20 июня 2024 г. |
Дело N А13-8269/2023 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кустова А.А., судей Жуковой Т.В., Пастуховой М.В.,
рассмотрев 20.06.2024 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Департамента здравоохранения Вологодской области на решение Арбитражного суда Вологодской области от 21.10.2023 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.02.2024 по делу N А13-8269/2023,
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Страховая компания "Согаз-Мед", адрес: 107045, Москва, Уланский переулок, дом 26, помещение 3.01, ОГРН 1027739008440, ИНН 7728170427 (далее - Компания), обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с исковым заявлением к бюджетному учреждению здравоохранения Вологодской области "Кирилловская центральная районная больница", адрес: 161200, Вологодская область, Кирилловский район, город Кириллов, улица Братства, дом 5, ОГРН 1023501891544, ИНН 3511002003 (далее - Учреждение), о взыскании 7 409 678 руб. 24 коп. переплаты.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены территориальный фонд обязательного медицинского страхования Вологодской области, адрес: 160017, город Вологда, Тепличный микрорайон, дом 8а, ОГРН 1023500870161, ИНН 3525001916 (далее - Фонд), Департамент здравоохранения Вологодской области, адрес: 160000, город Вологда, Предтеченская улица, дом 19, ОГРН 1033500049703, ИНН 3525010519 (далее - Департамент).
Решением от 21.10.2023, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 01.02.2024, исковые требования удовлетворены в заявленном размере.
В кассационной жалобе Департамент, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, а также несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, просит отменить решение от 21.10.2023 и постановление от 01.02.2024.
Как указывает податель жалобы, судами не исследованы доказательства по делу, подтверждающие размер истребуемой суммы денежных средств с учетом нормативов финансовых затрат, не применены нормы, подлежащие применению, а именно постановление Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 N 432 "Об особенностях реализации базовой программы обязательного медицинского страхования в условиях возникновения угрозы распространения заболеваний, вызванных новой коронавирусной инфекцией" (далее - Постановление N 432), постановление Правительства Вологодской области от 28.12.2020 N 1588 "Об утверждении Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Вологодской области на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов".
В отзывах на кассационную жалобу Компания и Фонд просят оставить обжалуемые судебные акты без изменения, считая их законными и обоснованными.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, однако своих представителей в суд кассационной инстанции не направили, что в соответствии со статьей 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не может служить препятствием для рассмотрения жалобы.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, 21.01.2021 между Фондом, Компанией (страховая медицинская организация) и Учреждением заключен договор N 15 (далее - Договор) на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, по которому Учреждение обязуется оказать медицинскую помощь застрахованному лицу в соответствии с территориальной программой обязательного медицинского страхования (далее - ОМС) и объемами предоставления и финансового обеспечения медицинской помощи, указанными в пункте 2 Договора, в случае если медицинская помощь оказывается в пределах территории субъекта Российской Федерации, в котором застрахованному лицу выдан полис ОМС (медицинская помощь по территориальной программе), а страховая медицинская организация - оплатить оказанную застрахованному в страховой медицинской организации лицу указанную медицинскую помощь в соответствии с Договором.
Согласно пункту 23 Договора он вступает в силу со дня подписания сторонами и действует в течение года реализации программ обязательного медицинского страхования до полного исполнения обязательств.
В силу пункта 8.8 Договора Учреждение обязано представлять в страховую медицинскую организацию заявку на авансирование медицинской помощи по территориальной программе, счета и реестры счетов на оплату медицинской помощи в соответствии с порядком оплаты медицинской помощи по ОМС, установленные Правилами обязательного медицинского страхования, утвержденными приказом Минздрава России от 28.02.2019 N 108н.
В соответствии с пунктом 7.2 Договора страховая медицинская организация обязуется не позднее пяти рабочих дней со дня получения от Учреждения заявки на авансирование медицинской помощи по территориальной программе направлять в Учреждение аванс в размере, предусмотренном порядком оплаты медицинской помощи по ОМС, путем перечисления денежных средств на расчетный счет Учреждения.
Согласно пункту 26 Договора при его расторжении (прекращении) стороны производят окончательный расчет в течение двадцати рабочих дней со дня прекращения действия Договора, при этом ликвидируют взаимную дебиторскую и кредиторскую задолженность, о чем составляют соответствующий акт.
