03 июня 2024 г. |
Дело N А13-4737/2023 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Васильевой Е.С., судей Корабухиной Л.И., Родина Ю.А.,
рассмотрев 03.06.2024 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Департамента сельского хозяйства и продовольственных ресурсов Вологодской области на решение Арбитражного суда Вологодской области от 15.12.2023 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.02.2024 по делу N А13-4737/2023,
УСТАНОВИЛ:
Департамент сельского хозяйства и продовольственных ресурсов Вологодской области, адрес: 160000, г. Вологда, Предтеченская ул., д. 19, ОГРН 1103525003207, ИНН 3525236499 (далее - Департамент), обратился в Арбитражный суд Вологодской области с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к обществу с ограниченной ответственностью "Покровское подворье", адрес: 162423, Вологодская обл., Чагодощенский р-н, с. Покровское, Школьная ул., д. 43, ОГРН 1163525064273, ИНН 3522004531 (далее - Общество), о взыскании 352 800 руб. 03 коп. (в виде возврата субсидии) и 352 руб. 80 коп. штрафа.
Решением Арбитражного суда Вологодской области от 15.12.2023, оставленным без изменения постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.02.2024, в удовлетворении требований Департамента о взыскании с Общества 352 800 руб. 03 коп. по возврату субсидии отказано, а требование Департамента о взыскании с Общества штрафа в размере 352 руб. 80 коп. оставлено без рассмотрения.
В кассационной жалобе Департамент, ссылаясь на несоответствие выводов судов первой и апелляционной инстанций фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в материалах дела доказательствам, а также на неправильное применение судами норм материального права и нарушение ими норм процессуального права, просит обжалуемые судебные акты отменить и принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить требования Департамента о взыскании с Общества 352 800 руб. 03 коп. по возврату субсидии.
По мнению подателя жалобы, судами не учтено, что порядок предоставления субсидии и договор от 18.02.2022 N 123 о предоставлении субсидии содержат норму об ответственности в виде полного возврата субсидии за нарушение сроков представления отчетов и документов по достижению значения результатов предоставления субсидии, предусмотренных договором, на что ссылался Департамент в ходе рассмотрения дела (в течение 15 календарных дней со дня истечения срока представления документов). И поскольку в данном случае имел место факт непредставления Обществом документов в срок, то указанное обстоятельство порождает последствия в виде возврата субсидии. Кроме того, Департамент обращает внимание, что представленные Обществом в ходе рассмотрения дела документы содержат противоречивые сведения и Общество неоднократно меняло данные в отчетности, а документы в подтверждение данных, указанных в отчетности, Обществом так и не были представлены суду, в связи с чем оснований доверять указанному отчету у судов не имелось.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, однако своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие в порядке части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Из материалов дела следует, что в соответствии с постановлением Правительства Вологодской области от 31.01.2022 N 116 "Об утверждении порядка предоставления субсидий на поддержку проведения комплекса агротехнологических работ" (далее - Порядок), между Департаментом и Обществом (получателем) заключен договор от 18.02.2022 N 123 (далее - договор), о предоставлении из областного бюджета субсидии юридическому лицу (за исключением государственного учреждения), индивидуальному предпринимателю, физическому лицу - производителю товаров, работ, услуг на возмещение затрат (недополученных доходов) в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг, по условиям которого Департамент предоставляет из областного бюджета в 2022 году Обществу субсидию в целях финансового обеспечения затрат получателя, связанных с поддержкой проведения комплекса агротехнологических работ (пункт 1.1 договора).
Согласно пункту 2.1 договора субсидия предоставляется в размере 1 835 362 руб.
В силу пункта 3.4 договора субсидия предоставлена получателю на: расходы, произведенные получателем за период с 1 октября года, предшествующего году предоставления субсидии, по 1 октября года предоставления субсидии, на приобретение агрохимикатов, минеральных удобрений и средств защиты растений; расходы, произведенные получателем в году получения субсидии, на приобретение нефтепродуктов всех видов, используемых на технологические цели (на приобретение нефтепродуктов должно быть израсходовано не более 50% от суммы полученной субсидии).
Как установлено судами, Департамент исполнил свою обязанность по договору и перечислил средства субсидии получателю на лицевой счет, открытый в Департаменте финансов области (ГКУ "Областное казначейство"), что подтверждается платежным поручением от 28.02.2022 N 9193.
