17 июня 2024 г. |
Дело N А56-14492/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 июня 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 июня 2024 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Бобарыкиной О.А., судей Серовой В.К. и Старченковой В.В.,
при участии от государственного унитарного предприятия "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга" Вострякова А.А. по доверенности от 18.09.2023, от товарищества собственников жилья "Медный всадник" Киреева В.А. по доверенности от 12.03.2024,
рассмотрев 10.06.2024 в открытом судебном заседании кассационную жалобу государственного унитарного предприятия "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 20.10.2023 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.02.2024 по делу N А56-14492/2023,
УСТАНОВИЛ:
Государственное унитарное предприятие "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга", адрес: 190031, Санкт-Петербург, Малая Морская улица, дом 12, литера А, ОГРН 1027810310274, ИНН 7830001028 (далее - Предприятие), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к товариществу собственников жилья "Медный всадник", адрес: 197082, Санкт-Петербург, Лыжный переулок, дом 8, корпус 1, литера А, квартира 80, ОГРН 1177847227150, ИНН 7814696728 (далее - Товарищество), о взыскании с учетом уточнения в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) исковых требований 4 177 423 руб. 39 коп. задолженности по договору от 01.09.2017 N 3143.34.037.5 об оплате потребленной тепловой энергии (далее - Договор) за февраль - октябрь 2022 года и 482 654 руб. 99 коп. неустойки, начисленной за просрочку оплаты тепловой энергии, поставленной в июне 2021 - октябре 2022 года, а также неустойки, начисленной с 01.01.2023 по дату уплаты долга.
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 20.10.2023, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.02.2024, иск удовлетворен в части взыскания с Товарищества в пользу Предприятия 43 755 руб. 79 коп. неустойки; в удовлетворении иска в остальной части отказано.
В кассационной жалобе Предприятие просит отменить решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции, направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Податель кассационной жалобы указывает следующее: в контррасчете Товарищества содержатся арифметические ошибки, ответчик неверно определил объем горячего водоснабжения (далее - ГВС) в Гкал для сравнения в куб.м, неверно произвел расчет в отношении нежилых помещений, не представил доказательства изменения их характеристик; с учетом верного указания разницы между объемами в Гкал с куб.м по отчетам о теплопотреблении разница в начислениях составит 1 203 549 руб. 09 коп.; Товарищество не обосновало расчет; схема подключения теплоснабжения является двухтрубной, открытой, независимой, в системе подачи тепловой энергии установлены два узла учета тепловой энергии; Товарищество не представило сведения, подтверждающие данные для контррасчета; в двухтрубных открытых системах теплоснабжения учет потребленной тепловой энергии осуществляется на основании данных приборов узла учета тепловой энергии, установленных на подающем и обратном трубопроводах на вводе в индивидуальный тепловой пункт; приборы, установленные на линии ГВС, не участвуют в расчетах потребленной тепловой энергии и выступают в качестве приборов, контролирующих параметры теплоносителя, подаваемого в систему ГВС; позиция Товарищества противоречит судебной практике; объем коммунального ресурса определен Предприятием в соответствии с условиями договора и положениями действующего законодательства; определение объема потребленного коммунального ресурса должно осуществляться по показаниям общедомовых приборов учета (далее - ОДПУ); правильность правовой позиции Предприятия о необходимости определения объема потребленного коммунального ресурса по показаниям ОДПУ подтверждена частью 2 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 261-ФЗ); поставляемые Предприятием в многоквартирный дом (далее - МКД) коммунальные ресурсы в рамках заключенного договора теплоснабжения приобретаются Товариществом не только в целях предоставления соответствующих коммунальных услуг, но и в целях содержания общего имущества МКД; плата за объем коммунального ресурса, потребленного при содержании общего имущества МКД, входит в состав жилищных услуг, предоставляемых Товариществом собственникам; в случае образования разницы между объемом коммунального ресурса на общедомовые нужды, определенного по ОДПУ, и объемом коммунальной услуги, предъявленной к оплате гражданам, Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительством Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), предусмотрен механизм получения исполнителем коммунальных услуг образовавшейся разницы; акты сверки