18 июня 2024 г. |
Дело N А56-117302/2022 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кудина А.Г., судей Аникиной Е.А., Мунтян Л.Б.,
при участии от Товарищества собственников жилья "Комендант" Степановского Р.С. (доверенность от 26.10.2022), от акционерного общества "Невский экологический оператор" Жамова А.Е. (доверенность от 08.04.2024 N 33) и Шармановой А.М. (доверенность от 14.06.2024),
рассмотрев 18.06.2024 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Товарищества собственников жилья "Комендант" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 09.10.2023 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.01.2024 по делу N А56-117302/2022,
УСТАНОВИЛ:
Товарищество собственников жилья "КОМЕНДАНТ", адрес: 197349, Санкт-Петербург, проспект Сизова, дом 22, ОГРН 1027807572253, ИНН 7814099062 (далее - Товарищество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к акционерному обществу "Невский экологический оператор", адрес: 195009, Санкт-Петербург, Арсенальная улица, дом 1, корпус 2, литера "А", помещение 1Н-23 (часть), ОГРН 1217800002526, ИНН 7804678913 (далее - Общество), с требованием урегулировать разногласия, возникшие при заключении договора от 30.12.2021 N 1187301-2022/ТКО на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - договор), а именно:
- Пункт 1.2. исключить;
- Пункт 1.3. изложить в редакции: "Способ складирования ТКО в выкатные контейнеры в мусороприемной камере жилого дома. Выкатные контейнеры вывозятся в место забора ТКО по графику";
- Пункт 2.2. изложить в редакции: "Потребитель оплачивает услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами до 15-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором была оказана услуга по обращению с ТКО, на основании выставленного счета. Датой оплаты считать дату списания денежных средств с расчетного счета "Потребителя";
- Пункт 3.1. дополнить подпунктом 3.1.6. следующего содержания: "3.1.6 Региональный оператор обязан принимать ТКО по согласованному сторонами графику приема ТКО";
- Подпункт 3.3.8 исключить;
- Пункт 4.1. изложить в редакции: "Стороны согласились производить учет объема и (или) массы твердых коммунальных отходов в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 03.06.2016 N 505 "Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов", следующим способом: расчетным путем, исходя из фактического количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления ТКО. Акт сверки учета фактически вывезенных объемов ТКО составляется "Потребителем" в произвольной форме и направляется "Региональному оператору" до 5 числа ежемесячно на его электронный адрес: office@spb-neo.ru. "Региональный оператор" в течение 3-х рабочих дней согласовывает график и выставляет счет на оплату вывезенных ТКО";
- В пункт 6 включить подпункт 6.4.: "За несоблюдение графика вывоза ТКО "Потребитель" вправе потребовать от "Регионального оператора" уплаты неустойки в размере 1/130 ключевой ставки ЦБ на момент возникновения нарушения";
В Приложении N 1 к договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами истец просит определить условия следующих положений, изложив их в следующей редакции истца в соответствии с Протоколом разногласий Исх. N 3 от 21 февраля 2022 года: - Таблица 2: в столбце "Метод учета (по нормативам накопления/по объему и количеству вывезенных контейнеров)" указать "По количеству и объему вывезенных контейнеров". - Таблицу 3 - исключить".
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Комитет по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности (далее - Комитет).
Решением суда первой инстанции от 09.10.2023 разногласия, возникшие между товариществом собственников жилья "КОМЕНДАНТ" и акционерным обществом "Невский экологический оператор" при заключении договора от 30.12.2021 N 1187301-2022/ТКО на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами урегулированы следующим образом, пункты 1.2, 1.3, 2.2, 4.1, 3.3.8, приложение N 1 договору урегулированы в редакции Общества.
Дополнительно пункты 3.1.6, 6.4 в редакции Товарищества в договор решено не включать.
Постановлением апелляционного суда от 24.01.2024 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Товарищество, ссылаясь на неправильное применение судами двух инстанций норм материального права, просит решение и постановление отменить, направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
В судебном заседании представитель Товарищества поддержал доводы, изложенные в жалобе, а представители Общества, ссылаясь на законность и обоснованность судебных актов, просили в удовлетворении жалобы отказать.
