05 июня 2024 г. |
Дело N А56-43458/2023 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Аникиной Е.А., судей Алешкевича О.А., Савицкой И.Г.,
при участии от акционерного общества "Невский экологический оператор" Наумова А.А. (по доверенности от 26.12.2023 N 229), Маркова Д.В. (доверенность от 26.12.2023 N 195), от общества с ограниченной ответственностью "Заставская" Фасхутдиновой Г.И. (по доверенности от 01.02.2024),
рассмотрев 03.06.2024 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Заставская" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 23.10.2023 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.02.2024 по делу N А56-43458/2023,
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Невский экологический оператор", адрес: 195009, Санкт-Петербург, Арсенальная ул., д. 1, корп. 2, лит. А, часть пом. 1Н-23, ОГРН 1217800002826, ИНН 7804678913 (далее - Оператор), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "Заставская", адрес: 196084, Санкт-Петербург, Заставская ул., д. 15, лит. А, комн. 6-9, 12, ОГРН 1177847178266, ИНН 7810686373 (далее - Общество), 745 120,13 руб. задолженности по оплате оказанных за период с 01.01.2022 по 31.07.2022 услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (ТКО) и 251 719,71 руб. неустойки, начисленной с 11.08.2022 по 10.07.2023, а также неустойки, начисленной с 11.07.2023 по день фактического исполнения обязательства от суммы непогашенной задолженности в размере 1/130 ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации, установленной на день предъявления соответствующего требования, за каждый день просрочки, 151,20 руб. в возмещение почтовых расходов (с учетом уточнения иска в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; далее - АПК РФ).
Решением от 23.10.2023, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 28.02.2024, суд удовлетворил иск в полном объеме.
В кассационной жалобе Общество просит отменить означенные решение и постановление и отказать в удовлетворении иска. Податель жалобы считает, что законных оснований для взыскания начисленных сумм у Оператора не имеется. В обоснование своей позиции Общество ссылается на вступившее в законную силу решение суда по делу N А56-114986/2022, которым урегулированы разногласия, возникшие у сторон при заключении спорного договора.
В судебных заседаниях 27.05.2024, 03.06.2024 представитель Общества поддержала доводы кассационной жалобы, а представитель Оператора возразил против удовлетворения жалобы по основаниям, изложенным в отзыве.
Определением от 27.05.2024 в судебном заседании был объявлен перерыв до 03.06.2024.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, на основании заключенного 02.09.2021 с Комитетом по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности соглашения об организации деятельности по обращению с ТКО на территории города федерального значения Санкт-Петербурга Оператор выполняет с 01.01.2022 функции регионального оператора по обращению с ТКО.
По результатам рассмотрения заявки от 29.12.2021 Общества региональный оператор подготовил и направил потребителю письмом от 30.06.2022 N КОП/2022-13708 проект договора на оказание услуг по обращению с ТКО от 14.02.2022 N 1287154-2022/ТКО (далее - Договор). В предлагаемом потребителю для подписания варианте Договора предусматривался порядок учета объема и (или) массы ТКО расчетным путем, исходя из нормативов накопления ТКО.
Общество в свою очередь 26.07.2022 возвратило Договор Оператору с протоколом разногласий по вопросу способа учета ТКО при расчете платы за коммунальную услугу. По мнению потребителя, в его ситуации данный учет должен осуществляться исходя из количества и объема установленных в местах накопления ТКО соответствующих контейнеров.
Ответным письмом от 28.07.2022 Оператор направил потребителю протокол разногласий, подписанный с учетом протокола согласования разногласий.
Впоследствии Общество и Оператор 05.09.2022 подписали дополнительное соглашение N 2 к Договору, которым в пункт 4.1. Договора были внесены изменения - стороны согласились производить учет объема и (или) массы ТКО в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и (или) массы ТКО, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505 (далее - Правила N 505), расчетным путем исходя из нормативов накопления ТКО (по местам площадкам накопления ТКО, указанных потребителем в приложении N 1), и из количества и объема контейнеров для накопления ТКО (по местам площадкам накопления ТКО, указанных потребителем в приложении N 1). Пунктом 6 Дополнительного соглашения установлено, что оно распространяет свое действие на отношения, возникшие с 01.08.2022.
