11 июня 2024 г. |
Дело N А05-8206/2023 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе судьи Соколовой С.В.,
рассмотрев 11.06.2024 без проведения судебного заседания и вызова сторон кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Электрические сети" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 04.09.2023 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.01.2024 по делу N А05-8206/2023,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Электрические сети", адрес: 163069, г. Архангельск, наб. Северной Двины, д. 112, корп. 3, пом. 49, ОГРН 1202900002722, ИНН 2901301342 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), об оспаривании постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области, адрес: 163000, г. Архангельск, ул. Карла Либкнехта, д. 2, оф. 142, ОГРН 1022900530696, ИНН 2901061919 (далее - Управление), от 22.06.2023 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении N 029/04/9.21-468/2023, которым Общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в виде взыскания 100 000 руб. административного штрафа.
В случае признания судом постановления Управления законным Общество просило снизить назначенный ему административный штраф.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Шагина Зинаида Ивановна, место жительства: Архангельская обл.
Определением суда первой инстанции от 17.07.2023 заявление принято к рассмотрению в порядке упрощенного производства.
Решением суда первой инстанции от 04.09.2023, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 09.01.2024, постановление Управления изменено в части назначенного Обществу административного штрафа, размер которого снижен со 100 000 руб. до 50 000 руб.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, просит отменить решение от 04.09.2023 и постановление от 09.01.2024, принять по делу новый судебный акт - о признании незаконным и отмене постановления от 22.06.2023 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении N 029/04/9.21-468/2023.
Как указывает податель кассационной жалобы, электроустановка Шагиной З.И. на момент подачи ею заявки на технологическое присоединение физически была присоединена к электрическим сетям, находящимся на территории садово-огороднического товарищества "Горняк" (далее - СОТ, СОТ "Горняк"), признанным бесхозяйным имуществом; на момент приобретения Обществом объектов электросетевого хозяйства, к которым были присоединены линии электропередачи СОТ "Горняк", напряжение на сетях СОТа отсутствовало; так как Общество не являлось собственником сетей, расположенных на территории СОТ "Горняк", оно уведомило Шагину З.И. о необходимости обращения к председателю СОТа как к лицу, имеющему полномочия на заключение договора энергоснабжения от имени СОТ "Горняк"; в рассматриваемом случае заключение с Шагиной З.И. договора энергоснабжения противоречило бы принципу однократности технологического присоединения; суды неправильно применили положения Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила N 861).
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
В соответствии с частью 2 статьи 288.2 АПК РФ кассационная жалоба рассмотрена судьей кассационной инстанции единолично без вызова сторон.
Согласно части 3 статьи 288.2 АПК РФ основаниями для пересмотра в порядке кассационного производства решений и постановлений, принятых по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, являются существенные нарушения норм материального права и (или) норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Таких оснований для пересмотра обжалуемых судебных актов в кассационном порядке не установлено.
Как следует из материалов дела и установлено судами двух инстанций, Управлению 14.04.2023 из прокуратуры Плесецкого района поступило заявление Шагиной З.И., содержащее сведения о нарушении Обществом Правил N 861, неисполнении администрацией Плесецкого муниципального округа Архангельской области (далее - Администрация) решения Плесецкого районного суда от 19.07.2022 по делу N 2-529/2022 в части постановки на кадастровый учет бесхозяйной воздушной линии электропередачи напряжением 0,4 кВ, расположенной в СОТ "Горняк".
Управление установило, что 02.07.2022 Шагина З.И. обратилась к Обществу с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, расположенных на земельном участке с кадастровым номером 29:15:100601:307, которая получена Обществом в тот же день.
Общество 01.05.2022 приобрело у публичного акционерного общества "Северо-Онежский бокситовый рудник" по договору купли-продажи N 20/22-08 воздушную линию электропередачи напряжением 6 кВ, протянутую от подстанции 110/6 кВ "Промплощадка" до трансформаторной подстанции "Горняк", и названную трансформаторную подстанцию, к которой подключена воздушная линия электропередачи напряжением 0,4 кВ, расположенная в СОТ "Горняк". Линия электропередачи в СОТ "Горняк" не принадлежала Обществу и не эксплуатировалась им; на момент приобретения Обществом объектов электросетевого хозяйства напряжение на линию электропередачи СОТ "Горняк" не подавалось.
