29 мая 2024 г. |
Дело N А66-7809/2023 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Малышевой Н.Н., судей Куприяновой Е.В., Пряхиной Ю.В.,
рассмотрев 29.05.2024 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Тверьспецавтохозяйство" на решение Арбитражного суда Тверской области от 19.09.2023 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.02.2024 по делу N А66-7809/2023,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Коммунальщик", адрес: 171841, Тверская обл., г. Удомля, пр. Курчатова, д. 5-В, ОГРН 1046904005301, ИНН 6916013129 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд Тверской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к обществу с ограниченной ответственностью "Тверьспецавтохозяйство", адрес: 170041, г. Тверь, Волынская ул., д. 65, ОГРН 1186952016822, ИНН 6952315887 (далее - Компания), о взыскании 2 269 122,74 руб., в том числе 2 056 675,26 руб. основного долга по контракту от 28.12.2020 N 20365000002200000360001 (далее - Контракт) на оказание услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов на территориях Тверской области, 212 447,48 руб. пеней за просрочку исполнения обязательств по оплате за период с 03.03.2021 по 12.05.2023, а также пеней начиная с 13.05.2023 до дня фактической уплаты задолженности в размере 1/300 действующей на дату уплаты пеней ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации (далее - ЦБ РФ) от не уплаченной в срок суммы за каждый день просрочки.
Решением суда первой инстанции от 19.09.2023 с Компании в пользу Общества взыскано 2 257 638,68 руб., в том числе 2 056 675,26 руб. основного долга, 200 963,42 руб. пеней за просрочку исполнения обязательств по оплате за период с 03.03.2021 по 12.05.2023 и пени с 13.05.2023 до дня фактической уплаты задолженности в размере 1/300 действующей на дату уплаты пени ключевой ставки ЦБ РФ от не уплаченной в срок суммы за каждый день просрочки. В удовлетворении остальной части иска суд отказал.
Постановлением апелляционного суда от 01.02.2024 решение суда от 19.09.2023 оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Компания, ссылаясь на незаконность и необоснованность судебных актов, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, нарушение судами норм материального и процессуального права, просит отменить решение и постановление в части взыскания 2 056 675,26 руб. основного долга, принять новый судебный акт - о взыскании 1 986 919,98 руб. задолженности по Контракту.
Компания утверждает, что у нее отсутствуют основания для оплаты оказанных услуг в большем размере, чем предусмотрено ценой Контракта.
В отзыве на кассационную жалобу Общество просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Ходатайство Компании об отложении слушания дела для подготовки позиции по отзыву Общества, кассационным судом рассмотрено, правовых оснований для его удовлетворения не установлено, поэтому признано подлежащим отклонению.
Жалоба рассмотрена кассационным судом без участия представителей сторон, извещенных надлежащим образом о месте и времени слушания дела.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Судами установлено и из материалов дела следует, что Общество (исполнитель) и Компания (региональный оператор, заказчик) 28.12.2020 заключили Контракт на оказание услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов (далее - ТКО) на территории Тверской области в пределах зоны деятельности регионального оператора по обращению с ТКО.
На основании пункта 2.1 Контракта исполнитель обязался оказывать услуги по транспортированию ТКО в количестве 5 062,42 тонны от мест накопления ТКО, которые определены в Контракте, до мест размещения ТКО, а региональный оператор обязался принимать и оплачивать оказанные услуги.
Цена Контракта является твердой и составляет 12 043 724,99 руб. (пункт 4.1 Контракта).
Согласно пункту 4.5 Контракта стоимость услуг по транспортированию 1 тонны ТКО определяется как отношение стоимости услуг, указанной в пункте 4.1 Контракта, к общему количеству ТКО, планируемому к транспортированию за период действия Контракта, указанному в приложении 1 к Контракту, и составляет 3 623,57 руб. за 1 тонну. Размер платы за оказанные услуги за расчетный период определяется как произведение стоимости услуг за 1 тонну ТКО и фактической массы ТКО, транспортирование которой осуществлено.
