19 июня 2024 г. |
Дело N А26-5834/2023 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Корабухиной Л.И., судей Васильевой Е.С., Родина Ю.А.,
при участии от Министерства социальной защиты Республики Карелия Ражиевой Ю.А. (доверенность от 31.05.2024), от государственного бюджетного стационарному учреждению Республики Карелия "Видлицкий дом-интернат для престарелых и инвалидов" Тухлеевой И.И. (доверенность от 17.06.2024 N 42), от Кузнецовой Н.И. - лично (паспорт),
рассмотрев 19.06.2024 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Карелия на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 23.10.2023 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.01.2024 по делу N А26-5834/2023,
УСТАНОВИЛ:
Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Карелия, адрес: 185035, Петрозаводск, ул. Кирова, д. 23, ОГРН 1021000524874, ИНН 1001040791 (далее - Фонд), обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с исковым заявлением к государственному бюджетному стационарному учреждению Республики Карелия "Видлицкий дом-интернат для престарелых и инвалидов", адрес: 186007, Республика Карелия, с. Видлица, ул. Школьная, д. 24, ОГРН 1021001026199, ИНН 1014002017 (далее - Учреждение), о взыскании 206 250 руб. излишне понесенных расходов при осуществлении специальной социальной выплаты.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство социальной защиты Республики Карелия (далее - Министерство) и Кузнецова Наталья Ивановна.
Решением суда первой инстанции от 23.10.2023, оставленным без изменения постановлением от 17.01.2024, в удовлетворении иска отказано.
В кассационной жалобе Фонд, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, просит отменить состоявшиеся судебные акты и удовлетворить иск.
Как указывает податель жалобы, Кузнецова Н.И. является заведующей аптечным пунктом и, имея лишь высшее профессиональное образование по специальности "Фармация", не является медицинским работником и не осуществляет медицинскую деятельность, иного из материалов дела не следует, тогда как для получения спорной выплаты работник должен относиться к работникам в должности специалистов с высшим медицинским образованием. Истец отмечает, что доказательств оказания Кузнецовой Н.И. медицинской помощи пациентам, зараженным COVID-19, в материалы дела не представлено, а поэтому Кузнецову Н.И. следовало отнести к категории работников "административно-управленческий персонал" и произвести ей социальную выплату за 14 календарных дней нормативной смены из расчета 35 000 руб.
В судебном заседании представители Министерства, Учреждения и Кузнецова Н.И. возражали против удовлетворения кассационной жалобы.
Фонд, надлежащим образом извещенный о времени и месте слушания дела, своих представителей в судебное заседание не направил, что в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения кассационной жалобы в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как установлено судами и следует из материалов дела, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 18.11.2020 N 1859 "О государственной социальной поддержке в 2020 - 2022 годах работников стационарных организаций социального обслуживания, стационарных отделений, созданных не в стационарных организациях социального обслуживания, оказывающих социальные услуги (участвующих в оказании социальных услуг, обеспечивающих их оказание) гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией, и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 1859) и утвержденными им Правилами осуществления Фондом социального страхования Российской Федерации в 2020 - 2022 годах специальной социальной выплаты работникам стационарных организаций социального обслуживания, стационарных отделений, созданных не в стационарных организациях социального обслуживания, оказывающим социальные услуги (участвующим в оказании социальных услуг, обеспечивающим их оказание) гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией (далее - Правила) Фонд в 2021 году производил ежемесячно специальные социальные выплаты категориям работников, указанным в пункте 2 Постановления N 1859, за нормативные смены, равные 14 календарным дням.
Пунктом 2 указанного Постановления установлены следующие категории работников, имеющих право на получение специальной социальной выплаты:
врачи;
средний медицинский персонал, в том числе фельдшера, медицинские дезинфекторы, лаборанты, медицинские сестры по массажу, медицинские сестры процедурной, медицинские сестры по физиотерапии, старшие медицинские сестры, инструктора по лечебной физкультуре, инструктора-методисты по лечебной физкультуре;
социальные работники, специалисты по социальной работе, специалисты по работе с семьей, специалисты по реабилитационной работе в социальной сфере, психологи в социальной сфере, педагогические работники, в том числе воспитатели, инструктора по труду, логопеды, музыкальные руководители, педагоги-библиотекари, педагоги-организаторы, педагоги-психологи, социальные педагоги, педагоги-дефектологи, учителя-логопеды, административно-управленческий персонал;
младший медицинский персонал, в том числе сестры-хозяйки, санитары, а также сиделки (помощники по уходу);
технический персонал, персонал, занятый на иных должностях.
