03 июня 2024 г. |
Дело N А21-2667/2023 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Чуватиной Е.В., судей Баженовой Ю.С., Филиппова А.Е.,
при участии от администрации городского округа "Город Калининград" Недосеко О.В. (доверенность от 14.06.2023), от общества с ограниченной ответственностью "Торговый дом Касумов и К" Ткачука Р.В. (доверенность от 03.03.2023),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации городского округа "Город Калининград" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 23.08.2023 постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.01.2024 по делу N А21-2667/2023,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Торговый Дом Касумов и К", адрес: 236004, Калининград, ул. Зои Космодемьянской, д. 37, ОГРН 1033904501333, ИНН 3907034247 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением к Комитету муниципального имущества и земельных ресурсов администрации городского округа "Город Калининград", адрес: 236040, Калининград, пл. Победы, д. 1, ОГРН 1023900592759, ИНН 3903010414 (далее - Комитет), и администрации городского округа "Город Калининград" адрес: 236040, Калининград, пл. Победы, д. 1, ОГРН 1023900770222, ИНН 3903016790 (далее - Администрация), в котором с учетом уточнения требований, принятых судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), просило:
- признать незаконным выраженное в письме от 16.01.2023 N ИКМИ-07/1013 решение Комитета об отказе в предоставлении Обществу в аренду сроком на 3 года земельного участка с кадастровым номером 39:15:133406:1247 и обязать Комитет устранить нарушение прав Общества путем принятия решения о предоставлении Обществу в аренду сроком на 3 года земельного участка с кадастровым номером 39:15:133406:1247,
- признать незаконным решение Комитета об образовании земельных участков с кадастровыми номерами 39:15:133406:2317 и 39:15:133406:2316 из земельного участка с кадастровым номером 39:15:133406:1247, выраженное распоряжением N 296/р-кми от 26.01.2023 "Об утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, образуемых путем раздела земельного участка с кадастровым номером 39:15:133406:1247"; снять с государственного кадастрового учета земельные участки с кадастровыми номерами 39:15:133406:2317 и 39:15:133406:2316, образованные из земельного участка с кадастровым номером 39:15:133406:1247; восстановить земельный участок с кадастровым номером 39:15:133406:1247 на государственном кадастровом учёте.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Калининградской области, адрес: 236040, Калининград, ул. Генерала Соммера, д. 27, ОГРН 1043902855446, ИНН 3906131304.
Решением Арбитражного суда Калининградской области от 30.08.2023 требования Общества удовлетворены.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.01.2024 решение от 30.08.2023 изменено в части последствий признания незаконным решения Комитета, выраженного в письме от 16.01.2023 N И-КМИ-07/1013, - на Комитет возложена обязанность устранить допущенное нарушение прав Общества путем заключения с ним в соответствии с пунктом 5 статьи 8 Федерального закона от 14.03.2022 N 58-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 58-ФЗ) в пятидневный срок дополнительного соглашения к договору аренды земельного участка с кадастровым номером 39:15:133406:1247, предусматривающего увеличение срока действия данного договора на 3 года; о остальной части решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Администрация просит отменить решение от 30.08.2023 и постановление от 16.01.2024, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, на несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
Податель жалобы считает, что оснований для признания ответа Комитета от 16.01.2023 на обращение Общества незаконным не имелось, полагает, что Комитетом были соблюдены положения Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" и административного регламента, утвержденного постановлением администрации городского округа "Город "Калининград" от 30.11.2022 N 1192 "Об утверждении перечня муниципальных услуг, предоставляемых администрацией городского округа "Город Калининград", и услуг, предоставляемых муниципальными учреждениями и иными организациями, в которых размещается муниципальное задание (заказ), и предоставляемых в электронной форме".
Администрация также ссылается на необоснованность вывода судов в части признания незаконным решения о разделе земельного участка.
В отзыве на кассационную жалобу Общество просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, считая их законными и обоснованными.
В судебном заседании представитель Администрации поддержал доводы жалобы, а представитель Общество возражал против ее удовлетворения.
Иные участвующие в деле лица извещены в соответствии с требованиями Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации о времени и месте судебного заседания, однако своих представителей в суд не направили, что в силу статьи 284 того же Кодекса не препятствует рассмотрению жалобы.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, Администрация (арендодатель) и Общество (арендатор) заключили договор от 18.01.2022 N 7/2022-А аренды земельного участка (далее - Договор), в соответствии с которым арендодатель предоставил, а арендатор принял в аренду земельный участок с кадастровым номером 39:15:133406:1247 площадью 30 700 кв.м, адрес (местоположение) которого установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: Калининградская обл., Калининград, Московский пр. (далее - Участок).