На основании пункта 4.6 Контракта региональный оператор оплачивает исполнителю фактически оказанные им услуги по транспортированию ТКО с мест накопления ТКО до мест размещения ТКО в соответствующем расчетном периоде путем перечисления денежных средств на расчетный счет исполнителя, в срок не позднее 30 дней с даты подписания региональным оператором актов оказанных услуг за соответствующий расчетный период.
Общество, оказывавшее Компании услуги по транспортированию ТКО с января по декабрь 2021 года, направило акты на общую сумму 12 113 480,27 руб.
Компания оказанные услуги оплатила не полностью.
С учетом частичной оплаты задолженность составила 2 056 675,26 руб.
Общество в претензии от 15.03.2023 N 29 потребовало погасить задолженность.
Поскольку требования претензии в добровольном порядке не исполнены, Общество обратилось с иском в суд.
Суд первой инстанции, установив, что неустойка начислена неверно, удовлетворил исковые требования частично.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции.
Суд округа не нашел оснований для отмены или изменения судебных актов по доводам жалобы.
Согласно пункту 1 статьи 779 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
В силу пункта 1 статьи 781 ГК РФ заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.
Каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений (часть 1 статьи 65 АПК РФ).
Общество 2021 году оказало Компании услуги по транспортированию ТКО на сумму 12 113 480,27 руб.
Услуги за период с января по ноябрь 2021 года приняты, акты заказчиком подписаны. Акт за декабрь от 31.12.2021 N 229 на сумму 824 364,62 руб. заказчиком не подписан.
Компания оплатила оказанные услуги не полностью (на сумму 10 056 805,01 руб.), в связи с чем задолженность составила 2 056 675,26 руб.
Компания не оспаривает наличие задолженности в сумме 1 986 919,98 руб., определенной с учетом цены Контракта (12 043 724,99 руб.) и внесенных платежей на сумму 10 056 805,01 руб.
Суды, удовлетворяя требования Общества исходили из того, что Компания факт оказания услуг не опровергла.
Суд округа считает, что суды обоснованно отклонили доводы Компании об отсутствии правовых оснований для оплаты в сумме, превышающей установленную цену Контракта, в связи со следующим.
Согласно акту оказанных услуг от 31.12.2021 N 229 объем вывезенного ТКО в декабре 2021 года составил 346,51 т (цена 2 379,05 руб. за тонну), стоимость услуг - 824 364,62 руб.; завышение цены составило 69 755,28 руб.
В силу пункта 24 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156, по договору на оказание услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющий деятельность по транспортированию твердых коммунальных отходов, обязуется осуществлять транспортирование твердых коммунальных отходов, а региональный оператор обязуется оплачивать такие услуги.
На основании пункта 23 названных Правил в целях обеспечения транспортирования твердых коммунальных отходов региональный оператор вправе привлекать операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющих деятельность по транспортированию твердых коммунальных отходов, на основании договора на оказание услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов по цене, определенной сторонами такого договора, за исключением случаев, когда цены на услуги по транспортированию твердых коммунальных отходов для регионального оператора формируются по результатам торгов.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.11.2016 N 1133 утверждены Правила проведения торгов, по результатам которых формируются цены на услуги по транспортированию твердых коммунальных отходов регионального оператора (далее - Правила N 1133).
Согласно пункту 4 Правил N 1133 торги проводятся в форме аукциона в электронной форме в порядке, установленном Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ).
Частью 2 статьи 34 Закона N 44-ФЗ определено, что при заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта. При заключении и исполнении контракта изменение его существенных условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных данным Законом.
Вместе с тем в силу подпункта "ж" пункта 5 Правил N 1133 при проведении аукциона на организатора аукциона не распространяются положения Закона N 44-ФЗ, регламентирующие изменение и расторжение контракта.
Согласно пункту 4 статьи 709 ГК РФ цена работы (смета) может быть приблизительной или твердой. При отсутствии других указаний в договоре подряда цена работы считается твердой.
На основании статьи 431 ГК РФ при толковании условий договора судом принимается во внимание буквальное значение содержащихся в нем слов и выражений. Буквальное значение условия договора в случае его неясности устанавливается путем сопоставления с другими условиями и смыслом договора в целом.
Цена Контракта в силу пункта 4.1 является твердой и составляет 12 043 724,99 руб.