Учреждением 15.12.2020, 11.01.2021, 09.02.2021, 10.03.2021, 20.07.2021 направлены реестры сведений в отношении Кузнецовой Н.И. с указанием должности "врач", на основании которых Фондом произведена выплата (из расчета 60 000 руб.) в общей сумме 495 000 руб. за периоды: с 30.11.2020 по 13.12.2020, с 28.12.2020 по 10.01.2021, с 25.01.2021 по 07.02.2021, с 22.02.2021 по 07.03.2021, с 04.07.2021 по 17.07.2021.
Между тем Фондом в ходе проверки выявлено, что Кузнецова Н.И. имеет высшее образование по специальности "Фармация", является заведующей аптечным пунктом и в ее трудовые обязанности согласно должностной инструкции осуществление медицинской деятельности не отнесено.
В этой связи, по мнению Фонда, должность заведующего аптечным пунктом подлежала отнесению к категории "административно-управленческий персонал" с осуществлением Кузнецовой Н.И. специальной социальной выплаты за нормативную смену, равную 14 календарным дням, а в случае выявления в стационарной организации социального обслуживания, стационарном отделении новой коронавирусной инфекции из расчета 35 000 руб.
Как указывал Фонд, ввиду представления Учреждением недостоверных сведений в отношении Кузнецовой Н.И. Фондом излишне понесены расходы в сумме 206 250 руб. за вычетом полагающихся ей выплат.
По результатам рассмотрения материалов проверки с учетом возражений, представленных Учреждением, отделением Фонда принято решение предложить Учреждению возместить расходы, излишне понесенные отделением Фонда на специальную социальную выплату за декабрь 2020 года, январь, февраль, март, апрель и июль 2021 года в размере 206 250 руб. в срок по 13.01.2023.
Поскольку денежные средства в размере 206 250 руб. на основании уведомления от 16.01.2023 в бюджет Фонда не поступили, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Суды первой и апелляционной инстанций, оценив собранные по делу доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ, пришли к выводу, что Учреждением правомерно направлены реестры сведений в отношении Кузнецовой Н.И. с указанием должности "врач", в связи с чем правовые основания для взыскания с ответчика в пользу истца убытков отсутствуют.
Суд округа, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, соответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, считает обжалуемые судебные акты не подлежащими отмене по следующим основаниям.
Согласно пункту 4 Правил для получения специальной социальной выплаты организации направляют не позднее 3 рабочих дней после окончания нормативной смены в территориальный орган Фонда социального страхования Российской Федерации по месту своего нахождения реестр работников, имеющих право на получение специальной социальной выплаты (далее - реестр).
Пунктом 6 Правил предусмотрено, что реестр формируется с указанием сведений об организации (наименование, идентификационный номер налогоплательщика, код причины постановки на учет, основной государственный регистрационный номер), периода, за который осуществляется специальная социальная выплата, сведений о выявлении (невыявлении) в организации новой коронавирусной инфекции, а также следующих сведений по каждому работнику: категория, должность (профессия); фамилия, имя, отчество (при наличии), дата рождения, страховой номер индивидуального лицевого счета в системе обязательного пенсионного страхования; реквизиты для перечисления специальной социальной выплаты (наименование банка, банковский идентификационный код, номер счета или номер банковской карты, являющейся национальным платежным инструментом); фактическое число нормативных смен и (или) фактическое количество отработанных дней в нормативной смене согласно табелю учета использования рабочего времени; размер районного коэффициента, коэффициента за работу в пустынных и безводных местностях, коэффициента за работу в высокогорных районах; территория осуществления трудовой деятельности работника, если она относится к территориям, для которых применяется повышающий коэффициент, установленный Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2020 N 1962 "Об утверждении повышающих коэффициентов к специальным социальным выплатам и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации".
В соответствии с пунктом 7 Правил Фондом осуществляется идентификация работников, указанных в реестрах, и проверка факта их трудоустройства в организации, в том числе с использованием страхового номера индивидуального лицевого счета работника в системе индивидуального (персонифицированного) учета посредством направления запроса в информационную систему Пенсионного фонда Российской Федерации.
Пунктом 8 Правил предусмотрено, что специальная социальная выплата осуществляется территориальным органом Фонда в течение 7 рабочих дней с даты получения территориальным органом Фонда реестра путем перечисления на банковскую карту или счет работника.
На основании пункта 10 Правил организация несет ответственность за предоставление влияющих на право получения работником специальной социальной выплаты недостоверных сведений либо сокрытие сведений в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Порядок осуществления территориальными органами Фонда социального страхования Российской Федерации контроля за полнотой и достоверностью сведений, передаваемых стационарными организациями социального обслуживания, стационарными отделениями, созданными не в стационарных организациях социального обслуживания, для получения специальной социальной выплаты работникам утвержден Приказом ФСС РФ от 16.06.2022 N 238 (далее - Порядок N 238).
