06 июня 2024 г. |
Дело N А21-8601/2023 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Савицкой И.Г., судей Аникиной Е.А., Кудина А.Г.,
при участии от Федерального казенного учреждения "Управление федеральных автомобильных дорог "Северо-Запад" имени Н.В. Смирнова Федерального дорожного агентства" до перерыва Страхова В.А. (доверенность от 18.04.2024 N 1254), после перерыва Завьяловой А.Н. (доверенность от 15.01.2024 N 15),
рассмотрев 29.05.2024 - 05.06.2024 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Калининградской области на решение Арбитражного суда Калининградской области от 01.11.2023 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.02.2024 по делу N А21-8601/2023,
УСТАНОВИЛ:
Федеральное казенное учреждение "Управление федеральных автомобильных дорог "Северо-Запад" имени Н.В. Смирнова Федерального дорожного агентства", адрес: 199004, Санкт-Петербург, 4-я линия В.О., д. 9, лит. А, ОГРН 1027810321758, ИНН 7826062821 (далее - Учреждение), обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с иском к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Калининградской области, адрес: 236041, Калининград, Курортная ул., д. 1, ОГРН 1103926011177, ИНН 3906224703 (далее - ТУ ФАУГИ, Управление), о признании незаконным бездействия Управления по принятию в собственность Российской Федерации древесины в количестве 12 014 шт., образованной в результате вырубки на земельных участках с кадастровыми номерами 39:05:040606:313, 39:05:040606:9, 39:05:000000:3056, 39:05:040606:314, 39:05:030523:444, 39:05:030527:373, 39:05:030527:378, 39:05:000000:3055, 39:05:030527:362, 39:05:000000:3051, 39:05:030606:311, 39:05:030616:370, 39:05:030617:294, 39:05:030617:293, 39:05:030617:316, 39:05:030610:155, 39:05:030603:305, 39:05:030606:312, 39:05:030610:157, в целях строительства и реконструкции автомобильных дорог общего пользования федерального значения "VII и IX очереди строительства Кольцевого маршрута в районе Приморской рекреационной зоны и реконструкции Северного и Южного обходов г. Калининграда - на участке от транспортной развязки на подъезде к г. Светлогорску до автодороги "Переславское - Круглово" с устройством транспортной развязки и подъезда к рекреационной зоне с игорным сегментом (включая разработку проекта по созданию автоматизированной системы управления дорожным движением) (подэтап 1П этапа 1, подэтап 2.1 этапа 2, подэтап 3.1 этапа 3, подэтап 4.1 этапа 4), с выполнением комплекса прочих работ, в том числе работ по инженерной подготовке территории, пусконаладочных работ и контрольно-исполнительной съемке коммуникаций", а также понуждении Управления устранить допущенное нарушение прав и законных интересов Учреждения посредством реализации прав собственника в отношении вышеуказанной древесины в количестве 12 014 шт. путем ее приемки в течение 15 календарных дней после вступления решения суда в законную силу.
Кроме того, Учреждение просило установить судебную неустойку, подлежащую взысканию с Управления в случае неисполнения судебного акта в установленный судом срок, в размере 1000 руб. за каждый день неисполнения решения суда по день фактического его исполнения.
Решением суда первой инстанции от 01.11.2023, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 16.02.2024, заявленные требования удовлетворены; бездействие Управления признано незаконным; на Управление возложена обязанность устранить допущенное нарушение прав и законных интересов Учреждения посредством реализации прав собственника в отношении древесины в количестве 12 014 шт., образованной в результате рубки на перечисленных земельных участках, путем ее приемки у Учреждения в течение 15 календарных дней после вступления решения суда в законную силу; в случае неисполнения решения суда с Управления взысканы в пользу Учреждения денежные средства из расчета 500 руб. за каждый день неисполнения решения суда, начиная со дня, следующего за днем истечения установленного для исполнения решения суда пятнадцатидневного срока, по день фактического исполнения решения суда.
