18 июня 2024 г. |
Дело N А13-5414/2022 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кудина А.Г., судей Алешкевича О.А., Мунтян Л.Б.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Бабушкинский союз предпринимателей" Щукина Д.В. (доверенность от 19.01.2024), от Департамента лесного комплекса Вологодской области начальника управления Васильевой В.В. (доверенность от 04.12.2023),
рассмотрев 04.06.2024 в открытом судебном заседании кассационные жалобы общества с ограниченной ответственностью "Бабушкинский союз предпринимателей" и Департамента лесного комплекса Вологодской области на решение Арбитражного суда Вологодской области от 21.07.2023 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.12.2023 по делу N А13-5414/2022,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Бабушкинский союз предпринимателей", адрес: 161350, Вологодская область, Бабушкинский район, село им. Бабушкина, Мелиоративная улица, дом 2а, ОГРН 1103535000139, ИНН 3502005600 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением о признании недействительным приказа Департамента лесного комплекса Вологодской области, адрес: 160000, город Вологда, улица Герцена, дом 27, ОГРН 1053500056136, ИНН 3525151968 (далее - Департамент), от 11.02.2022 N 115 "Об исключении инвестиционного проекта Общества из перечня приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов" (далее - Приказ N 115).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство промышленности и торговли Российской Федерации, адрес: 123317, Москва, Пресненская набережная, дом 10, строение 2, ОГРН 1047796323123, ИНН 7705596339 (далее - Министерство).
Решением суда первой инстанции от 21.07.2023 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением апелляционного суда от 22.12.2023 указанное решение оставлено без изменения.
Определением кассационной инстанции от 06.05.2024 в порядке части 3 статьи 18 АПК РФ произведена замена судьи Аникиной Е.А., ранее участвовавшей в рассмотрении кассационных жалоб Общества и Департамента, на судью Алешкевича О.А.
В кассационных жалобах, ссылаясь на неправильное применение судами двух инстанций норм материального и процессуального права, несоответствие выводов фактическим обстоятельствам дела, Общество просит решение и постановление отменить, а Департамент - решение суда первой инстанции изменить, исключив из мотивировочной части решения выводы, изложенные в абзацах седьмом и девятом на странице 10, в абзаце десятом на страницах 10 и 11, в абзаце втором на странице 11, в абзацах четвертом и пятом на странице 12, в абзаце седьмом на страницах 12 и 13, в абзацах первом, втором, третьем на странице 15, в абзаце третьем на странице 16, в абзаце седьмом на странице 16, в абзацах перовом и втором на странице 18, изложив абзац шестой на странице 18 мотивировочной части решения в следующей редакции: "В данном случае Обществом вложено инвестиций в размере 297 072,59 тыс. руб.", а также соответствующие выводы из мотивировочной части постановления апелляционного суда.
В судебном заседании представители Общества и Департамента поддержали доводы, изложенные в жалобах.
Министерство о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом, однако в суд своих представителей не направило, в связи с чем жалоба рассмотрена без его участия, что не противоречит норме части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела и установлено судами двух инстанций, приказом Департамента от 01.11.2010 N 718 утверждена заявка Общества на реализацию приоритетного инвестиционного проекта в области освоения лесов "Организация комплексной переработки древесины на базе Общества", в дальнейшем приказами утверждались заявки Общества на внесение изменений в указанный инвестиционный проект.
Инвестиционный проект Общества "Организация комплексной переработки древесины на базе Общества" приказом Министерства от 21.12.2010 N 1264 включен в перечень приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов.
Департаментом и Обществом с целью реализации приоритетного инвестиционного проекта в области освоения лесов заключен договор аренды лесных участков от 30.12.2010 N 02-02-16/409-2010 для заготовки древесины на территории Бабушкинского лесничества на общей площади 50 566 га.
