30 мая 2024 г. |
Дело N А05-8807/2023 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Родина Ю.А., судей Васильевой Е.С., Соколовой С.В.,
рассмотрев 30.05.2024 в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации муниципального образования "Коношский муниципальный район" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 29.09.2023 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.01.2024 по делу N А05-8807/2023,
УСТАНОВИЛ:
Министерство природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области, адрес: 163000, г. Архангельск, ул. Выучейского, д. 18, ОГРН 1102901001356, ИНН 2901200111 (далее - Министерство), обратилась в Арбитражный суд Архангельской области с иском к администрации муниципального образования "Коношский муниципальный район", адрес: 164010, Архангельская обл., р.п. Коноша, Советская ул., д. 76, ОГРН 1022901320573, ИНН 2912000675 (далее - Администрация), о взыскании в бюджет Архангельской области 762 695 руб. 98 коп. средств субсидии.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Контрольно-счетная палата Архангельской области, адрес: 163000, г. Архангельск, пл. Ленина, д. 1, ОГРН 1112901009968, ИНН 2901219352.
Решением суда первой инстанции от 29.09.2023, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 17.01.2024, иск удовлетворен, с муниципального образования "Коношский муниципальный район" в лице Администрации за счет средств казны муниципального образования в пользу Министерства взыскано 762 695 руб. 96 коп. средств субсидии, использованных не по целевому назначению.
В кассационной жалобе Администрация, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, просит отменить решение от 29.09.2023 и постановление от 17.01.2024 и принять по данному делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований. Как указывает податель кассационной жалобы, в ответ на обращение Администрации от 22.07.2022 N 01-20/1622 Министерство в письме от 05.08.2022 N 204-17/8224 согласовало приобретение в 2022 году не более 145 контейнеров в рамках предоставленной по соглашению от 11.07.2022 N 045-22-20-пф-002 субсидии. Данное обстоятельство, как полагает Администрация, свидетельствуют о том, что приобретение дополнительных контейнеров соответствует целевому назначению иного межбюджетного трансферта, в связи с наличием дополнительной потребности, указанной в заявке, осуществлено с письменного согласия Министерства.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания, однако своих представителей в судебное заседание не направили, поэтому кассационная жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, 11.07.2022 между Министерством и Администрацией заключено соглашение N 045-22-20-пф-002 о предоставлении субсидии из областного бюджета бюджету Коношского муниципального района Архангельской области. Предметом соглашения является предоставление из областного бюджета в 2022 году бюджету муниципального образования субсидии на реализацию мероприятий в сфере обращения с отходами производства и потребления, в том числе с твердыми коммунальными отходами - создание мест (площадок) накопления (в том числе раздельного накопления) твердых коммунальных отходов, оборудованных контейнерами для накопления твердых коммунальных отходов, в соответствии с лимитами бюджетных обязательств, доведенными Министерству как получателю средств областного бюджета в рамках подпрограммы "Охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности Архангельской области" государственной программы Архангельской области "Охрана окружающей среды, воспроизводство и использование природных ресурсов Архангельской области".
Субсидия предоставляется в соответствии с приложением N 1 к соглашению в целях софинансирования расходных обязательств муниципального образования.
Исходя из пунктов 2.1, 2.2 соглашения и приложения N 1, общий объем бюджетных ассигнований, предусмотренных в бюджете муниципального образования на финансовое обеспечение расходных обязательств, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия, составляет в 2022 году 3 851 215 руб. 20 коп.; общий размер субсидии, предоставляемой из областного бюджета бюджету муниципального образования, составляет 90% от общего объема расходного обязательства муниципального образования, - не более 3 466 093 руб. 68 коп.
В рамках соглашения Администрация обязалась: обеспечить выполнение условий предоставления субсидии, установленных пунктом 3.2 соглашения; обеспечить целевое использование субсидии; обеспечить достижение значений результатов использования субсидии, установленных в соответствии с приложением N 2 к соглашению.
В приложении N 2 к соглашению указаны плановые значения использования субсидии: при реализации мероприятий в сфере обращения с отходами производства и потребления, в том числе с твердыми коммунальными отходами, в 2022 году должно быть создано 16 мест площадок накопления (в том числе раздельного накопления) твердых коммунальных отходов, оборудованных контейнерами для накопления, и установлено 80 контейнеров (бункеров) для накопления (в том числе раздельного накопления) твердых коммунальных отходов на созданных местах (площадках).