В соответствии с пунктом 1 Порядка N 238 контроль за полнотой и достоверностью сведений, передаваемых стационарными организациями социального обслуживания, стационарными отделениями, созданными не в стационарных организациях социального обслуживания (далее - организации), для получения специальной социальной выплаты (далее - выплата) работникам, осуществляется путем проведения камеральной проверки.
Проверка проводится в виде последующего контроля уполномоченными должностными лицами территориальных органов Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - должностные лица, территориальный орган Фонда, Фонд) по месту нахождения территориального органа Фонда (филиала территориального органа Фонда) на основании документов и сведений, переданных организациями, а также других документов (сведений) о деятельности организаций, имеющихся у территориального органа Фонда (пункт 2 Порядка N 238).
Согласно пункту 5 Порядка N 238 в ходе проведения проверки уполномоченные должностные лица территориальных органов Фонда могут запрашивать у организации и проверять документы, которые могут служить основанием для осуществления специальной социальной выплаты, а также определения ее размера.
Пунктом 8 Порядка N 238 установлено, что в случае выявления должностными лицами в ходе проверки несоответствий между реестром и представленными к проверке документами должностные лица направляют в организацию требование о предоставлении пояснений.
В случае, если после рассмотрения представленных организацией пояснений и документов будут установлены факты представления недостоверных сведений либо сокрытие сведений, влияющих на право получения работником выплаты, а также факты о понесенных Фондом излишних расходах, должностные лица составляют акт проверки (пункт 12 Порядка N 238).
В силу пункта 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
В пункте 12 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" разъяснено, что по делам о возмещении убытков истец обязан доказать, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб, а также факты нарушения обязательства или причинения вреда, наличие убытков (пункт 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Пунктом 2 Постановления N 1859 предусмотрена категория работников "врачи" без разграничения на конкретные должности, относящихся к данной категории.
Согласно статье 114 Трудового кодекса Российской Федерации системы оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются с учетом единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих или профессиональных стандартов, а также с учетом государственных гарантий по оплате труда, рекомендаций Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (часть третья статьи 135 настоящего Кодекса) и мнения соответствующих профсоюзов (объединений профсоюзов) и объединений работодателей.
Профессиональные квалификационные группы - группы профессий рабочих и должностей служащих, сформированные с учетом сферы деятельности на основе требований к уровню квалификации, которые необходимы для осуществления соответствующей профессиональной деятельности.
Приказом Минздравсоцразвития России от 06.08.2007 N 526 утверждены профессиональные квалификационные группы должностей медицинских и фармацевтических работников (далее - группы должностей), согласно которым к 4-й профессиональной квалификационной группе "Руководители структурных подразделений учреждений с высшим медицинским и фармацевтическим образованием (врач-специалист, провизор)" 1 квалификационного уровня относятся должности: заведующий структурным подразделением (кроме заведующих отделениями хирургического профиля стационаров) (отделом, отделением, лабораторией, кабинетом, отрядом и др.); начальник структурного подразделения (отдела; отделения; лаборатории; кабинета; отряда и др.); руководитель бюро медико-социальной экспертизы.
Приказом Минздравсоцразвития России от 23.07.2010 N 541н утвержден Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения", согласно пункту 2 которого наименования должностей врачей-специалистов и провизоров-специалистов устанавливаются в соответствии с наименованием врачебных и провизорских специальностей, номенклатура которых утверждается в установленном порядке.
Пунктом 1.2 номенклатуры должностей медицинских работников и фармацевтических работников (утверждена приказом Минздрава России от 20.12.2012 N 1183н, далее - Номенклатура) предусмотрены должности специалистов с высшим профессиональным (медицинским) образованием (врачи).
Судами установлено, что Кузнецова Н.И. является специалистом с высшим фармацевтическим образованием.
В соответствии с пунктом 2.1 раздела II Номенклатуры "Фармацевтические работники" заведующий (начальник) структурного подразделения (отдела) аптечной организации относится к должностям руководителей.
Согласно примечаниям к Номенклатуре (пункт 3) должности "заместитель директора (заведующего) аптечной организации", "заведующий складом организации оптовой торговли лекарственными средствами", "заместитель заведующего складом организации оптовой торговли лекарственными средствами", "заведующий (начальник) структурного подразделения (отдела) аптечной организации" относятся к должностям фармацевтических работников в случае, если их организационная и (или) функциональная деятельность непосредственно связана с оптовой торговлей лекарственными средствами, их хранением и (или) розничной торговлей лекарственными препаратами, их отпуском, хранением и изготовлением.
