04 июня 2024 г. |
Дело N А26-1802/2019 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Алешкевича О.А., судей Аникиной Е.А., Толкунова В.М.,
при участии от Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия Жуковой В.В. (доверенность от 24.01.2024), от общества с ограниченной ответственностью "Карелия Палп" Печенюка А.С. (доверенность от 25.01.2023), от Яцковского Александра Алексеевича представителя Турской Г.В. (доверенность от 04.08.2023),
рассмотрев 04.06.2024 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 15.08.2023 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.12.2023 по делу N А26-1802/2019,
УСТАНОВИЛ:
Министерство природных ресурсов и экологии Республики Карелия (185035, г. Петрозаводск, ул. Андропова, д. 2/24; ОГРН 1071001000828; ИНН 1001016090; далее - Министерство) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с иском о взыскании солидарно с общества с ограниченной ответственностью "Карелия Палп" (195112, г. Санкт-Петербург, Малоохтинский пр., д. 64, лит. В, пом. 30Н; ОГРН 1117847586581; ИНН 7816527605; далее - ООО "Карелия Палп") и акционерного общества "Запкареллес" (186870, Республика Карелия, г. Суоярви, Ржевский пер., д. 14А; ОГРН 1021001062565; ИНН 1016030034; далее - АО "Запкареллес") 14 570 379 руб. ущерба, причиненного лесам (с учетом уточнения исковых требований).
Решением суда первой инстанции от 23.09.2019, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 25.12.2019, в удовлетворении исковых требований отказано.
Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 04.06.2020 указанные судебные акты отменены, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела Министерство уточнило исковые требования и просило взыскать с ООО "Карелия Палп" и АО "Запкареллес" 9 002 415 руб. солидарно.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Яцковский Александр Алексеевич.
Решением суда первой инстанции от 01.12.2021, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 11.04.2022, в удовлетворении исковых требований отказано.
Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 20.09.2022 указанные судебные акты отменены, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Решением суда первой инстанции от 15.08.2023 в удовлетворении исковых требований отказано.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 29.12.2023 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Министерство, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права и на несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, просит решение суда первой инстанции от 15.08.2023 и постановление суда апелляционной инстанции от 29.12.2023 отменить. По мнению подателя жалобы, исковые требования правомерны и подлежат удовлетворению.
В судебном заседании представитель Министерства поддержала доводы жалобы, представители ООО "Карелия Палп" и Яцковского А.А. просили отказать в ее удовлетворении.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, на основании договора от 17.12.2008 N 53-з, заключенного с Министерством, АО "Запкареллес" является арендатором лесного участка площадью 213 460 га, расположенного на территории Суоярвского лесничества, предоставленного ему в целях заготовки древесины на срок до 31.12.2052.
Государственная регистрация договора произведена в установленном порядке, участок передан арендатору по акту приема-передачи.
Между АО "Запкареллес" и ООО "Карелия Палп" заключен договор подряда от 28.08.2015 N П/28/08/2015 на выполнение работ по заготовке круглых несортированных лесоматериалов.
В соответствии с лесными декларациями от 17.02.2016 N 145 и от 18.08.2016 N 1106 АО "Запкареллес" в период с 18.02.2016 по 17.02.2017 и с 18.08.2016 по 17.08.2017 осуществляло заготовку древесины в квартале 162, выдел 3 и в квартале 163, выдел 9 Салмиярвского участкового лесничества.
При проверке данных дистанционного мониторинга Министерство 31.08.2018 выявило, что в квартале 162, выдел 3 и в квартале 163, выдел 9 Салмиярвского участкового лесничества на площади 2,4 га и 1,4 га соответственно произведена незаконная рубка древесины на берегозащитном участке лесов и в водоохранной зоне безымянного ручья.
Министерство, сославшись на причинение вреда лесному фонду действиями арендатора и подрядчика, направило АО "Запкареллес" претензию от 13.12.2018 N 3416 о возмещении ущерба, а в связи с отклонением претензии ответчиком обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении исковых требований, придя к выводу об их неправомерности и необоснованности.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и оставил решение без изменения.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает, что жалоба не подлежит удовлетворению в силу следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии (границам водного объекта) морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.
Согласно части 3 статьи 111 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) проведение сплошных рубок в лесах, расположенных в водоохранных зонах, осуществляется в случаях, предусмотренных частью 5.1 статьи 21 данного Кодекса, и в случаях, если выборочные рубки не обеспечивают замену лесных насаждений, утрачивающих свои средообразующие, водоохранные, санитарно-гигиенические, оздоровительные и иные полезные функции, на лесные насаждения, обеспечивающие сохранение целевого назначения защитных лесов и выполняемых ими полезных функций, если иное не установлено настоящим Кодексом.
