18 июня 2024 г. |
Дело N А44-2710/2023 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Алешкевича О.А., судей Аникиной Е.А., Кудина А.Г.,
рассмотрев 18.06.2024 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции государственного жилищного надзора и лицензионного контроля Новгородской области на решение Арбитражного суда Новгородской области от 13.07.2023 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.11.2023 по делу N А44-2710/2023,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью УО "Новострой" (173009, Великий Новгород, ул. Славянская, д. 22, оф. 2; ОГРН 1105321006801; ИНН 5321143803; далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Новгородской области с заявлением о признании недействительным предостережения Инспекции государственного жилищного надзора и лицензионного контроля Новгородской области (173008, Великий Новгород, ул. Большая Санкт-Петербургская, д. 81; ОГРН 1035300272171; ИНН 5321091224; далее - Инспекция) от 20.04.2023 N 257-23 о недопустимости нарушения обязательных требований.
Решением суда первой инстанции от 13.07.2023 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 23.11.2023 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Инспекция, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права и на несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, просит решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда отменить. По мнению подателя жалобы, оспариваемое предостережение содержит правомерные требования.
Жалоба рассмотрена в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, от собственников жилых помещений многоквартирных домов, расположенных по адресу: Великий Новгород, ул. Волотовская, д. 6, ул. Коровникова, д. 10, ул. Большая Санкт-Петербургская, д. 116, в Инспекцию поступили обращения от 10.04.2023, от 06.04.2023, от 12.04.2023, от 04.04.2023, в которых указывалось, что Общество, являясь управляющей организацией, в 2023 году за период с 01.01.2022 по 31.12.2022 провело корректировку платы за коммунальные ресурсы для целей содержания общего имущества в многоквартирных домах.
В ходе рассмотрения обращений Инспекция установила, что Общество при проведении корректировки платы неправомерно приняло в качестве расчетного периода календарный 2022 год.
Исходя из того, что постановление Правительства Российской Федерации от 03.02.2022 N 92 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме" (далее - Постановление N 92), предусматривающее порядок указанной корректировки, вступило в силу с 01.09.2022 и в нем отсутствует указание на обратную силу его положений, Инспекция пришла к выводу, что при проведении корректировки за 2022 год следовало учитывать только период с 01.09.2022 по 31.12.2022.
О недопустимости нарушения обязательных требований Инспекция объявила Обществу предостережение от 20.04.2023 N 257-23, согласно которому в срок до 15.05.2023 корректировку платы за коммунальные ресурсы для целей содержания общего имущества многоквартирного дома за период с 01.01.2022 по 31.08.2022 следует отменить, направив в Инспекцию уведомление об исполнении.
Общество не согласилось с предостережением Инспекции и обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, придя к выводу о неправомерности и необоснованности оспариваемого предостережения, заявленные требования удовлетворил.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и оставил решение без изменения.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает, что жалоба подлежит удовлетворению в силу следующего.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 45 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Закон N 248-ФЗ) контрольные (надзорные) органы могут осуществлять профилактические мероприятия, в том числе объявлять предостережение.
В соответствии с частью 1 статьи 49 Закона N 248-ФЗ в случае наличия у контрольного (надзорного) органа сведений о готовящихся нарушениях обязательных требований или признаках нарушений обязательных требований и (или) в случае отсутствия подтвержденных данных о том, что нарушение обязательных требований причинило вред (ущерб) охраняемым законом ценностям либо создало угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, контрольный (надзорный) орган объявляет контролируемому лицу предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований и предлагает принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований.
Как предусмотрено частью 2 статьи 49 Закона N 248-ФЗ, предостережение объявляется и направляется контролируемому лицу в порядке, предусмотренном данным законом; должно содержать указание на соответствующие обязательные требования, предусматривающий их нормативный правовой акт, информацию о том, какие конкретно действия (бездействие) контролируемого лица могут привести или приводят к нарушению обязательных требований, а также предложение о принятии мер по обеспечению соблюдения данных требований.
В данном случае судами первой и апелляционной инстанций установлено, что основанием для объявления Обществу оспариваемого предостережения стали выводы Инспекции о неправомерности проведения им корректировки платы за коммунальные ресурсы для целей содержания общего имущества в многоквартирном доме за период с 01.01.2022 по 31.12.2022 на основании Постановления N 92.
В соответствии с частью 2 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме; взнос на капитальный ремонт; плату за коммунальные услуги.
Согласно части 9.2 статьи 156 ЖК РФ размер расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, определяется при наличии коллективного (общедомового) прибора учета исходя из норматива потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, который утверждается органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, с проведением перерасчета размера таких расходов исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее - Правила N 491).
Постановлением N 92, вступившим в силу с 01.09.2022, в Правила N 491 внесены изменения, в частности, введены пункты 29(2) и 29(3).