В кассационной жалобе Управление, ссылаясь на неправильное применение судами двух инстанций норм материального права, а также неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для рассмотрения дела, просит отменить принятые судебные акты и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Как указывает податель жалобы, для осуществления строительства и реконструкции линейных объектов (автомобильных дорог общего пользования) Учреждению были предоставлены в пользование лесные участки из земель лесного фонда, на которых была произведена рубка лесных насаждений; возражая против заявленных требований, Управление приводило доводы о том, что Учреждение не представило сведений об объеме древесины, ее породном составе, месте ее нахождения, информацию о дате завершения рубки, а также контактных данных пользователя для оперативного взаимодействия, которые оставлены судами без должной оценки.
Податель жалобы также обращает внимание, что Правилами распоряжения находящейся в собственности Российской Федерации древесиной, которая получена в ходе строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 14.12.2023 N 2153, установлен порядок распоряжения древесиной, находящейся в федеральной собственности, согласно которому Учреждению надлежало направить уведомление о готовности к безвозмездной передаче древесины Министерству обороны Российской Федерации.
Кроме того, податель жалобы не согласен со ссылкой апелляционного суда на решение по делу N А21-4724/2022, не имеющее, по мнению Управления, правового значения для рассмотрения настоящего спора.
Также Управление считает незаконным взыскание с ответчика неустойки в силу того, что правоотношения сторон в рассматриваемом случае носят публично-правовой характер, в связи с чем с учетом пункта 30 постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств", постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.06.2022 N 21 "О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации", пункта 1 статьи 1, пункта 1 статьи 308.3 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), части 4 статьи 174 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), судебная неустойка не подлежит присуждению.
Учреждение в отзыве на кассационную жалобу просит оставить решение от 01.11.2023 и постановление от 16.02.2024 без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
В порядке статьи 163 АПК РФ в судебном заседании 29.05.2024 был объявлен перерыв до 05.06.2024.
После перерыва судебное заседание продолжено судом в том же судебном составе.
В судебном заседании представитель Учреждения возражал против удовлетворения кассационной жалобы.
ТУ ФАУГИ, надлежащим образом извещенное о времени и месте судебного заседания, своего представителя для участия в нем не направило, в связи с чем кассационная жалоба рассмотрена в его отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как усматривается из материалов дела, Учреждение, выступающее от имени и в интересах Российской Федерации (заказчик), заключило с акционерным обществом "ВАД" (подрядчик) государственный контракт от 14.04.2021 N 25/21/102078 на выполнение работ по строительству и реконструкции автомобильных дорог общего пользования федерального значения на объекте "VII и IX очереди строительства Кольцевого маршрута в районе Приморской рекреационной зоны и реконструкции Северного и Южного обходов г. Калининграда - на участке от транспортной развязки на подъезде к г. Светлогорску до автодороги "Переславское - Круглово" с устройством транспортной развязки и подъезда к рекреационной зоне с игорным сегментом (включая разработку проекта по созданию автоматизированной системы управления дорожным движением)" (подэтап 1П этапа 1, подэтап 2.1 этапа 2, подэтап 3.1 этапа 3, подэтап 4.1 этапа 4) с выполнением комплекса прочих работ, в том числе работ по инженерной подготовке территории, пусконаладочных работ и контрольно-исполнительной съемке коммуникаций (далее - государственный контракт).
В целях исполнения обязанности по передаче подрядчику строительной площадки, пригодной для производства строительных работ, размещения временных зданий и сооружений, временных подъездных дорог (пункт 8.2 государственного контракта) Учреждение заключило с Министерством природных ресурсов и экологии Калининградской области (далее - Министерство) договор от 26.05.2021 N 367-л.д постоянного (бессрочного) пользования лесным участком.
