13 июня 2024 г. |
Дело N А21-4400/2023 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Толкунова В.М., судей Алешкевича О.А., Мунтян Л.Б.,
при участии от муниципального унитарного предприятия муниципального образования "Гвардейский муниципальный округ Калининградской области" "Радуга" Зиновьевой С.Ф. (доверенность от 16.11.2023), от Северо-Западного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Корякиной С.А. (доверенность от 04.09.2023),
рассмотрев 10.06.2024 в открытом судебном заседании кассационную жалобу муниципального унитарного предприятия муниципального образования "Гвардейский муниципальный округ Калининградской области" "Радуга" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 26.09.2023 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.02.2024 по делу N А21-4400/2023,
УСТАНОВИЛ:
Муниципальное унитарное предприятие муниципального образования "Гвардейский муниципальный округ Калининградской области" "Радуга", адрес: 238210, Калининградская обл., г. Гвардейск, ул. Тельмана, д. 17, ОГРН 1063917032706, ИНН 3916011567 (далее - Предприятие), обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением к Северо-Западному межрегиональному управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, адрес: 191014, Санкт-Петербург, Литейный пр., д. 39, ОГРН 1099847008546, ИНН 7841417074 (далее - Управление), о признании недействительным решения, изложенного в письме от 07.02.2023 N 05-24/2533, о неподтверждении исключения негативного воздействия на окружающую среду (далее - НВОС) объекта размещения отходов - полигона твердых коммунальных отходов (далее - ТКО) в пос. Ельняки Гвардейского района Калининградской области (далее - Объект, Полигон).
Решением суда первой инстанции от 26.09.2023, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 06.02.2024, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе Предприятие просит отменить состоявшиеся судебные акты и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции, указывая, что все мероприятия по отбору проб почвы и атмосферного воздуха заявителем проводятся в соответствии с программой мониторинга. Превышения концентраций загрязняющих веществ в почве без учета воздействия полигона и с его учетом не доказывают факт того, что это превышение не является результатом эксплуатации полигона. Кроме того, перечень веществ, по которым установлены превышения предельно допустимых концентраций (далее - ПДК), указанные в акте и экспертном заключении, не соответствуют перечню веществ, контролируемых в почвах, поименованным в утвержденной программе мониторинга. Судами также не учтено, что поверхностные водные источники выше полигона в пределах его воздействия отсутствуют. Экспертное заключение, на которое ссылаются суды, основано на результатах отбора проб, произведенных за пределами отчетного периода. Управлением не доказана необходимость осуществления мониторинга по всем веществам, включенным в нормативы допустимых выбросов.
В судебном заседании представитель Предприятия поддержала доводы кассационной жалобы, представитель Управления возразила против удовлетворения кассационной жалобы по мотивам отзыва.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, Управление 07.02.2023 рассмотрело представленный письмом Предприятия от 13.01.2023 N 09 "Отчет о результатах мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территории объекта размещения отходов - полигона ТКО в пос. Ельняки Гвардейского района Калининградской области и в пределах его воздействия на окружающую среду за 2022 год" (далее - Отчет).
Полигон отходов, расположенный вблизи поселка Ельняки, предназначен для приема на размещение ТКО и промышленных отходов IV-V классов опасности, номер объекта размещения отходов в Государственном реестре объектов размещения отходов 39-00010-3-00518-31102017, стоит на учете в Государственном реестре объектов, оказывающих НВОС, под номером 27-0139-000269-П (I категория, категория риска: высокая (2).
По результатам рассмотрения Отчета заявителю направлен ответ от 07.02.2023 N 05-24/2533, согласно которому в соответствии с пунктом 11 Положения о подтверждении исключения негативного воздействия на окружающую среду объектов размещения отходов, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26.05.2016 N 467 (далее - Положение), Управлением принято решение о неподтверждении исключения НВОС Полигона.
Не согласившись с выводами Управления, изложенными в указанном письме, Предприятие обратилось в суд.
Суд первой инстанции в удовлетворении заявленных требований отказал.
Суд апелляционной инстанции согласился с позицией суда первой инстанции.