В силу пункта 29(2) размер платы за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества, определяется как произведение тарифа (цены) для потребителей, установленного ресурсоснабжающей организацией в порядке, определенном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов), и объема коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества, приходящегося на каждое жилое и нежилое помещение, определенного в соответствии с формулами 1112(2), 15, 17, 20(2), 24 и 28 приложения N 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354). При этом размер расходов на коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества, включается в плату за содержание жилого помещения для каждого жилого и нежилого помещения в многоквартирном доме и определяется в следующем порядке:
при наличии коллективного (общедомового) прибора учета и отсутствии решений общего собрания собственников помещений, указанных в подпунктах "в" и "г" настоящего пункта, - в размере, определенном в соответствии с подпунктом "а" настоящего пункта, с последующим проведением перерасчета размера расходов на коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества, в соответствии с пунктом 29(3) настоящих Правил исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета (подпункт "б");
в случае принятия в многоквартирном доме, оснащенном коллективным (общедомовым) прибором учета, на общем собрании собственников помещений решения об определении размера расходов в составе платы за содержание жилого помещения на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества, из расчета их среднемесячного объема потребления - исходя из объема коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества, определенного по формуле согласно пункту 1 приложения, с последующим проведением перерасчета размера таких расходов в соответствии с пунктом 29(3) настоящих Правил исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета (подпункт "в").
В соответствии с подпунктом "а" пункта 29(3) Правил N 491 (в редакции, подлежащей применению к рассматриваемым правоотношениям) в случаях, предусмотренных подпунктами "б" и "в" пункта 29(2) настоящих Правил, перерасчет размера расходов на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества, осуществляется по формуле, предусмотренной пунктом 2 приложения к настоящим Правилам, по истечении каждого календарного года, при этом величина перерасчета учитывается в составе платы за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества, в течение I квартала года, следующего за расчетным годом.
Приняв во внимание, что согласно Правилам N 491 в редакции Постановления N 92, вступившего в законную силу с 01.09.2022, расчетным периодом для проведения перерасчета платы за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества, является календарный год, предшествующий I кварталу года, в котором осуществляется перерасчет, суды пришли к выводу о том, что Общество при проведении в I квартале 2023 года перерасчета платы по указанным многоквартирным домам обоснованно применило весь календарный 2022 год в качестве расчетного периода.
В связи с этим суд первой инстанции пришел к выводу о несоответствии оспариваемого предостережения упомянутым нормам, а также о нарушении прав и законных интересов заявителя. С этим согласился и апелляционный суд.
Вместе с тем судами не учтено, что согласно статье 6 ЖК РФ акты жилищного законодательства не имеют обратной силы и применяются к жилищным отношениям, возникшим после введения его в действие; действие акта жилищного законодательства может распространяться на жилищные отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, прямо предусмотренных этим актом; в жилищных отношениях, возникших до введения в действие акта жилищного законодательства, данный акт применяется к жилищным правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие.
В пункте 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" также разъяснено, что акт жилищного законодательства не имеет обратной силы и применяется к жилищным отношениям, возникшим после введения его в действие.
Поскольку изменения в Правила N 491 внесены Постановлением N 92, вступившим в силу с 01.09.2022, действие пункта 29(3) Правил N 491 не может быть распространено на период с 01.01.2022 по 31.08.2022.
Вывод судов о правомерности произведенной Обществом корректировки за период с 01.01.2022 по 30.12.2022 со ссылкой на то, что согласно положениям Правил N 491 расчетным периодом для проведения перерасчета платы за коммунальные ресурсы является календарный год, является ошибочным, поскольку установление в подпункте "а" пункта 29(3) Правил N 491 порядка перерасчета по истечении календарного года не свидетельствует о распространении действия Постановления N 92 на период до 01.09.2022 (определение Верховного Суда Российской Федерации от 29.03.2024 N 306-ЭС24-2498).
При таких обстоятельствах оспариваемое предостережение соответствует упомянутым нормам и не нарушает права и законные интересы заявителя.
В соответствии с частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
В связи с этим у судов не имелось оснований для удовлетворения заявленных Обществом требования, а обжалуемые судебные акты подлежат отмене, как принятые с неправильным применением норм материального права.
Поскольку дополнительного выяснения фактических обстоятельств, имеющих значение для дела, не требуется, кассационная инстанция считает возможным, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 2 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Новгородской области от 13.07.2023 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.11.2023 по делу N А44-2710/2023 отменить.
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Председательствующий |
О.А. Алешкевич |
Судьи |
О.А. Алешкевич |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Суд признал правомерным предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований, касающееся корректировки платы за коммунальные ресурсы, проведенной управляющей организацией. Суд установил, что корректировка за 2022 год была выполнена с нарушением норм, вступивших в силу с 01.09.2022, и отменил ранее принятые решения судов первой и апелляционной инстанций.
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 18 июня 2024 г. N Ф07-6975/24 по делу N А44-2710/2023