29 мая 2024 г. |
Дело N А56-60401/2022 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Аникиной Е.А., судей Алешкевича О.А., Савицкой И.Г.,
при участии от товарищества собственников жилья "Олимп" Латыпова Л.Ф. (доверенность от 26.02.2024), от акционерного общества "Невский экологический оператор" Нестеренко А.А. (доверенность от 27.12.2023),
рассмотрев 27.05.2024 в открытом судебном заседании кассационную жалобу товарищества собственников жилья "Олимп" на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.02.2024 по делу N А56-60401/2022,
УСТАНОВИЛ:
Товарищество собственников жилья "Олимп", адрес: 196191, Санкт-Петербург, Варшавская ул., д. 61, корп.1, ОГРН 1047855106353, ИНН 7810009847 (далее - Товарищество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к акционерному обществу "Невский экологический оператор", адрес: 195009, Санкт-Петербург, Арсенальная ул., д. 1, корп. 2, лит. А, часть пом. 1Н-23, ОГРН 1217800002826, ИНН 7804678913 (далее - Общество), об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (ТКО) от 30.12.2021 N 1264287-2022/ТКО (далее - Договор), в отношении пункта 4.1 и приложения N 1 (с учетом принятых судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) уточнений иска).
Определением суда от 24.08.2022 к участию в деле привлечен в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Комитет по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности, адрес: 191123, Санкт-Петербург, ул. Чайковского, д. 20, лит. В, ОГРН 1037828007030, ИНН 7815015523 (далее - Комитет).
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 25.07.2023 суд урегулировал разногласия, возникшие между Товариществом и Обществом при заключении Договора, - п.4.1 Договора и приложение N 1 нему изложены в редакции Товарищества, раздел 3 Приложения N 1 к Договору исключен
Постановлением от 07.02.2024 апелляционный суд изменил решение суда первой инстанции, утвердив спорный пункт 4.1 Договора в редакции, предложенной региональным оператором, отменив исключение раздела 3 приложения N 1 к Договору и скорректировав информацию о размещении мест (площадок) накопления ТКО, указанных в разделе 2 Приложения N 1 к Договору.
В кассационной жалобе Товарищество просит отменить постановление апелляционной инстанции и оставить по настоящему делу в силе решение суда первой инстанции. По мнению подателя жалобы, для настоящего дела не имеет значение наличие\отсутствие организованного раздельного накопления ТКО; считает, что суды не урегулировали разногласия по Договору, возникшие между сторонами с момента оказания Обществом спорной услуги до вынесения обжалуемого постановления, т.е. с 01.01.2022 по 07.02.2024. Кассатор ссылается на противоречащую, по его мнению, выводам апелляционного суда судебную практику применения Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505 (далее - Правила N 505); считает неправомерным взыскание с него в пользу ответчика расходов по госпошлине за рассмотрение апелляционной жалобы.
В судебном заседании представитель Товарищества поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе, а представитель Общества возражал против ее удовлетворения.
В соответствии с положениями статей 156, 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) кассационная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей Комитета, извещенного надлежащим образом о времени и месте ее рассмотрения.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, в управлении Товарищества находится многоквартирный дом, расположенный по адресу: Санкт-Петербург, Варшавская ул., д. 61, корп. 1 (далее - МКД).
На основании заключенного 02.09.2021 с Комитетом соглашения об организации деятельности по обращению с ТКО на территории города федерального значения Санкт-Петербурга Общество выполняет с 01.01.2022 функции регионального оператора по обращению с ТКО.
Во исполнение требований Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) и правил обращения с ТКО, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 (далее - Правила N 1156) Общество разместило 08.12.2021 на своем официальном сайте типовой договор на оказание услуг по обращению с ТКО; дата начала действия договора - с 30.12.2021.
Получив подписанный региональным оператором проект Договора и не согласившись с предложенными условиями, Товарищество направило Обществу протокол разногласий от 30.03.2022.