На основании пункта 4.3.3 соглашения Администрация обязана обеспечить исполнение требований Министерства по возврату средств в областной бюджет в соответствии с пунктами 17 - 20 Правил, устанавливающих общие требования к формированию, предоставлению и распределению субсидий из областного бюджета бюджетам муниципальных районов и городских округов Архангельской области, утвержденных постановлением Правительства Архангельской области от 26.12.2017 N 637-пп (далее - Правила N 637-пп).
В случае нецелевого использования субсидии и (или) нарушения муниципальным образованием условий и порядка ее предоставления, в том числе невозврата муниципальным образованием в областной бюджет в соответствии с пунктами 17 - 20 и 26 Правил N 637-пп, к нему применяются бюджетные меры принуждения, предусмотренные бюджетным законодательством, а также иные меры, предусмотренные статьей 136 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ).
Во исполнение обязательств по соглашению Администрация предоставила Министерству отчеты, предусмотренные пунктом 4.3.3 соглашения, к которым приложило документы на приобретение 145 контейнеров общей стоимостью 1 248 600 руб., из них: по контракту от 05.09.2022 N 23/2022 приобретено 80 контейнеров и оплачено платежным поручением от 06.09.2022 N 335557 на сумму 668 600 руб. (8357 руб. 50 коп. за единицу); по контракту от 16.09.2022 N 25/22 приобретено 65 контейнеров и оплачено платежным поручением от 21.10.2022 N 755696 на сумму 580 000 руб. (8923 руб. 07 коп. за единицу).
Также Администрацией представлен муниципальный контракт от 26.08.2022 N 62-2022 на выполнение работ по созданию мест (площадок) накопления (в том числе раздельного накопления) твердых бытовых отходов на территории муниципального образования "Мирный" муниципального образования "Коношский муниципальный район". Стоимость работ по контракту составляет 1 301 215 руб. 20 коп.; работы приняты ответчиком по акту от 15.11.2022 N 1 и оплачены платежным поручением от 29.11.2015 N 163245.
Согласно техническому заданию к муниципальному контракту от 26.08.2022 N 62-2022 при выполнении работ согласована установка контейнерных площадок, предусматривающих наличие отсева для крупных габаритных отходов и отсева для размещения не более трех (3) контейнеров для твердых коммунальных отходов, (без навеса) в количестве 16 штук. В техническом задании предусмотрена схема контейнерной площадки на 3 контейнера для твердых коммунальных отходов с отсеком под крупногабаритные отходы (без навеса). Ширина площадки для установки контейнеров 4140 см (2045 + 2045 + 50).
Письмом от 25.01.2023 N 204-17/664 Министерство сообщило Администрации о том, что отчет о достижении значений результатов субсидии, представленных согласно соглашению, не принят. Как указало Министерство, в рамках соглашения Администрация должна была обеспечить создание 16 мест (площадок) накопления твердых коммунальных площадок, оборудованных 80 контейнерами, т.е. на каждой созданной площадке должны быть размещены не менее 5 контейнеров. Из документов Администрации следует, что создано 16 мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и приобретено 145 контейнеров, однако исходя их технического задания к муниципальному контракту от 26.08.2022 N 62-2022, одна площадка предусматривает размещение не более 3 контейнеров. Таким образом, на 16 созданных в рамках соглашения контейнерных площадках может быть размещено не более 48 контейнеров (16х3).
Министерство уведомило Администрацию о том, что в письме от 07.12.2022 N 204-09/12499 было направлено предложение о внесении изменений в соглашение в части результатов использования субсидии, предусматривающее снижение количества контейнеров (бункеров) для накопления твердых коммунальных отходов на созданных местах (площадках) накопления. Однако Администрацией дополнение к соглашению подписано не было.
В дальнейшем, полагая, что расходование средств субсидии на приобретение контейнеров, которые невозможно разместить на созданных площадках, не соответствует цели предоставления бюджетных средств, Министерство направило Администрации письмо от 06.03.2023 N 204-09/2084 с требованием о возврате 762 696 руб. средств субсидии в доход Архангельской области.