В письме от 23.08.2022 Общество сообщило председателю СОТ "Горняк" о поступлении Обществу заявок на технологическое присоединение энергопринимающих устройств от потребителей в СОТ "Горняк", в связи с чем для возобновления подачи напряжения на электроустновки СОТа требуется осмотреть и принять в эксплуатацию прибор учета электроэнергии в СОТе, подписать между СОТом и Обществом акт об осуществлении технологического присоединения; с учетом данных обстоятельств Общество просило председателя СОТ "Горняк" направить заявки на осмотр прибора учета, подписание акта об осуществлении технологического присоединения.
В ответном письме от 07.02.2023 председатель СОТ "Горняк" сообщил, что линия электропередачи напряжением 0,4 кВ в СОТ "Горняк" признана бесхозяйным имуществом, на балансе СОТ "Горняк" отсутствуют какие-либо объекты электросетевого хозяйства; СОТ "Горняк" не обязано направлять Обществу заявку на осмотр прибора учета электроэнергии, подписание акта о технологическом присоединении.
Письмом от 06.02.2023 Общество сообщило Шагиной З.И. об обстоятельствах приобретения объектов электросетевого хозяйства по договору купли-продажи от 01.05.2022 N 20/22-08, о невозможности подачи напряжения на электроустановки СОТ "Горняк" без подачи заявки на технологическое присоединение председателем СОТа; на момент составления письма Обществу не поступала.
В ответ на запрос Управления от 03.04.2023 N 1613/23 Администрация в письме от 10.04.2023 N 956 сообщила, что на ближайшем расстоянии от СОТ "Горняк" находятся сети Общества, для постановки на кадастровый учет бесхозяйной линии электропередачи напряжением 0,4 кВ в СОТ "Горняк" заключен договор на проведение кадастровых работ и постановку объекта на кадастровый учет.
Управление, рассмотрев заявление Шагиной З.И., дополнительно представленные по его запросам документы и сведения, усмотрев в действиях Общества нарушение пункта 15 Правил N 861, выразившееся в ненаправлении Обществом в установленный срок после получения заявки Шагиной З.И. проекта договора на технологическое присоединение, технических условий, определением от 25.05.2023 возбудило в отношении Общества дело N 029/04/9.21-468/2023 об административном правонарушении по части 1 статьи 9.21 КоАП РФ, 08.06.2023 составило протокол об административном правонарушении.
Из материалов дела видно, что Общество и Шагина З.И. подписали акт N 23-КТП-"Горняк"-АФ70 об осуществлении технологического присоединения к сетям Общества электроустановки, расположенной на земельном участке с кадастровым номером 29:15:100601:307.
Постановлением Управления от 22.06.2023 по делу об административном правонарушении Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ, ему назначено административное наказание в виде 100 000 руб. штрафа.
Не согласившись с данным постановлением, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций, оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ, придя к выводу о наличии в действиях Общества события административного правонарушения по части 1 статьи 9.21 КоАП РФ, сочли возможным изменить оспариваемое постановление в части размера назначенного Обществу штрафа, снизив его до 50 000 руб.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, соответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, не нашла оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
За нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к электрическим сетям либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность в виде административного штрафа в размере 100 000 - 500 000 руб.
Согласно части 1 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии осуществляется в установленном Правительством Российской Федерации порядке - на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого сетевой организацией и обратившимся к ней лицом, и носит однократный характер; договор является публичным.
Порядок заключения и исполнения договоров между сетевой организацией и потребителями урегулирован Правилами N 861, в соответствии с пунктом 3 которых сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им данных Правил.
Технологическое присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и юридическим или физическим лицом, в сроки, установленные Правилами N 861 (пункт 6 Правил N 861).
Пунктом 14 Правил N 861 установлено, что заявителями являются физические лица, направляющие сетевой организации заявку в целях технологического присоединения энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенных в данной точке присоединения энергопринимающих устройств), которые используются для бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, и электроснабжение которых предусматривается по одному источнику.
