04 июня 2024 г. |
Дело N А44-4895/2023 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кудина А.Г., судей Мунтян Л.Б., Толкунова В.М.,
рассмотрев 04.06.2024 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Бизнес ресурс" на решение Арбитражного суда Новгородской области от 19.10.2023 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.01.2024 по делу N А44-4895/2023,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Бизнес-ресурс", адрес: 197342, Санкт-Петербург, муниципальный округ Ланское, Сердобольская улица, дом 64, корпус 1, литера А, помещение 45-Н, офис 532, часть комнаты 12, ИНН 5321198383, ОГРН 1195321001578 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд Новгородской области с заявлением к Министерству природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Новгородской области, адрес: 173002, Великий Новгород, Воскресенский бульвар, 13 "А", ИНН 5321114249, ОГРН 1075321000105 (далее - Министерство), о признании незаконным решения об отказе во внесении изменений в лицензию серии НВГ N 53760 ТП, выраженного в письме от 26.05.2023 N ПР-5179-И, а также возложении на Министерство обязанности устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Общества путем внесения изменений в лицензию.
Решением суда первой инстанции от 19.10.2023 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением апелляционного суда от 16.01.2024 указанное решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение судами двух инстанций норм материального и процессуального права, несоответствие выводов фактическим обстоятельствам дела, просит решение и постановление отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Участвующие в деле лица о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, однако в суд своих представителей не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена без их участия, что не противоречит норме части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела и установлено судами двух инстанций, 12.04.2019 Обществу выдана лицензия на пользование недрами серии НВГ N 53760 ТП на геологическое изучение (поиски и оценка) песчано-гравийной смеси на участке недр "Нарочино" вблизи деревни Анциферово Хвойнинского муниципального района Новгородской области сроком до 01.11.2019.
Приложением N 3 к лицензии является лицензионное соглашение об условиях пользования недрами с целью геологического изучения (поиски и оценка) песчано-гравийной смеси на участке недр "Нарочино".
Приказами Министерства от 22.10.2019 N 1084, от 17.03.2020 N 236, от 16.06.2020 N 534, от 23.12.2020 N 1382, от 13.05.2022 N 400 срок пользования недрами продлен до 30.06.2023.
На основании решения Министерства, оформленного приказом от 28.04.2022 N 364 "О внесении изменений в лицензию НВГ 53760 ТП", приложением N 1 к лицензии являются условия пользования недрами.
Общество 27.03.2023 обратилось к Министерству с заявкой о внесении изменений в лицензию в части продления срока ее действия на 1 год.
Письмом (уведомлением) от 26.05.2023 N ПР-5179-И Министерство отказало во внесении изменений в лицензию на основании пункта 5.7 Порядка оформления, государственной регистрации и выдачи лицензий на пользование участками недр местного значения, утвержденного постановлением администрации Новгородской области от 06.06.2008 N 202 (далее - Порядок N 202).
Общество, не согласилось с отказом Министерства в связи с чем обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Суды двух инстанций не усмотрели правовых и фактических оснований для удовлетворения заявления Общества.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела, проверив правильность применения судами двух инстанций норм материального и процессуального права, приходит к следующим выводам.
Порядок пользования недрами в Российской Федерации и отношения, возникающие в связи с их использованием регулируются нормами Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон N 2395-1).
Недра в границах территории Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью. Вопросы владения, пользования и распоряжения недрами находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (статья 1.2 Закона N 2395-1).
В статье 2.3 Закона N 2395-1 установлено, что к участкам недр местного значения относятся:
1) участки недр, содержащие общераспространенные полезные ископаемые;
2) участки недр, используемые для геологического изучения и оценки пригодности участков недр для строительства и эксплуатации подземных сооружений местного и регионального значения, не связанных с добычей полезных ископаемых;
3) участки недр, содержащие подземные воды, которые используются для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения или технического водоснабжения и объем добычи которых составляет не более 500 кубических метров в сутки, а также для целей питьевого водоснабжения или технического водоснабжения садоводческих некоммерческих товариществ и (или) огороднических некоммерческих товариществ.
Установление порядка пользования участками недр местного значения отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере регулирования отношений недропользования на своих территориях (пункт 9 статьи 4 Закона N 2395-1).
