26 июня 2024 г. |
Дело N А13-12573/2023 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Соколовой С.В., судей Мунтян Л.Б., Трощенко Е.И.,
рассмотрев 25.06.2024 в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации городского поселения поселок Шексна на решение Арбитражного суда Вологодской области от 20.12.2023 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.03.2024 по делу N А13-12573/2023,
УСТАНОВИЛ:
Северное межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, адрес: 163000, г. Архангельск, Троицкий пр., д. 14, ОГРН 1042900024562, ИНН 2901127831 (далее - Управление), обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с иском о взыскании с администрации городского поселения поселок Шексна, адрес: 162560, Вологодская обл., рп Шексна, ул. Гагарина, д. 16, ОГРН 1053500558561, ИНН 3524010516 (далее - Администрация), 449 726 руб. в возмещение ущерба, причиненного окружающей среде.
Решением суда первой инстанции от 20.12.2023, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 14.03.2024, иск удовлетворен.
В кассационной жалобе Администрация, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, просит отменить решение от 20.12.2023 и постановление от 14.03.2024, направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Вологодской области.
Как указывает податель кассационной жалобы, бывший и нынешний арендаторы земельного участка, на котором располагается неконтролируемый источник сброса сточных вод, не привлекались судами к участию в деле; лицо, ответственное за возмещение вреда, причиненного окружающей среде, не может определяться произвольно; публично-правовое образование не должно нести ответственность за вред, причиненный водному объекту в результате хозяйственной деятельности иных лиц, только в силу того, что такое образование должно вести учет бесхозяйных объектов; Управление не представило в материалы дела доказательств, позволяющих однозначно установить лицо, в результате сброса сточных вод которым был причинен ущерб окружающей среде; взыскание стоимости ущерба окружающей среде с Администрации без установления реального причинителя вреда может привести к продолжению незаконного сброса сточных вод виновным лицом.
К кассационной жалобе Администрация приложила договор аренды земельного участка от 22.01.2008 N 39, заключенный с Заргаряном Гарлемом Григорьевичем, с приложениями, дополнительным соглашением от 11.04.2012, соглашение от 22.01.2008 о расторжении договора аренды земельного участка от 27.12.2000 N 173, соглашение от 23.04.2021 о передаче прав и обязанностей по договору от 22.01.2008 N 39, заключенное Заргаряном Г.Г. и обществом с ограниченной ответственностью "Федеральная служба управления системами", договор уступки права требования (цессии) от 14.05.2021.
Из материалов дела видно, что данные документы ранее в суды первой и апелляционной инстанций не представлялись, к материалам дела не приобщались.
В соответствии с разъяснениями, приведенными в пункте 29 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции" (далее - Постановление N 13), при решении вопроса о принятии дополнений, письменных пояснений к кассационной жалобе либо отзыва на кассационную жалобу судам кассационной инстанции необходимо иметь в виду, что сугубо правовое обоснование доводов и возражений стороны вправе приводить на всех стадиях рассмотрения дела, если они основаны на доказательствах, имеющихся в материалах дела, и если такие дополнения, пояснения к кассационной жалобе не содержат ни новых требований, ни новых доказательств, которые в силу положений Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не могут рассматриваться и исследоваться судом кассационной инстанции.
Новые и (или) дополнительные доказательства, имеющие отношение к установлению обстоятельств по делу, судом кассационной инстанции не принимаются (пункт 30 Постановления N 13).
Ввиду изложенного и с учетом части 3 статьи 286 АПК РФ, разъяснений, приведенных в Постановлении N 13, представленные Обществом в дополнение к кассационной жалобе документы, которые не были представлены в суды первой и апелляционной инстанций, не могут быть приобщены судом кассационной инстанции к материалам дела.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Администрация, Управление, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, своих представителей для участия в нем не направили, поэтому кассационная жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, в ходе проведения инвентаризации выпусков сточных вод ливневых дренажных канализационных сетей на территории пос. Шексна Управление выявило в районе Молодежной ул. сброс в Рыбинское водохранилище сточных вод через бетонный выпуск (координаты 59.227071° с.ш., 38.502487° в.д.), у которого согласно письмам Администрации, администрации Шекснинского муниципального района отсутствует балансодержатель, выпуск имеет признаки бесхозяйного имущества.
По протоколам от 28.10.2022 N 252.22.V-09, от 28.09.2022 N 214.22.V-09 - 217.22.V-09 были отобраны пробы сточных вод в месте их сброса с координатами 59.227071° с.ш., 38.502487° в.д., на 300 м ниже и на 500 м выше указанного места, по результатам исследования которых филиал федерального государственного бюджетного учреждения "Центр лабораторного анализа и технических измерений по Северо-Западному федеральному округу" - "Центр лабораторного анализа и технических измерений по Вологодской области" (далее - Филиал) составил протоколы исследований от 05.10.2022 N 338.22.V-09, от 06.10.2022 N 1511.22.V, от 01.11.2022 N 1677.22.V, от 07.11.2022 N 386.22.V-09.
Согласно заключениям Филиала от 06.10.2022 N 54, от 09.11.2022 N 74 сброс сточных вод в Рыбинское водохранилище через бетонный выпуск с координатами 59.227071° с.ш., 38.502487° в.д. осуществляется с превышением биохимического потребления кислорода, а также концентрации загрязняющих веществ (железа, марганца, взвешенных веществ, аммоний-иона, нефтепродуктов) над предельно допустимыми концентрациями таких веществ в водах водных объектов рыбохозяйственного значения, установленными приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 13.12.2016 N 552 "Об утверждении нормативов качества воды водных объектов рыбохозяйственного значения, в том числе нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водах водных объектов рыбохозяйственного значения".