Разработанная Обществом Концепция инвестиционного проекта "Организация комплексной переработки древесины на базе Общества" (предусматривающая создание объектов лесоперерабатывающей инфраструктуры (цех лесопиления, деревообработки, сушильного и котельного хозяйства, производственных мощностей по выпуску древесных брикетов), лесной инфраструктуры) (далее - Концепция, приоритетный инвестиционный проект) и приказ от 01.11.2010 N 718 (в редакции приказов Департамента от 11.11.2013 N 1214, 26.11.2013 N 1271, 22.12.2015 N 1333) предусматривают:
- поэтапный план реализации инвестиционного проекта (таблица 3.1 концепции в редакции изменений, утвержденных приказом Департамента от 26.11.2013 N 1271 и график привлечения инвестиционных ресурсов для реализации проекта (таблица 7.12 концепции в редакции изменений, утвержденных приказом департамента от 26.11.2013 N 1271);
- обязательства Общества по реализации инвестиционного проекта, в том числе общий объем инвестиций - 363,1 млн. руб.; срок строительства: 2010-2016 годы; срок реализации (срок окупаемости) проекта: 2010-2017 годы (простой - 86 месяцев (7,2 года), дисконтированный - 94 месяца (7,8 лет); виды продукции и объемы производства: мебельный щит 8 тыс. м; погонажные изделия - 11,1 тыс.м
; обрезной сухой хвойный - 12 тыс. м
; пиломатериал обрезной сухой лиственный - 6,8 тыс. м
; технологическая щепа - 14,5 тыс. тонн; древесные брикеты - 10 тыс. тонн; фанерный кряж - 28,2 тыс. м
; балансы (березовые) - 7,6 тыс. м
; балансы (хвойные, осина, ольха) - 17,6 тыс. м
; технологическое сырье - 24,4 тыс. м
; дрова - 15,5 тыс. м
.
Социальная эффективность от реализации проекта - создание 184 новых рабочих места. Ожидаемые бюджетные результаты от реализации инвестиционного проекта к 2017 году - 190,2 млн. руб.
Приказом от 01.11.2010 N 718 определено, что Общество обязано создать объекты лесоперерабатывающей инфраструктуры в соответствии с проектом освоения лесов и концепцией.
Департаментом 30.06.2020 совместно с Управлением Федеральной службы безопасности по Вологодской области (далее - УФСБ России по Вологодской области) и Управлением по борьбе с экономическими преступлениями и противодействии коррупции Управления Министерства внутренних дел по Вологодской области (далее - УЭБиПК УМВД России по Вологодской области) на основании пункта 27 Положения о подготовке и утверждении перечня приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23.02.2018 N 190 (далее - Положение N 190), проведена выездная проверка реализации Обществом приоритетного инвестиционного проекта, по результатам которой Департаментом составлен акт от 30.06.2020.
В акте проверки от 30.06.2020 отражено, что поэтапным графиком реализации инвестиционного проекта и структурой инвестиционных затрат по периодам реализации инвестиционного проекта заявленный объем инвестиций составляет 363 100 тыс. руб., фактически по итогам проверки подтверждено 329 909,16 тыс. руб.
Департамент, на основании пунктов 27 и 32 Положения N 190, в целях устранения выявленных нарушений согласовал с Министерством и выдал Обществу предписание от 18.08.2020 N ИХ.03-5665/20 о необходимости устранения в течение трех месяцев выявленных нарушений по реализации инвестиционного проекта и просил сообщить о принятых мерах в Департамент.
В предписании указано, что Обществом нарушено исполнение поквартального графика реализации инвестиционного проекта более чем на 1 год, а также обязательства инвестора по количеству вновь создаваемых рабочих мест, объему и ассортименту выпускаемой продукции.
Общество письмом от 18.11.2020 N 155 направило в Департамент реестр "Объекты капитального строительства по инвестиционному проекту "Организация комплексной переработки древесины на базе Общества" и документы о финансировании проекта.
Департаментом проведена контрольная выездная проверка исполнения выданного Обществу предписания от 18.08.2020 N ИХ.03-5665/20, поквартального графика и достоверности отчетных данных в рамках реализации инвестиционного проекта Общества, по результатам которой составлен акт от 25.11.2020.
По итогам данной контрольной проверки исполнения выданного предписания от 18.08.2020 N ИХ.03-5665/20 Департамент пришел к выводу о том, что Общество ведет производственную деятельность не по всей номенклатуре продукции и не на полную мощность, выпуск древесных брикетов, мебельного щита и технологической щепы не осуществляется, в реестре инвестиционных вложений заявлено имущество учредителей общества на сумму 36,9 млн. руб., которое к собственности инвестора не относится, соответственно не может быть учтено в качестве инвестиционных вложений, руководство Общества отказалось предъявить к осмотру лесозаготовительный комплекс (экскаватор Volvo и форвардер Logset) и указать его местонахождение, не представляется возможным оценить наличие и состояние указанной техники.