На оплату медицинской помощи, оказанной в 2021 году, Компания перечислила Учреждению 101 401 150 руб. 02 коп.
Учреждение представило Компании счета за оказанную медицинскую помощь в 2021 году на сумму 95 319 665 руб. 75 коп.
В акте сверки расчетов от 26.04.2022 N 14 отражено превышение суммы перечисленных авансовых платежей над суммой выставленных счетов.
С учетом стимулирующих выплат и взаиморасчетов сумма излишне перечисленного аванса составила 7 409 678 руб. 24 коп.
В направленных в адрес Учреждения письмах от 19.01.2022, 21.02.2022 Компания просила вернуть переплату по счетам за период с января по декабрь 2021 года.
Неисполнение требований претензии от 19.07.2022 послужило основанием для обращения Компании в арбитражный суд с иском.
Суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о доказанности заявленного иска и удовлетворили его в полном объеме.
Проверив законность обжалуемых судебных актов и обоснованность доводов, приведенных в кассационной жалобе, кассационная инстанция пришла к следующим выводам.
Правоотношения, возникающие в сфере осуществления обязательного медицинского страхования в Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 326-ФЗ), Правилами обязательного медицинского страхования (далее - Правила ОМС).
В соответствии с частью 2 статьи 9 Закона N 326-ФЗ медицинские организации, страховые медицинские организации и территориальные фонды ОМС являются участниками ОМС.
Согласно части 1 статьи 15 Закона N 326-ФЗ медицинской организацией в сфере ОМС являются имеющие право на осуществление медицинской деятельности и включенные в реестр медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере ОМС, организации любой предусмотренной законодательством Российской Федерации организационно-правовой формы и индивидуальные предприниматели, осуществляющие медицинскую деятельность.
В соответствии со статьей 14 Закона N 326-ФЗ страховая медицинская организация, осуществляющая деятельность в сфере обязательного медицинского страхования - страховая организация, имеющая лицензию, выданную в установленном законодательством Российской Федерации порядке. Страховая медицинская организация осуществляет отдельные полномочия страховщика в соответствии с Законом N 326-ФЗ и договором о финансовом обеспечении ОМС, заключенным между территориальным фондом ОМС и страховой медицинской организацией.
На основании части 1 статьи 39 Закона N 326-ФЗ договор на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию заключается между медицинской организацией, включенной в реестр медицинских организаций, которые участвуют в реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования и которым решением комиссии по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования установлен объем предоставления медицинской помощи, подлежащий оплате за счет средств обязательного медицинского страхования, территориальным фондом и страховой медицинской организацией, участвующей в реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования, в установленном Законом N 326-ФЗ порядке.
В силу части 2 указанной статьи по договору на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС страховая медицинская организация обязуется оплачивать медицинскую помощь, оказанную застрахованным лицам в пределах объемов медицинской помощи по ТП ОМС, установленных решением комиссии по разработке ТП ОМС, с учетом результатов контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи, тарифов на оплату медицинской помощи по ОМС.
Согласно части 2 статьи 28 Закона N 326-ФЗ страховая медицинская организация направляет медицинской организации целевые средства на оплату медицинской помощи по договорам на оказание и оплату медицинской помощи в объеме и на условиях, которые установлены территориальной программой ОМС.
В соответствии с частью 1 статьи 20 Закона N 326-ФЗ медицинские организации имеют право получать средства за оказанную медицинскую помощь на основании заключенных договоров на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС в соответствии с установленными тарифами на оплату медицинской помощи по ОМС и в иных случаях, предусмотренных Законом N 326-ФЗ.
Согласно части 6 статьи 39 Закона N 326-ФЗ оплата медицинской помощи, оказанной застрахованному лицу по договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, осуществляется по тарифам на оплату медицинской помощи, установленным в соответствии с частью 2 статьи 30 Закона N 326-ФЗ, по результатам контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи и в соответствии с порядком оплаты медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, установленным правилами обязательного медицинского страхования, на основании представленных медицинской организацией реестров счетов и счетов на оплату медицинской помощи.
