27 мая 2024 г. |
Дело N А56-97282/2022 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Савицкой И.Г., судей Аникиной Е.А., Толкунова В.М.,
при участии от акционерного общества "Невский экологический оператор" Маркова Д.В. (доверенность от 26.12.2023),
рассмотрев 22.05.2024 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Бюро имущественных отношений" на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.12.2023 по делу N А56-97282/2022,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Бюро имущественных операций", адрес: 190020, Санкт-Петербург, наб. Обводного канала, д. 138, к. 2, лит. АТ, пом. 69Н, ОГРН 1057811202096, ИНН 7813323586 (далее - ООО "УК "БИО", Компания), обратилось в арбитражный суд к акционерному обществу "Невский экологический оператор", адрес: 195009, Санкт-Петербург, Арсенальная ул., д. 1, корп. 2, лит. А, пом.
1Н-23 (часть), ОГРН 1217800002826, ИНН 7804678913 (далее - ООО "НЭО"), с заявлением об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора от 30.12.2021 N 1276785-2022/ТКО (далее - Договор), принять пункты 1.2, 1.4, 4.1 в редакции истца и исключить приложение N 1 к Договору, а также признать датой заключения Договора дату фактического подписания его сторонами.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Комитет по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности, адрес: 191123, Санкт-Петербург, ул. Чайковского д. 20, лит. В, ОГРН 1037828007030, ИНН 7815015523 (далее - Комитет).
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 26.05.2023 требования удовлетворены.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.12.2023 решение от 26.05.2023 отменено в части урегулирования разногласий по пункту 1.2 Договора и приложению N 1 к Договору, в этой части разногласия урегулированы в редакции, предложенной ООО "НЭО".
В кассационной жалобе ООО "УК "БИО", ссылаясь на нарушение апелляционным судом норм материального и процессуального права, просит отменить постановление от 13.12.2023 и оставить в силе решение от 26.05.2023. По мнению подателя жалобы, апелляционный суд неправомерно не учел, что Компания не имеет собственных площадей, а площади, переданные ей во временное управление, используются непостоянно; объем используемых площадей периодически меняется, в связи с чем Компания не может обеспечить ООО "НЭО" объемом работ в соответствии с установленными нормативами.
Общество в отзыве на кассационную жалобу постановление от 13.12.2023 просит оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель Общества возражал против удовлетворения кассационной жалобы.
ООО "УК "БИО" и Комитет, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, своих представителей для участия в нем не направили, в связи с чем кассационная жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, ООО "УК "БИО" является управляющей компаний, в управлении которой находятся следующие нежилые здания:
-190020, Санкт-Петербург, наб. Обводного кан., д. 136, корп. 1, лит. В; кадастровый номер 78:32:0008004:5006;
-190020, Санкт-Петербург, наб. Обводного кан., д. 134-136-138, лит. Б, пом. 172-Н, 173-Н, 174-Н; кадастровый номер 78:32:0008004:3816;
-190020, Санкт-Петербург, наб. Обводного кан., д. 136, корп. 1, лит. Д; кадастровый номер 78:32:0008004:5009;
-190020, Санкт-Петербург, наб. Обводного кан., д. 134-136-138, лит. Б, пом. 163-Н; кадастровый номер 78:32:0008004:3806;
-190020, Санкт-Петербург, наб. Обводного кан., д. 134-136-138, лит. Б, пом. 191-Н; кадастровый номер 78:32:0008004:3836;
-190020, Санкт-Петербург, наб. Обводного кан., д. 136, корп. 1, лит. Б; кадастровый номер 78:32:0008004:2055;
-190020, Санкт-Петербург, наб. Обводного кан., д. 136, корп. 1, лит. 3; кадастровый номер 78:32:0008004:5008;
-190020, Санкт-Петербург, наб. Обводного кан., д. 134-136-138, лит. Б, пом. 190-Н, 192-Н; кадастровый номер 78:32:0008004:3835;
-190020, Санкт-Петербург, наб. Обводного кан., д. 134-136-138, лит. Б, пом. 149-Н, 150-Н, 151-Н, 152-Н, 153-Н, 154-Н, 157-Н, 158-Н, 159-Н, 160-Н, 166-Н, 175-Н, 176-Н, 177-Н, 178-Н, 179-Н, 181-Н, 186-Н, 187-Н, 188-Н, 193-Н, 195-Н, 196-Н, 197-Н; кадастровый номер 78:32:0008004:3789;
-190020, Санкт-Петербург, наб. Обводного кан., д. 134-136-138, лит. Б, пом. 180-Н, 183-Н, 184-Н, 185-Н, 194-Н; кадастровый номер 78:32:0008004:3825;
-190020, Санкт-Петербург, наб. Обводного кан., д. 134-136-138, лит. Б, пом. 155-Н; кадастровый номер 78:32:0008004:3797.
