04 июня 2024 г. |
Дело N А56-89147/2022 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Савицкой И.Г., судей Аникиной Е.А., Кудина А.Г.,
при участии от акционерного общества "Невский экологический оператор" Маркова Д.В. (доверенность от 26.12.2023),
рассмотрев 29.05.2024 в открытом судебном заседании кассационную жалобу товарищества собственников жилья "Яхтенная 42" на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.12.2023 по делу N А56-89147/2022,
УСТАНОВИЛ:
Товарищество собственников жилья "Яхтенная 42", адрес: 197372, Санкт-Петербург, Яхтенная ул., д. 42, ОГРН 1057812882940, ИНН 7814330177 (далее - Товарищество, ТСЖ "Яхтенная 42"), обратилось с иском к акционерному обществу "Невский экологический оператор", адрес: 195009, Санкт-Петербург, Арсенальная ул., д. 1, корп. 2, лит. А, пом. 1Н-23 (часть), ОГРН 1217800002826, ИНН 7804678913 (далее - Общество, АО "НЭО"), об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора от 30.12.2021 N 1257477-2022/ТКО (далее - Договор), просило изложить его пункт 4.1 в следующей редакции: "Учет объема и (или) массы твердых коммунальных отходов (далее - ТКО) производить в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505 (далее - Правила N 505).
Решением суда первой инстанции от 12.05.2023 требование удовлетворено, пункт 4.1 Договора урегулирован в редакции ТСЖ "Яхтенная 42".
Постановлением апелляционного суда от 20.12.2023 решение от 12.05.2023 отменено, возникшие разногласия урегулированы в редакции, предложенной Обществом.
В кассационной жалобе Товарищество, ссылаясь на нарушение апелляционным судом норм материального и процессуального права, а также неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для рассмотрения дела, просит отменить постановление от 20.12.2023 и оставить в силе решение от 12.05.2023.
Податель жалобы настаивает на принятии редакции пункта 4.1 Договора в редакции ТСЖ "Яхтенная 42", полагает определение объема ТКО по нормативам неосновательным ввиду отсутствия ограничений на применении одного из способов коммерческого учета, установленных Правилами N 505.
Общество в отзыве на кассационную жалобу просит оставить постановление от 20.12.2023 без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель Общества возражал против удовлетворения кассационной жалобы.
Товарищество, надлежащим образом извещенное о времени и месте судебного заседания, своего представителя для участия в нем не направило, в связи с чем кассационная жалоба рассмотрена в его отсутствие.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Товарищество осуществляет управление многоквартирным домом, расположенным по адресу: Санкт-Петербург, Яхтенная ул., д. 42.
Общество, являясь региональным оператором по оказанию услуг по обращению с ТКО на территории города Санкт-Петербурга, разместило типовой договор на оказание услуг по обращению с ТКО в свободном доступе на официальном сайте https://spb-nea.ru 08.12.2021; дата начала действия договора - с 30.12.2021.
Товарищество 05.03.2022 получило проект Договора и, не согласившись с его условиями, письмом от 21.03.2022 N 22 направило в адрес АО "НЭО" протокол разногласий к Договору.
По итогам рассмотрения поступивших разногласий к Договору Общество передало Товариществу протокол урегулирования разногласий, с которым истец не согласился.
Неурегулирование сторонами в досудебном порядке возникших при заключении Договора разногласий послужило основанием для обращения Товарищества в арбитражный суд с рассматриваемым иском.
Суд первой инстанции на основании вывода о праве Товарищества выбрать один из указанных в подпункте "а" пункта 5 Правил N 505 способов коммерческого учета ТКО удовлетворил заявленные требования и признал надлежащей редакцию пункта 4.1 Договора, предложенную Товариществом.
Апелляционный суд установил, что Товарищество не представило доказательств организации раздельного накопления ТКО в соответствии с положениями Порядка N 371-р, утвержденного распоряжением Комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности Правительства Санкт-Петербурга от 01.07.2022 N 371-р (далее - Порядок N 371-р), отменил решение суда первой инстанции и возникшие разногласия по условиям Договора урегулировал в редакции, предложенной Обществом.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, соответствие его выводов фактическим обстоятельствам дела, не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения кассационной жалобы.
Правоотношения в сфере обращения с отходами регулируются Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ).
Согласно пункту 4 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ собственники ТКО обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются ТКО и находятся в местах их накопления.
Договор на оказание услуг по обращению с ТКО заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации (пункт 5 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 утверждены Правила обращения с твердыми коммунальными отходами (далее - Правила N 1156), которыми установлен порядок заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО (пункты 8(1) - 8(20) названных Правил) и утвержден типовой договор.