Иные участвующие в деле лица о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, однако в суд своих представителей не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена без их участия, что не противоречит норме части 3 статьи 284 АПК РФ.
Законность судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела и установлено судами двух инстанций, многоквартирный дом по адресу: Санкт-Петербург, проспект Сизова, дом 22, находится в управлении Товарищества.
Общество, являясь региональным оператором по оказанию услуг по обращению с ТКО, разместило типовой договор на оказание услуг по обращению с ТКО в свободном доступе на официальном сайте 08.12.2021; дата начала действия договора с 30.12.2021.
Товарищество получило оригинал договора на оказание услуг по обращению с ТКО, подписанный Обществом.
Не согласившись с предложенными условиями договора, Товарищество направило Обществу протокол разногласий от 24.02.2022.
Поскольку в окончательной редакции спорные условия стороны не согласовали, Товарищество обратилось с настоящим иском в арбитражный суд.
Суды двух инстанций приняли договор в редакции ответчика.
Заслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, изучив доводы кассационной жалобы и возражения в отношении нее, проверив законность принятых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены или изменения.
Правоотношения в сфере обращения с отходами регулируются Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ).
Согласно пункту 4 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ собственники ТКО обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются ТКО и находятся в местах их накопления.
Договор на оказание услуг по обращению с ТКО заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации (пункт 5 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 утверждены Правила обращения с твердыми коммунальными отходами (далее - Правила N 1156), которыми установлен порядок заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО (пункты 8(1) - 8(20) названных Правил) и утвержден типовой договор.
В свою очередь в соответствии с абзацем вторым пункта 1 Правил N 1156 к отношениям, возникающим между собственниками и (или) пользователями жилых помещений в многоквартирных домах и управляющими организациями, товариществами собственников жилья, жилищно-строительными кооперативами, иными специализированными потребительскими кооперативами, между собственниками помещений, пользователями жилых помещений в многоквартирных домах, собственниками жилых домов и региональными операторами, между собственниками жилых домов и организациями (в том числе некоммерческими объединениями), которые от своего имени и в интересах собственника жилого дома заключают договоры на оказание услуг по обращению с ТКО с соответствующими региональными операторами, связанным с обеспечением предоставления указанным собственникам и пользователями коммунальной услуги по обращению с ТКО, положения названных Правил применяются в части, не урегулированной жилищным законодательством Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления ТКО), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Такой порядок установлен Правительством Российской Федерации в Правилах N 354. Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.02.2017 N 232 внесены изменения в Правила N 354, согласно которым указанные Правила дополнены разделом XV(1) "Предоставление коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами" (пункты 148(1) - 148(49) Правил), в котором установлены особенности осуществления данного вида коммунальной услуги, заключения соответствующего договора, определения объема предоставленной услуги и размер платы за нее.
Согласно подпункту "а" пункта 8(1) Правил N 1156 в отношении ТКО, образующихся в жилых помещениях в многоквартирных домах (кроме случаев, предусмотренных частями 1 и 9 статьи 157.2 ЖК РФ), договор заключается с лицом, осуществляющим управление многоквартирным домом, в порядке, установленном в разделе I(1) названных Правил (пункты 8(1) - 8(20) Правил).
В силу подпункта "е" пункта 25 Правил N 1156 и абзаца первого пункта 148(13) Правил N 354 способ коммерческого учета количества ТКО (порядок определения объема услуги по обращению с ТКО) является существенным условием договора на оказание услуг по транспортированию ТКО.
По общему правилу, расчет размера платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО, предоставленную потребителю в жилом помещении и нежилом помещении в многоквартирном доме, определяется на основании нормативов накопления ТКО (пункт 148(30) Правил N 354).
В соответствии с пунктом 148(30) Правил N 354 размер платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется в соответствии с формулами 9(1) и 9(2) приложения N 2 к этим Правилам, расчет по которым основан на нормативе накопления ТКО. Абзацем третьим пункта 148(30) Правил N 354 установлено, что при раздельном накоплении сортированных отходов размер платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется в соответствии с формулами 9(3) и 9(4) приложения N 2 к данным Правилам соответственно.