Также Департамент установил нарушение Обществом поквартального графика реализации инвестиционного проекта в части создания объектов лесоперерабатывающей инфраструктуры с соответствующим технологическим оборудованием и лесозаготовительной техникой, в том числе по сроку их создания (приобретения) и объему капитальных вложений, более чем на 1 год, а также выполнения обязательств по количеству вновь создаваемых рабочих мест, объему и ассортименту выпускаемой продукции.
На основании подпункта "д" пункта 19, пункта 32 Положения N 190 Департаментом издан приказ от 02.12.2020 N 1415 "Об исключении инвестиционного проекта Общества из перечня приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов".
Данный приказ направлен Департаментом 02.12.2020 в Министерство для принятия решения об исключении инвестиционного проекта из перечня приоритетных инвестиционных проектов.
Министерство на основании приказа Департамента от 02.12.2020 N 1415 принят приказ от 16.12.2020 N 4421 "Об исключении инвестиционного проекта из перечня приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов".
Общество оспорило названные приказы Департамента и Министерства в судебном порядке.
Решением Арбитражного суда Вологодской области от 30.03.2021 по делу N А13-220/2021, оставленным без изменения постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.07.2021, приказ Департамента от 02.12.2020 N 1415 признан недействительным, поскольку суды пришли к выводу о том, что на момент принятия вышеуказанного приказа срок исполнения предписания от 18.08.2020 не наступил, так как срок исполнения предписания продлен на 6 месяцев до 18.05.2021 в связи с постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2020 N 690 "О внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 23 февраля 2018 года N 190" (далее - Постановление N 690).
По этим же основаниям решением Арбитражного суда города Москвы от 06.09.2021 по делу N А40-32889/2021, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 25.11.2021 и постановлением Арбитражного суда Московского округа от 10.03.2022 признан недействительным приказ Министерства от 16.12.2020 N 4421.
В соответствии с вступлением в законную силу решением Арбитражного суда города Москвы от 06.09.2021 по делу N А40-32889/2021 Министерство приказом от 10.01.2022 N 13 отменило приказ от 16.12.2020 N 4421 "Об исключении инвестиционного проекта из перечня приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов".
Департаментом в адрес Общества направлено письмо от 18.01.2022 N ИХ.08-0242/22, в котором заявителю сообщено, что 25.01.2022 Департаментом совместно с УФСБ России по Вологодской области и УЭБиПК УМВД России по Вологодской области будет проведена выездная проверка исполнения предписания от 18.08.2020 N ИХ.03-5665/20, поквартального графика реализации проекта и достоверности отчетных данных.
Результаты проверки зафиксированы в акте от 25.01.2022, согласно которому Общество ведет производственную деятельность не по всей номенклатуре и не на полную мощность. Заявленное в реестре объектов капитального строительства (модернизации) имущество учредителей Общества на сумму 36,9 млн. руб. не поставлено на бухгалтерский учет на счет 01 "Основные средства", соответственно не может быть учтено в качестве инвестиционных вложений. Инвестиции, привлеченные в проект, составляют 350,8 млн. руб. (при плане 363,1 млн. руб.). При этом объем инвестиций, который привлечен в рамках исполнения поквартального графика проекта и предписания, составляет 222,7 млн. руб., а инвестиции, которые привлечены за пределами срока исполнения поквартального графика и предписания или в качестве приобретения и создания дополнительных объектов, составляют 121,8 млн. руб. При этом в рамках реализации инвестиционного проекта не приобретены лесовозная машина Урал с г/м ("Велмаш", Россия) и плющильный станок. Фактические производственные, бюджетные и социальные показатели эффективности проекта значительно ниже плановых показателей. Также в акте отражено, что ряд лесозаготовительной техники приобретен инвестором за пределами реализации инвестиционного проекта и срока, установленного предписанием.