Поскольку средства субсидии не были возвращены в областной бюджет, Министерство обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Суды первой и апелляционной инстанций удовлетворили требования Министерства, придя к выводу, что факт нецелевого расходования Администрацией средств областного бюджета и нарушение условий предоставления бюджетных средств подтвержден материалами дела. Разрешая спор, суды также приняли во внимание представление Контрольно-счетной палаты Архангельской области от 18.05.2023 N 01-02/432, в котором отражено выявленное бюджетное нарушение, выразившееся в том, что Администрация при использовании субсидии создало 16 мест (площадок) для накопления твердых коммунальных отходов, на которых возможно размещение только 48 контейнеров, что исключает возможность оборудования площадок 97 остальными контейнерами.
Судом кассационной инстанции в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации проверена законность принятых по делу судебных актов в пределах доводов кассационной жалобы Администрации.
Изучив материалы дела, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Порядок предоставления субсидий местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации регламентирован статьей 139 БК РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 139 БК РФ под субсидиями местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам муниципальных образований в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения.
Как указано в пункте 3 статьи 139 БК РФ (в редакции, действовавшей в спорный период), правила, устанавливающие общие требования к формированию, предоставлению и распределению субсидий из бюджета субъекта Российской Федерации местным бюджетам, а также порядок определения и установления предельного уровня софинансирования субъектом Российской Федерации (в процентах) объема расходного обязательства муниципального образования, устанавливаются нормативным правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
Согласно статье 28 БК РФ бюджетная система Российской Федерации основана, в том числе, на принципах эффективности использования бюджетных средств, адресности и целевого характера бюджетных средств.
Статьей 34 БК РФ установлен принцип эффективности использования бюджетных средств, который означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности).
Обязанность обеспечения результативности и целевого характера использования бюджетных средств возложена на получателя бюджетных средств (статья 162 БК РФ).
В спорный период постановлением Правительства Архангельской области от 11.10.2013 N 476-пп была утверждена государственная программа Архангельской области "Охрана окружающей среды, воспроизводство и использование природных ресурсов Архангельской области", включающая подпрограмму N 1 "Охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности Архангельской области", одной из задач которой было усовершенствование системы управления отходами производства и потребления, в том числе с твердыми коммунальными отходами. В число мероприятий, предусмотренных этой подпрограммой, входило создание мест (площадок) накопления (в том числе раздельного накопления) твердых коммунальных расходов, приобретение контейнеров (бункеров) для накопления (в том числе раздельного накопления) твердых коммунальных отходов и/или создание мест (площадок) накопления (в том числе раздельного накопления) твердых коммунальных отходов, оборудованных контейнерами для накопления (в том числе раздельного накопления) твердых коммунальных отходов.
Реализацию указанных мероприятий осуществляют органы местного самоуправления. Местным бюджетам предоставляются субсидии на реализацию мероприятий в сфере обращения с отходами производства и потребления, в том числе с твердыми коммунальными отходами, на реализацию мероприятий по созданию мест (площадок) накопления (в том числе раздельного накопления) твердых коммунальных отходов, приобретение контейнеров (бункеров) для накопления (в том числе раздельного накопления) твердых коммунальных отходов и/или созданию мест (площадок) накопления (в том числе раздельного накопления) твердых коммунальных отходов, оборудованных контейнерами для накопления (в том числе раздельного накопления) твердых коммунальных отходов. Предоставление указанных субсидий осуществляется в соответствии с Положением о порядке проведения конкурса на предоставление субсидий бюджетам муниципальных районов, муниципальных округов и городских округов, городских поселений Архангельской области на реализацию мероприятий в сфере обращения с отходами производства и потребления, в том числе с твердыми коммунальными отходами, утвержденным постановлением Правительства Архангельской области.
Положение о порядке проведения конкурса и условия предоставления субсидий бюджетам муниципальных районов, муниципальных округов и городских округов, городских поселений Архангельской области на реализацию мероприятий в сфере обращения с отходами производства и потребления, в том числе с твердыми коммунальными отходами, введено постановлением Правительства Архангельской области от 14.05.2019 N 262-пп (далее - Положение).
Предусмотренная названным Положением субсидия включена в перечень субсидий местным бюджетам, предоставляемых из областного бюджета в целях софинансирования расходных обязательств муниципальных образований Архангельской области, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области по решению вопросов местного значения, утвержденный областным законом об областном бюджете на очередной финансовый год и на плановый период.
