17 июня 2024 г. |
Дело N А56-60742/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 июня 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 июня 2024 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Чуватиной Е.В., судей Захаровой М.В., Кадулина А.В.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "С.Пресса" Тарасовой В.А. (доверенность от 01.05.2024), от Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга Султанмуратова Д.Ю. (доверенность от 12.04.2024),
рассмотрев 05.06.2024 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 22.11.2023 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.02.2024 по делу N А56-60742/2023,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "С.Пресса", адрес: 190020, Санкт-Петербург, Лифляндская ул., д.6, корп. 6, лит. С, ч.п/оф. 161/401 Д, ОГРН 1187847011175, ИНН 7811678826 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным отказа Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга, адрес: 191144, Санкт-Петербург, Новгородская ул., д. 20, лит. А, пом. 2-Н, ОГРН 1027809244561, ИНН 7832000076 (далее - Комитет), оформленного уведомлением от 19.06.2023 N 05-26-23616/23-0-0, в заключении с Обществом договора на размещение нестационарного торгового объекта (далее - НТО) в месте, определенном пунктом 145 раздела VI "Объекты, используемые для реализации периодической печатной продукции. Павильоны, киоски" (Приморский район, заявление в РГИС N 37219) части 2 "Прочие торговые объекты" схемы размещения НТО, на земельном участке по адресу: Санкт-Петербург, ул. Савушкина, участок 173 (пересечение ул. Савушкина и ул. Туристской); об обязании Комитета устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Общества путем принятия в течение 30-ти дней с даты вступления в законную силу решения суда решения о заключении с Обществом договора на размещение НТО на указанном земельном участке сроком на 5 лет.
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 22.11.2023 требования Общества удовлетворены.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.02.2024 данное решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Комитет, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, просит отменить решение от 22.11.2023 и постановление от 27.02.2024, принять по делу новый судебный акт - об отказе в удовлетворении заявления.
Комитет полагает, что у него отсутствовали основания для принятия положительного решения по заявлению Общества, а уведомление соответствует положениям Закона Санкт-Петербурга 08.04.2015 N 165-27 "О размещении нестационарных торговых объектов" (далее - Закон N 165-27) и не нарушает права и законные интересы Общества.
В отзыве на кассационную жалобу Общество просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, считая их законными и обоснованными.
В судебном заседании представитель Комитета поддержал доводы кассационной жалобы, а представитель Общества возражал против ее удовлетворения.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, Общество обратилось в Комитет с заявкой от 16.05.2023 N 54731248 о заключении договора на размещение НТО без проведения аукциона, в месте, определенном пунктом пунктом 145 раздела VI "Объекты, используемые для реализации периодической печатной продукции. Павильоны, киоски" (Приморский район, заявление в РГИС N 37219) части 2 "Прочие торговые объекты" схемы размещения НТО, на земельном участке по адресу: Санкт-Петербург, ул. Савушкина, участок 173 (пересечение ул. Савушкина и ул. Туристской), площадью 15,03 кв.м.
Уведомлением от 19.06.2023 N 05-26-23616/23-0-0 Комитет отказал в заключении договора на размещение НТО со ссылкой на наличие оснований, указанных в подпункте 1 пункта 3 статьи 6 Закона N 165-27, а именно то, что место размещения НТО, указанное в заявке, не соответствует положениям статьи 1 Закона N 165-27, цель использования НТО, указанная в заявке Общества, не соответствует цели, указанных в схеме размещения НТО.
Полагая, что оспариваемый отказ Комитета не соответствует закону и иным нормативным правовым актам, а также нарушает права и законные интересы Общества в сфере предпринимательской и экономической деятельности, последний обратился в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу.
Суды первой и апелляционной инстанций признали требования Общества обоснованными и удовлетворили заявление.
Кассационная инстанция, исследовав материала дела, изучив доводы жалобы и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает, что обжалуемые судебные акты не подлежат отмене в связи со следующим.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.33 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута, публичного сервитута в случае размещения нестационарных торговых объектов (подпункт 6 пункта 1).
Согласно пункту 1 статьи 39.36 ЗК РФ размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации".
Отношения, связанные с размещением нестационарных торговых объектов на землях и земельных участках, находящихся в государственной собственности Санкт-Петербурга, а также на землях и земельных участках, находящихся на территории Санкт-Петербурга, государственная собственность на которые не разграничена, регулируются Законом N 165-27.
В силу статьи 2 названного Закона предоставление хозяйствующим субъектам права на размещение НТО в местах, определенных схемой размещения НТО, осуществляется на основании договора, заключаемого по результатам аукциона либо в случаях, предусмотренных данным Законом, без проведения аукциона, за исключением отдельных случаев.
Согласно подпункту 7 пункта 1 статьи 6 названного Закона без проведения аукциона договор на размещение НТО в местах, определенных схемой, заключается в случае размещения НТО, предназначенного для реализации периодической печатной продукции.
Основания для отказа в заключении договора на размещение НТО без проведения аукциона установлены пунктом 3 той же статьи. Таким основанием, в частности, является несоответствие места размещения НТО, указанного в заявке хозяйствующего субъекта о заключении договора на размещение НТО без проведения аукциона, положениям статьи 1 Закона N 165-27 (подпункт 1 пункта 3 статьи 6).
В свою очередь, статьей 1 Закона N 165-27 предусмотрено, что размещение нестационарных торговых объектов осуществляется в местах, определенных схемой размещения нестационарных торговых объектов.
Таким образом, не соответствующим положениям статьи 1 Закона N 165-27 может быть признано указанное в заявке место, не включенное в схему.
Как установлено судами, место размещения НТО, указанное в заявке Общества, на момент подачи заявки и принятия оспариваемого решения Комитета не было исключено из схемы.
По пояснениям Комитета, указанное в заявке Общества место предназначено для размещения объекта, используемого для реализации периодической печатной продукции, в рамках специальной программы.
Вместе с тем, такого основания для отказа в заключении договора на размещение НТО Законом N 165-27 не предусмотрено.
Сведения о заключении с иным хозяйствующим субъектом договора на размещение НТО в спорном месте Комитет не представил.
При таком положении суды правомерно пришли к выводу о несоответствии оспариваемого решения Комитета Закону N 165-27 и обоснованно удовлетворили заявленные требования.
Поскольку нормы материального и процессуального права применены судами правильно, предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены обжалуемых судебных актов не имеется.
Определением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 08.04.2024 по ходатайству Комитета исполнение решения от 22.11.2023 было приостановлено до окончания производства в арбитражном суде кассационной инстанции. В связи с завершением рассмотрения кассационной жалобы и оставлением обжалуемых судебных актов в силе приостановление исполнения следует отменить.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 22.11.2023 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.02.2024 по делу N А56-60742/2023 оставить без изменения, а кассационную жалобу Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга - без удовлетворения.
Отменить приостановление исполнения решения Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 22.11.2023 по делу N А56-60742/2023, принятое определением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 08.04.2024.
Председательствующий |
Е.В. Чуватина |
Судьи |
Е.В. Чуватина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Суд подтвердил законность решения о признании отказа в заключении договора на размещение нестационарного торгового объекта неправомерным, указав, что место размещения не было исключено из схемы. Комитет не представил оснований для отказа, предусмотренных законом, что нарушает права заявителя. Кассационная жалоба оставлена без удовлетворения, решение первой инстанции и апелляции - без изменений.
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 17 июня 2024 г. N Ф07-5744/24 по делу N А56-60742/2023