Согласно заключениям Филиала от 06.10.2022 N 54, от 09.11.2022 N 74 расход сточных вод за период сброса (с 28.09.2022 по 28.10.2022) составлял 5,14 куб. м/ ч.
На основании данных заключений, Методики исчисления размера вреда, причиненного водным объектам вследствие нарушения водного законодательства, утвержденной приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 13.04.2009 N 87, Управление произвело расчет размера ущерба, причиненного водному объекту в результате сброса сточных вод с превышением концентрации загрязняющих веществ, который составил 449 726 руб.
Поскольку выпуск сточных вод с координатами 59.227071° с.ш., 38.502487° в.д. обладал признаками бесхозяйного имущества, Управление 22.02.2023 направило Администрации претензию N 07-32/1819 с предложением возместить 449 726 руб. ущерба, причиненного водному объекту, чего Администрация не сделала, в связи с чем Управление обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций удовлетворили иск.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, соответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, не нашла оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
В соответствии с частями 1, 4 статьи 35 Водного кодекса Российской Федерации (далее - ВК РФ) поддержание поверхностных и подземных вод в состоянии, соответствующем требованиям законодательства, обеспечивается путем установления и соблюдения нормативов допустимого воздействия на водные объекты; количество веществ и микроорганизмов, содержащихся в сбросах сточных, в том числе дренажных, вод в водные объекты, не должно превышать установленные нормативы допустимого воздействия на водные объекты.
Пунктом 1 части 6 статьи 60 ВК РФ запрещено осуществлять при эксплуатации водохозяйственной системы сброс в водные объекты сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке, обезвреживанию (исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ в водных объектах или технологических нормативов, установленных в соответствии с Федеральным законом от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ)).
В силу пункта 1 статьи 77 Закона N 7-ФЗ юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.
Как разъяснено в пункте 7 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.11.2017 N 49 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде", по смыслу статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 77 Закона N 7-ФЗ лицо, которое обращается с требованием о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, представляет доказательства, подтверждающие наличие вреда, обосновывающие с разумной степенью достоверности его размер и причинно-следственную связь между действиями (бездействием) ответчика и причиненным вредом.
В случае превышения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями установленных нормативов допустимого воздействия на окружающую среду предполагается, что в результате их действий причиняется вред (статья 3, пункт 3 статьи 22, пункт 2 статьи 34 Закона N 7-ФЗ). Бремя доказывания обстоятельств, указывающих на возникновение негативных последствий в силу иных факторов и (или) их наступление вне зависимости от допущенного нарушения, возлагается на ответчика.
Материалами дела, в том числе заключениям Филиала от 06.10.2022 N 54, от 09.11.2022 N 74, подтверждено причинение вреда водному объекту в результате сброса в него сточных вод с превышением допустимых концентраций загрязняющих веществ через выпуск сточных вод с координатами 59.227071° с.ш., 38.502487° в.д.; данное обстоятельство Администрация не опровергла.
Суды двух инстанций, учтя пояснения представителей Администрации, отметили, что ущерб водному объекту в результате сброса загрязняющих веществ причинен через выпуск сточных вод, не имеющий балансодержателя и не контролируемый органами местного самоуправления, без определения и установления Администрацией владельца такого выпуска на территории муниципального образования; меры по определению владельца выпуска сточных вод с координатами 59.227071° с.ш., 38.502487° в.д. не предпринимались.
Ссылка Администрации в кассационной жалобе на арендатора земельного участка, на котором, как указывает Администрация, расположен объект сброса сточных вод, не может быть принята во внимание, поскольку на данные обстоятельства Администрация впервые указала в кассационной жалобе, судами первой и апелляционной инстанций приведенные Администрацией обстоятельства аренды земельного участка, не устанавливались.
Расчет размера ущерба судами проверен, признан верным, Администрацией не опровергнут.
При установленных по делу фактических обстоятельствах суды первой и апелляционной инстанций обоснованно удовлетворили требование Управления.
Доводы кассационной жалобы выводов судов не опровергают, а, по существу, сводятся к иной оценке отдельных доказательств и установленных судами фактических обстоятельств вне их связи в совокупности с иными материалами дела, что находится в противоречии с правилами оценки судом доказательств, которые предусмотрены статьей 71 АПК РФ.
Сама по себе переоценка доказательств и допущение на ее основе иных выводов относительно того, какие обстоятельства следует считать установленными, не входят в компетенцию суда кассационной инстанции в силу статьи 286 АПК РФ (пункт 32 Постановления N 13).
Кассационная инстанция не усмотрела нарушения судами норм материального и процессуального права при рассмотрении спора, в связи с чем оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 20.12.2023 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.03.2024 по делу N А13-12573/2023 оставить без изменения, а кассационную жалобу администрации городского поселения поселок Шексна - без удовлетворения.
Председательствующий |
С.В. Соколова |
Судьи |
С.В. Соколова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Суд подтвердил правомерность взыскания ущерба с администрации за сброс сточных вод, превышающих допустимые нормы, в водоем. Установлено, что сброс осуществлялся через бесхозяйный выпуск, и администрация не предприняла меры для определения его владельца. Кассационная жалоба отклонена, так как доводы не опровергли выводы судов первой и апелляционной инстанций.
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 26 июня 2024 г. N Ф07-8728/24 по делу N А13-12573/2023