Пунктом 2 статьи 6 Закона N 2395-1 участки недр могут предоставляться в пользование для геологического изучения, включающего поиски и оценку месторождений полезных ископаемых, а также геологического изучения и оценки пригодности участков недр для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых.
В силу пункта 7 статьи 10.1 Закона N 2395-1 основанием возникновения права пользования участками недр является принятое в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации решение органа государственной власти субъекта Российской Федерации о предоставлении права пользования участком недр местного значения, включенным в перечень участков недр местного значения, утвержденный органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, для разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых или для геологического изучения, разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых.
В статье 11 Закона N 2395-1 предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии. Лицензия на пользование недрами является документом, удостоверяющим право пользователя недр на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении пользователем недр предусмотренных данной лицензией условий.
Лицензия должна содержать сроки действия лицензии (статья 12 Закона N 2395-1).
В силу пункта 1 статьи 10 указанного Закона участок недр предоставляется в пользование для геологического изучения на срок до 5 лет.
В соответствии с абзацем шестнадцатым статьи 10 Закона N 2395-1 срок пользования участком недр в случаях, указанных в пунктах 1 - 3 и 6 части второй настоящей статьи, продлевается по инициативе пользователя недр при необходимости завершения им геологического изучения недр, добычи полезных ископаемых и подземных вод, разработки технологий геологического изучения, разведки и добычи трудноизвлекаемых полезных ископаемых или необходимости ликвидации и консервации горных выработок, буровых скважин и иных сооружений, связанных с пользованием недрами, при условии отсутствия нарушений условий лицензии на пользование недрами данным пользователем недр.
Срок разработки технологий геологического изучения, разведки и добычи трудноизвлекаемых полезных ископаемых на участке недр, предоставленном в пользование в соответствии с абзацем двенадцатым пункта 4 части первой статьи 10.1 Закона о недрах, продлевается однократно на срок до 3 лет, а на участке недр, предоставленном в пользование в соответствии с пунктом 5 части первой статьи 10.1 настоящего Закона, - на срок до 5 лет без ограничения количества продлений.
Заявка на внесение изменений в лицензию на пользование недрами в случае продления срока пользования участком недр подается не позднее чем за три месяца до его истечения. Восстановление срока пользования участком недр, право пользования которым в установленном порядке досрочно прекращено, не допускается, за исключением случаев, предусмотренных частью третьей статьи 20 Закона N 2395-1.
Срок пользования участком недр исчисляется с даты государственной регистрации лицензии на пользование этим участком недр, осуществляемой посредством внесения соответствующей записи в государственный реестр участков недр, предоставленных в пользование, и лицензий на пользование недрами, предусмотренный статьей 28 настоящего Закона (абзац восемнадцатый статьи 10 Закона N 2395-1).
Статьей 12.1 Закона N 2395-1 установлено, что порядок оформления, государственной регистрации и выдачи лицензий на пользование недрами, порядок внесения изменений в лицензии на пользование недрами, порядок переоформления лицензий на пользование недрами устанавливаются федеральным органом управления государственным фондом недр, а в отношении лицензий на пользование участками недр местного значения - уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Администрацией Новгородской области утвержден выше названный Порядок N 202.
Порядок внесения изменений и (или) дополнений в лицензию на пользование участками недр местного значения определен разделом 5 данного Порядка (в редакции, действовавшей на дату принятия оспариваемого решения).
Согласно пункту 5.1 Порядка N 202 срок пользования участком недр продлевается по инициативе недропользователя в случае необходимости завершения поисков и оценки или разработки месторождения полезных ископаемых либо выполнения ликвидационных мероприятий при условии отсутствия нарушений условий лицензии недропользователем.
В пункте 5.3 Порядка N 202 установлено, что для внесения изменений и (или) дополнений в лицензию недропользователь представляет заявку о внесении изменений и (или) дополнений в лицензию.
Пунктом 5.4 Порядка N 202 предусмотрено, что заявка о внесении изменений и (или) дополнений должна содержать: полное официальное наименование недропользователя; юридический адрес недропользователя; основной государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации недропользователя; идентификационный номер налогоплательщика; указание вида, номера, даты государственной регистрации лицензии, наименование участка недр, целевое назначение работ на участке недр; предложение об изменении и (или) дополнении в лицензию с указанием причин необходимости таких изменений и (или) дополнений.