Со стороны арендодателя от имени Администрации Договор подписан исполняющим обязанности председателя Комитета.
Согласно пункту 2.1 Договора срок аренды установлен с даты подписания Договора до 19.01.2023.
В пункте 1.4 Договора указано, что на Участке находится здание торгово-выставочного комплекса площадью 5198 кв.м с кадастровым номером 39:15:133406:2125, принадлежащее Обществу на праве собственности.
Общество обратилось в Комитет с заявлением о предоставлении Участка в аренду без торгов.
Письмом от 15.12.2022 Комитет отказал Обществу в предоставлении в аренду Участка, указав на то, что площадь Участка значительно превышает площадь застройки здания торгово-выставочного комплекса (здание занимает 17% площади Участка), и что Общество не обосновало необходимость всей площади Участка для целей эксплуатации принадлежащего ему здания.
В дальнейшем Общество в письме от 09.01.2023, адресованном Комитету, указало, что планирует использовать Участок по назначению, и просило продлить Договор на три года в соответствии с Законом N 58-ФЗ.
Письмом от 16.01.2023, подписанным председателем Комитета - заместителем главы Администрации, Обществу сообщено, что арендодателем по Договору является Администрация, поэтому полномочий по вопросу продления срока его действия в соответствии с Законом N 58-ФЗ у Комитета не имеется.
Распоряжением Комитета от 26.01.2023 N 296/р-кми "Об утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, образуемых путем раздела земельного участка с кадастровым номером 39:15:133406:1247" принято решение о разделе Участка на два земельных участка площадью 15 992 кв.м и 14 709 кв.м.
На основании указанного распоряжения в связи с разделом Участка произведен государственный кадастровый учет названных земельных участков с присвоением им кадастровых номеров 39:15:133406:2316 (в отношении участка площадью 15 992 кв.м) и 39:15:133406:2317 (в отношении участка площадью 14 709 кв.м).
Общество, ссылаясь на то, что в соответствии с положениями Закона N 58-ФЗ оно имеет право на продление срока действия Договора на три года, а Комитет уклонился от исполнения предусмотренной названным Законом обязанности, неправомерно произвел раздел Участка, обратилось в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу.
Суд первой инстанции признал требования Общества обоснованными по праву и удовлетворил их в полном объеме.
Апелляционный суд изменил решение в части последствий признания незаконным отказа в продлении Договора, возложив на Комитет обязанность устранить нарушение прав заявителя путем заключения с ним дополнительного соглашения к Договору о продлении срока его действия на три года в соответствии с Законом N 58-ФЗ.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
По смыслу статей 198, 201 АПК РФ условиями признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений, действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц являются несоответствие оспариваемого акта, решения, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и одновременно с этим нарушение названным актом, решением, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконное возложение на него каких-либо обязанностей, создание иных препятствий для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 3 статьи 8 Закона N 58-ФЗ предусмотрено, что до 01.03.2023 арендатор земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, вправе потребовать от арендодателя заключения дополнительного соглашения к договору аренды такого земельного участка, предусматривающего увеличение срока действия данного договора аренды, независимо от оснований заключения данного договора аренды, наличия или отсутствия задолженности по арендной плате при условии, что:
1) на дату обращения арендатора с указанным требованием срок действия договора аренды земельного участка не истек либо арендодателем не заявлено в суд требование о расторжении данного договора аренды;
2) на дату обращения арендатора с указанным требованием у уполномоченного органа отсутствует информация о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка.
Согласно части 4 статьи 8 Закона N 58-ФЗ срок, на который увеличивается срок действия договора аренды земельного участка в соответствии с дополнительным соглашением, указанным в части 3 названной статьи, не может превышать три года; при этом положения пункта 8 статьи 39.8 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) не применяются.
Частью 5 статьи 8 Закона N 58-ФЗ предусмотрено, что арендодатель обязан без проведения торгов заключить соглашение, указанное в части 3 этой статьи, в срок не позднее пяти рабочих дней со дня обращения арендатора с требованием о его заключении.
Суды установили, что Общество 09.01.2023 обратилось в Комитет с заявлением о заключении дополнительного соглашения к Договору о продлении срока его действия в соответствии со статьей 8 Закона N 58-ФЗ, и что на момент такого обращения срок действия Договора еще не истек.
Доказательства, подтверждающие наличие у уполномоченного органа на дату обращения Общества информации о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании Участка, ни Комитетом, ни Администрацией не представлены.