В силу части 1 статьи 100 ЛК РФ возмещение вреда, причиненного лесам и находящимся в них природным объектам вследствие нарушения лесного законодательства, осуществляется добровольно или в судебном порядке.
Как предусмотрено пунктом 1 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации, вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Для применения гражданско-правовой ответственности в виде взыскания суммы вреда, причиненного лесам, необходимо наличие вреда, противоправного поведения и вины лица, причинившего вред, а также причинной связи между противоправным поведением ответчика и наступившим вредом.
Правила заготовки древесины и особенности заготовки древесины в лесничествах, лесопарках, указанных в статье 23 Лесного кодекса Российской Федерации, подлежащие применению к рассматриваемым правоотношениям, были утверждены приказом Минприроды России от 13.09.2016 N 474 (далее - Правила).
В соответствии с пунктом 17 Правил в целях заготовки древесины проводится отвод части площади лесного участка, предназначенного в рубку (лесосека), а также таксация лесосеки, при которой определяются количественные и качественные характеристики лесных насаждений и объем древесины, подлежащей заготовке. При отводе лесосек устанавливаются и обозначаются на местности границы лесосек, отбираются и отмечаются деревья, предназначенные для рубки при проведении выборочных рубок.
Правилами предусмотрено, что отвод и таксация лесосек осуществляются гражданами и юридическими лицами, осуществляющими заготовку древесины на основании договоров аренды лесных участков (пункт 18); таксация лесосек проводится после обозначения их границ на местности. Не допускается отвод и таксация лесосек по результатам визуальной оценки лесосек (пункт 26).
При заготовке древесины запрещается рубка и повреждение деревьев, не предназначенных для рубки и подлежащих сохранению в соответствии с настоящими Правилами и лесным законодательством Российской Федерации, в том числе источников обсеменения и плюсовых деревьев (подпункт "е" пункта 12 Правил).
Таксы для исчисления размера вреда, причиненного вследствие нарушения лесного законодательства лесным насаждениям, в рассматриваемый период были утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 08.05.2007 N 273 (далее - Постановление N 273).
В пункте 16 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.10.2012 N 21 "О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования" разъяснено, что незаконной является рубка лесных насаждений с нарушением требований законодательства, например рубка лесных насаждений без оформления необходимых документов (в частности, договора аренды, решения о предоставлении лесного участка, проекта освоения лесов, получившего положительное заключение государственной или муниципальной экспертизы, договора купли-продажи лесных насаждений, государственного или муниципального контракта на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов), либо в объеме, превышающем разрешенный, либо с нарушением породного или возрастного состава, либо за пределами лесосеки.
В данном случае, как установили суды первой и апелляционной инстанций, Министерством не представлены допустимые доказательства того, что в период проведения отвода и таксации, а также лесозаготовительных работ на лесном участке в квартале 162, выдел 3 и в квартале 163, выдел 9 Салмиярвского участкового лесничества в 2016 году имелся водный объект, отвечающий характеристикам постоянного водного объекта (ручья), водоохранная зона которого составляет 50 м.
Судами установлено, что рубка деревьев на лесном участке произведена ООО "Карелия Палп" на основании лесной декларации АО "Запкареллес". Поданные арендатором лесные декларации от 09.08.2016 N 1106 и от 09.02.2016 N 145 после проведения проверки соответствия форме и установленным требованиям к содержанию, проекту освоения лесов, а также достоверности содержащихся в них сведений приняты Министерством без замечаний.
Судами также установлено, что при отводе делянки в рубку какой-либо водный объект не выявлен, что подтверждается актами проверки качества отвода и таксации лесосек от 14.09.2016 (том 2, л.д. 35) и от 06.12.2016 (том 2, л.д. 39), составленными представителем ГКУ РК "Суоярвское центральное лесничество"; проверка проводилась в соответствии с материалами лесоустройства 2017 года и проектом освоения лесов, утвержденным приказом Министерства от 21.06.2017 N 1136; в актах отмечено, что на момент декларирования и разработки лесосек действовал проект освоения лесов, утвержденный приказом Министерства от 12.11.2012 N 1664.
Суды установили, что согласно указанному проекту освоения лесов в квартале 162, выдел 3 и в квартале 163, выдел 9 Салмиярвского участкового лесничества предусмотрено проведение сплошной рубки. При этом согласно государственному лесному реестру ручей, проходящий в квартале 162, выдел 3 и в квартале 163, выдел 9 Салмиярвского участкового лесничества, отсутствует.
Проект освоения лесов прошел государственную экспертизу на предмет его соответствия лесохозяйственному регламенту Суоярвского лесничества, лесному плану Республики Карелия, а также принципам рационального использования и сохранения биологического разнообразия лесов и законодательству Российской Федерации (приказ об утверждении государственной экспертизы от 12.11.2012 N 1664).