В соответствии с пунктом 2.13 Порядка эффективность предоставления субсидии оценивается Департаментом на основании достижения значений результатов, установленных договором, по состоянию на 31 декабря года предоставления субсидий. Значения результатов устанавливаются с округлением до одного знака после запятой.
Согласно пункту 3.1 Порядка получатель субсидии представляет в Департамент: отчет о расходах с приложением копий платежных поручений, подтверждающих расходование средств субсидии, заверенных получателем, в срок не позднее 15 января года, следующего за годом предоставления субсидий (а также в случае принятия решения о наличии потребности в направлении остатка субсидии, не использованного в течение года, в котором предоставлялась субсидия, в году, следующем за годом предоставления субсидии, отчет о расходах с приложением копий платежных поручений, подтверждающих расходование средств субсидии, заверенных получателем, получатели представляют также в срок не позднее 15 января года, следующего за годом расходования неиспользованного остатка субсидий), отчет о расходах представляется по форме, установленной договором; заверенные получателем копии платежных документов, подтверждающих направление собственных и (или) привлеченных средств (заемных и (или) кредитных средств, средств спонсоров и других средств, полученных заявителем, за исключением средств, представленных из областного бюджета) в размере не менее 1% объема полученной субсидии на цели, указанные в пункте 1.3 данного Порядка, в соответствии с направлениями расходов, предусмотренными пунктом 2.11 данного Порядка (представляются одновременно с отчетом о расходах); отчет о достижении значений результатов - в срок не позднее 1 марта года, следующего за отчетным годом, на который договором установлены результаты, по форме, установленной договором; для документального подтверждения выполнения результатов получатели (не являющиеся индивидуальными предпринимателями) в срок не позднее 1 марта года, следующего за годом предоставления субсидий, представляют в Департамент отчет о производстве, затратах, себестоимости и реализации продукции растениеводства по форме, утвержденной Министерством сельского хозяйства Российской Федерации (формы 9-АПК), за отчетный год.
Перечень отчетной документации, подлежащей представлению получателем, определен в пункте 4.3.10 договора.
В соответствии с пунктом 3.2 Порядка и на основании пункта 4.3.10.4 договора для подготовки Департаментом сводной годовой отчетности получатели субсидий в срок до 1 декабря года предоставления субсидии представляют в Департамент: сведения о фактических посевных площадях сельскохозяйственных культур под урожай текущего года; копии документов, подтверждающих использование семян сельскохозяйственных культур, сортовые и посевные качества которых соответствуют ГОСТ Р 52325-2005, ГОСТ Р 58472-2019, для картофеля - ГОСТ 33996-2016 (сертификатов соответствия и (или) иных документов, подтверждающих сортовые и посевные качества семян (актов апробации посевов оригинальных и элитных семян, семенного травостоя, сортовых и гибридных посевов), и (или) акта регистрации сортовых посевов, протокола испытаний, и (или) результатов анализа семян с отметкой о соответствии партии семян требованиям посевных кондиций), актов расхода семян и посадочного материала и (или) иных первичных учетных документов, подтверждающих расход семян и (или) посадочного материала.
Согласно пункту 3.5 Порядка в случае непредставления получателем документов, указанных в пунктах 3.1, 3.2 Порядка, Департамент в течение 15 рабочих дней с даты окончания срока их представления запрашивает их у получателя, получатель должен представить указанные в запросе документы в течение 10 рабочих дней со дня получения запроса.
Из материалов дела следует, что в адрес Общества Департаментом направлены письма от 19.12.2022, от 30.01.2023 N 5 и от 06.03.2023 о предоставлении документов. Однако Обществом истребуемые документы представлены не были.
В соответствии с пунктом 4.3 Порядка в случае непредставления документов в соответствии с пунктом 3.5 Порядка в течение 15 календарных дней со дня истечения срока представления документов в соответствии с пунктом 3.5 Порядка, субсидия подлежит возврату в областной бюджет в полном объеме полученной субсидии.
В силу пункта 4.4 Порядка в случае нарушения получателем субсидий условий по выполнению характеристик, результатов, предусмотренных договором, объем средств, подлежащий возврату, рассчитывается по формуле, приведенной в данном пункте. В случае недостижения значения результатов и (или) характеристик, установленных договором, к получателю субсидии применяется штраф в размере 0,1% от суммы, подлежащей возврату в соответствии с настоящим пунктом.