Согласно указанному договору Учреждению на основании статей 21, 25 и 46 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) из земель лесного фонда для использования в целях строительства объекта "VII и IX очереди строительства Кольцевого маршрута в районе Приморской рекреационной зоны и реконструкции Северного и Южного обходов г. Калининграда - на участке от транспортной развязки на подъезде к г. Светлогорску до автодороги "Переславское - Круглово" передается лесной участок с кадастровыми номерами 39:05:040606:313, 39:05:040606:314, характеристики которого приведены в приложении N 2 к договору.
В ходе реализации государственного контракта подрядчиком осуществлена вырубка древесины, в связи с чем Учреждение 19.05.2023 направило в адрес Управления письмо N 4055-КЛД-247, в котором просило инициировать процедуру реализации древесины в количестве 12 014 шт.
В ответ на указанное письмо Управление, обратив внимание на отсутствие со стороны Учреждения информации о стоимости древесины по предыдущему спору, сообщило о том, что вопрос о реализации древесины в количестве 12 014 шт. будет решаться в судебном порядке (письмо от 02.06.2023 N 39-04/3564).
Учреждение, указывая на то, что спорная древесина является федеральной собственностью и не может быть им реализована самостоятельно, обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным бездействия Управления по принятию в собственность Российской Федерации древесины в количестве 12 014 шт. и понуждении Управления реализовать права собственника в отношении вышеуказанной древесины путем ее приемки.
Суды первой и апелляционной инстанций, руководствуясь пунктом 2 статьи 20, статьями 40 и 45 ЛК РФ, пунктом 1 статьи 125, статьей 136, статьей 209, пунктами 1, 2 статьи 214, пунктом 2 статьи 261 ГК РФ, Положением о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432 (далее - Положение N 432) и Положением о Территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Калининградской области, утвержденным приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 29.09.2009 N 278 (далее - Положение N 278), удовлетворили заявленные требования в указанной части.
Между тем судами не было учтено следующее.
В соответствии с частью 2 статьи 20 ЛК РФ право собственности на древесину, которая получена при использовании лесов, расположенных на землях лесного фонда, в соответствии со статьями 43 - 46 названного Кодекса, принадлежит Российской Федерации.
Реализацию полномочий Российской Федерации как собственника имущества осуществляют государственные органы власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов, а также в случаях и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации (пункты 1 и 3 статьи 125 ГК РФ).
В соответствии с пунктом 5.3 Положения N 432 Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (далее - Федеральное агентство) осуществляет в порядке и пределах, определенных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, полномочия собственника в отношении имущества, в том числе составляющего государственную казну Российской Федерации, а также полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества.
Пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 23.07.2009 N 604 "О реализации древесины, которая получена при использовании лесов, расположенных на землях лесного фонда, в соответствии со статьями 43 - 46 ЛК РФ" (далее - Постановление N 604) установлено, что федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на реализацию древесины, которая получена при использовании лесов, расположенных на землях лесного фонда, в соответствии со статьями 43 - 46 ЛК РФ, является Федеральное агентство (продавец).
В силу части 3 статьи 20 ЛК РФ порядок реализации древесины, которая получена при использовании лесов, расположенных на землях лесного фонда, в соответствии со статьями 43 - 46 названного Кодекса, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Указанным выше постановлением Правительства Российской Федерации утверждены Правила реализации древесины, которая получена при использовании лесов, расположенных на землях лесного фонда, в соответствии со статьями 43 - 46 ЛК РФ (далее - Правила N 604).
Согласно пункту 7 Правил N 604 юридические и физические лица, использующие леса на основании статей 43-46 ЛК РФ, направляют информацию об объемах и породном составе вырубаемой древесины не позднее 15 дней до завершения рубки в уполномоченный орган исполнительной власти в области лесных отношений.
Уполномоченный орган исполнительной власти в области лесных отношений в течение 5 рабочих дней со дня поступления указанной в пункте 7 Правил N 604 информации направляет продавцу сведения о лесном участке, в том числе сведения о местонахождении лесного участка, об объеме, породном составе и стоимости древесины, которая получена при указанном использовании лесов, сроке завершения рубки лесных насаждений (пункт 8 Правил).