объемов тепловой энергии подписаны исполнителем коммунальных услуг без разногласий; весь объем потребленного Товариществом коммунального ресурса на нужды предоставления коммунальных и жилищных услуг подлежит оплате исходя из показаний ОДПУ; распределение объема коммунального ресурса, приходящегося на отопление и ГВС, является обязанностью Товарищества и не подлежит контролю со стороны Предприятия; формула 23, приведенная в пункте 26 приложения N 2 к Правилам N 354 не может быть использована в рассматриваемом споре, так как предусмотрена только на случай двухкомпонентного тарифа, который для расчета стоимости коммунальной услуги по ГВС в Санкт-Петербурге для граждан не установлен; утверждение Товарищества о том, что стоимость поставленной тепловой энергии подлежит определению как произведение показаний ОДПУ, зафиксировавших объем ГВС в куб.м, и тарифа на ГВС в рублях за куб.м, не основано на нормах права и противоречит условиям заключенного Предприятием и Товариществом договора теплоснабжения; в заявленный период расчет стоимости потребленной по договору теплоснабжения тепловой энергии осуществлялся в соответствии с тарифами, установленными для Предприятия Комитетом по тарифам Санкт-Петербурга; кроме тепловой энергии, потребленной на подогрев использованной гражданами горячей воды, тепловая энергия потребляется исполнителем коммунальных услуг в целях циркуляции горячей воды во внутридомовой системе; без данного объема тепловой энергии Товарищество лишено возможности предоставлять населению коммунальную услугу по ГВС надлежащего качества.
До судебного заседания в кассационный суд от Товарищества поступил отзыв на кассационную жалобу с возражениями против ее удовлетворения и ссылкой на преюдициальное значение судебных актов по делу N А56-84365/2021.
В судебном заседании представитель Предприятия поддержал доводы кассационной жалобы, а представитель Товарищества возражал против ее удовлетворения.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в соответствии со статьей 286 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, Предприятие (энергоснабжающая организация) и Товарищество (исполнитель) заключили Договор, по условиям которого исполнитель обязался оплачивать потребленную тепловую энергию (коммунальный ресурс) по адресу: Санкт-Петербург, Лыжный переулок, дом 8, корпус 1, литера А.
Согласно пунктам 2.2, 2.3 Договора энергоснабжающая организация до 10-го числа месяца, следующего за расчетным, выставляет в банк исполнителя платежное требование за потребленный коммунальный ресурс. Оплата исполнителем платежных документов осуществляется в течение 5 банковских дней со дня их выставления.
В феврале - октябре 2022 года Предприятие поставило тепловую энергию по Договору, которая Товариществом не оплачена.
В письме от 30.11.2022 Предприятие просило Товарищество погасить 4 177 423 руб. 39 коп. задолженности по Договору и уплатить 680 981 руб. 12 коп. неустойки.
В связи с оставлением указанного требования без удовлетворения Предприятие обратилось в суд с иском, уточнив который просило взыскать с Товарищества 4 177 423 руб. 39 коп. задолженности по Договору за февраль - октябрь 2022 года и 482 654 руб. 99 коп. неустойки, начисленной за просрочку оплаты тепловой энергии, поставленной в июне 2021 - октябре 2022 года, а также неустойку, начисленную с 01.01.2023 по дату уплаты долга.
При рассмотрении настоящего дела суд первой инстанции установил, что Предприятие определило объем поставленной тепловой энергии для нужд горячего водоснабжения в Гкал, а Товарищество определило объем потребленной горячей воды в куб.м, разница в стоимости составила 4 177 423 руб. 39 коп.
Признав правомерным расчет Товарищества, установив отсутствие задолженности за спорный период, суд первой инстанции отказал в удовлетворении требования о взыскании задолженности. Требование о взыскании неустойки удовлетворено судом первой инстанции с учетом представленного Товариществом контррасчета в размере 43 755 руб. 79 коп. за период с 21.03.2020 по 19.10.2021; в удовлетворении требования о взыскании неустойки в остальной части отказано.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и оставил его решение без изменения.
Кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Из пункта 2 статьи 13 Закона N 261-ФЗ следует, что законодательство обязывает осуществлять расчеты за энергоресурсы на основании данных о количественном значении потребленных энергетических ресурсов, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) правила, предусмотренные статьями 539 - 547 этого кодекса, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
По договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии (пункт 1 статьи 539 ГК РФ).
Оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон (пункт 1 статьи 544 ГК РФ).
В соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 38 Правил N 354, при расчете размера платы за коммунальные ресурсы, приобретаемые исполнителем у ресурсоснабжающей организации в целях оказания коммунальных услуг потребителям, применяются тарифы (цены) ресурсоснабжающей организации, используемые при расчете размера платы за коммунальные услуги для потребителей.
Поставка тепловой энергии и теплоносителя производилась Предприятием в МКД, который оборудован ОДПУ тепловой энергии.
Предприятие определило объем поставленной тепловой энергии на нужды ГВС на основании показаний ОДПУ в Гкал, а при расчете платы за ГВС применило тарифы, установленные в рублях за Гкал.
Товарищество полагает, что расчеты должны производиться в кубических метрах, так как оно выставляет населению плату за горячее водоснабжение исходя из тарифа на горячую воду в рублях за куб.м.
В соответствии с пунктом 7 статьи 19 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон N 190-ФЗ) коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя осуществляется в соответствии с правилами коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 18.11.2013 N 1034 (далее - Правила N 1034).
Однако в отношении определения объема коммунальных ресурсов, поставленных в многоквартирные дома, действует специальное правовое регулирование, имеющее в силу статьи 4 ЖК РФ приоритет перед законодательством о теплоснабжении.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 21 Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124, объем коммунального ресурса, поставляемого в многоквартирный дом, оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется на основании показаний указанного прибора учета за расчетный период (расчетный месяц) за вычетом объемов поставки коммунального ресурса собственникам нежилых помещений в этом многоквартирном доме по договорам ресурсоснабжения, заключенным ими непосредственно с ресурсоснабжающими организациями (в случае, если объемы поставок таким собственникам фиксируются коллективным (общедомовым) прибором учета).
Горячая вода является одним из коммунальных ресурсов (пункт 2 Правил N 354), который используется для предоставления коммунальной услуги ГВС.
Согласно пункту 42 Правил N 354 размер платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом помещении, оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета, за исключением платы за коммунальную услугу по отоплению, определяется в соответствии с формулой 1 приложения N 2 к Правилам N 354 исходя из показаний такого прибора учета за расчетный период: объем потребленного за месяц коммунального ресурса умножается на тариф за коммунальный ресурс, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 7 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 (далее - Правила N 306), при выборе единицы измерения нормативов потребления коммунальных услуг в отношении горячего водоснабжения (горячей воды) используются следующие показатели: в жилых помещениях - куб.м холодной воды на 1 человека и Гкал на подогрев 1 куб.м холодной воды или куб.м горячей воды на 1 человека.
Согласно подпункту "б" пункта 7(1) Правил N 306 при выборе единицы измерения нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме в отношении горячей воды используются показатели: куб.м холодной воды и Гкал на подогрев 1 куб.м холодной воды на 1 кв.м общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, или куб.м горячей воды на 1 кв.м общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме.
В связи с изложенным проживающие в жилом доме граждане оплачивают горячую воду исходя из объема коммунального ресурса, определенного в куб.м, и по тарифу, установленному регулирующим органом для оплаты одного куб.м горячей воды.
Таким образом, суммарный расход горячей воды за месяц исполнитель коммунальных услуг должен определять в куб.м по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета в многоквартирном доме и оплачивать его согласно тарифу, установленному для населения для оплаты одного куб.м горячей воды.
Товарищество как исполнитель коммунальных услуг не имеет собственного экономического интереса в приобретении коммунального ресурса и фактически действует как посредник между потребителями коммунальных услуг и ресурсоснабжающей организацией.
Согласно пункту 13 Правил N 354 предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией, товариществом или кооперативом либо организацией, указанной в подпункте "б" пункта 10 Правил N 354, посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям, в том числе путем их использования при производстве отдельных видов коммунальных услуг (отопление, горячее водоснабжение) с применением оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, и надлежащего исполнения таких договоров. Условия договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов для предоставления коммунальных услуг потребителям определяются с учетом Правил N 354 и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
С учетом статуса исполнителя коммунальных услуг, а также требований пункта 13 Правил N 354 законных оснований для возложения на Товарищество обязанности по оплате коммунального ресурса в большем объеме не имеется.