Согласно пункту 2.19 Порядка в случае выявления фактов, являющихся основанием для возврата субсидий и (или) взыскания штрафа в соответствии с пунктами 4.3-4.10 Порядка, Департамент в течение 30 календарных дней со дня установления указанных фактов направляет получателю заказным письмом с уведомлением требование о возврате субсидии и (или) уплате штрафа в областной бюджет в размере, установленном разделом 4 Порядка, в течение 30 календарных дней со дня направления соответствующего требования. В случае непоступления средств в течение указанного срока Департамент в срок не более 3 месяцев со дня истечения срока для возврата средств принимает меры к их взысканию в судебном порядке.
Судами также на основании материалов дела установлено, что требование о возврате субсидии от 28.02.2023 направлено в адрес Общества и получено Обществом 14.03.2023, о чем имеется отметка в уведомлении о вручении.
Поскольку указанное требование о возврате субсидии Обществом исполнено не было, Департамент обратился в арбитражный суд с требованием о взыскании с Общества субсидии, с учетом уточнения требований, в размере 352 800 руб. 03 коп. и штрафа в размере 352 руб. 80 коп.
Суд первой инстанции, оценив в порядке статьи 71 АПК РФ имеющиеся в деле доказательства, в удовлетворении требования о взыскании с Общества субсидии Департаменту отказал, а требование Департамента о взыскании штрафа оставил без рассмотрения.
Суд апелляционной инстанции с выводами суда первой инстанции согласился.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, в суд первой инстанции Обществом была представлена необходимая отчетность за 2022 год, в связи с чем Департаментом по результатам проверки отчета о достижении значений результатов предоставления субсидии, отчета о расходах по субсидии на поддержку проведения комплекса агротехнологических работ, отчета о производстве, затратах, себестоимости и реализации продукции растениеводства (форма 9-АПК), сведений о фактических посевных площадях сельскохозяйственных культур под урожай текущего года, акта расхода семян и посадочного материала, представленных Обществом за 2022 год, было представлено уточнение исковых требований.
Так, Департамент указал, что в соответствии с договором о предоставлении субсидии Обществом установлен результат предоставления субсидии "посевная площадь, занятая кормовыми культурами" - 2289 га, вместе с тем в отчете формы 9-АПК, представленном Обществом, указано, что посевная площадь, занятая кормовыми культурами, составляет 1849 га, в связи с чем Департамент на основании формулы, установленной пунктом 4.4 Порядка, рассчитал сумму субсидии, подлежащую возврату Обществом в связи с нарушением условий по выполнению результатов, предусмотренных договором, и просил взыскать с Общества субсидию в размере 352 800 руб. 03 коп., а также штраф, начисленный на основании пункта 4.4 Порядка за недостижение значения результатов, установленных договором, в размере 352 руб. 80 коп.
Пунктом 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), установлено, что субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.
В силу пункта 2 статьи 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются, в том числе, из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
Согласно пункту 3 статьи 78 БК РФ нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять: категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий; цели, условия и порядок предоставления субсидий; порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
Пунктом 3.1 статьи 78 БК РФ предусмотрено, что в случае нарушения получателями предусмотренных настоящей статьей субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат в порядке, определенном нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, предусмотренными пунктом 3 настоящей статьи, возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что первоначально при обращении в суд с настоящими требованиями, Департамент сослался на непредставление Обществом документов в соответствии с пунктом 3.5 Порядка.
В дальнейшем, в ходе рассмотрения дела Обществом была представлена необходимая отчетность, а именно: отчет о достижении значений результатов предоставления субсидии; отчет о расходах, источником финансового обеспечения которых является субсидия; отчет о производстве, затратах, себестоимости и реализации продукции растениеводства (форма 9-АПК); сведения о фактических посевных площадях сельскохозяйственных культур под урожай текущего года; акт расхода семян и посадочного материала; платежные поручения на оплату дизельного топлива и удобрений.
Суды при исследовании и оценке представленных Обществом документов установили, что в соответствии с отчетом о достижении значений результатов предоставления субсидии по состоянию на 31.12.2022 и отчетом формы 9-АПК, представленным Обществом в суд 14.12.2023, посевная площадь, занятая кормовыми культурами, составила 2289 га, что соответствует установленному договором значению результатов предоставления субсидии - 2289 га посевной площади, засеянной кормовыми культурами.