Таким образом, суды заключили, что из приведенных нормативных положений в их совокупной взаимосвязи следует, что способ учета ТКО исходя из объема контейнеров, вывезенных с места накопления ТКО, возможен только при раздельном накоплении сортированных ТКО.
В рассматриваемом деле суды установили, что Товарищество не заявляло о наличии раздельного накопления сортированных ТКО, а настаивало на включение в договор условия о способе учета ТКО расчетным путем исходя из количества вывезенных контейнеров совместного складирования всех видов отходов.
Распоряжением Комитета по тарифам Санкт-Петербурга от 14.04.2017 N 30-р утверждены нормативы накопления ТКО на территории Санкт-Петербурга для многоквартирных домов исходя из площади жилых помещений. Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 30.11.2021 N 929 на территории Санкт-Петербурга установлено, что оплата коммунальной услуги по обращению с ТКО, предоставленной потребителям в жилых помещениях в многоквартирных домах, осуществляется исходя из общей площади жилого помещения. Нормативы накопления ТКО на территории Санкт-Петербурга для многоквартирных домов исходя из площади жилых помещений утверждены Комитетом по тарифам Санкт-Петербурга от 14.04.2017 N 30-р.
Норматив накопления ТКО для многоквартирных домов (в год) составляет 0,0792 куб. м с 1 кв. м общей площади жилых помещений.
Ввиду изложенного суды двух инстанций обоснованно изложили пункт 4.1 Договора в редакции регионального оператора, предусматривающей определение объема оказанной коммунальной услуги по транспортированию ТКО расчетным путем, исходя из установленных нормативов накопления ТКО.
Суд апелляционной инстанции не усмотрел оснований для применении к спорным правоотношениям положений Правил N 505, которые предусматривают альтернативные способы расчета объема услуги по обращению с ТКО по выбору потребителя (по нормативу накопления ТКО или количеству и объему контейнеров для накопления ТКО), поскольку Правила N 505 регламентируют общий порядок коммерческого учета ТКО без конкретизации их собственников., в то время как в отношении ТКО, образуемых собственниками и пользователями помещений в многоквартирных домах и жилых домах, установлены специальные правила такого учета (раздел XV(1) Правил N 354).
В силу части 4 статьи 154 ЖК РФ плата за обращение с ТКО включена в структуру платы за коммунальные услуги.
Правила N 354 регулируют отношения в сфере предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, определяют особенности предоставления отдельных видов коммунальных услуг, порядок расчета размера платы за коммунальные услуги (пункт 1 названных Правил).
Суд правомерно указал, что в отношении потребителей коммунальной услуги по обращению с ТКО в помещениях многоквартирного дома и жилого дома подлежат применению положения Правил N 354.
Довод о том, что пункт 1.3 Договора урегулирован в редакции ответчика с нарушением судом первой инстанции Правил N 1156 не нашел своего подтверждения в материалах дела.
Редакция регионального оператора соответствует типовому договору, предполагающая урегулирование способа складирования твердых коммунальных отходов, в том числе и крупногабаритных.
Несогласие подателя жалобы с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судами положений процессуального законодательства и законодательства Российской Федерации, подлежащих применению в настоящем деле, не свидетельствует о том, что судом допущены существенные нарушения норм названного законодательства, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
В соответствии с частью 1 статьи 286 АПК РФ арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, если иное не предусмотрено названным Кодексом.
Арбитражный суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены в обжалуемом судебном акте либо были отвергнуты судом, разрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими (часть 2 статьи 287 АПК РФ).
Поскольку выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам, а нормы материального и процессуального права применены правильно, кассационная инстанция не находит оснований для иной оценки обстоятельств дела и отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 09.10.2023 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.01.2024 по делу N А56-117302/2022 оставить без изменения, а кассационную жалобу Товарищества собственников жилья "Комендант" - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.Г. Кудин |
Судьи |
А.Г. Кудин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Суд подтвердил законность условий договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, отклонив требования о внесении изменений. Суды первой и апелляционной инстанций установили, что договор в редакции ответчика соответствует законодательству, а предложенные истцом изменения не были согласованы. Кассационная жалоба оставлена без удовлетворения.
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 18 июня 2024 г. N Ф07-5434/24 по делу N А56-117302/2022