К заявке о внесении изменений и (или) дополнений прилагаются следующие сведения и документы: предлагаемые изменения и (или) дополнения в лицензию с обоснованием необходимости их внесения с приложением копий соответствующих документов, в том числе графических материалов (на бумажном носителе и в электронном виде). Перечень предлагаемых изменений представляется в виде таблицы с указанием действующей редакции изменяемого пункта лицензии или приложения к ней и предлагаемой редакции данного пункта; краткий отчет недропользователя о выполнении условий пользования участком недр (на бумажном носителе и в электронном виде); оригинал действующей лицензии со всеми приложениями к ней; копии актов проверок, проведенных министерством или иными контрольными органами за последние 3 года, предшествующие подаче заявки о внесении изменений и (или) дополнений, а также выданные ими предписания (уведомления) или информация о том, что такие проверки не проводились; справка федерального и (или) территориального фондов геологической информации о регистрации геологоразведочных работ и об отсутствии задолженности по сдаче отчетов о результатах завершенных работ на данном участке недр; документ, подтверждающий полномочия лица, подписавшего заявку о внесении изменений и (или) дополнений от имени недропользователя (в случае подачи заявки о внесении изменений и (или) дополнений представителем недропользователя).
Основания для отказа во внесении изменений и (или) дополнений в лицензию предусмотрены в пункте 5.7 Порядка N 202, а именно: представление документов с нарушением требований, указанных в пункте 5.4 Порядка; нарушение недропользователем срока, указанного в пунктах 5.10, 5.13 Порядка; наличие нарушений условий лицензии недропользователем.
Суды двух инстанций, оценив представленные в материалы дела доказательства в соответствии со статьей 71 АПК РФ, установили, что лицензия на участок недр "Нарочино" вблизи деревни Анциферово Хвойнинского района Новгородской области с целевым назначением геологическое изучение (поиски и оценка) песчано-гравийной смеси серии НВГ N 53233 ТП предоставлена ООО "ПГС-53" 16.06.2015 (приказ департамента природных ресурсов и экологии Новгородской области; далее - Департамент).
Также суды указали, что с 2017 года лицензия приказом Департамента 07.06.2017 N 521 лицензия серии НВГ N 53233 ТП была переоформлена на ООО "Резерв+" и ей присвоен номер серии НВГ N 53651 ТП.
В дальнейшем лицензия 07.09.2018 была переоформлена с ООО "Резерв+" на ООО "Велес" с присвоением номера серии НВГ N 53725 ТП (приказ министерства от 03.08.2018 N 1001).
Лицензия 12.04.2019 переоформлена с ООО "Велес" на заявителя с присвоением номера серии НВГ N 53760 ТП (приказ министерства от 05.04.2019 N 367).
На основании лицензии от 12.04.2019 серии НВГ N 53760 ТП Обществу предоставлено право пользования участком недр местного значения "Нарочино", расположенным вблизи деревни Анциферово Хвойнинского муниципального района Новгородской области для геологического изучения (поиски и оценка) песчано-гравийной смеси, на срок до 01.11.2019.
Суды констатировали, что по заявкам Общества, поданным в период с 2019 по 2022, Министерством неоднократно изменялся срок завершения геологического изучения участка недр и представления материалов по результатам геологического изучения недр на государственную экспертизу запасов полезных ископаемых и подземных вод, геологической информации о предоставляемых в пользование участках недр, предусмотренную статьей 29 Закона N 2395-1, и срок действия лицензии (приказы от 22.10.2019 N 1084, от 17.03.2020 N 236, от 16.06.2020 N 534, от 23.12.2020 N 1382, от 13.05.2022 N 400). Срок пользования недрами Министерством продлен до 30.06.2023.
Пунктом 4.1.2 Условий пользования недрами предусмотрена обязанность Общества завершить геологическое изучение участка недр, и представить материалы по результатам геологического изучения недр на государственную экспертизу запасов полезных ископаемых и подземных вод, геологическую информацию о предоставляемых в пользование участках недр, не позднее 30.04.2023.