В силу пункта 9 Правил N 604 получение продавцом указанных сведений обязывает его в течение 5 рабочих дней осуществить размещение сообщения о реализации древесины в соответствии с требованиями указанных Правил.
Из приведенных нормативных положений следует, что Федеральное агентство наделено полномочиями собственника в части реализации древесины. Из положений Лесного кодекса Российской Федерации и Положений N 432, N 278 не усматривается, что на Федеральное агентство и его территориальные органы возложены обязанности по осмотру древесины, ее приемке и хранению.
Суды, удовлетворяя требования о признании незаконным бездействия Управления по принятию в собственность Российской Федерации древесины в количестве 12 014 шт. и понуждении ответчика осуществить такую приемку, не исследовали, какой объем древесины получен Учреждением при использовании лесов в соответствии со статьями 43 - 46 ЛК РФ, выполнялись ли Учреждением требования пункта 7 Правил N 604, и не указали норму права, обязывающую Управление совершить действия по приемке древесины, исходя из его компетенции в рассматриваемых правоотношениях и презумпции права собственности Российской Федерации на такую древесину (часть 2 статьи 20 ЛК РФ).
Что касается утверждения Учреждения о наличии древесины, образованной в результате вырубки лесных насаждений на земельных участках, не относящихся к землям лесного фонда, то в материалах дела отсутствуют документы, подтверждающие данное обстоятельство.
Представленное в материала дела распоряжение Федерального дорожного агентства от 04.04.2023 N 791-р, в котором содержится информация только в отношении трех участков с кадастровыми номерами 39:05:030527:378, 39:05:030617:294 и 39:05:030617:316, подтверждает категорию земель по состоянию на апрель 2023 года и не свидетельствует о наличии таковой на дату предоставления этих участков для производства работ по государственному контракту.
Следует обратить внимание, что вопрос рубки деревьев, кустарников, произрастающих на земельных участках из состава земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения, регулируется постановлением Правительства Российской Федерации от 26.04.2019 N 516 и Правилами выдачи разрешения на использование земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 27.11.2014 N 1244 (далее - Правила N 1244).
Согласно пункту 8 Правил N 1244 решение о выдаче разрешения на использование земельного участка должно содержать согласование осуществления рубок деревьев, кустарников, расположенных в границах земельного участка, части земельного участка или земель из состава земель населенных пунктов, предоставленных для обеспечения обороны и безопасности, земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения, в отношении которых выдается разрешение.
Кроме того, суды, признавая оспариваемое бездействие Управления нарушающим права и законные интересы Учреждения, вынужденного обеспечивать складирование спорной древесины на неопределенный срок, и удовлетворяя требование истца о понуждении Управления принять спорную древесину, оставили без должного внимания вопрос, каким образом избранный способ защиты приведет к восстановлению нарушенного права истца.
Поскольку обстоятельства дела являются не исследованными в полном объеме, вся совокупность доказательств не была предметом оценки судов, суд кассационной инстанции считает судебные акты подлежащими отмене в силу положений части 1 статьи 288 АПК РФ, а дело - направлению на новое рассмотрение в силу пункта 3 части 1 статьи 287 АПК РФ в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду первой инстанции необходимо учесть изложенное, оценить доводы сторон с учетом конкретных обстоятельств дела и, правильно применив нормы материального и процессуального права, вынести законный и обоснованный судебный акт.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 3 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Калининградской области от 01.11.2023 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.02.2024 по делу N А21-8601/2023 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Калининградской области.
Председательствующий |
И.Г. Савицкая |
Судьи |
Е.А. Аникина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Суд кассационной инстанции отменил решения нижестоящих судов, признав их необоснованными, поскольку не были учтены все обстоятельства дела и не исследованы доводы сторон. Спор касался бездействия государственного управления по приемке древесины, образованной в результате вырубки на земельных участках, что нарушало права истца. Дело направлено на новое рассмотрение.
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 6 июня 2024 г. N Ф07-5867/24 по делу N А21-8601/2023