19 июня 2024 г. |
Дело N А13-9158/2023 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Старченковой В.В., судей Жуковой Т.В. и Пастуховой М.В.,
при участии от Департамента топливно-энергетического комплекса и тарифного регулирования Вологодской области Жирникова К.Ю. (доверенность от 13.05.2024),
рассмотрев 19.06.2024 в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" на решение Арбитражного суда Вологодской области от 17.10.2023 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.02.2024 по делу N А13-9158/2023,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (адрес: 107174, Москва, ул. Новая Басманная, д. 2/1, стр. 1, ОГРН 1037739877295, ИНН 7708503727) в лице Северной дирекции по тепловодоснабжению - структурного подразделения Центральной дирекции по тепловодоснабжению - филиала открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением к Департаменту топливно-энергетического комплекса и тарифного регулирования Вологодской области (адрес: 160012, г. Вологда, Советский пр., д. 80б, ОГРН 1103525002680, ИНН 3525236925; далее - Департамент) и после уточнения требований просило: признать незаконным решение, изложенное в письме от 28.04.2023 N ИХ.14-1964/23; обязать Департамент рассмотреть расчеты некомпенсируемых финансовых убытков, направленные письмами от 31.01.2023 N 48 и 49, от 24.03.2023 N 84; обязать принять по результатам рассмотрения расчетов решение в соответствие с Правилами вывода в ремонт и из эксплуатации источников тепловой энергии и тепловых сетей, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.2012 N 889 "О выводе в ремонт и из эксплуатации источников тепловой энергии и тепловых сетей" (далее - Правила N 889).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: администрация Вожегодского муниципального округа Вологодской области (адрес: 162160, Вологодская обл., Вожегодский муниципальный округ, ул. Садовая, д. 15, ОГРН 1223500012867, ИНН 3506005337), Департамент городского хозяйства администрации г. Вологды (адрес: 160000, г. Вологда, ул. Марии Ульяновой, д. 6а, ОГРН 1073525019886, ИНН 3525197602), администрация городского поселения поселок Шексна (адрес: 162560, Вологодская обл., Шекснинский р-н, пос. Шексна, ул. Гагарина, д. 16, ОГРН 1053500558561, ИНН 3524010516).
Решением суда от 17.10.2023, оставленным без изменения постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.02.2024, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, просит отменить решение и постановление, принять новый судебный акт об удовлетворении заявления. Податель жалобы указывает, что судами неверно истолкованы положения Правил N 889 и сделан ошибочный вывод о законности решения Департамента, изложенного в письме от 28.04.2023 N ИХ.14-1964/23.
В отзыве на кассационную жалобу Департамент просит оставить ее без удовлетворения.
В судебном заседании представитель Департамента не согласился с доводами, приведенными в жалобе.
Остальные участвующие в деле лица уведомлены о месте и времени его рассмотрения, однако представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность решения и постановления проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, в собственности Общества находятся котельные по адресам: г. Вологда, Архангельская линия, 497 км (котельная ПЧЛ), Вологодская обл., пос. Шексна (котельная станции Шексна), пос. Вожега (котельная станции Вожега).
От указанных котельных осуществляется теплоснабжение многоквартирных домов, частных домовладений, нежилых помещений.
Общество в соответствии со статьей 21 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении) и пунктом 16 Правил N 889 направило в администрацию города Вологды, администрацию Вожегодского городского поселения и администрацию городского поселения поселка Шексна уведомления о выводе из эксплуатации источников тепловой энергии соответственно 22.03.2016 N СевДТВ/2-630, 31.07.2020 N ИСХ-2802/СевДТВ и 03.10.2018 N Сев ДТВ/6183.
В качестве причин вывода из эксплуатации поименованных источников тепловой энергии Общество указало на убыточность и экономическую неэффективность их эксплуатации, наличие дебиторской задолженности потребителей.
Как указывает Общество, администрации города Вологды, Вожегодского городского поселения и городского поселения поселка Шексна приостановили вывод из эксплуатации источников тепловой энергии (письма от 13.03.2023 N 13-2-2-8/2449/3029, от 03.02.2021 N 199 и от 01.02.2019 N 36 соответственно).
Указав на приостановление вывода из эксплуатации источников тепловой энергии, в соответствии с пунктом 19 Правил N 889 Общество направило Департаменту расчеты некомпенсируемых финансовых убытков: письмом от 24.03.2023 N 84 по котельной ПЧЛ (2020 - 2022 годы), письмом от 31.01.2023 N 49 по котельной станции Вожега (2018 - 2022 годы), письмом от 31.01.2023 N 48 по котельной станции Шексна (2018 - 2022 годы).
К письмам Общество приложило расчеты некомпенсируемых финансовых убытков и решения органов местного самоуправления о приостановлении вывода из эксплуатации источников тепловой энергии.
Департамент письмом от 28.04.2023 N ИХ.14-1964/23 сообщил об оставлении писем общества без рассмотрения в связи с несоответствием требованиям Правил N 889.
Полагая данное решение незаконным, нарушающим права заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суды не нашли оснований для удовлетворения заявления Общества.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, кассационная инстанция приходит к следующему.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) действия, решения органов, осуществляющих публичные полномочия, могут быть признаны незаконными, если они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 198 АПК РФ заявление о признании недействительным ненормативного правового акта может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Обязанность доказывания обстоятельств соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие ненормативного правового акта возлагается на орган или лицо, которые приняли акт (часть 5 статьи 200 АПК РФ).
Организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей, согласование вывода источников тепловой энергии, тепловых сетей в ремонт и из эксплуатации относится к полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях (пункты 1, 5 части 1 статьи 6 Закона о теплоснабжении).
Согласно части 1 статьи 21 Закона о теплоснабжении в целях недопущения ущемления прав и законных интересов потребителей тепловой энергии собственники или иные законные владельцы источников тепловой энергии, тепловых сетей обязаны осуществлять согласование с органами местного самоуправления вывода указанных объектов в ремонт и из эксплуатации.
Порядок вывода в ремонт или из эксплуатации источников тепловой энергии, тепловых сетей устанавливается Правительством Российской Федерации (часть 3 статьи 21 Закона о теплоснабжении).
В соответствии с абзацем первым пункта 19 Правил N 889, которые действовали до 17.07.2023 и применяются к правоотношениям сторон, в случае, если продолжение эксплуатации объектов по требованию органа местного самоуправления ведет к некомпенсируемым финансовым убыткам, собственникам или иным законным владельцам указанных объектов должна быть обеспечена компенсация в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
Размер компенсации некомпенсируемых финансовых убытков определяется с ежеквартальной разбивкой как разница между экономически обоснованными фактически понесенными расходами, отнесенными регулируемой организацией на соответствующий вид деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации, субсидиями (компенсациями), выплачиваемыми регулируемой организации из бюджетов всех уровней, и выручкой от реализации тепловой энергии (мощности), теплоносителя, оказания услуг по передаче тепловой энергии и теплоносителя по тарифам (ценам), установленным уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области регулирования тарифов в сфере теплоснабжения. Размер компенсации подлежит согласованию с уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области регулирования тарифов в сфере теплоснабжения. Для определения размера компенсации расчет размера компенсации направляется владельцем объекта в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области регулирования тарифов в сфере теплоснабжения в течение 20 календарных дней со дня принятия решения о приостановлении вывода объекта из эксплуатации. Указанный орган обязан рассмотреть расчет и направить согласование или разногласия в течение 30 дней со дня получения расчета (абзац второй пункта 19 Правил N 889).
Таким образом, компенсация предназначена для покрытия убытков, которые вызваны обязательным выполнением требования органа местного самоуправления о приостановлении вывода из эксплуатации источника тепловой энергии.
Вместе с тем, выплате ежеквартальной компенсации за некомпенсируемые финансовые убытки предшествует заключение собственником или иным законным владельцем источника тепловой энергии и органом местного самоуправления соглашения, которым определяются порядок, размер и сроки выплаты компенсации, основания для расторжения соглашения, в том числе по инициативе собственника или иного законного владельца источника тепловой энергии и тепловых сетей в случае нарушения органом местного самоуправления сроков или порядка выплаты компенсации, вследствие чего собственник или иной законный владелец источника тепловой энергии и тепловых сетей вправе вывести объекты из эксплуатации (абзац шестой пункта 19 Правил N 889).
В случае наличия разногласий по размеру компенсации между органом местного самоуправления, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области регулирования тарифов в сфере теплоснабжения, собственником или иным законным владельцем источника тепловой энергии и тепловых сетей размер компенсации определяется судом (абзац третий пункта 19 Правил N 889).
В настоящем случае Общество не представило Департаменту информации о заключении соглашений с органами местного самоуправления.
Кроме того, Общество направило Департаменту обращения за пределами срока, установленного в абзаце втором пункта 19 Правил N 889.
Проанализировав содержание обращений Общества, суды пришли к выводу об их несоответствии требованиям Правил N 889.
Ввиду изложенного суды не усмотрели нарушений оспариваемым решением Департамента прав и законных интересов заявителя.
Кассационная инстанция оснований для иных выводов не находит.
Доводы, приведенные Обществом в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций, получили надлежащую правовую оценку и обоснованно отклонены судами.
Иное толкование подателем жалобы действующего законодательства Российской Федерации и иная оценка обстоятельств спора, не свидетельствуют о неправильном применении судами норм права.
Оснований для отмены судебных актов, предусмотренных частью 4 статьи 288 АПК РФ, не установлено.
Пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции ограничены проверкой правильности применения судами норм материального и процессуального права, а также соответствия выводов о применении нормы права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в нем доказательствам (части 1 и 3 статьи 286 АПК РФ).
Выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам. Суды правильно применили нормы материального и процессуального права. В связи с этим кассационная инстанция не находит оснований для иной оценки доказательств и отмены обжалуемых судебных актов.
Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 17.10.2023 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.02.2024 по делу N А13-9158/2023 оставить без изменения, а кассационную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" - без удовлетворения.
Председательствующий |
В.В. Старченкова |
Судьи |
В.В. Старченкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Суд отклонил требования о признании незаконным решения Департамента, оставив без рассмотрения расчеты некомпенсируемых финансовых убытков, так как они не соответствовали установленным требованиям. Суд установил, что организация не представила доказательства заключения соглашений с органами местного самоуправления и направила обращения с нарушением сроков. Кассационная жалоба не была удовлетворена.
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 19 июня 2024 г. N Ф07-6051/24 по делу N А13-9158/2023