При таком положении суды правомерно посчитали, что на основании заявления Общества от 09.01.2023 и в соответствии со статьей 8 Закона N 58-ФЗ Комитет должен быть подготовить дополнительное соглашение к Договору о продлении срока его действия.
Доводы Администрации о том, что заявление от 09.01.2023 было направлено Обществом ненадлежащему лицу (Комитету), были подробно исследованы судами и мотивированно ими отклонены.
Согласно пункту 1.1 Положения о Комитете муниципального имущества и земельных ресурсов администрации городского округа "Город Калининград", утвержденного решением окружного Совета депутатов города Калининграда от 16.07.2008 N 210 (далее - Положение), Комитет является структурным подразделением Администрации, органом, осуществляющим в пределах своей компетенции управление муниципальным имуществом и земельными ресурсами, координирующим деятельность в этой сфере иных структурных подразделений администрации городского округа "Город Калининград", а в соответствии с пунктом 2.2 Положения осуществляет от имени городского округа "Город Калининград" распоряжение и управление земельными участками, в пределах полномочий, определенных Положением и действующим законодательством.
Пунктом 3.12 Положения в числе функций Комитета предусмотрено, в частности, оформление правоустанавливающих документов на земельные участки и изменений к ним.
Суды также учли, что согласно материалам учетного дела по Участку все обращения относительно арендных отношений по нему направлялись Комитету и рассматривались им с оформлением необходимой документации. Заявление, направленное Обществом в Комитет по вопросу заключения договора аренды Участка, также было рассмотрено Комитетом по существу, что подтверждается содержанием имеющегося в деле письма Комитета от 15.12.2022.
Исходя из установленных при рассмотрении дела обстоятельств, суд апелляционной инстанции обоснованно признал оспариваемое решение Комитета незаконным, возложив в порядке восстановления прав заявителя на Комитет обязанность заключить дополнительное соглашение к Договору об увеличении срока его действия в соответствии с требованиями Закона N 58-ФЗ.
Аргументы подателя жалобы относительно неуказания судами мотивов признания незаконным распоряжения Комитета от 26.01.2023 N 296/р-кми несостоятельны.
В данном случае суды установили, что Общество в соответствии с положениями Закона N 58-ФЗ имело право на продление до трех лет срока действия Договора, по условиям которого ему в пользование был предоставлен Участок, и что оно реализовало это права, обратившись в уполномоченный орган с заявлением о заключении соответствующего дополнительного соглашения к Договору.
Применительно к указанным обстоятельствам и исходя из установленного пунктом 4 статьи 11.2 ЗК РФ порядка образования земельных участков, который, по общему правилу, предполагает наличие согласия с письменной форме землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей исходных земельных участков, и отсутствия в данном случае такового со стороны Общества, правомерно посчитали, что имеются предусмотренные законом основания для признания распоряжения Комитета от 26.01.2023 N 296/р-кми незаконным.
С учетом изложенного суд кассационной инстанции не усматривает установленных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Поскольку суд апелляционной инстанции правомерно изменил решение суда первой инстанции в части последствий признания незаконным отказа Комитета, изложенного в письме от 16.01.2023, по результатам рассмотрения кассационной жалобы оставлению без изменения подлежит постановление апелляционного суда.
В связи с завершением производства в суде кассационной инстанции приостановление исполнения обжалуемых судебных актов, принятое определением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 19.02.2024, в соответствии с частью 4 статьи 283 АПК РФ подлежит отмене.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Калининградской области от 23.08.2023 постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.01.2024 по делу N А21-2667/2023 оставить без изменения, а кассационную жалобу администрации городского округа "Город Калининград" - без удовлетворения.
Отменить приостановление исполнения решения Арбитражного суда Калининградской области от 23.08.2023 и постановления Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.01.2024 по делу N А21-2667/2023, принятое определением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 19.02.2024.
Председательствующий |
Е.В. Чуватина |
Судьи |
Е.В. Чуватина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Суд признал незаконным отказ в предоставлении в аренду земельного участка, указав на обязательство арендодателя заключить дополнительное соглашение о продлении срока аренды. Также было признано незаконным распоряжение о разделе земельного участка, так как не было получено согласие арендатора, что нарушает его права. Кассационная жалоба оставлена без удовлетворения.
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 3 июня 2024 г. N Ф07-2755/24 по делу N А21-2667/2023
Хронология рассмотрения дела:
18.12.2024 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-13610/2024
03.06.2024 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-2755/2024
30.01.2024 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-36093/2023
30.08.2023 Решение Арбитражного суда Калининградской области N А21-2667/2023