г. Санкт-Петербург |
|
06 февраля 2024 г. |
Дело N А21-4400/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 января 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 06 февраля 2024 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Семеновой А.Б.
судей Мильгевской Н.А., Фуркало О.В.
при ведении протокола судебного заседания: Хариной И.С.
при участии:
от заявителя: Анисимов В.А. по доверенности от 09.01.2024,
Зиновьева С.Ф. по доверенности от 16.11.2023
от заинтересованного лица: Макрачева Е.А. по доверенности от 09.03.2023
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-38829/2023) МУП "Радуга" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 26.09.2023 по делу N А21-4400/2023, принятое
по заявлению МУП "Радуга"
к Северо-Западному межрегиональному управлению Росприроднадзора
об оспаривании решения
УСТАНОВИЛ:
Муниципальное унитарное предприятие муниципального образования "Гвардейский муниципальный округ Калининградской области" "Радуга" (ОГРН 1063917032706, 238210, Калининградская обл., г. Гвардейск, ул. Тельмана, 17, далее - заявитель, Предприятие, МУП "Радуга") обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением к Северо-Западному межрегиональному управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее - СЗМУ Росприроднадзора, Управление, заинтересованное лицо) о признании незаконным и отмене решения, изложенного в письме N 05-24/2533 от 07.02.2023, о неподтверждении исключения негативного воздействия на окружающую среду объекта размещения отходов - полигона ТКО в пос. Ельняки Гвардейского района Калининградской области.
Решением от 26.09.2023 суд первой инстанции в удовлетворении заявленных требований отказал.
Не согласившись с решением суда, МУП "Радуга" обратилось в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда, принять по делу новый судебный акт. В обоснование апелляционной жалобы Предприятие указывает на то, что направление Отчета на бумажном носителе не противоречит действующему законодательству, в том числе пункту 4 Порядка N 1030; перечень оснований для принятия решения о неподтверждении исключения негативного воздействия на окружающую среду установлен пунктом 11 Положения N 467. Кроме того, предельно допустимые выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, утвержденные приказом Управления от 11.12.2018 N145-Н, на момент подачи отчета не действовали, Управлением выдано новое разрешение на выбросы от 01.03.2022 N 65-П. В табл. 4.1 Отчета допущена опечатка в части указания вместо "диоксида азота" - "оксид углерода". Судом не оценены производственные процессы, в результате которых в атмосферный воздух поступают загрязняющие вещества: бензин, керосин, пыль неорганическая. В материалах дела NА21-15009/2022 отсутствуют доказательства того, что присутствие загрязняющих веществ в пробах подземных вод является следствием деятельности Предприятия. Кроме того мониторинг объекта осуществлен Предприятием после проведения проверки, по результатам которой составлен акт N04-24 от 23.05.2022.
В судебном заседании представители МУП "Радуга" поддержали доводы апелляционной жалобы, представитель Управления возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по мотивам, изложенным в отзыве.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как установлено материалами дела, Управление 07.02.2023 рассмотрело представленный письмом МУП "Радуга" от 13.01.2023 N 09 "Отчет о результатах мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территории объекта размещения отходов - полигона ТКО в пос. Ельняки Гвардейского района Калининградской области и в пределах его воздействия на окружающую среду за 2022 год" (далее - Отчет).
По результатам рассмотрения отчета заявителю направлен ответ N 05-24/2533 от 07.02.2023, согласно которому в соответствии с пунктом 11 Положения о подтверждении исключения негативного воздействия на окружающую среду объектов размещения отходов, утвержденного постановлением Правительства России от 26.05.2016 N 467, Управлением принято решение о неподтверждении исключения негативного воздействия на окружающую среду объекта размещения отходов - полигона ТКО в пос. Ельняки Гвардейского района Калининградской области.
Не согласившись с выводами Управления, изложенными в письме N 05-24/2533 от 07.02.2023, Учреждение обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Суд первой инстанции в удовлетворении заявленных требований отказал.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва на апелляционную жалобу, выслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда в виду следующего.
Согласно статье 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Федеральный закон N 7-ФЗ) негативным воздействием на окружающую среду (НВОС) является воздействие хозяйственной или иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.
В соответствии с пунктом 2 Положения о подтверждении исключения негативного воздействия на окружающую среду объектов размещения отходов, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 26.05.2016 N 467 (далее - Положение N 467), исключение НВОС объектов размещения отходов подтверждается результатами мониторинга состояния окружающей среды, проводимого собственниками объектов размещения отходов, а также лицами, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду в порядке, предусмотренном статьей 12 Федерального закона "Об отходах производства и потребления".