Согласно пункту 1 Положения (в редакции на дату проведения конкурса) субсидии предоставляются по итогам конкурса на софинансирование следующих мероприятий: по созданию мест (площадок) накопления (в том числе раздельного накопления) твердых коммунальных отходов; по приобретению контейнеров (бункеров) для накопления (в том числе раздельного накопления) твердых коммунальных отходов; по созданию мест (площадок) накопления (в том числе раздельного накопления) твердых коммунальных отходов, оборудованных контейнерами для накопления (в том числе раздельного накопления) твердых коммунальных отходов.
Как предусмотрено в пункте 3 Положения, организатором конкурса и главным распорядителем средств областного бюджета, предусмотренных на предоставление субсидий, является Министерство, которое объявляет о проведении конкурса на предоставление субсидии на софинансирование реализации одного или нескольких мероприятий, указанных в абзацах четвертом - шестом пункта 1 настоящего Положения.
В рассматриваемом случае в соответствии с Положением распоряжением Министерства от 26.04.2022 N 563р было объявлено о проведении 12.05.2022 конкурса на предоставление субсидий бюджетам муниципальных районов и городских округов Архангельской области по созданию мест (площадок) накопления (в том числе раздельного накопления) твердых коммунальных отходов, оборудованных контейнерами для накопления (в том числе раздельного накопления) твердых коммунальных отходов.
Требования к местам (площадкам) накопления (в том числе раздельного накопления) твердых коммунальных отходов, контейнерам (бункерам) для накопления твердых коммунальных отходов приведены в пункте 1 Положения. В частности, предусмотрено, что место (площадка) накопления (в том числе раздельного накопления) твердых коммунальных отходов должна иметь отсек для размещения контейнеров и (или) бункеров для накопления твердых коммунальных отходов в количестве от 3 до 6 единиц с учетом возможного размещения контейнеров для раздельного накопления твердых коммунальных отходов, а также отсек для накопления крупногабаритных отходов (место для размещения одного контейнера - не менее 2000x1800 мм, отсек накопления крупногабаритных отходов - не менее 2200x1800 мм).
Как указано в пункте 23 Положения, показателем результативности использования субсидии является количество созданных мест (площадок) накопления (в том числе раздельного накопления) твердых коммунальных отходов и количество приобретенных контейнеров (бункеров) для накопления твердых коммунальных отходов, соответствующих требованиям пункта 1 Положения. Оценка достижения значения показателя результативности использования субсидии осуществляется Министерством на основании анализа отчетности, представленной органом местного самоуправления.
В приложении N 2 к соглашению закреплены плановые показатели результата использования субсидии: 16 созданных мест площадок накопления (в том числе раздельного накопления) твердых коммунальных отходов, оборудованных контейнерами для накопления; 80 установленных контейнеров (бункеров) для накопления (в том числе раздельного накопления) твердых коммунальных отходов на созданных местах (площадках).
В пункте 25 Положения предусмотрено, что при выявлении факта нецелевого использования средств субсидии орган местного самоуправления обязан в течение 30 рабочих дней со дня его уведомления Министерством возвратить средства субсидии, которые использовались не по целевому назначению. В случае нецелевого использования средств субсидии органом местного самоуправления и (или) совершения иных бюджетных правонарушений бюджетные меры принуждения к получателям субсидий, совершившим бюджетные нарушения, применяются в порядке и по основаниям, установленным бюджетным законодательством.
Как установлено судами и не опровергнуто Администрацией, для достижения показателей результативности использования предоставленной субсидии было необходимо создать 16 площадок накопления твердых коммунальных отходов, на которых было возможно разместить 80 контейнеров, т.е. установить по 5 контейнеров на одну площадку, либо создать большее количество площадок, соответствующих требованиям Положения, поскольку по соглашению показатель - количество созданных мест (площадок) являлся плановым значением.
Между тем согласно представленным Администрацией документам и фотоотчетам создано 16 контейнерных площадок с возможностью размещения на каждой только 3 контейнера, на которых в общем объеме может быть размещено лишь 48 контейнеров (16х3). Остальные приобретенные Администрацией контейнеры на площадках не смогут быть размещены.
Приняв во внимание, что субсидия была предоставлена именно для создания мест (площадок) накопления (в том числе раздельного накопления) твердых коммунальных отходов, оборудованных контейнерами для накопления твердых коммунальных отходов, суды пришли к выводу, что расходование бюджетных средств на приобретение контейнеров, которые невозможно разместить на созданных площадках, не соответствует цели предоставления субсидии.