Как указано в пункте 8(5) Правил N 861, в случае технологического присоединения энергопринимающих устройств, относящихся к имуществу общего пользования, расположенному в границах территории садоводства или огородничества, заявка на технологическое присоединение этих энергопринимающих устройств подается в сетевую организацию садоводческим или огородническим некоммерческим товариществом. В случае технологического присоединения энергопринимающих устройств, принадлежащих гражданам, осуществляющим ведение садоводства или огородничества на земельных участках, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, или иным правообладателям объектов недвижимости, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, заявка на технологическое присоединение подается в сетевую организацию в соответствии с предусмотренным названными Правилами общим порядком технологического присоединения с учетом особенностей, установленных в зависимости от мощности присоединяемых устройств.
В силу абзаца третьего пункта 15 Правил N 861 в адрес заявителей, за исключением случаев осуществления технологического присоединения по индивидуальному проекту, сетевая организация направляет для подписания заполненный и подписанный ею проект договора в 2 экземплярах и подписанные технические условия как неотъемлемое приложение к договору в течение 20 рабочих дней со дня получения заявки.
Управление и суды установили, что после получения 02.07.2022 заявки Шагиной З.И. Общество не направило ей в установленный Правилами N 861 срок проект договора и технические условия для реализации мероприятий по технологическому присоединению.
Суды правомерно указали, что с учетом пунктов 8(5), 14 Правил N 861 Шагина З.И. вправе была обратиться напрямую к Обществу с заявкой на осуществление технологического присоединения энергопринимающих устройств на земельном участке, расположенном в границах территории СОТ "Горняк".
Довод Общества о нарушении в рассматриваемом случае принципа однократности технологического присоединения суды двух инстанций обоснованно отклонили, поскольку в материалах дела отсутствуют доказательства обращения Шагиной З.И. с заявкой на технологическое присоединение ее энергопринимающих устройств ранее 02.07.2022, акты об осуществлении технологического присоединения таких устройств до подачи Шагиной З.И. заявки Обществу.
Кроме того, суды указали на отсутствие в материалах дела доказательств принадлежности линии электропередачи напряжением 0,4 кВ, расположенной на территории СОТ "Горняк", названному товариществу.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Вопрос наличия вины Общества в совершении административного правонарушения исследован Управлением в ходе производства по делу об административном правонарушении и судами в ходе судебного разбирательства.
Как установили суды, доказательства невозможности соблюдения Обществом Правил N 861 в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении обычной степени заботливости и осмотрительности, в материалы дела не представлены, что свидетельствует о наличии вины Общества во вмененном правонарушении применительно к части 2 статьи 2.1 КоАП РФ.
Вывод судов о наличии или отсутствии вины Общества во вмененном ему административном правонарушении связан с оценкой доказательств по делу и установлением его фактических обстоятельств.
Нарушений порядка привлечения Общества к административной ответственности Управление не допустило. Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, позволяющих признать совершенное Обществом правонарушение малозначительным, судом не установлено. Срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный статьей 4.5 КоАП РФ для данной категории дел, соблюден.
Назначенное Обществу с учетом положений частей 3.2 и 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ ниже низшего предела наказание в виде 50 000 руб. штрафа отвечает требованиям статей 3.1, 3.5 и 4.1 КоАП РФ.
Сами по себе переоценка доказательств и допущение на ее основе иных выводов относительно того, какие обстоятельства следует считать установленными, не входят в компетенцию суда кассационной инстанции в силу статьи 286 АПК РФ (пункт 32 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции").
С учетом установленных по делу фактических обстоятельств и имеющихся в нем доказательств, подлежащих применению норм материального права выводы судов о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения по части 1 статьи 9.21 КоАП РФ, о законности оспариваемого постановления Управления являются правильными.
Поскольку существенных нарушений норм материального права и (или) норм процессуального права при рассмотрении дела судами первой и апелляционной инстанций не допущено, оснований для пересмотра обжалуемых судебных актов не имеется, кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, частью 3 статьи 288.2 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 04.09.2023 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.01.2024 по делу N А05-8206/2023 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Электрические сети" - без удовлетворения.
Судья |
С.В. Соколова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Суд признал законным привлечение организации к административной ответственности за ненаправление в установленный срок проекта договора на технологическое присоединение. Суды первой и апелляционной инстанций снизили размер штрафа, однако кассационная инстанция оставила решения без изменения, не установив оснований для отмены.
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 11 июня 2024 г. N Ф07-4911/24 по делу N А05-8206/2023