Согласно пункту 130 Правил ОМС в случае превышения в отчетном месяце суммы аванса, направленного страховой медицинской организацией в медицинскую организацию, над размером счетов на оплату медицинской помощи с учетом результатов контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи указанные средства подлежат возврату в территориальный фонд в последующие месяцы текущего года при возврате медицинской организацией средств в страховую медицинскую организацию, или на сумму указанного превышения страховой медицинской организацией уменьшается сумма аванса (окончательного расчета), представляемого страховой медицинской организацией в следующие периоды, и указанные средства учитываются страховой медицинской организацией при оплате медицинской помощи, оказанной медицинской организацией в следующем периоде.
В соответствии с пунктом 4 постановления Правительства Российской Федерации от 28.12.2020 N 2299 "О Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов" (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 11.03.2021 N 354 О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 28.12.2020 N 2299"; далее - Постановление N 354) в 2021 году финансовое обеспечение расходов страховых медицинских организаций и медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере обязательного медицинского страхования, осуществляется в порядке ежемесячного авансирования оплаты медицинской помощи в размере одной двенадцатой объема годового финансового обеспечения предоставления медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, распределенного решением комиссии по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования, без учета фактического выполнения объемов предоставления медицинской помощи.
Согласно пункту 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 названного Кодекса.
Пунктом 2 этой же статьи предусмотрено, что обязанность возвратить неосновательное обогащение возникает независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли.
Судами установлено и подтверждено материалами дела то, что на оплату медицинской помощи, оказанной в 2021 году, Компанией в адрес Учреждения направлено 101 401 150 руб. 02 коп. целевых средств.
Учреждение представило Компании счета за оказанную медицинскую помощь за указанный период на сумму 95 319 665 руб. 75 коп.
Сумма средств, удержанных по результатам контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи, составила 1 449 397 руб. 83 коп.
Актом сверки расчетов от 26.04.2022 N 14, подписанным Компанией и Учреждением, подтверждается, что сумма перечисленных авансовых платежей превысила сумму выставленных счетов.
С учетом стимулирующих выплат и взаиморасчетов сумма излишне перечисленного аванса составила 7 409 678 руб. 24 коп.
С учетом вышеизложенного суды, по мнению кассационной инстанции, пришли к правомерному выводу о том, что, поскольку перечисленные территориальным фондом ОМС денежные средства для оплаты медицинской помощи носят целевой характер, данные денежные средства должны быть возвращены в установленном законодательством порядке на основании пункта 130 Правил ОМС.
Довод Департамента о том, что в соответствии с Постановлением N 354 финансовое обеспечение осуществляется в порядке ежемесячного авансирования, без учета фактического выполнения объемов предоставления медицинской помощи, правомерно отклонен судами, поскольку из данного документа не следует, что Учреждение имеет право удерживать аванс, превышающий объем фактически оказанных услуг.
Кассационная инстанция находит неправомерной ссылку Департамента на Постановление N 432, поскольку оно утратило силу с 01.01.2021 в связи с истечением срока действия, установленного пунктом 3 данного документа, и на спорный период не распространялось.
На основании изложенного суды правомерно удовлетворили заявленные исковые требования.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, в том числе касающиеся оценки судами доказательств, представленных Компанией, рассмотрены кассационным судом и отклонены, поскольку были предметом исследования судов первой и апелляционной инстанций, направлены на переоценку установленных судами обстоятельств, что в силу статьи 286 АПК РФ не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции ограничены проверкой правильности применения апелляционным судом норм материального и процессуального права, а также соответствия выводов о применении нормы права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в нем доказательствам (части 1 и 3 статьи 286 АПК РФ).
Поскольку нормы материального права, регулирующие спорные отношения, судами применены правильно, процессуальных нарушений не допущено, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 21.10.2023 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.02.2024 по делу N А13-8269/2023 оставить без изменения, а кассационную жалобу Департамента здравоохранения Вологодской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.А. Кустов |
Судьи |
А.А. Кустов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Суд подтвердил правомерность удовлетворения иска о взыскании переплаты за оказанную медицинскую помощь, установив, что сумма авансовых платежей превышала выставленные счета. Кассационная инстанция отклонила доводы о нарушении норм права, указав на необходимость возврата целевых средств, направленных на оплату медицинских услуг, в соответствии с правилами обязательного медицинского страхования.
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 20 июня 2024 г. N Ф07-6069/24 по делу N А13-8269/2023