Суд кассационной инстанции, изучив доводы жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Согласно статье 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ) НВОС является воздействие хозяйственной или иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.
В соответствии с пунктом 2 Положения исключение НВОС объектов размещения отходов подтверждается результатами мониторинга состояния окружающей среды, проводимого собственниками объектов размещения отходов, а также лицами, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду в порядке, предусмотренном статьей 12 Федерального закона "Об отходах производства и потребления".
Порядок проведения собственниками объектов размещения отходов, а также лицами, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду утвержден приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 08.12.2020 N 1030 (далее - Порядок N 1030).
В соответствии с пунктом 7 Положения Отчет оформляется на бумажном носителе в 2-х экземплярах, один из которых хранится у лица, эксплуатирующего объект размещения отходов, а 2-й экземпляр отчета вместе с его электронной версией на электронном носителе и сопроводительным письмом в уведомительном порядке представляется ежегодно, до 15 января года, следующего за отчетным годом, в территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по месту нахождения объекта размещения отходов.
Согласно пункту 14 Порядка N 1030 при разработке программы мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду (далее - Программа мониторинга), в частности раздела "Обоснование выбора подлежащих наблюдению компонентов природной среды и природных объектов на территории объекта размещения отходов и в пределах его воздействия на окружающую среду", должны учитываться данные, характеризующие непосредственное воздействие объектов размещения отходов на атмосферный воздух, поверхностные и подземные воды, почвы, растительный и животный мир (при необходимости), а также отдельные экологические системы и природные ландшафты в районе расположения объекта размещения отходов.
Приказом Управления от 11.12.2018 N 145-Н для Предприятия по Полигону утверждены предельно допустимые выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, на основании которых выдано разрешение от 12.11.2018 N 65 на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух. Данные документы содержат перечень загрязняющих веществ, подлежащих нормированию и государственному учету. Однако в Отчете Предприятие не учитывает в полной мере непосредственное воздействие эксплуатируемого полигона на атмосферный воздух.
Кроме того, в результате сопоставления изложенной в Отчете информации с имеющимися в Управлении данными о состоянии и загрязнении окружающей среды на территории объекта размещения отходов Предприятия и в пределах его воздействия на окружающую среду по результатам внеплановой выездной проверки в отношении Предприятия (акт проверки от 23.05.2022 N 04-24) установлено, что Предприятие не осуществляет меры по защите подземных вод от поступления в них загрязняющих веществ, входящих в состав размещаемых отходов, и (или) веществ, образующихся в массе отходов в процессе их нахождения в объекте размещения ТКО за счет физико-химических и биологических процессов, в том числе при взаимодействии с атмосферным воздухом и атмосферными осадками - концентрация загрязняющих веществ: хлорид-ион, ионы аммония, нитрат-ион, железо, свинец в пробах, отобранных из скважины N 2, а также: ионы аммония, нитрат-ион, железо, кадмий, свинец в пробах, отобранных из скважины N 1 превышают установленные ПДК.
Кроме того, концентрация загрязняющих веществ БПКполн, железо, свинец в пробах, отобранных из скважины N 2 (расположена ниже по потоку грунтовых вод) превышают концентрации этих загрязняющих веществ в пробах, отобранных из скважины N 1 (расположена выше по потоку грунтовых вод).
Федеральное государственное бюджетное учреждение (далее - ФГБУ) "Центр лабораторного анализа и технических измерений по Северо-Западному федеральному округу" в рамках выполнения заявки Управления в отношении Предприятия по результатам произведенного отбора проб почвы представило экспертное заключение от 11.01.2023 N 11-01-23-ЭА, составленное по результатам исследований, согласно которому установлены значительные превышения концентраций загрязняющих веществ по всем 8 отобранным пробам почвы, в том числе по следующим показателям: бензаперен, кобальт, медь, хром, цинк, нитрит-ион, нефтепродукты.
На странице 41-42 Отчета указаны мероприятия, которые осуществляются и планируются в качестве мер по предотвращению, уменьшению и ликвидации негативных изменений качества окружающей среды в области охраны подземных и поверхностных вод: контроль стабильной работы обводных канав и сбор фильтрата и передача по мере накопления на очистные сооружения.