В проекте освоение лесов, утвержденном приказом Министерства от 21.06.2017 N 1136, материалах лесоустройства водный объект также не значится.
Ссылка Министерства в подтверждение своей позиции на Лесохозяйственный регламент Суоярвского лесничества Республики Карелия на 2012-2021 годы отклонена судами двух инстанций, как противоречащая содержанию упомянутых актов от 14.09.2016 и от 06.12.2016.
Судами двух инстанций установлено, что Лесохозяйственным регламентом Суоярвского лесничества Республики Карелия на 2021-2030 годы, утвержденным приказом Министерства от 30.09.2020 года N 1723, кварталы 162 и 163 Салмиярвского участкового лесничества не отнесены к категории защитных лесов (лесов, расположенных в водоохранных зонах).
Отклоняя ссылку Министерства на письмо Отдела водных ресурсов Невско-Ладожского Бассейнового водного управления по Республике Карелия от 24.09.2019 N Р10-1197, суды указали, что из содержания данного письма невозможно установить о каком именно безымянном ручье идет речь, каково его географическое расположение на местности, находится ли он непосредственно в квартале 162, выдел 3 и квартале 163, выдел 9 Салмиярвского участкового лесничества. Поскольку указанное письмо не содержит привязки к дате, из его содержания невозможно установить наличие водного объекта на дату производства ответчиком лесозаготовительных работ в августе и сентябре 2016 года.
Суды также указали, что акты осмотра лесного участка от 06.11.2018, на которые ссылается Министерство, не подтверждают наличие водного объекта на момент проведения отвода и таксации в квартале 162, выдел 3 и в квартале 163, выдел 9 Салмиярвского участкового лесничества. Материалы фото- и видео-фиксации водного объекта согласно акту от 27.06.2023 также не свидетельствуют о наличии водного объекта в спорных кварталах на момент их отвода и освоения.
Каких-либо сведений о наличии водного объекта в спорных кварталах до начала лесосечных работ в 2016 году от арендодателя в адрес арендатора не поступало.
Приняв во внимание отсутствие надлежащих доказательств совершения ответчиками рубки лесных насаждений в водоохраной зоне и причинения в результате этого вреда лесному фонду, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований Министерства, с чем согласился и апелляционный суд.
Выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам, установленным по делу, и имеющимся в деле доказательствам. Поскольку нормы материального и процессуального права применены судами правильно, кассационная инстанция не находит оснований для иной оценки обстоятельств дела и отмены обжалуемых судебных актов.
Доводы Министерства, изложенные в жалобе, были рассмотрены судами первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая правовая оценка. Несогласие подателя жалобы с выводами судов, а также иное толкование им положений действующего законодательства не свидетельствует о неправильном применении судами первой и апелляционной инстанций норм права.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Карелия от 15.08.2023 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.12.2023 по делу N А26-1802/2019 оставить без изменения, а кассационную жалобу Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия - без удовлетворения.
Председательствующий |
О.А. Алешкевич |
Судьи |
О.А. Алешкевич |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"При заготовке древесины запрещается рубка и повреждение деревьев, не предназначенных для рубки и подлежащих сохранению в соответствии с настоящими Правилами и лесным законодательством Российской Федерации, в том числе источников обсеменения и плюсовых деревьев (подпункт "е" пункта 12 Правил).
Таксы для исчисления размера вреда, причиненного вследствие нарушения лесного законодательства лесным насаждениям, в рассматриваемый период были утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 08.05.2007 N 273 (далее - Постановление N 273).
В пункте 16 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.10.2012 N 21 "О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования" разъяснено, что незаконной является рубка лесных насаждений с нарушением требований законодательства, например рубка лесных насаждений без оформления необходимых документов (в частности, договора аренды, решения о предоставлении лесного участка, проекта освоения лесов, получившего положительное заключение государственной или муниципальной экспертизы, договора купли-продажи лесных насаждений, государственного или муниципального контракта на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов), либо в объеме, превышающем разрешенный, либо с нарушением породного или возрастного состава, либо за пределами лесосеки."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 4 июня 2024 г. N Ф07-4214/24 по делу N А26-1802/2019
Хронология рассмотрения дела:
04.06.2024 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-4214/2024
29.12.2023 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-33507/2023
15.08.2023 Решение Арбитражного суда Республики Карелия N А26-1802/19
20.09.2022 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-10168/2022
11.04.2022 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-1995/2022
01.12.2021 Решение Арбитражного суда Республики Карелия N А26-1802/19
25.12.2019 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-33160/19
23.09.2019 Решение Арбитражного суда Республики Карелия N А26-1802/19
04.06.2019 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-16054/19