04 июня 2024 г. |
Дело N А56-55320/2023 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Алешкевича О.А., судей Аникиной Е.А., Толкунова В.М.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Жилкомсервис N 1 Фрунзенского района" Шмитовой А.А. (доверенность от 01.02.2023),
рассмотрев 04.06.2024 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 20.11.2023 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.02.2024 по делу N А56-55320/2023,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Жилкомсервис N 1 Фрунзенского района" (192007, г. Санкт-Петербург, Лиговский пр., д. 239, лит. А; ОГРН 1089847266398; ИНН 7816445737; далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным предписания Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга (195112, г. Санкт-Петербург, Малоохтинский пр., д. 68, лит. А; ОГРН 1037867000115; ИНН 7841000298; далее - Инспекция) от 25.05.2023 N 06/39/23-К-Р.
Решением суда первой инстанции от 20.11.2023 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 20.02.2024 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Инспекция, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права и на несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, просит решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции отменить. По мнению подателя жалобы, оспариваемое предписание содержит правомерные требования.
В судебном заседании представитель Общества просила в удовлетворении жалобы отказать.
Жалоба рассмотрена в отсутствие представителя Инспекции, надлежащим образом извещенной о времени и месте судебного разбирательства.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, на основании решения от 22.05.2023 Инспекцией проведен внеплановый инспекционный визит с целью контроля соблюдения Обществом лицензионных требований при осуществлении деятельности по управлению многоквартирным домом, расположенным по адресу: г. Санкт-Петербург, ул. Воронежская, д. 53, корп. 1, лит. А.
В ходе инспекционного визита выявлено и отражено в акте от 25.05.2023 N 06/39/23-К-Р, что Обществом за период с апреля 2020 года по апрель 2023 года неверно начислена плата за электроэнергию, потребляемую на содержание общего имущества в многоквартирном доме, по лицевым счетам квартир NN 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11.
Об устранении выявленных нарушений в срок до 25.07.2023 путем расчета по указанным лицевым счетам с апреля 2020 года по апрель 2023 года начислений платы по услуге электроэнергия на содержание общего имущества в соответствии с требованиями жилищного законодательства, корректировки начисленных пени Инспекция выдала Обществу предписание от 25.05.2023 N 06/39/23-К-р.
Общество не согласилось с предписанием и обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, придя к выводу об отсутствии нарушений Обществом правил начисления платы, заявленные требования удовлетворил.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и оставил решение без изменения.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает, что жалоба не подлежит удовлетворению в силу следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, постоянную готовность инженерных коммуникаций и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к предоставлению коммунальных услуг.
Согласно части 2 статьи 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, обеспечить готовность инженерных систем, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Как предусмотрено частью 2 статьи 154 ЖК РФ, плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за холодную и горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме; взнос на капитальный ремонт; плату за коммунальные услуги.
В силу части 9.1 статьи 156 ЖК РФ плата за содержание жилого помещения включает в себя плату за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, при условии, что конструктивные особенности многоквартирного дома предусматривают возможность потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов при содержании общего имущества, определяемую в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно части 9.2 статьи 156 ЖК РФ размер расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, определяется при наличии коллективного (общедомового) прибора учета исходя из норматива потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, который утверждается органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, с проведением перерасчета размера таких расходов исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Исключения составляют случай определения субъектом Российской Федерации - городом федерального значения Москвой особенностей порядка расчета размера расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, случай оснащения многоквартирного дома автоматизированной информационно-измерительной системой учета потребления коммунальных ресурсов и коммунальных услуг, при котором размер расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, определяется исходя из показаний этой системы учета при условии обеспечения этой системой учета возможности одномоментного снятия показаний, а также случаи принятия на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме решения об определении размера расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме: исходя из среднемесячного объема потребления коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, с проведением перерасчета размера таких расходов исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (пункт 1); исходя из объема потребления коммунальных ресурсов, определяемого по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации (пункт 2).
Согласно части 9.3 статьи 156 ЖК РФ при отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета размер расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, определяется исходя из норматива потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, который утверждается органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, жилых домов утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354).