Согласно пункту 1.34 Инструкции по проектированию, эксплуатации и рекультивации полигонов для твердых бытовых отходов, утвержденной Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации 02.11.1996, выше полигона на поверхностных водоисточниках и ниже полигона на водоотводных канавах также проектируются места отбора проб поверхностных вод. Отобранные пробы исследуются в том числе и на санитарно-химические показатели. Однако данная информация в Отчете отсутствует.
Согласно пункту 4.6.1 ГОСТа Р 56060-2014 "Производственный экологический мониторинг. Мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов", утвержденного приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 09.07.2014 N 709-ст, мониторинг должен обеспечивать сбор полной информации о процессе образования фильтрата внутри полигона и под полигоном. Данная информация отсутствует в Отчете.
Согласно акту внеплановой выездной проверки от 23.05.2022 N 04-24 в ходе внеплановой проверки, проводившейся в отношении Предприятия в апреле - мае 2022 года, Управлением с привлечением филиала ФГБУ "Центр лабораторного анализа и технических измерений по Северо-Западному федеральному округу" - "Центр лабораторного анализа и технических измерений по Калининградской области" произведен отбор проб почвы (протокол отбора проб от 21.04.2022 N 00207), по результатам исследований которых установлены превышения концентраций загрязняющих веществ над установленными нормативами качества почв (экспертное заключение от 16.05.2022 N 11-33-22-ЭА).
Предприятием обжалованы в арбитражном суде результаты и выводы внеплановой выездной проверки, а также предписание об устранении выявленных нарушений законодательства, связанных с оказываемым НВОС объекта размещения отходов. Решением Арбитражного суда Калининградской области от 24.03.2023 по делу N А21-15009/2022, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 05.07.2023, в удовлетворении требований Предприятия отказано.
Установленные в 2022 году обстоятельства, связанные с НВОС Объекта, послужили основанием для составления в отношении Предприятия протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации с последующим привлечением его к административной ответственности.
Вступившими в законную силу решениями Гвардейского районного суда Калининградской области от 17.01.2023 по делу N 7А-15/2023 и от 08.02.2023 по делу N 7А-27/2023 подтверждена правомерность выводов проверяющих и полученных ими результатов.
Предприятие также не спорит, что в 2022-2023 годах неоднократно фиксировалось возгорание отходов на Полигоне.
Кроме того, решением Арбитражного суда Калининградской области от 26.02.2024 по делу N А21-11083/2023, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.05.2024, установлено исчерпание (превышение) вместимости Объекта и наличие от него НВОС, решено прекратить деятельность Предприятия по размещению отходов на Полигоне, обязать его обеспечить разработку проекта рекультивации полигона размещения отходов, в срок не позднее 7-ми месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Таким образом, учитывая, что исключение НВОС Предприятием не подтверждено, а напротив, размещение отходов небезопасным для окружающей среды образом подтверждается вступившими в законную силу судебными актами по вышеуказанным делам, суды в настоящем деле пришли к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Выводы судов соответствуют установленным ими обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам, нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену судебных актов, не допущено.
Переоценка судом кассационной инстанции доказательств по делу, в том числе их достаточности, достоверности, допустимости, не допускается (пункт 32 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции", часть 3 статьи 286, часть 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Основания для изменения либо отмены обжалованных судебных актов отсутствуют (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Калининградской области от 26.09.2023 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.02.2024 по делу N А21-4400/2023 оставить без изменения, а кассационную жалобу муниципального унитарного предприятия муниципального образования "Гвардейский муниципальный округ Калининградской области" "Радуга" - без удовлетворения.
Председательствующий |
В.М. Толкунов |
Судьи |
В.М. Толкунов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Суд отказал в удовлетворении требований о признании недействительным решения о неподтверждении исключения негативного воздействия на окружающую среду полигона твердых коммунальных отходов, указав на недостатки в проведенном мониторинге и превышение предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ. Судебные акты первой и апелляционной инстанций оставлены без изменения.
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 13 июня 2024 г. N Ф07-5495/24 по делу N А21-4400/2023