Уполномоченным органом составлена сводная таблица внесенных Обществом капитальных вложений в реализацию приоритетного инвестиционного проекта в области освоения лесов, согласно которой заявителем с учетом налога на добавленную стоимость (далее - НДС) без нарушения поквартального графика вложено инвестиций в сумме 294 778,72 тыс. руб., с нарушением поквартального графика - 53 032,17 тыс. руб., дополнительные вложения - 46 330,89 тыс. руб. (по мнению Департамента, не могут быть учтены в объеме вложенных Обществом инвестиций).
В связи с тем, что нарушения реализации приоритетного инвестиционного проекта в области освоения лесов "Организация комплексной переработки древесины на базе Общества", в том числе в части нарушения инвестором исполнения поквартального графика более чем на 1 год, в срок, предусмотренный предписанием от 18.08.2020 N ИХ.03-5665/20 (с учетом его продления до 18.05.2021 в связи с принятием Постановления N 690, Обществом не устранены, Департаментом издан Приказ N 115.
Общество не согласилось с приказом Департамента, в связи с чем обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Суды двух инстанций не усмотрели правовых и фактических оснований для удовлетворения заявления Общества.
Заслушав пояснения представителей Департамента и Общества, изучив доводы кассационных жалоб, проверив законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции считает, что судебные акты подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение.
Для признания ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными необходимо наличие одновременно двух обстоятельств: несоответствия их закону или иному нормативному правовому акту и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 1 статьи 198, часть 2 статьи 201 АПК РФ).
Согласно статье 22 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) инвестиционная деятельность в области освоения лесов осуществляется в соответствии с ФЗ от 25.02.1999 N 39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений" (далее - Закон N 39-ФЗ). Объектами капитальных вложений в области освоения лесов являются объекты, создаваемой и (или) модернизируемой лесной инфраструктуры и лесоперерабатывающей инфраструктуры. Подготовка перечня приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов и его утверждение осуществляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.02.2018 N 190 утверждено "Положение о подготовке и утверждении перечня приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов" (далее - Положение N 190). До указанного Положения на момент подачи Обществом заявки действовало "Положение о подготовке и утверждении перечня приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов", утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 N 419 (далее - Положение N 419).
Подпунктом "д" пункта 7 Положения N 190 заявка инвестора должна содержать поквартальный график реализации инвестиционного проекта, содержащий наименование создаваемых объектов лесной инфраструктуры и лесоперерабатывающей инфраструктуры или модернизируемых объектов лесоперерабатывающей инфраструктуры, сроки их создания и (или) модернизации, сроки ввода в эксплуатацию лесоперерабатывающих мощностей, сроки заключения договоров аренды лесных участков, включенных в перечень лесных участков, объемы заготовки древесины.
Ранее подпункт "в" пункта 8 Положения N 419 предусматривал в составе заявки инвестора поэтапный план реализации инвестиционного проекта, подпункт "д" указанного пункта - поквартальный график реализации инвестиционного проекта с указанием объема инвестиций, вида и срока работ.
Объектом контроля, осуществляемого заинтересованным органом, согласно пункту 27 Положения N 190, является выполнение обязательств инвестора по созданию объектов лесной инфраструктуры и лесоперерабатывающей инфраструктуры или по модернизации объектов лесоперерабатывающей инфраструктуры, предусмотренных поквартальным графиком.
В случае выявления по результатам проведения выездных проверок нарушений реализации инвестиционного проекта заинтересованный орган направляет инвестору предписание о необходимости устранения нарушений (далее - предписание) в соответствии с пунктом 32 настоящего Положения (абзац 1, 2 и 6 пункта 27 Положения N 190).
В Вологодской области, как верно установили суды, заинтересованным органом является Департамент.
Нарушение инвестором (арендатором) исполнения поквартального графика более чем на 1 год в силу подпунктом "д" пункта 19 Положения N 190 является одним из оснований, при наличии которого инвестиционный проект исключается из перечня инвестиционных проектов с досрочным расторжением договора аренды лесного участка по инициативе арендодателя.
