27 июня 2024 г. |
Дело N А56-89036/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 июня 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 июня 2024 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Сергеевой И.В., судей Кадулина А.В., Сапоткиной Т.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Санкт-Петербургского государственного бюджетного учреждения культуры "Государственный музей городской скульптуры" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 15.06.2023 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.10.2023 по делу N А56-89036/2022,
УСТАНОВИЛ:
Комитет по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры, адрес: 191023, Санкт-Петербург, пл. Ломоносова, д. 1, ОГРН 1037843025527, ИНН 7832000069 (далее - Комитет), обратился в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к Санкт-Петербургскому государственному бюджетному учреждению культуры "Государственный музей городской скульптуры", адрес: 191167, Санкт-Петербург, Невский пр., д. 179, ОГРН 1037843042632, ИНН 7825440534 (далее - Учреждение), об обязании Учреждения в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу в установленном законом порядке на основании задания Комитета разработать и согласовать с Комитетом проектную документацию по ремонту и реставрации объекта культурного наследия федерального значения "Ворота Триумфальные Нарвские", расположенного по адресу: Санкт-Петербург, пл. Стачек, а также обеспечить установку информационной надписи и обозначений на указанном объекте; установлении в случае неисполнения решения суда в определенный решением срок судебной неустойки в размере 50 000 руб. в месяц до месяца фактического исполнения решения суда.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Комитет имущественных отношений Санкт-Петербурга, адрес: 191144, Санкт-Петербург, Новгородская ул., д. 20, лит. А, пом. 2-Н, ОГРН 1027809244561, ИНН 7832000076.
Решением суда от 15.06.2023 на Учреждение возложена обязанность в течение 60 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу в установленном законом порядке на основании задания Комитета разработать и согласовать с Комитетом проектную документацию по ремонту и реставрации указанного выше объекта культурного наследия федерального значения, а также обеспечить установку информационной надписи и обозначений на указанном объекте; установлен размер денежных средств, подлежащих взысканию с ответчика в пользу истца в случае неисполнения решения суда в установленный решением срок, как 50 000 руб. в месяц до месяца фактического исполнения решения суда.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.10.2023 данное решение оставлено без изменения.
Учреждение в кассационной жалобе просит изменить названные судебные акты в части обеспечения установки информационных надписей и обозначений непосредственно на объекте культурного наследия федерального значения "Ворота Триумфальные Нарвские", а также взыскания судебной неустойки, ссылаясь на неправильное применение судами в этой части норм права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела. По мнению подателя жалобы, к спорным правоотношениям наряду с Федеральным законом от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Закон N 73-ФЗ) подлежит применению также Федеральный закон от 26.05.96 N 54-ФЗ "О музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации" (далее - Закон N 54-ФЗ), регулирующий отношения, связанные с сохранением и использованием музейных предметов и музейных коллекций; оба названных закона не допускают установку дополнительных информационных надписей и обозначений на музейных предметах (объектах культурного наследия) после их установки на закрепленном месте; суды не приняли во внимание организационно-правовую форму ответчика; размер судебной неустойки не обоснован истцом, завышен и не соразмерен последствиям нарушения обязательства, определен судами без учета того, что Учреждение не занимается коммерческой деятельностью, финансируется из бюджета исключительно целевым назначением.
Определением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 12.03.2024 рассмотрение кассационной жалобы было отложено по ходатайству Учреждения для предоставления сторонам возможности урегулировать спор мирным путем.
Определением арбитражного суда кассационной инстанции от 23.04.2024 рассмотрение кассационной жалобы было отложено по ходатайству обеих сторон для завершения оформления мирового соглашения.
Определением заместителя председателя Арбитражного суда Северо-Западного округа от 17.06.2024 в составе суда произведена замена судьи Захаровой М.В., находящейся в отпуске, на судью Кадулина А.В.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, однако в суд своих представителей не направили; никаких ходатайств к настоящему судебному заседанию в суд кассационной инстанции не заявили, подписанное уполномоченными представителями мировое соглашение не представили.
С учетом изложенного и в соответствии со статьей 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) суд кассационной инстанции приступил к рассмотрению кассационной жалобы по существу в отсутствие представителей участников процесса.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке в пределах, установленных статьей 286 АПК РФ, с учетом доводов кассационной жалобы.
Как следует из материалов дела, на основании постановления Правительства Российской Федерации от 10.07.2001 N 527 памятник "Ворота Триумфальные Нарвские", расположенный по адресу: Санкт-Петербург, пл. Стачек, включен в перечень объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения, находящихся в Санкт-Петербурге.
В отношении данного объекта с кадастровым номером 78:15:0804601:1 зарегистрировано 23.09.2008 право собственности Санкт-Петербурга; объект передан Учреждению в безвозмездное бессрочное пользование.
Распоряжением Комитета от 14.03.2019 N 125-р утвержден предмет охраны объекта культурного наследия федерального значения "Ворота Триумфальные Нарвские".
Распоряжением Комитета от 23.04.2019 N 07.19-178/19 утверждено охранное обязательство собственника и (или) иного законного владельца данного объекта.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 25 раздела 6 охранного обязательства законный владелец объекта обязан в течение 36 месяцев со дня утверждения охранного обязательства на основании задания Комитета разработать проектную документацию по ремонту и реставрации объекта культурного наследия и согласовать ее с Комитетом, в установленном порядке обеспечить установку на объекте информационных надписей и обозначений.
Комитет в ходе проведения мероприятий по проверке соблюдения обязательных требований в отношении памятника выявил, что указанные выше требования охранного обязательства по состоянию на 06.07.2022 не выполнены. По результатам наблюдения составлен акт от 06.07.2022.
Комитет, ссылаясь на невыполнение Учреждением требований охранного обязательства, обратился с настоящим иском в арбитражный суд.