Общество, не согласившись с условиями протокола согласования разногласий, 15.11.2022 обратилось в арбитражный суд с иском об урегулировании разногласий по Договору. Вступившим в законную силу решением суда от 07.07.2023 по делу N А 56-114986/2022 между сторонами урегулированы разногласия в отношении пункта 4.1 Договора, а также столбца седьмой пункта 2 Приложения к Договору и столбец шестой пункта 2 Приложения N 1 к Договору, который следует читать в редакции пункта 2 приложения N 1 к дополнительному соглашению N 2 к Договору; исключено приложение N 2 к договору. В столбце шестом пункта 2 Приложения N 1 к Договору был указан объем контейнера, который был заменен решением суда с 0,75 м3 на 1,1 м3.
Ссылаясь на оказание им Обществу услуг по Договору в период с 01.01.2022 по 31.07.2022, отсутствие своевременной оплаты потребителем данных услуг, рассчитав объем оказанных услуг исходя из норматива накопления, Оператор обратился в суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции признал, что началом взаимоотношений сторон на условиях, урегулированных решением суда по вышеуказанному делу, следует считать 01.08.2022, удовлетворил требования Оператора в заявленном размере.
Апелляционный суд поддержал выводы суда первой инстанции.
Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает, что жалоба подлежит удовлетворению.
Правоотношения в сфере обращения с отходами регулируются Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с ТКО с собственниками ТКО, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с ТКО является публичным для регионального оператора.
Согласно пункту 2 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ по договору на оказание услуг по обращению с ТКО региональный оператор обязуется принимать ТКО в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник ТКО обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.
Договор на оказание услуг по обращению с ТКО заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с ТКО может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями (пункт 5 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ).
Согласно пункту 4 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ собственники ТКО обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются ТКО и находятся места их накопления.
Правила обращения с ТКО и типовой договор на оказание услуг по обращению с ТКО, правила коммерческого учета объема и (или) массы ТКО утверждаются Правительством Российской Федерации (пункт 2 статьи 24.6, пункт 5 статьи 24.7, пункт 1 статьи 24.10 Закона N 89-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 утверждены Правила N 1156, которые устанавливают порядок осуществления накопления, сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения ТКО, заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО, а также форма Типового договора; постановлением от 03.06.2016 утверждены Правила N 505, регулирующие порядок учета объема (или) и массы ТКО.
В силу пункта 4 статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) и пункта 1 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ условия Типового договора, Правила N 505, 1156 являются обязательными для региональных операторов по обращению с ТКО и собственников ТКО при заключении и исполнении публичных договоров на оказание услуг по обращению с ТКО.
В случаях, когда в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации или иными законами для стороны, которой направлена оферта (проект договора), заключение договора обязательно, эта сторона должна направить другой стороне извещение об акцепте, либо об отказе от акцепта, либо об акцепте оферты на иных условиях (протокол разногласий к проекту договора) в течение тридцати дней со дня получения оферты (пункт 1 статьи 445 ГК РФ).
Основанием для заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО является заявка потребителя либо предложение регионального оператора о заключении договора (пункт 8(4) Правил N 1156).
Правилами N 1156 предусмотрены специальные порядок заключения договоров по обращению с ТКО и сроки для направления потребителем региональному оператору возражений (протокола разногласий) относительно предложенного региональным оператором проекта договора.
Существенными условиями заключаемого договора в силу пункта 25 Правил N 1156 являются планируемый объем и (или) масса транспортируемых твердых коммунальных отходов, состав таких отходов, периодичность и время вывоза ТКО, способ коммерческого учета количества ТКО, места их приема и передачи, маршрут в соответствии со схемой обращения с отходами.
Подпунктом "б" пункта 13 Правил N 1156 предусмотрено, что потребитель обязан обеспечивать учет объема (или) и массы ТКО в соответствии с Правилами N 505.
Коммерческий учет ТКО для собственников ТКО предусмотрен Правилами N 505 с применением альтернативных способов учета объема ТКО.
При заключении с региональным оператором договора на оказание услуг по обращению с ТКО собственник ТКО вправе выбрать один из двух способов коммерческого учета: исходя из нормативов накопления ТКО, выраженных в количественных показателях объема, либо исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах их накопления (пункты 5 и 6 Правил N 505).
Такой правовой подход заложен и в определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 27.04.2021 N 305-ЭС21-54.