В данном случае из материалов дела следовало, что Кузнецова Н.И. была принята на работу в Учреждение на основании трудового договора от 06.10.2005 N 115 на должность фармацевта по 7 разряду ЕТС. Дополнительным соглашением от 02.10.2017 N 9 к трудовому договору Кузнецова Н.И. назначена на должность заведующего аптечным пунктом Учреждения.
Штатным расписанием от 28.10.2019 N 213-215, от 30.12.2020 N460, утвержденным руководителем Учреждения и согласованным с Министерством здравоохранения и социальной защиты Республики Карелия, должность заведующего аптечным пунктом (провизор) включена в профессиональную квалификационную группу "врачи и провизоры".
Учреждение не является аптечной организацией и не связано с оптовой торговлей лекарственными средствами, их хранением и (или) розничной торговлей лекарственными препаратами, их отпуском, хранением и изготовлением.
Таким образом, должность заведующего аптечным пунктом Учреждения не относится к должностям руководителей из раздела Номенклатуры "Фармацевтические работники".
При этом к должностям руководителей в Номенклатуре в пункте 1.1. раздела I "Медицинские работники" отнесены заведующий (главный врач, начальник) структурного подразделения, осуществляющего медицинскую деятельность, иной организации. Согласно пункту 1 примечаний к Номенклатуре данная должность относится к должностям медицинских работников в случае, если в их трудовые (должностные) обязанности входит осуществление медицинской деятельности.
Как следовало из пояснений ответчика и третьих лиц, Кузнецова Н.И., являясь заведующей аптечным пунктом Учреждения, в спорные смены фактически осуществляла оказание первичной доврачебной медико-санитарной помощи вместе с фельдшером Учреждения, производила отпуск лекарственных средств, непосредственно вступала в контакт как с медицинским персоналом Учреждения, так и с лицами, содержащимися в Учреждении.
Проверяя данные доводы, суды установили, что в спорный период все врачи выразили отказ от специальных условий работы продолжительностью 14 календарных дней с установлением режима изоляции по месту нахождения Учреждения, что явилось основанием для вынужденного исполнения Кузнецовой Н.И. в соответствии с дополнительными соглашениями к трудовому договору обязанностей медицинского персонала в целях оказания помощи в период новой коронавирусной инфекции.
При указанных обстоятельствах Учреждение обоснованно отнесло должность заведующего аптечным пунктом к категории пункта 1.1. раздела I "Медицинские работники" Номенклатуры, которая входит в 4-ю профессиональную квалификационную группу "Руководители структурных подразделений учреждений с высшим медицинским и фармацевтическим образованием (врач-специалист, провизор)".
В связи с тем, что категория врачей в Постановлении N 1859 не разграничена, учитывая приведенные положения Номенклатуры и категории групп должностей, не предусматривающих отдельной категории должности "врач", однако объединяющих в общие группы врачей-специалистов и провизоров, суды правомерно установили достоверность представленных Фонду сведений, исходя из которых Кузнецовой Н.И. произведены специальные социальные выплаты из расчета 60 000 руб. за нормативную смену как медицинскому работнику Учреждения (врачу).
Доводы кассационной жалобы не свидетельствуют о нарушении судами норм материального и процессуального права, не содержат фактов, которые не проверены и не учтены судебными инстанциями при рассмотрении дела и имели бы значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на его обоснованность и законность, либо опровергали выводы судов.
Направленность доводов жалобы на оценку доказательств и установление иных фактических обстоятельств не может быть признана допустимой на стадии кассационного обжалования судебных актов в силу статьи 286, части 2 статьи 287 АПК РФ и пункта 32 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции", поскольку исследование доказательственной стороны спора к полномочиям суда округа не относится.
Учитывая, что дело рассмотрено судами полно и всесторонне при правильном применении норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Исходя из изложенного и руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Карелия от 23.10.2023 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.01.2024 по делу N А26-5834/2023 оставить без изменения, а кассационную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Карелия - без удовлетворения.
Председательствующий |
Л.И. Корабухина |
Судьи |
Л.И. Корабухина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Суд оставил без изменения решение о взыскании излишне понесенных расходов на специальную социальную выплату, установив, что работник, указанный в реестре, правомерно отнесен к категории медицинских работников. Суд признал, что предоставленные сведения были достоверными, и оснований для удовлетворения иска не имеется. Кассационная жалоба отклонена.
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 19 июня 2024 г. N Ф07-5043/24 по делу N А26-5834/2023