17 июня 2024 г. |
Дело N А42-4865/2023 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Рудницкого Г.М., судей Кадулина А.В., Чуватиной Е.В.,
при участии предпринимателя Чеверденко Г.Г. (паспорт) и ее представителя Михайловой А.Р. (доверенность от 29.05.2023),
рассмотрев 11.06.2024 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Администрации Ковдорского муниципального округа Мурманской области на решение Арбитражного суда Мурманской области от 23.08.2023 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.12.2023 по делу N А42-4865/2023,
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Чеверденко Галина Григорьевна, ОГРНИП 304510413300016, ИНН 510400187385, обратилась в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением к Администрации Ковдорского муниципального округа Мурманской области, адрес: 184141, Мурманская обл., г. Ковдор, пл. Ленина, д. 1, ОГРН 1025100575554, ИНН 5104001914 (далее - Администрация), о признании незаконным отказа, изложенного в письме Администрации от 19.04.2023 N 02-27/1932, в реализации заявленного предпринимателем преимущественного права на приобретение нежилого помещения площадью 11,3 кв. м, расположенного по адресу: Мурманская обл., г. Ковдор, ул. Коновалова, д. 18, эт. 2.
Решением от 23.08.2023, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 07.12.2023, заявление удовлетворено.
В кассационной жалобе Администрация, ссылаясь на неправильное применение судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права и несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в нем доказательствам, просит решение и постановление отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Помимо прочего, податель жалобы в обоснование доводов, в частности, указывает на то, что поскольку отсутствует воля публичного собственника на отчуждение имущества, то не имеется и преимущественного права на такое отчуждение.
Кроме того, заявитель полагает, что спорное помещение не отвечает критерию изолированности, что приводит к ограниченности прав муниципального образования на распоряжение всем зданием.
В отзыве на кассационную жалобу предприниматель просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, считая их законными. Кроме того, предприниматель просит взыскать с Администрации 57 506 руб. 08 коп. судебных расходов в связи с подачей кассационной жалобы.
В судебном заседании представитель предпринимателя возразил против удовлетворения жалобы. Учитывая отсутствие представителя Администрации в судебном заседании заявление предпринимателя о взыскании судебных расходов, понесенных в суде кассационной инстанции, подлежит оставлению без рассмотрения.
Администрация извещена надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, однако своих представителей в суд не направила, что в соответствии со статьей 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не может служить препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Кроме того, информация о принятии жалобы к производству, а также о месте и времени судебного заседания размещена на официальном сайте Арбитражного суда Северо-Западного округа в информационно-телекоммуникационной сети Интернет. Документы, подтверждающие размещение указанных сведений, включая дату их размещения, на официальном сайте суда, приобщены к материалам дела.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, предприниматель с декабря 2016 года в соответствии с заключенными договорами аренды арендует у Комитета по управлению муниципальным имуществом Ковдорского района Мурманской области под склад нежилые помещения площадью 11,3 кв. м, расположенные на втором этаже здания по адресу: Мурманская обл., г. Ковдор, ул. Коновалова, д. 18. В соответствии с договором от 23.12.2019 N 71/2019 срок действия аренды до 20.12.2024.
Заявлениями от 27.07.2020, 07.04.2022, 27.02.2023, 03.04.2023 предприниматель заявляла о своем соответствии условиям отнесения к категории субъектов малого или среднего предпринимательства и о реализации преимущественного права на приобретение указанного помещения как добросовестный арендатор.
Однако Администрация, сославшись на отсутствие намерения продавать как заявленный объект, так и здание в целом, письмом от 19.04.2023 N 02-27/1932 отказала в предоставлении истребуемого преимущественного права. Кроме того, Администрация в письме также указала на факт невключения арендуемого имущества в прогнозный план (программу) приватизации муниципального имущества муниципального образования Ковдорский район на 2023 - 2025 годы, утвержденный решением Совета депутатов муниципального образования Ковдорский район от 30.11.2022 N 39, а также принятие 10.03.2023 комиссией по приватизации муниципального имущества Ковдорского муниципального округа решения о признании объектов муниципальной собственности в указанном здании необходимыми муниципальному образованию для решения вопросов местного значения.
Предприниматель, квалифицировав указанное письмо как отказ, незаконно препятствующий реализации рассматриваемого права, обратился в арбитражный суд с требованием признать такой отказ Администрации незаконным.
Суд первой инстанции, исследовав и оценив в соответствии со статьей 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи, пришел к выводу об удовлетворении иска.
Апелляционная инстанция, повторно исследовав материалы дела, согласилась с данными выводами и оставила решение без изменения.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Согласно статье 217 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан или юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного или муниципального имущества.