В случае если возникли основания для исключения инвестиционного проекта из перечня инвестиционных проектов, предусмотренные подпунктом "д" пункта 19 настоящего Положения, заинтересованный орган в течение 14 рабочих дней подготавливает предписание с указанием срока их устранения, при этом срок устранения нарушений по предписанию должен быть не менее 3 месяцев, но не более одного года, и в течение 5 рабочих дней направляет предписание в Министерство промышленности и торговли Российской Федерации на согласование. В случае если нарушения не были устранены в указанный в предписании срок, заинтересованный орган в течение 14 рабочих дней со дня истечения указанного срока устранения нарушений принимает решение об исключении инвестиционного проекта из перечня инвестиционных проектов и направляет его в Министерство промышленности и торговли Российской Федерации (абзацы 1, 3 пункта 32 Положения N 190).
Суды пришли к выводу об отсутствии надлежащих доказательств исполнения Обществом предписания, в связи с чем согласились с наличием у Департамента законных оснований для вынесения оспариваемого приказа.
Отклоняя довод Общества о том, что 14-дневный срок принятия решения об исключении соответствующего инвестиционного проекта из перечня инвестиционных проектов, установленный абзацем четвертым пункта 32 Положения N 190, является пресекательным, суды заключили, что в Положении N 190 отсутствует прямой запрет на принятие заинтересованным органом решения об исключении инвестиционного проекта из перечня инвестиционных проектов по истечении 14-дневного срока, установленного абзацем четвертым пункта 32 упомянутого Положения, так же как отсутствует норма, устанавливающая, что такое решение, принятое заинтересованным органом после истечения такого срока, является ничтожным или недействительным.
Суды, принимая во внимание судебные акты по делу N А13-220/2021, сделали правомерный вывод о том, что у Департамента имелось право провести в отношении Общества на основании пункта 32 Положения N 190 повторную проверку исполнения заявителем требований ранее выданного ему предписания от 18.08.2020 N ИХ.03-5665/20.
Довод кассационной жалобы Общества о нарушении Департаментом абзаца 3 пункта 32 Положения N 190 был рассмотрен судами и правомерно отклонен.
Суды учли, что в рамках дел N А13-220/2021 и N А40-32889/2021 предписание от 18.08.2020 N ИХ.03-5665/20 не опорочено, самостоятельно не оспорено. Выявив 25.01.2022 по результатам проверки исполнения ранее выданного предписания факт нарушения Обществом поквартального графика более чем на 1 год, Департамент 11.02.2022, то есть в пределах 14 рабочих дней, предусмотренных абзацем третьим пункта 32 Положения N 190, принял решение, оформленное оспариваемым приказом.
Суды установили, что согласно утвержденной Министерством концепции общий объем инвестиций проекта составляет 363,1 млн. руб. Концепция проекта включает в себя этапы, объемы и сроки ввода производственных мощностей и план финансирования.
В данном случае Обществом не оспаривается установленный Департаментом в ходе обеих проверок факт отставаний от реализации инвестиционного проекта более чем на один год.
Вместе с тем заявитель настаивает на исполнении предписания от 18.08.2020 и условий инвестиционного проекта в полном объеме, ссылаясь на сводную таблицу внесенных Обществом капитальных вложений в реализацию приоритетного инвестиционного проекта в области освоения лесов.
Департамент, в свою очередь, настаивает на том, что, поскольку предписание должно было быть исполнено в срок до 18.05.2021, то инвестиции, вложенные Обществом в приоритетный инвестиционный проект, должны учитываться только до указанной даты, на которую Департаментом приняты к учету инвестиции в сумме 294 778,72 тыс. руб. с учетом НДС.
Исходя из положений статьи 1 Закона N 39-ФЗ, инвестиции - денежные средства, ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права, иные права, имеющие денежную оценку, вкладываемые в объекты предпринимательской и (или) иной деятельности в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта.
Согласно пункту 2 статьи 4 Закона N 39-ФЗ инвесторы осуществляют капитальные вложения в Российской Федерации с использованием собственных и (или) привлеченных средств в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с абзацем 3 статьи 1 Закона N 39-ФЗ капитальными вложениями являются инвестиции в основной капитал (основные средства), в том числе затраты на новое строительство, реконструкцию и техническое перевооружение действующих предприятий, приобретение машин, оборудования, инструмента, инвентаря, проектно-изыскательские работы и другие затраты.