Неурегулирование сторонами в досудебном порядке возникших разногласий в отношении условий типового договора послужило основанием для обращения Товарищества в арбитражный суд с рассматриваемым иском.
Суд первой инстанции пришел к выводу о наличии у Товарищества права выбрать один из указанных в подпункте "а" пункта 5 Правил N 505 способов коммерческого учета ТКО, и признал надлежащей редакцию пункта 4.1 Договора, предложенную Товариществом.
Апелляционный суд счел, что в данном случае правомерным будет утвердить спорный пункт Договора на условиях Общества, предусматривающий способ коммерческого учета ТКО по нормативу накопления отходов.
Проверив в порядке главы 35 АПК РФ правильность применения судами норм материального и процессуального права, соответствие выводов судов о применении норм права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
В силу пункта 4 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ собственники ТКО обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются ТКО и находятся в местах их накопления. Договор на оказание услуг по обращению с ТКО заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации (пункт 5 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ).
Порядок заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО, как и форма типового договора, утверждены Правилами N 1156 (пункты 8(1) - 8(20).
В свою очередь в соответствии с абзацем вторым пункта 1 названных Правил к отношениям, возникающим между собственниками и (или) пользователями жилых помещений в многоквартирных домах и управляющими организациями, товариществами собственников жилья, жилищно-строительными кооперативами, иными специализированными потребительскими кооперативами, между собственниками помещений, пользователями жилых помещений в многоквартирных домах, собственниками жилых домов и региональными операторами, между собственниками жилых домов и организациями (в том числе некоммерческими объединениями), которые от своего имени и в интересах собственника жилого дома заключают договоры на оказание услуг по обращению с ТКО с соответствующими региональными операторами, связанным с обеспечением предоставления указанным собственникам и пользователями коммунальной услуги по обращению с ТКО, положения Правил N 1156 применяются в части, не урегулированной жилищным законодательством Российской Федерации.
Согласно части 5 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) собственник жилого дома или части жилого дома обязан обеспечивать обращение с ТКО путем заключения договора с региональным оператором по обращению с ТКО. Под обращением с ТКО для целей указанного кодекса и иных актов жилищного законодательства понимаются транспортирование, обезвреживание, захоронение ТКО.
В силу части 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления ТКО), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Такой порядок установлен Правительством Российской Федерации в Правилах предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.02.2017 N 232 внесены изменения в Правила N 354, согласно которым указанные Правила дополнены разделом XV(1) "Предоставление коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами" (пункты 148(1) - 148(49) Правил), в котором установлены особенности осуществления данного вида коммунальной услуги, заключения соответствующего договора, определения объема предоставленной услуги и размер платы за нее.
Согласно подпункту "а" пункта 8(1) Правил N 1156 в отношении ТКО, образующихся в жилых помещениях в многоквартирных домах (кроме случаев, предусмотренных частями 1 и 9 статьи 157.2 ЖК РФ), договор заключается с лицом, осуществляющим управление многоквартирным домом, в порядке, установленном в разделе I(1) названных Правил (пункты 8(1) - 8(20) Правил).
В силу подпункта "е" пункта 25 Правил N 1156 и абзаца первого пункта 148(13) Правил N 354 способ коммерческого учета количества ТКО (порядок определения объема услуги по обращению с ТКО) является существенным условием договора на оказание услуг по транспортированию ТКО.
По общему правилу, расчет размера платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО, предоставленную потребителю в жилом помещении и нежилом помещении в многоквартирном доме, определяется на основании нормативов накопления ТКО (пункт 148(30) Правил N 354).
В соответствии с пунктом 148(30) Правил N 354 размер платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется в соответствии с формулами 9(1) и 9(2) приложения N 2 к этим Правилам, расчет по которым основан на нормативе накопления ТКО.
Абзацем третьим пункта 148(30) Правил N 354 установлено, что при раздельном накоплении сортированных отходов размер платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется в соответствии с формулами 9(3) и 9(4) приложения N 2 к данным Правилам соответственно. В основу расчета платы по указанным формулам включен такой показатель, как объем контейнеров, вывезенных с места (площадки) накопления ТКО, за расчетный период.
