05 июня 2024 г. |
Дело N А56-77096/2023 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Лущаева С.В., судей Родина Ю.А., Соколовой С.В.,
при участии от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 27 по Санкт-Петербургу Когана К.Л. (доверенность от 24.01.2024) и Мироновой А.А. (доверенность от 27.11.2023), от общества с ограниченной ответственностью "ЛИДЕР" Луконенко И.Е. (доверенность от 07.08.2023) и Моисеевой А.А. (доверенность от 07.08.2023),
рассмотрев 03.06.2024 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ЛИДЕР" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 19.12.2023 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.02.2024 по делу N А56-77096/2023,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "ЛИДЕР", адрес: 192289, Санкт-Петербург, пр. Девятого января, д. 21, ОГРН 1137847371925, ИНН 7816571442 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 27 по Санкт-Петербургу, адрес: 192102, Санкт-Петербург, ул. Салова, д. 63, корп. 2, ОГРН 1047827000099, ИНН 7816094165 (далее - Инспекция), от 26.05.2023 N 2149.
Решением суда от 19.12.2023, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.02.2024, заявленное требование оставлено без удовлетворения.
В кассационной жалобе Общество, указывая на нарушение судами норм процессуального права, просит отменить обжалуемые решение и постановление, направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Податель кассационной жалобы считает, что оспариваемое решение Инспекции не соответствует закону, нарушает права и законные интересы Общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на него обязанности по уплате доначисленного налога и штрафа, создает препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности. Также Общество указывает на нарушение налоговым органом срока проведения камеральной налоговой проверки и оформление акта налоговой проверки от 01.07.2021 N 3068 по форме приложения N 27 к приказу Федеральной налоговой службы от 07.11.2018 N ММВ-7-2/628@ (далее - Приказ ФНС N ММВ-7-2/628@) в редакции от 09.01.2023 с началом действия с 01.03.2023, тогда как следовало руководствоваться редакцией от 17.05.2021 с началом действия с 01.07.2021.
В отзыве на кассационную жалобу Инспекция, считая обжалуемые судебные акты законными и обоснованными, просит оставить их без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представители Общества поддержали доводы, изложенные в кассационной жалобе, а представители Инспекции возражали против ее удовлетворения.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, по результатам проведенной камеральной налоговой проверки представленной Обществом налоговой декларации по налогу на имущество организаций (далее - налог на имущество) за 12 месяцев 2020 года Инспекция составила акт от 01.07.2021 N 3068 и вынесла решение от 26.05.2023 N 2149.
Указанным решением Инспекции Обществу доначислено 736 972 руб. налога на имущество, начислено 73 697 руб. штрафа по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
Основанием для начисления указанных сумм послужил вывод налогового органа о неполной уплате Обществом налога на имущество за 2020 год в отношении принадлежащего ему на праве собственности здания с кадастровым номером 78:13:0007479:2042 (Санкт-Петербург, пр. Девятого Января, д. 21, лит. А).
Общество оспорило указанное решение Инспекции в судебном порядке.
Суд первой инстанции, изучив обстоятельства дела, оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) представленные в материалы доказательства, признал правомерным доначисление Обществу налога имущество за 2020 год и привлечение к налоговой ответственности.
Суд апелляционной инстанции, в соответствии со статьей 268 АПК РФ повторно рассмотрев дело, оценив представленные доказательства, исследовав позиции сторон, не нашел оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, соответствие их выводов представленным доказательствам, не находит оснований для отмены судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
Согласно пункту 1 статьи 373 НК РФ налогоплательщиками налога на имущество признаются организации, имеющие имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 374 НК РФ.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 374 НК РФ объектом налогообложения по налогу на имущество признается недвижимое имущество, учитываемое на балансе организации в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, в случае, если налоговая база в отношении такого имущества определяется в соответствии с пунктом 1 статьи 375 Кодекса (как среднегодовая стоимость), если иное не предусмотрено статьями 378 и 378.1 Кодекса.
В силу подпункта 2 пункта 1 статьи 374 НК РФ объектами налогообложения для российских организаций признается, в том числе недвижимое имущество, находящееся на территории Российской Федерации и принадлежащее организациям на праве собственности.
В отношении отдельных объектов недвижимости налоговая база по налогу на имущество определяется как их кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости (далее - ЕГРН) и подлежащая применению с 1 января года налогового периода, с учетом особенностей, предусмотренных статьей 378.2 НК РФ (пункт 2 статьи 375 данного Кодекса).
Виды недвижимого имущества, для которого налоговая база по налогу на имущество определяется как его кадастровая стоимость, а также критерии, позволяющие отнести тот или иной объект к таким видам, установлены в статье 378.2 НК РФ.
В пункте 1 статьи 378.2 НК РФ указано, что налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества в отношении такого вида недвижимого имущества как административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них (подпункт 1) и нежилые помещения (подпункт 2).