Общество, обращаясь в Министерство 27.03.2023 с заявкой о внесении изменений в лицензию в части продления срока действия лицензии на 1 год, в обоснование ее сослалось на необходимость завершения геологического изучения участка недр, что предусмотрено пунктом 2 статьи 12.1 Закона N 2395-1.
Суды заключили, что внесение изменений в лицензию на пользование недрами возможно в случае необходимости завершения пользователем недр геологического изучения недр.
Однако суды установили, что Министерство, отказывая в продлении действия лицензии, исходило из того, что Общество не предоставило сведения о начале работ по геологическому изучению недр, геолого-разведочные работы не начаты, у заявителя отсутствует разрешение на проведение геолого-разведочных работ, что подтверждается материалами дела.
Также суды установили, что на основании приказа Министерства от 08.12.2020 N 1288 Обществу отказано в выдаче разрешения на выполнение работ по геологическому изучению недр на землях лесного фонда.
В дальнейшем Общество с заявлением о выдаче разрешения на выполнение работ по геологическому изучению недр на участке "Нарочино" не обращалось.
Исходя из пункта 13.2.2 Условий пользования недрами до начала геологических работ пользователь недр обязан на основании письма комитета государственной охраны культурного наследия Новгородской области от 10.04.2015 N КН-378-И провести государственную историко-культурную экспертизу и представить соответствующее заключение в комитет государственной охраны культурного наследия Новгородской области.
Суды констатировали, что данное заключение является основанием для принятия решения Комитетом о возможности использования участка недр "Нарочино" для целей геологического изучения (поиски и оценка) песчано-гравийной смеси.
Суды двух инстанций оценив письмо Инспекции государственной охраны культурного наследия Новгородской области от 31.08.2023 N КН-3193-И, установили, что заключение государственной историко-культурной экспертизы в отношении участка недр "Нарочино" Обществом в Инспекцию не предоставлялось.
Суды, ссылаясь на пункт 8.3 Лицензионного соглашения указали, что Общество обязано представлять статистическую отчетность по формам 7-гр (сведения о выполнении геологоразведочных работ по их видам и группам полезных ископаемых) и 2-гр (сведения о выполнении геологоразведочных работ).
Проанализировав ответ Департамента по недропользованию по Северо-Западному федеральному округу, на континентальном шельфе и в Мировом океане от 27.09.2023 N 01-13-16/6612 суды установили, что по данным федеральной государственной автоматизированной системы лицензирования недропользования обществом представлены в установленные сроки нулевые формы отчетности N 2-гр и N 7-гр за 2022 год и I, II кварталы 2023 года по лицензии. Сведения о видах, объемах геологоразведочных работ, проводимых недропользователем на участке "Нарочино", в формах отсутствуют.
Судебные инстанции не приняли во внимание ссылку Общества на договор от 30.11.2019 N 66, заключенный с ООО "География", поскольку выполнение ООО "География" работ по геологическому изучению участка недр данным договором не предусмотрено.
Также суды не установили выполнение ООО "География" в соответствии с условиями договора работ по подсчету запасов полезного ископаемого на участке недр "Нарочино" или работ по геологическому изучению участка недр.
Ввиду изложенного у судебных инстанций отсутствовали основания для удовлетворения заявления Общества.
Доводы, приводимые подателем жалобы, аналогичны заявленным им ранее. Данные доводы были предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций и правомерно отклонены с достаточной мотивировкой в обжалуемых судебных актах. По существу, доводы кассационной жалобы сводятся лишь к выражению несогласия с произведенной судами оценкой обстоятельств, для переоценки которой у суда кассационной инстанции полномочий не имеется в силу статьи 286 и части 2 статьи 287 АПК РФ.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебных актов, судом округа не установлено.
Исходя из вышеизложенного суд кассационной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Новгородской области от 19.10.2023 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.01.2024 по делу N А44-4895/2023 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Бизнес ресурс" - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.Г. Кудин |
Судьи |
А.Г. Кудин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Судебные инстанции отклонили требования о признании незаконным отказа в продлении лицензии на пользование недрами, установив, что заявитель не представил достаточные доказательства начала геологоразведочных работ и не выполнил условия лицензии, что подтверждается отсутствием необходимых отчетов и разрешений. Кассационная жалоба оставлена без удовлетворения.
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 4 июня 2024 г. N Ф07-4606/24 по делу N А44-4895/2023