Срок реализации инвестиционного проекта начинает течь со дня осуществления инвестиционной деятельности, то есть с момента вложения первых инвестиций и осуществление практических действий в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта в проект (со дня начала финансирования).
Поэтапный план реализации инвестиционного проекта содержит отдельные этапы, в каждом из которых предусмотрена обязанность заявителя приобретать соответствующее имущество, лесозаготовительную технику, осуществлять строительство капитальных объектов, поименованных в плане, предусмотренных концепцией.
Суды для определения количества привлеченных Обществом при реализации инвестиционного проекта учли инвестиции, осуществленные Обществом в период действия приоритетного инвестиционного проекта в области освоения лесов с 21.12.2010 (приказ Министерства от N 1264) по 11.02.2022 (Приказ N 115), что применительно к настоящему спору соответствует положениям Закона N 39-ФЗ.
Доводы кассационной жалобы Департамента были предметом исследования судебных инстанций и получили надлежащую правовую оценку.
Вместе с тем суд округа, соглашаясь с доводом Общества, находит ошибочным вывод судов о том, что суммы "входного" НДС, уплаченного Обществом при приобретении им имущества, техники, сырья, материалов, подрядных работ в инвестиционных целях не могут быть учтены при определении суммы капитальных вложений в целях Закона N 39-ФЗ.
Судами применены нормы, регулирующие налоговые правоотношения и учет основных средств.
Вместе с тем отношения сторон сложились в сфере инвестиционной деятельности. Исключение судами части затрат в инвестиционных целях, понесенных Обществом в виде уплаченного налога на добавленную стоимость не соответствует положениям статьи 1 Закона N 39-ФЗ.
Более того судами установлено, что размер инвестиций в форме капитальных вложений не содержит указания на исключение НДС из общей суммы. Наряду с этим Департамент в отношении большей части капитальных вложений, сделанных Обществом учитывает уплаченный НДС.
Также судами двух инстанций исключены из общей суммы капитальных вложений не предусмотренных Концепцией проекта и являющихся дополнительными. Само по себе, как указали суды, возникновение у заявителя текущих потребностей в дополнительных вложениях в строительство производственного комплекса спорных затрат, не предусмотренных Концепцией, не позволяет учесть такие затраты в качестве инвестиционных вложений на законных основаниях.
Суд кассационной инстанции находит данный вывод не основанным на законе.
В соответствии со статьей 1 Закона N 39-ФЗ для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:
инвестиционная деятельность - вложение инвестиций и осуществление практических действий в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта;
капитальные вложения - инвестиции в основной капитал (основные средства), в том числе затраты на новое строительство, реконструкцию и техническое перевооружение действующих предприятий, приобретение машин, оборудования, инструмента, инвентаря, проектно-изыскательские работы и другие затраты;
инвестиционный проект - обоснование экономической целесообразности, объема и сроков осуществления капитальных вложений, в том числе необходимая проектная документация, разработанная в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также описание практических действий по осуществлению инвестиций (бизнес-план);
приоритетный инвестиционный проект - инвестиционный проект, суммарный объем капитальных вложений в который соответствует требованиям законодательства Российской Федерации, включенный в перечень, утверждаемый Правительством Российской Федерации.
В силу статьи 6 Закона N 39-ФЗ инвесторы имеют равные права, в том числе на:
осуществление инвестиционной деятельности в форме капитальных вложений, за изъятиями, устанавливаемыми федеральными законами;
самостоятельное определение объемов и направлений капитальных вложений, а также заключение договоров с другими субъектами инвестиционной деятельности в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Понятие инвестиций, данное в статье 1 Закона N 39-ФЗ не ограничивает вложения Концепцией или поквартальным графиком. Положения N 190 и N 419 также не содержат запрета на инвестиции, связанные с реализацией приоритетного инвестиционного проекта сверх предусмотренной Концепцией.
Установленный судами валовый объем капитальных вложений, осуществленный Обществом превышает объем, установленный Концепцией. При этом судами не установлено, что дополнительные затраты, произведенные Обществом не имеют отношения к реализации приоритетного инвестиционного проекта.
При таких обстоятельствах выводы судов о невыполнении Обществом предписания в части объема капитальных вложений требуют пересмотра с учетом изложенного.