Довод подателя кассационной жалобы о том, что Министерство в письме от 05.08.2022 N 204-17/8224 согласовало возможность приобретения в 2022 году не более 145 контейнеров в рамках предоставленной по соглашению от 11.07.2022 N 045-22-20-пф-002 субсидии, не принимается судом кассационной инстанции.
В соответствии с Положением Министерство объявило конкурс не на предоставление субсидии на софинансирование реализации мероприятий, касающегося приобретения контейнеров (бункеров) для накопления (в том числе раздельного накопления) твердых коммунальных отходов, а на предоставление субсидии на софинансирование реализации мероприятий по созданию мест (площадок) накопления (в том числе раздельного накопления) твердых коммунальных отходов, оборудованных контейнерами для накопления.
В письме от 05.08.2022 N 204-17/8224 Министерство указало, что приобретение дополнительного количества возможно в случае наличия дополнительной потребности в соответствии с данными, представленными в заявке в период проведения конкурса распределения субсидии.
В рассматриваемом случае в заявке Администрации от 04.05.2022 N 682 было предусмотрено создание 16 мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов за счет субсидии и планируемое приобретение за счет субсидии 80 контейнеров. При этом Администрация приводила данные об общей потребности в создании мест (площадок) накопления в количестве 48 штук (с минимальным количеством размещенных контейнеров в количестве 3 штук) и общей потребности в количестве контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов в количестве 145 штук.
С учетом приведенных в заявке сведений и изложенных в письме Администрации от 22.07.2022 N 01-20/1622 данных о средней стоимости контейнера на дату формирования аукционной документации Администрация имела возможность создать большее количество мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, позволяющих установить дополнительное количество контейнеров в соответствии с требованиями Положения.
Вопреки предусмотренным в Положении требованиям - место (площадка) накопления (в том числе раздельного накопления) твердых коммунальных отходов должно иметь отсек для размещения контейнеров и (или) бункеров в количестве от 3 до 6 единиц - Администрация в техническом задании к муниципальному контракту от 26.08.2022 предусмотрела создание лишь 16 контейнерных площадок с минимально возможным количеством размещения контейнеров (3 единицы).
При этом с учетом количества приобретенных Администрацией контейнеров (145 штук) при максимально возможном размещении в соответствии с требованиями Положения на месте (площадке) накопления твердых бытовых отходов 6 контейнеров количество площадок, оборудованных приобретенными Администрацией за счет субсидии контейнерами, должно было составить не менее 24 мест.
При таком положении суды обоснованно пришли к выводу, что Администрация не исполнила принятое на себя обязательство по обеспечению целевого использования и достижению значений результатов использования субсидии, установленных в соответствии с приложением N 2 к соглашению.
Приведенные в кассационной жалобе доводы Администрации были предметом рассмотрения судов и получили надлежащую правовую оценку. Эти доводы не свидетельствуют о неправильном применении судами норм материального права, повлиявшем на исход дела, направлены на иную оценку доказательств по делу, что не может служить основанием для отмены обжалуемых судебных актов.
При рассмотрении дела судами полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, правильно применены нормы материального и процессуального права, поэтому оснований для отмены обжалуемых решения и постановления и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 29.09.2023 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.01.2024 по делу N А05-8807/2023 оставить без изменения, а кассационную жалобу администрации муниципального образования "Коношский муниципальный район" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Ю.А. Родин |
Судьи |
Ю.А. Родин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно статье 28 БК РФ бюджетная система Российской Федерации основана, в том числе, на принципах эффективности использования бюджетных средств, адресности и целевого характера бюджетных средств.
Статьей 34 БК РФ установлен принцип эффективности использования бюджетных средств, который означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности).
Обязанность обеспечения результативности и целевого характера использования бюджетных средств возложена на получателя бюджетных средств (статья 162 БК РФ).
...
решение Арбитражного суда Архангельской области от 29.09.2023 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.01.2024 по делу N А05-8807/2023 оставить без изменения, а кассационную жалобу администрации муниципального образования "Коношский муниципальный район" - без удовлетворения."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 30 мая 2024 г. N Ф07-4644/24 по делу N А05-8807/2023