11 июня 2024 г. |
Дело N А56-103533/2022 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Алешкевича О.А., судей Аникиной Е.А., Толкунова В.М.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Траст Лес" Степутенко С.М. (доверенность от 20.09.2022), от Комитета по природным ресурсам Ленинградской области Котолевской Н.Л. (доверенность от 09.01.2024),
рассмотрев 11.06.2024 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Траст Лес" на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.03.2024 по делу N А56-103533/2022,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Траст Лес" (187342, Ленинградская обл., г. Кировск, наб. реки Невы, д. 19; ОГРН 1084706001710; ИНН 4706028654; далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным решения Комитета по природным ресурсам Ленинградской области (191124, г. Санкт-Петербург, пл. Растрелли, д. 2, стр. 1; ОГРН 1077847192609; ИНН 7842354966; далее - Комитет) от 04.10.2022 N 09-000175 об отказе в приеме лесной декларации от 30.09.2022 N 15-2022 на заготовку древесины, а также о возложении на Комитет обязанности направить извещение о приеме указанной лесной декларации в части лесных кварталов NN 1(ч), 3, 4, 5(ч), 9(ч), 15(ч), 16, 21(ч), 27(ч), Березовского участкового лесничества (северная часть), NN 33(ч), 47(ч), 64(ч) Мгинского участкового лесничества (южная часть) Кировского лесничества Ленинградской области.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Комитет по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры (191023, г. Санкт-Петербург, ул. Зодчего Росси, д. 1-3, лит. А; ОГРН 1037843025527; ИНН 7832000069) и Комитет по сохранению культурного наследия Ленинградской области (191124, г. Санкт-Петербург, ул. Смольного, д. 3, лит. А; ОГРН 1217800007006; ИНН 7842188194).
Решением суда первой инстанции от 01.07.2023 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Определением от 23.01.2024 апелляционный суд перешел к рассмотрению дела по правилам, установленным для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 07.03.2024 решение суда первой инстанции отменено, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение судом апелляционной инстанции норм материального права и на несоответствие его выводов фактическим обстоятельствам дела, просит постановление суда апелляционной инстанции отменить. По мнению подателя жалобы, оспариваемый отказ Комитета в приеме лесной декларации является неправомерным.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы жалобы, представитель Комитета просила в ее удовлетворении отказать.
Жалоба рассмотрена в отсутствие представителей иных лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено апелляционным судом, между Комитетом и Обществом заключен договор от 24.12.2014 N 1/З-2014-12 аренды лесного участка, по условиям которого арендатору переданы во временное владение и пользование части лесных участков, примыкающие друг к другу в целях единого лесопользования, на лесном участке общей площадью 120 653 га согласно схеме расположения лесного участка и его характеристикам, указанным в Приложениях N 1 и N 2 к договору.
Согласно подпункту "а" пункта 16 договора арендатор имеет право после предоставления арендодателю в установленном порядке разработанного проекта освоения лесов с положительным заключением государственной экспертизы и подачи лесной декларации приступить к использованию лесного участка в соответствии с условиями договора.
Общество подало в Комитет лесную декларацию от 30.09.2022 N 15-2022 об использовании лесов в соответствии с проектом освоения лесов, прошедшим государственную экспертизу, утвержденную распоряжением Комитета от 27.12.2018 N 3676, а также изменениями и дополнениями к нему, прошедшими государственную экспертизу, утвержденную распоряжением Комитета от 26.04.2022 N 1240.
Извещением от 04.10.2022 N 09-000175 Комитет отказал Обществу в приеме лесной декларации по тем основаниям, что сведения об объемах использования лесов в целях заготовки древесины и(или) живицы не соответствуют проекту освоения лесов; приложение 1 к лесной декларации не соответствует пункту 1.1.6.5 лесохозяйственного регламента Кировского лесничества, поскольку лесные кварталы NN 1(ч), 3, 4, 5(ч), 9(ч), 15(ч), 16, 21(ч), 27(ч) Березовского (северная часть) участкового лесничества, а также кварталы NN 33(ч), 47(ч), 64(ч) Мгинского участкового лесничества (южная часть) находятся в границах охранной зоны - достопримечательного места "Военно-мемориальная зона "Прорыв блокады Ленинграда 1941-1944 гг.".
Общество не согласилось с отказом в приеме лесной декларации и обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд апелляционной инстанции, рассмотрев дело по правилам, установленным для рассмотрения дела в суде первой инстанции, придя к выводу о правомерности оспариваемого отказа, в удовлетворении заявленных требований отказал.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения апелляционным судом норм материального и процессуального права, считает, что жалоба не подлежит удовлетворению в силу следующего.
В соответствии со статьей 26 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) лесной декларацией является заявление об использовании лесов в соответствии с проектом освоения лесов (часть 1).
Согласно части 2 статьи 26 ЛК РФ ежегодно лесная декларация подается в органы государственной власти, органы местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, непосредственно либо через многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг в форме документа на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая единый портал государственных и муниципальных услуг, лицами, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, либо лицами, осуществляющими использование лесов на основании сервитута или установленного в целях, предусмотренных статьей 39.37 Земельного кодекса Российской Федерации, публичного сервитута.
Форма лесной декларации, порядок ее заполнения и подачи, а также требования к формату лесной декларации в электронной форме утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (часть 3 статьи 26 ЛК РФ).
Порядок заполнения и подачи лесной декларации утвержден приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 29.04.2021 N 303 (далее - Порядок N 303).
Согласно пункту 2 Порядка N 303 лесная декларация подается ежегодно лицами, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, не менее чем за 6 рабочих дней до начала предполагаемого срока использования лесов.