В соответствии с пунктом 54 Правил N 354 в случае самостоятельного производства исполнителем коммунальной услуги по отоплению (при отсутствии централизованного теплоснабжения) и (или) горячему водоснабжению (при отсутствии централизованных теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения) с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, расчет размера платы для потребителей за такую коммунальную услугу осуществляется исполнителем исходя из объема коммунального ресурса (или ресурсов), использованного в течение расчетного периода при производстве и предоставлении коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (далее - использованный при производстве коммунальный ресурс), и тарифа (цены) на использованный при производстве коммунальный ресурс. Объем использованного при производстве коммунального ресурса определяется по показаниям прибора учета, фиксирующего объем такого коммунального ресурса, а при его отсутствии - пропорционально расходам такого коммунального ресурса на производство тепловой энергии, используемой в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению и (или) в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.
Коллективный (общедомовый) прибор учета, в силу требований пункта 2 Правил N 354, представляет собой средство измерения (совокупность средств измерения и дополнительного оборудования), устанавливаемое в многоквартирном доме и используемое для определения объемов (количества) коммунального ресурса, поданного в многоквартирный дом.
В письме Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 11.01.2022 N 86-ОГ/04 также указано, что если многоквартирный дом оборудован двумя коллективными (общедомовыми) приборами учета, то под коллективным (общедомовым) прибором учета следует понимать совокупность средств измерения, определяющую объем (количество) коммунального ресурса, поданного в многоквартирный дом.
В данном случае судами первой и апелляционной инстанций установлено, что указанный многоквартирный дом имеет централизованную систему водоснабжения, которая не подключена к системе централизованного горячего водоснабжения, что подтверждается актом технического освидетельствования от 29.08.2022.
Судами также установлено, что горячее водоснабжение в многоквартирном доме осуществляется электрическими водонагревателями. Подключение водонагревателей к электрической схеме ГРЩ согласовано в 2013 году открытым акционерным обществом "Петербургская сбытовая компания" (далее - ОАО "ПСК"), которым поставляется электроэнергия на общедомовые нужды на основании договора энергоснабжения от 18.08.2008 N 78020000033779. В "Перечень точек поставки и средств измерений, по которым производится расчет за отпущенную электроэнергию (мощность)" включены: два приборы учета (N 003454714, N 003458014); наименование точек учета: 1. рабочее освещение, наружное освещение, водонагреватели, ГРЩ; 2. лифт, телеусилители, КД диспетчеризации, а/о, ГРЩ.
При этом, как установили суды, согласно протоколу общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме от 20.07.2018 N 1/18 собственниками помещений многоквартирного дома принято решение о начислении платы за электроэнергию на содержание общего имущества дома исходя из показаний приборов учета электроэнергии.
Приняв во внимание, что общедомовые (коллективные) приборы учета введены в эксплуатацию, на основании их показаний ОАО "ПСК" производит начисления Обществу за электроэнергию, отпущенную на общедомовые нужды, выставляет счета, на основании которых Общество начисляет плату за электрическую энергию на общедомовые нужды, суды пришли к выводу о неправомерности оспариваемого предписания Инспекции.
Довод Инспекции о том, что указанный дом не оборудован общедомовым прибором учета электроэнергии, отклонен судами двух инстанций. Суды указали, что данные об имеющихся в доме приборах учета указаны в приложении 2.1 к договору от 18.08.2008 N 78020000033779 (перечень точек поставки и средств измерений, по которым производится расчет за отпущенную электроэнергию (мощность). При этом согласно протоколу общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме от 03.08.2023 собственники приняли решение об оплате коммунальной услуги "электроэнергия на содержание общего имущества" в соответствии с показаниями общедомовых приборов учета, указанных в дополнительном соглашении от 31.08.2017 к договору энергоснабжения от 18.08.2008.
Выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам, установленным по делу, и имеющимся в деле доказательствам. Поскольку нормы материального и процессуального права применены судами правильно, кассационная инстанция не находит оснований для иной оценки обстоятельств дела и отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 20.11.2023 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.02.2024 по делу N А56-55320/2023 оставить без изменения, а кассационную жалобу Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга - без удовлетворения.
Председательствующий |
О.А. Алешкевич |
Судьи |
О.А. Алешкевич |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Суд подтвердил законность начисления платы за электроэнергию управляющей организацией, отказав в удовлетворении кассационной жалобы жилищной инспекции, которая оспаривала решение судов первой и апелляционной инстанций. Суды установили, что управляющая организация правильно применяла показания общедомовых приборов учета, что опровергло требования инспекции о перерасчете начислений.
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 4 июня 2024 г. N Ф07-6872/24 по делу N А56-55320/2023