Таким образом, из приведенных нормативных положений в их совокупной взаимосвязи следует, что способ учета ТКО исходя из объема контейнеров, вывезенных с места накопления ТКО, возможен только при раздельном накоплении сортированных ТКО.
Потребитель вправе производить коммерческий учет отходов исходя из количества и объема контейнеров, если в субъекте Российской Федерации реализована программа раздельного накопления ТКО и потребитель осуществляет раздельное накопление в соответствии с установленными нормативным правовым актом правилами, то есть по определенным видам отходов и складирования в отдельных контейнерах для соответствующих видов ТКО.
Данная правовая позиция подтверждена в пункте 12 Обзора судебной практики по делам, связанным с обращением с твердыми коммунальными отходами, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 13.12.2023.
Порядок накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) в городе федерального значения Санкт-Петербурге утвержден 01.07.2022 распоряжением Комитета от N 371-р (далее - Порядок N 371-р).
Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 30.11.2021 N 929 на территории Санкт-Петербурга установлено, что оплата коммунальной услуги по обращению с ТКО, предоставленной потребителям в жилых помещениях в многоквартирных домах, осуществляется исходя из общей площади жилого помещения.
В рассматриваемом случае, как установлено судами, Товарищество настаивало на включении в Договор условия о способе учета объема и (или) массы ТКО в соответствии с Правилами N 505 исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления ТКО. При этом Товарищество не заявляло о наличии раздельного накопления сортированных ТКО и соблюдении им правил раздельного накопления ТКО в установленном порядке.
При таких обстоятельствах, апелляционный суд счел преждевременным урегулирование судом первой инстанции возникших при заключении Договора разногласий на условиях истца. Принимая во внимание изложенное, пункт 4.1 Договора подлежал изложению в редакции типового договора, предусматривающей определение объема оказанной коммунальной услуги по транспортированию ТКО расчетным путем, исходя из установленных нормативов накопления ТКО.
Апелляционный суд обоснованно отметил, что стороны не лишены права на заключение дополнительного соглашения в части изменения способа учета ТКО после выполнения необходимых процедур.
Учитывая, что разногласия сторон относительно приложения N 1 к Договору находятся во прямой зависимости от разрешения спора по пункту 4.1 Договора, суд апелляционной инстанции признал, что раздел 3 указанного приложения исключению не подлежит. Доводов в отношении этой части обжалуемого постановления в кассационной жалобе не содержится.
Удовлетворяя апелляционную жалобу Общества, суд апелляционной инстанции правомерно, в соответствии со статьей 110 АПК РФ, взыскал с Товарищества в пользу апеллянта судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции.
Исходя из вышеизложенного, суд кассационной инстанции оснований для удовлетворения кассационной жалобы не усматривает.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.02.2024 по делу N А56-60401/2022 оставить без изменения, а кассационную жалобу товарищества собственников жилья "Олимп" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.А. Аникина |
Судьи |
Е.А. Аникина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"По общему правилу, расчет размера платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО, предоставленную потребителю в жилом помещении и нежилом помещении в многоквартирном доме, определяется на основании нормативов накопления ТКО (пункт 148(30) Правил N 354).
В соответствии с пунктом 148(30) Правил N 354 размер платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется в соответствии с формулами 9(1) и 9(2) приложения N 2 к этим Правилам, расчет по которым основан на нормативе накопления ТКО.
Абзацем третьим пункта 148(30) Правил N 354 установлено, что при раздельном накоплении сортированных отходов размер платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется в соответствии с формулами 9(3) и 9(4) приложения N 2 к данным Правилам соответственно. В основу расчета платы по указанным формулам включен такой показатель, как объем контейнеров, вывезенных с места (площадки) накопления ТКО, за расчетный период."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 29 мая 2024 г. N Ф07-4517/24 по делу N А56-60401/2022