В свою очередь, в соответствии с абзацем вторым пункта 1 Правил N 1156 к отношениям, возникающим между собственниками и (или) пользователями жилых помещений в многоквартирных домах и управляющими организациями, товариществами собственников жилья, жилищно-строительными кооперативами, иными специализированными потребительскими кооперативами, между собственниками помещений, пользователями жилых помещений в многоквартирных домах, собственниками жилых домов и региональными операторами, между собственниками жилых домов и организациями (в том числе некоммерческими объединениями), которые от своего имени и в интересах собственника жилого дома заключают договоры на оказание услуг по обращению с ТКО с соответствующими региональными операторами, связанным с обеспечением предоставления указанным собственникам и пользователями коммунальной услуги по обращению с ТКО, положения названных Правил применяются в части, не урегулированной жилищным законодательством Российской Федерации.
Согласно части 5 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) собственник жилого дома или части жилого дома обязан обеспечивать обращение с ТКО путем заключения договора с региональным оператором по обращению с ТКО. Под обращением с ТКО для целей указанного Кодекса и иных актов жилищного законодательства понимаются транспортирование, обезвреживание, захоронение ТКО.
Согласно части 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления ТКО), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Такой порядок установлен Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов от 06.05.2011 N 354, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации (далее - Правила N 354).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.02.2017 N 232 внесены изменения в Правила N 354, согласно которым указанные Правила дополнены разделом XV(1) "Предоставление коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами" (пункты 148(1) - 148(49) Правил), в котором установлены особенности осуществления данного вида коммунальной услуги, заключения соответствующего договора, определения объема предоставленной услуги и размер платы за нее.
Согласно подпункту "а" пункта 8(1) Правил N 1156 в отношении ТКО, образующихся в жилых помещениях в многоквартирных домах (кроме случаев, предусмотренных частями 1 и 9 статьи 157.2 ЖК РФ), договор заключается с лицом, осуществляющим управление многоквартирным домом, в порядке, установленном в разделе I(1) названных Правил (пункты 8(1) - 8(20) Правил).
В силу подпункта "е" пункта 25 Правил N 1156 и абзаца первого пункта 148(13) Правил N 354 способ коммерческого учета количества ТКО (порядок определения объема услуги по обращению с ТКО) является существенным условием договора на оказание услуг по транспортированию ТКО.
По общему правилу, расчет размера платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО, предоставленную потребителю в жилом помещении и нежилом помещении в многоквартирном доме, определяется на основании нормативов накопления ТКО (пункт 148(30) Правил N 354).
В соответствии с пунктом 148(30) Правил N 354 размер платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется в соответствии с формулами 9(1) и 9(2) приложения N 2 к этим Правилам, расчет по которым основан на нормативе накопления ТКО.
Абзацем третьим пункта 148(30) Правил N 354 установлено, что при раздельном накоплении сортированных отходов размер платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется в соответствии с формулами 9(3) 9(4) приложения N 2 к данным Правилам соответственно. В основу расчета платы по указанным формулам включен такой показатель, как объем контейнеров, вывезенных с места (площадки) накопления ТКО, за расчетный период.
Таким образом, из приведенных нормативных положений в их совокупной взаимосвязи следует, что способ учета ТКО исходя из объема контейнеров, вывезенных с места накопления ТКО, возможен только при раздельном накоплении сортированных ТКО.
Потребитель вправе производить коммерческий учет отходов исходя из количества и объема контейнеров, если в субъекте Российской Федерации реализована программа раздельного накопления ТКО и потребитель осуществляет раздельное накопление в соответствии с установленными нормативным правовым актом правилами, то есть по определенным видам отходов и складирования в отдельных контейнерах для соответствующих видов ТКО.
Вместе с тем, Товарищество не представило в материалы дела доказательств организации накопления сортированного ТКО и не заявляло о наличии такового, а настаивало на включении в Договор условия о способе учета ТКО расчетным путем исходя из количества вывезенных контейнеров совместного складирования всех видов отходов.
Принимая во внимание изложенное, и руководствуясь приведенными нормативными положениями, суд апелляционной инстанции обоснованно отменил решение суда от 12.05.2023 и урегулировал разногласия по пункту 4.1 Договора в редакции регионального оператора, предусматривающей определение объема оказанной коммунальной услуги расчетным путем, исходя из установленных нормативов накопления ТКО.
Кассационная инстанция не усмотрела нарушения апелляционным судом норм материального и процессуального права при рассмотрении спора, в связи с чем оснований для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.12.2023 по делу N А56-89147/2022 оставить без изменения, а кассационную жалобу товарищества собственников жилья "Яхтенная 42" - без удовлетворения.
Председательствующий |
И.Г. Савицкая |
Судьи |
Е.А. Аникина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Суд кассационной инстанции оставил без изменения решение апелляционного суда, который отменил предыдущее решение первой инстанции и утвердил редакцию договора на услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, предложенную региональным оператором. Суд установил, что истец не представил доказательства раздельного накопления отходов, что подтверждает правомерность применения нормативов для расчета объема услуг.
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 4 июня 2024 г. N Ф07-3272/24 по делу N А56-89147/2022