Поскольку Учреждение в ходе рассмотрения дела не представило доказательства выполнения требований охранного обязательства, суды правомерно в соответствии со статьями 40, 45, 47.3, 47.6 Закона N 73-ФЗ возложили на Учреждение обязанность на основании задания Комитета разработать и согласовать с Комитетом проектную документацию по ремонту и реставрации объекта культурного наследия.
Судебные акты в указанной части лицами, участвующими в деле, не обжалованы, возражения в этой части в суде кассационной инстанции не заявлены.
В силу подпункта 11 пункта 2 статьи 33 Закона N 73-ФЗ государственная охрана объектов культурного наследия включает в себя, в том числе, установку на объектах культурного наследия информационных надписей и обозначений.
Необходимость установки на объектах культурного наследия надписей и обозначений, содержащих информацию об объекте культурного наследия, предусмотрена пунктом 1 статьи 27 того же Закона.
В силу пункта 3 статьи 27 Закона N 73-ФЗ обязанность по установке информационных надписей и обозначений на объекты культурного наследия возлагается на лиц, указанных в пункте 11 статьи 47.6 данного Закона.
Согласно пункту 11 статьи 47.6 Закона N 73-ФЗ в случае, если объект культурного наследия находится в публичной собственности, не передан на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления унитарному предприятию или учреждению, а передан в безвозмездное пользование на основании гражданско-правового договора юридическому лицу, охранное обязательство подлежит выполнению таким лицом.
Во исполнение пункта 2 статьи 27 Закона N 73-ФЗ постановлением Правительства Российской Федерации от 10.09.2019 N 1178 утверждены Правила установки информационных надписей и обозначений на объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - Правила); содержание информационных надписей и обозначений на объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации; требования к составу проектов установки и содержания информационных надписей и обозначений, на основании которых осуществляется такая установка (далее - Требования).
Суды, установив, что обязательство по установке информационных надписей на объект, предоставленный Учреждению в безвозмездное пользование, последнее не исполнило, правомерно в соответствии с приведенными выше положениями Закона N 73-ФЗ удовлетворили требование Комитета в указанной части.
Довод подателя жалобы о том, что установка пластин с информационными надписями и обозначениями непосредственно на памятнике приведет к разрушению памятника и изменению его облика, подлежит отклонению, поскольку исходя из Правил установка информационных надписей на объект культурного наследия производится в соответствии с проектом, согласованным уполномоченным органом, который, в частности, включает раздел "Описание метода крепления информационной надписи и обозначения", а также схему установки информационной надписи на объекте и цветную фотофиксацию объекта с указанием места предполагаемого размещения информационной надписи (пункт 1 Требований).
Таким образом, установка информационных надписей осуществляется под контролем уполномоченного органа в целях недопущения повреждения памятника и причинения ему вреда.
Ссылка Учреждения на Закон N 54-ФЗ подлежит отклонению, так как исходя из статей 1, 3 данного Закона он определяет особенности правового положения Музейного фонда Российской Федерации, состоящего из музейных предметов и музейных коллекций, к которым относятся движимые предметы материального мира. Спорный объект культурного наследия представляет собой объект недвижимого имущества, отношения по охране и использованию которых регулируются Законом N 73-ФЗ (статья 3 Закона N 73-ФЗ).
Возражения ответчика относительно размера судебной неустойки также не могут быть приняты во внимание, поскольку конкретный размер судебной неустойки определяется судом по своему усмотрению применительно к критериям, установленным частью 4 статьи 174 АПК РФ, на основе принципов справедливости, соразмерности недопустимости извлечения выгоды из незаконного или недобросовестного поведения, с учетом конкретных обстоятельств дела; вывод суда о конкретном размере такой неустойки не является выводом о применении нормы права. С учетом того, что предусмотренный охранным обязательством срок, составлявший 36 месяцев с даты утверждения охранного обязательства, на установку информационных надписей истек к моменту предъявления Комитетом настоящего иска в суд, и суд установил достаточный срок для выполнения соответствующего требования, суд кассационной инстанции не считает определенный судами размер судебной неустойки несправедливым и несоразмерным.
Учитывая изложенное, кассационная инстанция находит решение и постановление в обжалуемой части законными и не усматривает установленных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены (в части) или изменения данных судебных актов.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 15.06.2023 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.10.2023 по делу N А56-89036/2022 оставить без изменения, а кассационную жалобу Санкт-Петербургского государственного бюджетного учреждения культуры "Государственный музей городской скульптуры" - без удовлетворения.
Председательствующий |
И.В. Сергеева |
Судьи |
И.В. Сергеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Довод подателя жалобы о том, что установка пластин с информационными надписями и обозначениями непосредственно на памятнике приведет к разрушению памятника и изменению его облика, подлежит отклонению, поскольку исходя из Правил установка информационных надписей на объект культурного наследия производится в соответствии с проектом, согласованным уполномоченным органом, который, в частности, включает раздел "Описание метода крепления информационной надписи и обозначения", а также схему установки информационной надписи на объекте и цветную фотофиксацию объекта с указанием места предполагаемого размещения информационной надписи (пункт 1 Требований).
...
Ссылка Учреждения на Закон N 54-ФЗ подлежит отклонению, так как исходя из статей 1, 3 данного Закона он определяет особенности правового положения Музейного фонда Российской Федерации, состоящего из музейных предметов и музейных коллекций, к которым относятся движимые предметы материального мира. Спорный объект культурного наследия представляет собой объект недвижимого имущества, отношения по охране и использованию которых регулируются Законом N 73-ФЗ (статья 3 Закона N 73-ФЗ)."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 27 июня 2024 г. N Ф07-22442/23 по делу N А56-89036/2022