В соответствии с пунктом 6 Порядка N 303 уполномоченный орган осуществляет проверку поступившей лесной декларации на соответствие форме и требованиям к ее содержанию, установленным настоящим Порядком, проекту освоения лесов, достоверность указанных в ней сведений, в течение 5 рабочих дней со дня поступления в уполномоченный орган и, не позднее дня, следующего за днем окончания проверки лесной декларации, направляет лицу, подавшему лесную декларацию, электронное извещение о приеме лесной декларации или об отказе в приеме лесной декларации.
Извещение об отказе в приеме лесной декларации направляется в случае выявления несоответствия форме и требованиям к ее содержанию, установленным настоящим Порядком, проекту освоения лесов, в части формы и вида рубки, превышения декларируемого объема над объемом заготовки, установленным договором аренды лесного участка (с учетом возможности использования дополнительного объема древесины в текущем году за счет недоиспользованного установленного объема изъятия древесины по лесному участку за предыдущие три года, установленной Правилами заготовки древесины), недостоверности указанных в ней сведений, с указанием мотивированного обоснования причин такого отказа.
Административным регламентом предоставления органом государственной власти субъекта Российской Федерации в области лесных отношений государственной услуги по приему лесных деклараций и отчетов об использовании лесов от граждан, юридических лиц, осуществляющих использование лесов, утвержденным приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 08.12.2016 N 641, определен перечень оснований для приостановления или отказа в предоставлении государственной услуги в части приема лесных деклараций: непредставление документов, указанных в Административном регламенте; недостоверность сведений, указанных в лесной декларации; несоответствие лесной декларации форме и требованиям, установленным к ее содержанию; несоответствие лесной декларации проекту освоения лесов (пункт 2.11.1).
В данном случае, как установил суд апелляционной инстанции, Комитетом при рассмотрении поданной Обществом лесной декларации выявлено, что лесная декларация не соответствует пункту 1.1.6.5 "Объекты культурного наследия" лесохозяйственного регламента Кировского лесничества, утвержденного приказом Комитета от 01.11.2018 N 20, согласно которому арендованный лесной участок, расположенный в лесных кварталах NN 3, 7(ч) Березовского участкового лесничества, NN 84, 104(ч), 105 Мгинского участкового лесничества входит в границы особо охраняемого объекта культурного наследия достопримечательное место регионального значения "Военно-мемориальная зона "Прорыв блокады Ленинграда, 1941-1944 гг.".
Исходя из этого, Комитет пришел к выводу о том, что в лесную декларацию внесены недостоверные сведения, не учитывающие наличие на арендованной территории указанного объекта культурного наследия.
В соответствии с пунктом 1 статьи 36 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Закон N 73-ФЗ) проектирование и проведение земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных работ, указанных в статье 30 настоящего Закона работ по использованию лесов и иных работ осуществляются при отсутствии на данной территории объектов культурного наследия, включенных в реестр, выявленных объектов культурного наследия или объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия.
Согласно пункту 5 статьи 16.1 Закона N 73-ФЗ объект, обладающий признаками объекта культурного наследия, в отношении которого в региональный орган охраны объектов культурного наследия поступило заявление о его включении в реестр, является выявленным объектом культурного наследия со дня принятия региональным органом охраны объектов культурного наследия решения о включении такого объекта в перечень выявленных объектов культурного наследия. Выявленный объект культурного наследия подлежит государственной охране в соответствии с настоящим Законом до принятия решения о включении его в реестр либо об отказе во включении его в реестр.
В соответствии с приказом Комитета по культуре Ленинградской области от 13.05.2015 N 01-03/15-19 объект культурного наследия достопримечательное место регионального значения "Военно-мемориальная зона "Прорыв блокады Ленинграда, 1941-1944 гг." включен в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (регистрационный номер 47173124765005).
На основании изложенного суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что осуществление заготовки древесины на указанном объекте культурного наследия невозможно в силу требований законодательства, что не было учтено Обществом при подаче лесной декларации.
Приняв во внимание указанные обстоятельства, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о соответствии оспариваемого решения Комитета упомянутым нормам, а также об отсутствии оснований для признания нарушенными прав и законных интересов заявителя.
В соответствии с частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Выводы апелляционного суда соответствуют фактическим обстоятельствам, установленным по делу, и имеющимся в деле доказательствам. Поскольку нормы материального и процессуального права применены апелляционным судом правильно, кассационная инстанция не находит оснований для иной оценки обстоятельств дела и отмены обжалуемого судебного акта.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 333.21, подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации Обществу следует возвратить 1500 руб. излишне уплаченной государственной пошлины.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.03.2024 по делу N А56-103533/2022 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Траст Лес" - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Траст Лес" (187342, Ленинградская обл., г. Кировск, наб. реки Невы, д. 19; ОГРН 1084706001710; ИНН 4706028654) из федерального бюджета 1500 руб. государственной пошлины, уплаченной по платежному поручению от 08.04.2024 N 648.
Председательствующий |
О.А. Алешкевич |
Судьи |
О.А. Алешкевич |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Суд признал правомерным отказ Комитета в приеме лесной декларации, поданной обществом, на основании несоответствия представленных сведений проекту освоения лесов и наличия охранной зоны объекта культурного наследия. Апелляционный суд подтвердил, что заготовка древесины на данной территории невозможна, что не было учтено обществом при подаче декларации. Кассационная жалоба оставлена без удовлетворения.
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 11 июня 2024 г. N Ф07-5787/24 по делу N А56-103533/2022