В пункте 2.1 Контракта согласован объем оказываемых услуг, в пункте 4.5 - расчетным путем определена стоимость услуг за 1 тонну ТКО, которая составила 2 379,05 руб.
Суды, проанализировав пункты 4.13, 4.3, 4.6, 5.2, 7.4.6 Контракта, установили, что региональный оператор оплачивает фактически оказанные услуги с учетом согласованного объема услуг, в Контракт могут быть внесены изменения, связанные с объемом оказанных услуг, не учтенные в Контракте объемы в его цену не входят.
Общество в обоснование увеличения объема транспортирования ТКО сослалось на то, что по инициативе Компании в график вывоза ТКО включены новые объекты (7 деревень Мстинского территориального образования (далее - т/о), 9 деревень Молдинского т/о, МУП "Новые традиции", кладбища на сельских территориях, индивидуальный предприниматель Теплицкая Анна Владимировна), в подтверждение чего в материалы дела представило копии писем от 05.04.2021 N 122, от 13.05.2021 N 130, от 18.05.2021 N 3391, от 26.10.2021 N 163, от 21.10.2021 N 159.
В связи с направлением указанных заявок регионального оператора объем услуг, оказываемых по Контракту, увеличен; так, из актов оказания услуг за октябрь и ноябрь 2021 года следует, что число деревень Молдинского т/о, из которых транспортированы ТКО, увеличилось с 8 до 17 ед., Мстинского т/о - с 21 до 27 ед. Услуги за ноябрь 2021 года, с учетом увеличения их объема, приняты заказчиком без замечаний.
Таким образом, суды установили, что фактический объем транспортирования ТКО за 2021 год составил 5 091,73 тонны, то есть больше объема, согласованного в пункте 2.1 Контракта (5 062,42 тонны), увеличение объема транспортирования ТКО произошло по инициативе Компании.
В связи с увеличением фактического объема ТКО увеличилась общая стоимость оказанных услуг, определенная по установленной по результатам торгов цене.
Мотивированных возражений в отношении объема услуг по транспортированию ТКО, в том числе ввиду увеличения их объема, Компания не представила.
Оказание услуг материалами дела подтверждено
Таким образом, суды обоснованно взыскали с ответчика 2 056 675,26 руб. основного долга.
В части взысканных пеней судебные акты не обжалуются.
Суд кассационной инстанции соглашается с выводами судов первой и апелляционной инстанций, основания иначе оценивать представленные в дело доказательства отсутствуют.
Оценка представленных в материалы дела доказательств дана судами в соответствии с требованиями статей 65, 67, 68 и 71 АПК РФ.
Переоценка доказательств в полномочия суда кассационной инстанции не входит (статьи 286 и 287 АПК РФ, пункт 32 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции").
Выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в нем доказательствам. Суды правильно применили нормы материального и процессуального права.
Кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения жалобы.
Руководствуясь статьями 286, 287 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Тверской области от 19.09.2023 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.02.2024 по делу N А66-7809/2023 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Тверьспецавтохозяйство" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Н.Н. Малышева |
Судьи |
Н.Н. Малышева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Частью 2 статьи 34 Закона N 44-ФЗ определено, что при заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта. При заключении и исполнении контракта изменение его существенных условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных данным Законом.
Вместе с тем в силу подпункта "ж" пункта 5 Правил N 1133 при проведении аукциона на организатора аукциона не распространяются положения Закона N 44-ФЗ, регламентирующие изменение и расторжение контракта.
Согласно пункту 4 статьи 709 ГК РФ цена работы (смета) может быть приблизительной или твердой. При отсутствии других указаний в договоре подряда цена работы считается твердой.
На основании статьи 431 ГК РФ при толковании условий договора судом принимается во внимание буквальное значение содержащихся в нем слов и выражений. Буквальное значение условия договора в случае его неясности устанавливается путем сопоставления с другими условиями и смыслом договора в целом.
...
Переоценка доказательств в полномочия суда кассационной инстанции не входит (статьи 286 и 287 АПК РФ, пункт 32 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции")."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 29 мая 2024 г. N Ф07-6087/24 по делу N А66-7809/2023