ООО "НЭО", являясь региональным оператором по оказанию услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО) на территории города Санкт-Петербурга, разместило типовой договор на оказание услуг по обращению с ТКО в свободном доступе на официальном сайте https://spb-nea.ru 08.12.2021; дата начала действия договора - с 30.12.2021.
ООО "УК "БИО" направило заявку на заключение договора на оказание услуг по обращению с ТКО в декабре 2021 года.
ООО "НЭО" письмом от 29.04.2022 N Кои/2022-7061 направило в адрес ООО "УК "БИО" Договор на оказание услуг по обращению с ТКО и дополнительное соглашение от 30.12.2021 N 1 к Договору.
ООО "УК "БИО" не согласилось с условиями поступившего Договора и направило в адрес ООО "НЭО" протокол от 09.06.2022 согласования разногласий.
По итогам рассмотрения этих разногласий ООО "НЭО" оформило и письмом от 13.07.2022 N КОП/2022-14316 направило протокол от 09.06.2022 согласования разногласий, в котором предложило редакцию Договора в соответствии с типовым договором, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 в составе Правил обращения с твердыми коммунальными отходами (далее - Правила N 1156).
Неурегулирование сторонами в досудебном порядке возникших разногласий в отношении условий Договора послужило основанием для обращения Компании в арбитражный суд с рассматриваемым иском.
Судом первой инстанции разногласия по условиям Договора урегулированы в редакции, предложенной ООО "УК "БИО". В частности, суд признал датой заключения Договора дату вступления решения суда в законную силу, принял пункты 1.2 и 4.1 в редакции Компании, признал в пункте 1.4 датой начала оказания услуг по обращению с ТКО - 01.01.2022, исключил приложение N 1 к Договору.
Апелляционный суд отменил решение суда первой инстанции в части разногласий по пункту 1.2 Договора и приложению N 1 к Договору, спор в указанной части урегулировал в редакции, предложенной ООО "НЭО", в остальной части решение суда первой инстанции оставил без изменения ввиду отсутствия соответствующего обжалования решения от 26.05.2023.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, соответствие его выводов фактическим обстоятельствам дела, не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения кассационной жалобы.
В соответствии с пунктом 1 статьи 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с ТКО с собственниками ТКО, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с ТКО является публичным для регионального оператора. Региональный оператор не вправе отказать в заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО собственнику ТКО, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне его деятельности.
Согласно пункту 3 статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) при необоснованном уклонении лица, осуществляющего предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, от заключения публичного договора применяются положения, предусмотренные пунктом 4 статьи 445 указанного Кодекса.
В силу пункта 4 статьи 445 ГК РФ если сторона, для которой в соответствии с указанным Кодексом или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор. В этом случае договор считается заключенным на условиях, указанных в решении суда, с момента вступления в законную силу соответствующего решения суда.
На основании пункта 1 статьи 446 ГК РФ в случаях передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании статьи 445 настоящего Кодекса либо по соглашению сторон условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда.
В случаях, предусмотренных законом, Правительство Российской Федерации, а также уполномоченные Правительством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти могут издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.) (пункт 4 статьи 426 ГК РФ).
Как предусмотрено пунктом 5 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ, договор на оказание услуг по обращению с ТКО заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с ТКО может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями.
Согласно пункту 8(14) Правил N 1156 региональный оператор в течение 10 рабочих дней со дня получения указанных в пункте 8(11) названных Правил мотивированного отказа и предложений рассматривает их, а также принимает меры по урегулированию разногласий.
В соответствии с пунктом 8(15) Правил N 1156 в случае если разногласия по проекту договора на оказание услуг по обращению с ТКО не урегулированы или региональный оператор не направит указанный проект договора с учетом урегулированных разногласий в срок, предусмотренный пунктом 8(14) названных Правил, договор на оказание услуг по обращению с ТКО считается заключенным на условиях типового договора по цене, указанной региональным оператором в указанном проекте договора, направленном в соответствии с пунктом 8(10) Правил N 1156.