Как установили суды при рассмотрении настоящего дела, из имеющихся в материалах дела отчетов о теплопотреблении за спорный период следует, что ОДПУ тепловой энергии, которыми оборудован МКД, осуществляют раздельный учет коммунальных ресурсов на отопление и ГВС (в отчетах о теплопотреблении имеются отдельный раздел "Учет (ТВ-1)" и "Контроль ГВС (ТВ-2)".
В разделе "Контроль ГВС (ТВ-2)" отражаются показания измерительных датчиков (температуры, масс и объема) в системе ГВС - Т3, Т4, М3, М4, У3, У4, входящих в состав ОДПУ.
В силу пункта 94 Правил N 1034 коммерческому учету тепловой энергии, теплоносителя подлежит количество тепловой энергии, используемой, в том числе, в целях горячего водоснабжения, масса (объем) теплоносителя, а также значения показателей качества тепловой энергии при ее отпуске, передаче и потреблении.
Согласно подпункту "д" пункта 95, подпункту "а" пункта 100 Правил N 1034 в целях коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя и контроля качества теплоснабжения осуществляется измерение расхода теплоносителя в системе отопления и горячего водоснабжения. В открытых системах теплопотребления дополнительно определяется масса (объем) теплоносителя, израсходованного на водоразбор в системах горячего водоснабжения.
Пунктом 97 Правил N 1034 установлено, что в открытых и закрытых системах теплопотребления на узле учета тепловой энергии и теплоносителя с помощью прибора (приборов) определяются: а) масса (объем) теплоносителя, полученного по подающему трубопроводу и возвращенного по обратному трубопроводу; б) масса (объем) теплоносителя, полученного по подающему трубопроводу и возвращенного по обратному трубопроводу за каждый час; в) среднечасовая и среднесуточная температура теплоносителя в подающем и обратном трубопроводах узла учета.
В соответствии с пунктом 100 Правил N 1034 в открытых системах теплопотребления дополнительно определяются: а) масса (объем) теплоносителя, израсходованного на водоразбор в системах горячего водоснабжения; б) среднечасовое давление теплоносителя в подающем и обратном трубопроводах узла учета.
Суды установили, что ОДПУ тепловой энергии, расположенные в МКД, допущены в эксплуатацию и признаны пригодными для коммерческих расчетов, следовательно, фиксируют параметры, установленные Правилами N 1034.
С учетом установленных обстоятельств суды пришли к правомерному выводу о том, что Товарищество доказало наличие раздельного учета коммунального ресурса для целей горячего водоснабжения, а также количество тепловой энергии, затраченной на нужды ГВС, и определило объем тепловой энергии на нужды горячего водоснабжения с применением установленной формулы.
Проверив представленный Товариществом контррасчет исковых требований, суды установили отсутствие задолженности за коммунальный ресурс и отказали в иске в указанной части.
В соответствии со статьями 329, 330 ГК РФ исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой; неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.
На основании части 9.2 статьи 15 Закона N 190-ФЗ Предприятие предъявило к взысканию 482 654 руб. 99 коп. неустойки, начисленной за просрочку оплаты тепловой энергии, поставленной в июне 2021 - октябре 2022 года.
Установив факт нарушения Товариществом срока оплаты, учтя представленный ответчиком контррасчет, суд первой инстанции удовлетворил требование о взыскании 43 755 руб. 79 коп. за период с 21.03.2020 по 19.10.2021; в удовлетворении требования о взыскании неустойки в остальной части отказал.
Кассационная инстанция считает, что выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в нем доказательствам. Судами правильно применены нормы материального права, процессуальных нарушений при рассмотрении дела не допущено.
Кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 20.10.2023 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.02.2024 по делу N А56-14492/2023 оставить без изменения, а кассационную жалобу государственного унитарного предприятия "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга" - без удовлетворения.
Председательствующий |
О.А. Бобарыкина |
Судьи |
О.А. Бобарыкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Суд признал, что расчет задолженности за тепловую энергию, произведенный ответчиком, является правильным, и отсутствует задолженность по договору. Исковые требования о взыскании неустойки удовлетворены частично. Кассационная жалоба истца отклонена, поскольку суды первой и апелляционной инстанций правильно применили нормы материального права и установили фактические обстоятельства дела.
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 17 июня 2024 г. N Ф07-6440/24 по делу N А56-14492/2023