Порядок проведения собственниками объектов размещения отходов, а также лицами, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду утвержден приказом Минприроды России от 08.12.2020 N 1030 (далее - Порядок N1030).
В соответствии с пунктом 7 Положения N 467 Отчет оформляется на бумажном носителе в 2-х экземплярах, один из которых хранится у лица, эксплуатирующего объект размещения отходов, а 2-й экземпляр отчета вместе с его электронной версией на электронном носителе и сопроводительным письмом в уведомительном порядке представляется ежегодно, до 15 января года, следующего за отчетным годом, в территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по месту нахождения объекта размещения отходов.
В нарушение указанного требования, Отчет представлен в Управление на бумажном носителе без приложения его электронной версии на электронном носителе.
Пункт 4 Порядка N 1030, на который ссылается МУП "Радуга", не противоречит пункту 7 Положения N 467, а лишь устанавливает дополнительные требования к представляемой отчетности.
Согласно пункту 14 Порядка N 1030 при разработке программы мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду (далее - Программа мониторинга), в частности раздела "Обоснование выбора подлежащих наблюдению компонентов природной среды и природных объектов на территории объекта размещения отходов и в пределах его воздействия на окружающую среду", должны учитываться данные, характеризующие непосредственное воздействие объектов размещения отходов на атмосферный воздух, поверхностные и подземные воды, почвы, растительный и животный мир (при необходимости), а также отдельные экологические системы и природные ландшафты в районе расположения объекта размещения отходов.
Приказом Управления от 11.12.2018 N 145-Н для МУП "Радуга" по полигону ТКО "Ельняки" утверждены предельно допустимые выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, на основании которых выдано разрешение от 12.11.2018 N 65 на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух. Данные документы содержат перечень загрязняющих веществ, подлежащих нормированию и государственному учету. Однако в Отчете МУП "Радуга" не учитывает в полной мере непосредственное воздействие эксплуатируемого полигона на атмосферный воздух.
Кроме того, в результате сопоставления изложенной в Отчете информации с имеющимися в управлении данными о состоянии и загрязнении окружающей среды на территории ОРО МУП "Радуга" и в пределах его воздействия на окружающую среду, по результатам внеплановой выездной проверки в отношении МУП "Радуга" (акт проверки N 04-24 от 23.05.2022) установлено, что МУП "Радуга" не осуществляет меры по защите подземных вод от поступления в них загрязняющих веществ, входящих в состав размещаемых отходов, и (или) веществ, образующихся в массе отходов в процессе их нахождения в объекте размещения твердых коммунальных отходов за счет физико-химических и биологических процессов, в том числе при взаимодействии с атмосферным воздухом и атмосферными осадками - концентрация загрязняющих веществ: хлорид-ион, ионы аммония, нитрат-ион, железо, свинец в пробах, отобранных из скважины N 2, а также: ионы аммония, нитрат-ион, железо, кадмий, свинец в пробах, отобранных из скважины N 1 превышают установленные ПДК.
Кроме того, концентрация загрязняющих веществ БПКполн, железо, свинец в пробах, отобранных из скважины N 2 (расположена ниже по потоку грунтовых вод) превышают концентрации этих загрязняющих веществ в пробах, отобранных из скважины N 1 (расположена выше по потоку грунтовых вод).
Федеральное государственное бюджетное учреждение "Центр лабораторного анализа и технических измерений по Северо-Западному федеральному округу" в рамках выполнения заявки Управления в отношении МУП "Радуга" по результатам произведенного отбора проб почвы предоставило экспертное заключение N 11-01-23-ЭА от 11.01.2023, проведенное по результатам исследований, согласно которому установлены значительные превышения концентраций загрязняющих веществ по всем 8 отобранным пробам почвы, в том числе по следующим показателям: бензаперен, кобальт, медь, хром, цинк, нитрит-ион, нефтепродукты.
На стр. 41-42 отчета указаны мероприятия, которые осуществляются и планируются в качестве мер по предотвращению, уменьшению и ликвидации негативных изменений качества окружающей среды в области охраны подземных и поверхностных вод: контроль стабильной работы обводных канав и сбор фильтрата и передача по мере накопления на очистные сооружения.