Распоряжением Комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности Санкт-Петербурга от 15.06.2022 N 361-р утверждена территориальная схема обращения с отходами производства и потребления, согласно разделу 4 которой раздельное накопление ТКО осуществляется отходообразователями в соответствии с утвержденным Порядком накопления ТКО (в том числе их раздельного накопления) (далее - Территориальная схема).
Пунктом 2 типового договора предусмотрено, что объем ТКО, места (площадки) накопления ТКО, в том числе крупногабаритных отходов и периодичность их вывоза, а также информация о размещении мест (площадок) накопления ТКО и подъездных путей к ним (за исключением жилых домов) определяются согласно приложению к типовому договору. Указанное условие отражено в спорном пункте 1.2 Договора.
Форма и содержание приложений к такому договору также утверждены в составе типового договора.
Апелляционный суд правомерно указал, что исключив из Договора пункт 1.2 и приложение N 1 к Договору, суд первой инстанции не только не устранил правовую неопределенность между сторонами, но и принял решение о заключении Договора, противоречащего обязательной форме типового договора, что не соответствует вышеприведенным нормативным положениям.
Руководствуясь вышеприведенными нормативными положениями, апелляционный суд правомерно урегулировал разногласия по Договору в редакции приложения N 1 и условия пункта 1.2 Договора, предложенной ООО "НЭО":
- пункт 1.2. договора - "Объем твердых коммунальных отходов, места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов, в том числе крупногабаритных отходов, и периодичность вывоза твердых коммунальных отходов, а также информация о размещении мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и подъездных путей к ним (за исключением жилых домов) определяются согласно приложению N 1 к настоящему договору";
- Приложение N 1 к Договору, оформленное таблицами, содержащими объем и информацию о размещении мест сбора и накопления ТКО.
Как обоснованно указал апелляционный суд, спорные положения Договора в редакции истца, согласно которым определение объема и места накопления ТКО, а также информация о размещении мест накопления ТКО и подъездных путей к ним определяются на основании подаваемых Компанией заявок, противоречат требованиям Правил N 1156, в силу которых договор на оказание услуг по обращению с ТКО должен содержать конкретный объем и конкретное место накопления ТКО.
Согласно подпункту "а" пункта 5 Правил коммерческого учета объема твердых коммунальных отходов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505, коммерческий учет ТКО осуществляется:
расчетным путем исходя из:
нормативов накопления ТКО, выраженных в количественных показателях объема;
количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления ТКО.
Таким образом, собственник ТКО имеет право выбора способа коммерческого учета ТКО: исходя из нормативов накопления ТКО либо количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления ТКО.
Действующим законодательством не предусмотрен предложенный истцом способ учета ТКО (по заявкам), являющийся по существу произвольным и неограниченным как по объему, так и по периодичности накопления и вывозу ТКО.
Объем накопления ТКО определен ООО "НЭО" по количеству и объему контейнеров, установленных в местах накопления ТКО, сведения о которых отражены в Территориальной схеме.
Судом апелляционной инстанции нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права не допущено, в связи с чем оснований для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.12.2023 по делу N А56-97282/2022 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Бюро имущественных операций" - без удовлетворения.
Председательствующий |
И.Г. Савицкая |
Судьи |
Е.А. Аникина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пункту 8(14) Правил N 1156 региональный оператор в течение 10 рабочих дней со дня получения указанных в пункте 8(11) названных Правил мотивированного отказа и предложений рассматривает их, а также принимает меры по урегулированию разногласий.
В соответствии с пунктом 8(15) Правил N 1156 в случае если разногласия по проекту договора на оказание услуг по обращению с ТКО не урегулированы или региональный оператор не направит указанный проект договора с учетом урегулированных разногласий в срок, предусмотренный пунктом 8(14) названных Правил, договор на оказание услуг по обращению с ТКО считается заключенным на условиях типового договора по цене, указанной региональным оператором в указанном проекте договора, направленном в соответствии с пунктом 8(10) Правил N 1156.
...
Согласно подпункту "а" пункта 5 Правил коммерческого учета объема твердых коммунальных отходов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505, коммерческий учет ТКО осуществляется:"
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 27 мая 2024 г. N Ф07-3109/24 по делу N А56-97282/2022