Нежилое помещение, как это установлено подпунктом 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, признается недвижимым имуществом, налоговая база которого определяется исходя из кадастровой стоимости, если его назначение, разрешенное использование или наименование в соответствии со сведениями, содержащимися в ЕГРН, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которое фактически используются для размещения перечисленных объектов.
Пунктом 3 статьи 278.2 НК РФ административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 7 статьи 378.2 НК РФ уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на имущество определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 данной статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
Вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 данной статьи высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (пункт 9 статьи 378.2 НК РФ).
Субъектам Российской Федерации предоставлено право регулировать своими законами при установлении налога на имущество особенности определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества (абзац второй пункта 2 статьи 372 НК РФ).
На территории Санкт-Петербурга налог на имущество введен Законом Санкт-Петербурга от 26.11.2003 N 684-96 "О налоге на имущество организаций" (далее - Закон N 684-96).
Согласно пункту 1 статьи 1-1 Закона N 684-96 налоговая база как кадастровая стоимость имущества определяется в соответствии со статьей 378.2 НК РФ и с учетом особенностей, установленных в пункте 2 этой статьи, в том числе в отношении административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них (подпункт 1).
Пунктом 2 статьи 1-1 Закона N 684-96 установлено, что налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества в 2020 году и последующие налоговые периоды определяется в отношении административно-деловых центров и торговых центров (комплексов), а также нежилых помещений, указанных соответственно в подпунктах 1 и 2 пункта 1 названной статьи, при условии, что площадь таких объектов составляет свыше 1000 кв. м.
Формирование перечня, а также порядок его применения, внесение изменений находятся в компетенции уполномоченных органов власти соответствующих субъектов Российской Федерации.
В соответствии с постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 23.03.2016 N 207 "О мерах по совершенствованию контроля за использованием объектов недвижимости Санкт-Петербурга" уполномоченным органом по составлению, определению Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость в Санкт-Петербурге является Комитет по контролю за имуществом Санкт-Петербурга.
Приказом Комитета по контролю за имуществом Санкт-Петербурга от 23.12.2019 N 166-п утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база за 2020 год определяется как кадастровая стоимость (далее - Перечень).
Судами установлено и материалами дела подтверждено, что здание с кадастровым номером 78:13:0007479:2042 принадлежит на праве собственности Обществу, зарегистрировано как единый объект недвижимости и включено в указанный Перечень.
Приняв во внимание установленные обстоятельства, суды пришли к обоснованному выводу о том, что налог на имущество за 2020 год в отношении указанного здания подлежал исчислению исходя из кадастровой стоимости объекта.
Довод Общества о допущенных налоговым органом процессуальных нарушениях при проведении камеральной налоговой проверки (нарушении срока проведения проверки) был исследован судами, получил надлежащую правовую оценку и отклонен.
Как обоснованно указали суды, безусловным основанием для отмены решения, которое принято по итогам налоговой проверки, может быть нарушение существенных условий процедуры рассмотрения материалов проверки. При этом к таким существенным условиям относится только обеспечение возможности налогоплательщика участвовать в рассмотрении материалов проверки и представлять объяснения (абзац второй пункта 14 статьи 101 НК РФ). Однако в рассматриваемом случае таких нарушений судами не установлено. Нарушение процессуальных сроков при проведении мероприятий налогового контроля не является существенным нарушением, влекущим безусловную отмену решения налогового органа, принимаемого по результатам проведения налоговой проверки; соответствующие нормы в пункте 14 статьи 101 НК РФ отсутствуют.
В отношении доводов Общества об оформлении акта налоговой проверки по форме, не подлежащей применению, суд кассационной инстанции отмечает, что акт налоговой проверки предназначен для оформления результатов такой проверки и сам по себе не порождает изменений в правах и обязанностях налогоплательщика (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 27.05.2010 N 766-О-О).
Поскольку фактические обстоятельства установлены судами первой и апелляционной инстанций на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нормы материального права применены правильно, процессуальных нарушений, в том числе предусмотренных статьей 288 АПК РФ, судами не допущено, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 19.12.2023 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.02.2024 по делу N А56-77096/2023 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ЛИДЕР" - без удовлетворения.
Председательствующий |
С.В. Лущаев |
Судьи |
С.В. Лущаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Суд подтвердил законность доначисления налога на имущество и штрафа, установив, что налоговый орган правомерно оценил объект недвижимости по кадастровой стоимости. Доводы о процессуальных нарушениях при проведении налоговой проверки отклонены, так как не установлены существенные нарушения, влияющие на права налогоплательщика. Решения судов первой и апелляционной инстанций оставлены без изменения.
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 5 июня 2024 г. N Ф07-5772/24 по делу N А56-77096/2023