13 июня 2024 г. |
Дело N А66-5487/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 июня 2024 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 13 июня 2024 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Боглачевой Е.В., судей Жуковой Т.В., Пастуховой М.В.,
рассмотрев 13.06.2024 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания ЖЭУ-18" на решение Арбитражного суда Тверской области от 25.10.2023 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.02.2024 по делу N А66-5487/2023,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания ЖЭУ-18", адрес: 170028, город Тверь, Зеленый проезд, дом 43, корпус 7, офис 17, ОГРН 1096952010110, ИНН 6950102410 (далее - Компания), обратилось в Арбитражный суд Тверской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Тверь Водоканал", адрес: 170008, город Тверь, улица 15 лет Октября, дом 7, ОГРН 1056900217989, ИНН 6901093516 (далее - Общество), о возложении на ответчика обязанности провести работы по ремонту запорного устройства N 3 (далее - ЗУ) согласно монтажной схеме водомерного узла до общедомового прибора учета (ОДПУ) по адресу: город Тверь, Зеленый проезд, дом 45, корпус 3.
Решением суда первой инстанции от 25.10.2023, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 01.02.2024, Компании в иске отказано.
В кассационной жалобе Компания, ссылаясь на несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, просит отменить судебные акты и принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований.
По мнению подателя жалобы, суды не учли, что в спорном многоквартирном доме (МКД) общедомовой прибор учета расположен не на границе балансовой принадлежности сетей водоснабжения, а смещен в сторону участка сети, проходящей внутри МКД. Как полагает податель жалобы, в этом случае граница эксплуатационной ответственности должна определяться в соответствии с пунктом 8 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), а Правила холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644
(далее - Правила N 644), которыми руководствовались суды, применяются к спорным отношениям только в части, не урегулированной жилищным законодательством.
В отзыве Общество просит оставить судебные акты без изменения, считая их законными и обоснованными.
Компания представила возражения на отзыв.
Представители сторон, надлежаще извещенных о времени и месте слушания дела, в судебное заседание не явились, что не препятствует рассмотрению кассационной жалобы в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, Компания осуществляет управление МКД, расположенным по адресу: город Тверь, Зеленый проезд, дом 45, корпус 3, в который Общество (гарантирующая организация) на основании заключенного с Компанией (исполнитель) договора от 16.12.2017 N 6247с (далее - Договор) поставляет коммунальный ресурс в виде холодной воды, потребляемой на содержание общего имущества МКД.
Согласно пунктам 2 и 3 Договора стороны должны определить границу балансовой принадлежности водопроводных сетей и границу эксплуатационной ответственности по водопроводным сетям исполнителя и гарантирующей организации, оформив приложения N 2 и 3 к Договору.
В соответствии с пунктом 4 Договора при отсутствии акта разграничения эксплуатационной ответственности граница эксплуатационной ответственности по объектам централизованных систем холодного водоснабжения и водоотведения, в том числе водопроводным и канализационным сетям и сооружениям на них, устанавливается по границе балансовой принадлежности исполнителя и гарантирующей организации.
При заключении Договора границы балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторонами не были согласованы.
Ссылаясь на то, что в зоне эксплуатационной ответственности Общества находится неисправное ЗУ, препятствующее Компании произвести демонтаж ОДПУ для проведения очередной поверки, Компания в письмах от 16.11.2022 N 326, от 21.12.2022 N 373, от 01.02.2023 N 40 обратилась к Обществу с просьбой отремонтировать ЗУ.
Отказ Общества произвести ремонт ЗУ в добровольном порядке, мотивированный тем, что внутридомовые сети относятся к общему имуществу собственников МКД, послужил основанием для обращения Компании в арбитражный суд с настоящим иском.
Суды оставили заявленные Компанией требования без удовлетворения, указав на установленную законом и Договором обязанность управляющей организации обеспечивать надлежащее техническое состояние общего имущества собственников МКД, включая надлежащее техническое состояние внутридомовых инженерных сетей.
Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, не находит оснований для отмены судебных актов, исходя из следующего.
Согласно пункту 31 Правил N 644 к договору холодного водоснабжения, договору водоотведения, единому договору холодного водоснабжения и водоотведения прилагаются акты разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности абонента и организации водопроводно-канализационного хозяйства либо другого абонента по объектам централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводным и (или) канализационным сетям и сооружениям на них.