Нарушение поквартального графика более чем на 1 год, как формальное основание для принятия решения об исключении инвестиционного проекта из перечня инвестиционных проектов, в случае устранения инвестором нарушений, указанных в предписании, ставит его в положение при котором независимо от принимаемых им мер, - устранит или не устранит нарушения, он лишен возможности избежать негативных последствий, что лишает смысла в предоставлении времени на устранение выявленных нарушений.
С другой стороны, системное толкование пунктов 19, 27, 32 Положения N 190 позволяет сделать вывод, о том что выдача предписания направлена на предоставление инвестору дополнительного времени с целью устранения выявленных нарушений для реализации приоритетного инвестиционного проекта, в нашем случае, - в полном объеме.
Таким образом, факт исполнения Обществом предписания Департамента является обстоятельством, имеющим существенное значение для правильного разрешения настоящего спора.
Вместе с тем суды делая вывод о неисполнении предписания ограничились исключительно проверкой объема капитальных вложений. В судебных актах не нашла своего отражения надлежащая оценка доводов Общества в отношении остальных нарушений, установленных предписанием.
При этом Общество настаивает на исполнении предписания от 18.08.2020, выполнении инвестиционного проекта в полном объеме, полагает, что цель проекта - создание деревообрабатывающего производства с полным циклом переработки древесины, начиная о лесозаготовок до полной переработки древесных отходов, достигнута. В ходе реализации инвестиционного проекта созданы и построены объекты лесной и лесоперерабатывающей инфраструктуры в соответствии с предусмотренной Концепцией мощностью, в том числе: осуществлена разработка проектной документации, приобретены лесозаготовительная и лесовозная техника, осуществлено строительство лесных дорог, построено и технически оснащено лесопильное производство, производство мебельного щита, погонажных изделий, сушильное и котельное производство, производство технологической щепы и древесных брикетов; Общество ведет производственную деятельность по всей номенклатуре продукции; инвестиции, привлеченные в проект составляют 394,1 млн. руб.; все объекты лесной и лесоперерабатывающей инфраструктуры являются собственностью Общества, зарегистрированы и поставлены на баланс Общества; осуществлено создание 184 новых рабочих мест; уплачено 97 млн.руб. арендной платы за лесные участки; произведено отчислений в бюджетную систему - 84, 7 млн.руб.; созданные Обществом объекты лесоперерабатывающей инфраструктуры позволяют в полном объеме выполнять заявленные в Концепции показатели по выпуску готовой продукции.
Так в качестве доказательств, подтверждающих данные доводы Обществом представлены декларации о соответствии, протоколы испытаний (т.6, листы 92-132) и другие материалы.
При таких обстоятельствах принятые судебные акты подлежат отмене, а поскольку для принятия обоснованного и законного судебного акта требуются исследование и оценка представленных в материалы дела доказательств, что невозможно в арбитражном суде кассационной инстанции в силу его полномочий, настоящее дело в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 287 АПК РФ подлежит направлению на новое рассмотрение в Арбитражный суд Вологодской области.
При новом рассмотрении суду первой инстанции следует учесть изложенное, с соблюдением принципа распределения бремени доказывания, предусмотренным частью 1 статьи 65 АПК РФ, установить все фактические обстоятельства, имеющие значение для разрешения спора, и дать надлежащую оценку всем доводам сторон, после чего принять законный и обоснованный судебный акт.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 3 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 21.07.2023 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.12.2023 по делу N А13-5414/2022 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Вологодской области.
Председательствующий |
А.Г. Кудин |
Судьи |
А.Г. Кудин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Суд кассационной инстанции отменил решения предыдущих инстанций, признав, что суды не учли фактические обстоятельства исполнения предписания о реализации инвестиционного проекта. Дело направлено на новое рассмотрение, с указанием на необходимость всестороннего анализа представленных доказательств и соблюдения принципа распределения бремени доказывания.
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 18 июня 2024 г. N Ф07-2110/24 по делу N А13-5414/2022
Хронология рассмотрения дела:
23.04.2025 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-1288/2025
29.01.2025 Решение Арбитражного суда Вологодской области N А13-5414/2022
18.06.2024 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-2110/2024
22.12.2023 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-6909/2023
21.07.2023 Решение Арбитражного суда Вологодской области N А13-5414/2022