Оператор, получив в установленном порядке заявку Общества от 29.12.2021 (входящий N 12110 от 01.02.2022), направил 28.07.2022 в его адрес проект договора, составленный в соответствии с Типовым договором.
Как следует из материалов дела, в процессе согласования условий Договора стороны 05.09.2022 подписали дополнительное соглашение N 2 к Договору, а впоследствии урегулировали разногласия по объему ТКО, месту их накопления, количеству контейнеров, расчетному периоду и способу коммерческого учета (исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах их накопления), обратившись в арбитражный суд с иском об урегулировании возникших разногласий. Дату начала оказания услуг установили с 01.01.2022.
Из взаимосвязанных положений пункта 2 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ и пунктов 9, 13 Правил N 1156, пунктов 11 и 13 Типового договора следует, что региональный оператор осуществляет прием ТКО от потребителей в объеме и в месте (площадке) накопления ТКО, определенных договором, в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами; потребитель обязан осуществлять складирование отходов в местах их накопления, установленных договором, обеспечивать складирование ТКО в контейнеры или иные места в соответствии с приложением к договору.
Разрешая спор, суды обоснованно признали доказанным факт оказания региональным оператором предъявленных к оплате услуг по обращению с ТКО в заявленный в иске период.
Вместе с тем, удовлетворяя иск Оператора, суды исходили из того, что расчет начислений необходимо произвести по утвержденным нормативам накопления ТКО.
Между тем в ходе рассмотрения спора Общество неоднократно ссылалось на выраженное волеизъявление в части определения способа коммерческого учета количества ТКО по объектам исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО; в процессе согласования условий заключаемого договора указывало на наличие контейнера, установленного в местах накопления ТКО.
Получив от потребителя заявку на применение в отношениях сторон способа учета услуг по обращению с ТКО исходя из объема контейнера, региональный оператор обязан в разумный срок предпринять действия, направленные на проверку ее достоверности, по результатам чего приступить к применению соответствующего способа коммерческого учета в отношениях сторон.
Суды при разрешении спора и определения объема ТКО не дали оценку одностороннему изменению региональным оператором способа учета ТКО, что не соответствует правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 18.08.2023 N 307-ЭС23-8866 по делу N А26-5827/2021.
Доказательств вывоза в заявленный в иске период большего объема ТКО, чем было обусловлено Договором, не имеется.
Региональный оператор, определяя условия Договора без разумного обоснования своей позиции о невозможности осуществления расчетов с применением выбранного потребителем порядка осуществления учета (как то: недостаточная емкость контейнера, несоответствие заявленной периодичности вывоза ТКО фактическим условиям их образования), извлекает преимущества из своего недобросовестного поведения, обусловленное фактическим удорожанием стоимости оказанных услуг.
С учетом изложенного, без исследования указанных обстоятельств выводы судов о доказанности истцом оказания ответчику услуг по обращению с ТКО, определения объема ТКО, исходя из норматива накопления ТКО, и удовлетворении исковых требований являются преждевременными.
При таких обстоятельствах принятые судебные акты подлежат отмене, а поскольку для принятия обоснованного и законного судебного акта требуются исследование и оценка представленных в материалы дела доказательств, что невозможно в арбитражном суде кассационной инстанции в силу его полномочий, настоящее дело в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 287 АПК РФ подлежит направлению на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
При новом рассмотрении суду первой инстанции следует учесть изложенное, с соблюдением принципа распределения бремени доказывания, предусмотренным частью 1 статьи 65 АПК РФ, установить все фактические обстоятельства, имеющие значение для разрешения спора, и дать надлежащую оценку всем доводам сторон, после чего принять законный и обоснованный судебный акт.
Руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 23.10.2023 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.02.2024 по делу N А56-43458/2023 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
Председательствующий |
Е.А. Аникина |
Судьи |
Е.А. Аникина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Суд кассационной инстанции отменил ранее принятые решения о взыскании задолженности за услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, указав на необходимость учета выбранного потребителем способа коммерческого учета. Суд отметил, что региональный оператор не обосновал одностороннее изменение условий договора и не учел доводы потребителя о способе учета, что требует нового рассмотрения дела с учетом всех обстоятельств.
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 5 июня 2024 г. N Ф07-4707/24 по делу N А56-43458/2023