Согласно п. 1.34 "Инструкция по проектированию, эксплуатации и рекультивации полигонов для твердых бытовых отходов" (утв. Минстроем России 02.11.1996) выше полигона на поверхностных водоисточниках и ниже полигона на водоотводных канавах также проектируются места отбора проб поверхностных вод. Отобранные пробы исследуются в том числе и на санитарно-химические показатели. Однако данная информация в отчёте отсутствует.
Согласно п 4.6.1 ГОСТа Р 56060-2014 "Производственный экологический мониторинг. Мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов", утвержденного Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 09.07.2014 N 709-ст, мониторинг должен обеспечивать сбор полной информации о процессе образования фильтрата внутри полигона и под полигоном. Данная информация отсутствует в отчете.
Согласно акту внеплановой выездной проверки от 23.05.2022 N 04-24 в ходе внеплановой проверки МУП "Радуга", проводившейся в отношении МУП "Радуга" в апреле-мае 2022 г., Управлением с привлечением филиала ФГБУ "ЦЛАТИ по Северо-Западному федеральному округу" - "ЦЛАТИ по Калининградской области" произведен отбор проб почвы (протокол отбора проб от 21.04.2022 N 00207), по результатам исследований которых установлены превышения концентраций загрязняющих веществ над установленными нормативами качества почв (экспертное заключение от 16.05.2022 N 11-33-22-ЭА).
МУП "Радуга" обжалованы в арбитражном суде результаты и выводы внеплановой выездной проверки от 23.05.2022 N 04-24 МУП "Радуга", а также предписание об устранении выявленных нарушений законодательства, связанных с оказываемым негативным воздействием на окружающую среду объекта размещения отходов. Решением Арбитражного суда Калининградской области по делу N А21-15009/2022 от 24.03.2023, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 05.07.2023, в удовлетворении требований МУП "Радуга" отказано.
Установленные в 2022 году обстоятельства, связанные с негативным воздействием на окружающую среду объекта размещения отходов, послужили основанием для составления в отношении МУП "Радуга" протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 8.2 КоАП РФ, с последующим привлечением его к административной ответственности в виде штрафа в размере 320 000 руб. Предприятие признано виновным по ст. 8.5 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа в размере 50 000 руб.
Вступившими в законную силу решениями Гвардейского районного суда Калининградской области по делам N 7А-15/2023 от 17.01.2023 и N 7А-27/2023 от 08.02.2023 доводы жалоб МУП "Радуга" аналогичные тем, что приведены по делу N А21-15009/2022, нарушений действующего законодательства в ходе проверки в действиях Управления и должностных лиц Управления не установлено, в связи с чем в удовлетворении требований отказано.
Доводы МУП "Радуга" по поводу неприменимости гигиенических нормативов качества почв, установленных для населенных мест и сельскохозяйственных угодий в соответствии с санитарными правилами и нормами СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания" (далее - СанПиН 1.2.3685-21) обоснованно признаны судом первой инстанции несостоятельными.
В соответствии с п. 20 Положения о разработке, установлении и пересмотре нормативов качества окружающей среды для химических и физических показателей состояния окружающей среды, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 13.02.2019 N 149, для оценки качества почв (земель) категорий земель сельскохозяйственного назначения и земель населенных пунктов, земельных участков зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, курортных зон, а также для почв (земель) всех категорий земель по химическим веществам неприродного происхождения устанавливаются гигиенические нормативы, разрабатываемые и утверждаемые Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в соответствии с законодательством в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
С учетом вышеизложенного, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что Предприятием не подтверждено исключение негативного воздействия на окружающую среду объекта размещения отходов - полигона ТКО в пос. Ельняки Гвардейского района Калининградской области.
Доводы апелляционной жалобы отклоняются апелляционным судом, как несостоятельные, необоснованные и не опровергающие правомерные выводы суда первой инстанции, изложенные в обжалуемом решении.
Принимая во внимание, что судом правильно установлены обстоятельства дела, в соответствии со статьей 71 АПК РФ исследованы и оценены имеющиеся в деле доказательства, применены нормы материального права, подлежащие применению в данном споре, и нормы процессуального права при рассмотрении дела не нарушены, обжалуемое решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Калининградской области от 26 сентября 2023 года по делу N А21-4400/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу Муниципального унитарного предприятия муниципального образования "Гвардейский муниципальный округ Калининградской области" "Радуга" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
А.Б. Семенова |
Судьи |
Н.А. Мильгевская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А21-4400/2023
Истец: МУП МО "Гвардейский район" "Радуга"
Ответчик: СЕВЕРО-ЗАПАДНОЕ МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