Таким образом, поскольку судами на основании представленной Обществом необходимой отчетной документации было установлено, что Обществом не допущено нарушений по выполнению результатов, предусмотренных договором, то суды пришли к обоснованному выводу, что оснований для возврата Обществом субсидии в силу пункта 4.4 Порядка не имеется, в связи с чем правомерно отказали Департаменту в удовлетворении требований о возврате субсидии в размере 352 800 руб. 03 коп.
Оснований не согласиться с выводами судов по доводам кассационной жалобы не имеется.
Довод Департамента о том, что поскольку в данном случае, имел место факт непредставления Обществом документов в срок, то указанное обстоятельство порождает последствия в виде возврата субсидии, отклоняется судом кассационной инстанции, так как согласно материалам дела, Департамент при рассмотрении дела в суде первой инстанции уточнял в порядке статьи 49 АПК РПФ заявленные требования и просил о возврате субсидии в размере 352 800 руб. 03 коп., и в обоснование требований ссылался на пункт 4.4 Порядка (за нарушения получателем условий по выполнению результатов, предусмотренных договором), и рассчитал субсидию, подлежащую возврату, по соответствующей формуле (том 2, л.д. 101, 102).
Довод Департамента о том, представленные Обществом в ходе рассмотрения дела документы содержат противоречивые сведения и Общество неоднократно меняло данные в отчетности, а документы в подтверждение данных, указанных в отчетности Обществом так и не были представлены суду, был предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций и обоснованно был отклонен судами с указанием на то, что Департамент не пояснил, какие документы, помимо документов, перечисленных в пункте 4.3.10 договора (пункты 4.3.10.1, 4.3.10.2, 4.3.10.3. 4.3.10.4, 4.3.10.7) и представленных Обществом, подлежат представлению Обществом, и не сослался на соответствующие условия договора или Порядка, предусматривающие предоставление каких-либо иных документов.
Кроме того, суды обоснованно отметили, что доказательств, позволяющих усомниться в достоверности представленной Обществом отчетности, Департаментом не представлено.
С учетом изложенного, суд кассационной инстанции полагает, что суды первой и апелляционной инстанций законно и обоснованно отказали Департаменту в удовлетворении требований.
Доводов в части оставления судами без рассмотрения требования Департамента о взыскании с Общества 352 руб. 80 коп. штрафа на основании пункта 2 части 1 статьи 148 АПК РФ ввиду несоблюдения претензионного порядка урегулирования спора, кассационная жалоба Департамента не содержит, в связи с чем судебные акты в указанной части не проверяются судом кассационной инстанции.
Доводы кассационной жалобы Департамента повторяют его позицию по делу, которой суды дали надлежащую правовую оценку. Несогласие с выводами судов, иная оценка фактических обстоятельств дела и иное толкование положений закона не означает допущенной при рассмотрении дела судебной ошибки, не свидетельствует о нарушениях судами норм права, повлиявших на исход дела, и не является основанием для отмены обжалуемых судебных актов.
При рассмотрении дела и вынесении обжалуемых судебных актов суды установили все существенные для дела обстоятельства и дали им надлежащую правовую оценку, выводы судов основаны на всестороннем и полном исследовании доказательств по делу. Нормы материального права применены правильно. Нарушений норм процессуального права, которые могли явиться основанием для отмены обжалуемых судебных актов, кассационной инстанцией не установлено.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 15.12.2023 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.02.2024 по делу N А13-4737/2023 оставить без изменения, а кассационную жалобу Департамента сельского хозяйства и продовольственных ресурсов Вологодской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.С. Васильева |
Судьи |
Е.С. Васильева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Суд отказал в удовлетворении требований о возврате субсидии и штрафе, указав на отсутствие нарушений со стороны получателя субсидии. Судебные инстанции установили, что предоставленная отчетность соответствовала условиям договора, а доводы о непредставлении документов и противоречивых сведениях были отклонены как неубедительные. Кассационная жалоба не нашла поддержки, и предыдущие решения остались в силе.
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 3 июня 2024 г. N Ф07-4480/24 по делу N А13-4737/2023