Понятия границы балансовой принадлежности и границы эксплуатационной ответственности в отношении водопроводных сетей определены в пункте 2 Правил N 644. Согласно пункту 2 Правил N 644 границей балансовой принадлежности является линия раздела объектов централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводных и (или) канализационных сетей, между владельцами по признаку собственности или владения на ином законном основании; границей эксплуатационной ответственности является линия раздела объектов централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводных и (или) канализационных сетей, по признаку обязанностей (ответственности) по эксплуатации (обеспечению эксплуатации) этих систем или сетей, устанавливаемая в договорах.
В соответствии с пунктом 31 (1) Правил N 644 указываемая в акте разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности граница эксплуатационной ответственности абонента и гарантирующей организации по водопроводным сетям устанавливается:
а) если абонент владеет объектами централизованной системы холодного водоснабжения, - по границе балансовой принадлежности таких объектов абоненту;
б) в остальных случаях - по внешней границе стены объекта абонента, подключенного к централизованной системе холодного водоснабжения.
Так как по условиям Договора услуга по холодному водоснабжению на общедомовые нужды оказывается собственникам помещений в МКД, находящемся в управлении Компании, к спорным правоотношениям применяются нормы жилищного законодательства, включая положения Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), а также Правил N 491.
Согласно пункту 8 Правил N 491 внешней границей сетей электро-, тепло-, водоснабжения и водоотведения, входящих в состав общего имущества, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, является внешняя граница стены многоквартирного дома, а границей эксплуатационной ответственности при наличии коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего коммунального ресурса, если иное не установлено соглашением собственников помещений с исполнителем коммунальных услуг или ресурсоснабжающей организацией, является место соединения коллективного (общедомового) прибора учета с соответствующей инженерной сетью, входящей в многоквартирный дом.
При рассмотрении дела суды установили, что граница эксплуатационной ответственности сторон не совпадает с границей балансовой принадлежности, определенной Правилам N 491, поскольку ОДПУ расположен не на границе балансовой принадлежности сетей водоснабжения, а смещен в сторону участка сети, проходящей внутри МКД и в силу пункта 5 Правил N 491 относящейся к общему имуществу МКД.
Согласно пункту 5 Правил N 491 в состав общего имущества включаются внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения, состоящие из стояков, ответвлений от стояков до первого отключающего устройства, расположенного на ответвлениях от стояков, указанных отключающих устройств, коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, первых запорно-регулировочных кранов на отводах внутриквартирной разводки от стояков, а также механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, расположенного на этих сетях.
В силу части 1 статьи 39 ЖК РФ и пунктов 28, 29 и 30 Правил N 491 собственники помещений обязаны нести бремя расходов на содержание общего имущества соразмерно своим долям в праве общей собственности на это имущество. Расходы на содержание общего имущества, включаемые в плату за содержание жилого помещения, определяются в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, и включают в том числе расходы на содержание внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо- и водоснабжения, водоотведения. Содержание общего имущества обеспечивается собственниками помещений за счет собственных средств.
Согласно части 2.3 статьи 161 ЖК РФ, пункту 42 Правил N 491 при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором.
Установив, что неисправное ЗУ на основании пункта 5 Правил N 491 входит в состав общего имущества МКД, суды сделали правильный вывод о том, что в силу части 1 статьи 39 ЖК РФ и пунктов 28, 29, 30 Правил N 491 бремя его содержания не может быть возложено на ресурсоснабжающую организацию.
Учитывая изложенное, в иске Компании отказано правомерно.
Так как выводы судов по существу спора соответствуют обстоятельствам дела и подлежащим применению нормам материального права, кассационная инстанция не находит оснований для отмены судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы Компании.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Тверской области от 25.10.2023 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.02.2024 по делу N А66-5487/2023 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания ЖЭУ-18" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.В. Боглачева |
Судьи |
Е.В. Боглачева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Суд отказал в удовлетворении иска о возложении на ресурсоснабжающую организацию обязанности по ремонту запорного устройства, указав, что неисправное устройство входит в состав общего имущества многоквартирного дома, за содержание которого отвечает управляющая организация. Судебные акты первой и апелляционной инстанций оставлены без изменения.
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 13 июня 2024 г. N Ф07-5625/24 по делу N А66-5487/2023