Отношения, возникающие в связи с отчуждением из государственной или из муниципальной собственности недвижимого имущества, арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, регулируются Федеральным законом от 22.07.2008 N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 159-ФЗ).
Согласно статье 3 данного Закона (в редакции, действовавшей в период существования спорных правоотношений) субъекты малого и среднего предпринимательства при возмездном отчуждении арендуемого имущества из государственной собственности или муниципальной собственности пользуются преимущественным правом на приобретение такого имущества по цене, равной его рыночной стоимости и определенной независимым оценщиком в порядке, установленном Федеральным законом "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", при одновременном соблюдении четырех условий, предусмотренных этой статьей, в частности если:
- арендуемое имущество на день подачи заявления находится в их временном владении и (или) временном пользовании непрерывно в течение двух и более лет в соответствии с договором или договорами аренды такого имущества, за исключением случая, предусмотренного частью 2.1 статьи 9 этого Закона (пункт 1);
- отсутствует задолженность по арендной плате за такое имущество, неустойкам (штрафам, пеням) в случае, предусмотренном частью 2.1 статьи 9 этого Закона, на день подачи субъектом малого или среднего предпринимательства заявления (пункт 2).
Частью 2.1 статьи 9 Закона N 159-ФЗ установлены специальные условия, при которых заявитель вправе подать заявление о реализации преимущественного права в отношении имущества, включенного в утвержденный в соответствии с частью 4 статьи 18 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" перечень государственного имущества или муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства. В этом случае арендуемое имущество на день подачи субъектом малого или среднего предпринимательства заявления должно находиться в его временном владении и (или) временном пользовании непрерывно в течение трех и более лет в соответствии с договором или договорами аренды такого имущества (пункт 1).
Судами установлено, что предприниматель относится к субъектам малого и среднего предпринимательства и является арендатором спорного нежилого фонда с 2016 года на основании договора аренды, который не оспорен заинтересованными лицами и не признан незаконным в установленном законном порядке; задолженность по арендной плате и пени отсутствует; арендуемая предпринимателем площадь (11,3 кв.м) не превышает установленное предельное значение площади; также установлено, что на момент обращения предпринимателя с заявлением о реализации преимущественного права на приватизацию арендуемого объекта нежилого фонда все условия, установленные статьей 3 Закона N 159-ФЗ в соответствующей редакции, заявителем соблюдены.
Суды, установив данные обстоятельства, приняв во внимание условия договора, правомерно в соответствии со статьями 425, 610 ГК РФ пришли к верным выводам об отсутствии объективных препятствий для отчуждения муниципального имущества в частную собственность, и о том, что баланс частных и публичных интересов подачей предпринимателем соответствующего заявления о реализации преимущественного права на приобретение имущества не нарушен, в связи с чем правомерно признали оспариваемое решение Администрации не соответствующим Закону N 159-ФЗ. При этом суды отметили, что положения Закона N 159-ФЗ носят специальный характер по отношению к нормам Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества", поэтому невключение имущества в прогнозируемый план приватизации имущества не является препятствием для отчуждения такого имущества субъекту малого (среднего) предпринимательства. Таким образом, поскольку на дату вступления в силу Закона N 159-ФЗ арендованное предпринимателем муниципальное имущество не включено в соответствующий перечень, на Администрации лежит обязанность совершить действия, предусмотренные частью 3 статьи 9 Закона N 159-ФЗ.
Основания для иной правовой оценки выводов судов двух инстанций у суда округа отсутствуют.
Всем доводам Администрации суды дали надлежащую оценку с подробным изложением мотивов такого принятия; выводы судов об обстоятельствах, имеющих существенное значение для дела, соответствуют приобщенным к делу доказательствам.
Учитывая изложенное, кассационная инстанция находит обжалуемые решение и постановление законными и не усматривает установленных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены данных судебных актов.
С учетом изложенного кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Мурманской области от 23.08.2023 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.12.2023 по делу N А42-4865/2023 оставить без изменения, а кассационную жалобу Администрации Ковдорского муниципального округа Мурманской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Г.М. Рудницкий |
Судьи |
Г.М. Рудницкий |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Суд признал незаконным отказ администрации в реализации предпринимателем преимущественного права на приобретение арендуемого нежилого помещения, так как все условия для этого были соблюдены. Суд установил, что отсутствие намерения администрации продавать имущество не является препятствием для реализации права арендатора, и подтвердил законность предыдущих судебных актов.
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 17 июня 2024 г. N Ф07-1532/24 по делу N А42-4865/2023
Хронология рассмотрения дела:
17.06.2024 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-1532/2024
05.02.2024 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-35203/2023
07.12.2023 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-35203/2023
23.08.2023 Решение Арбитражного суда Мурманской области N А42-4865/2023