26 июня 2024 г. |
Дело N А56-80622/2023 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе судьи Журавлевой О.Р.,
рассмотрев 26.06.2024 без вызова сторон кассационную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Санкт-Петербургу и Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 23.11.2023 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.02.2024 по делу N А56-80622/2023,
УСТАНОВИЛ:
Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, адрес: 194214, Россия, г. Санкт-Петербург, вн.тер.г. муниципальный округ Светлановское, пр-кт Энгельса, д. 73, лит. А, ОГРН: 1027801558223 (далее - истец, Отделение, Фонд) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области к Государственному бюджетному учреждению здравоохранения Ленинградской области "Сланцевская межрайонная больница", адрес: 188560, Ленинградская область, Сланцевский район, г. Сланцы, ул. Гагарина, 2, ОГРН: 1024701707260 (далее - ответчик, Учреждение) с исковым заявлением о взыскании социальной выплаты в сумме 56 280 руб.
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства на основании главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Решением суда от 23.11.2023 в удовлетворении исковых требований отказано.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 01.02.2024 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Фонд, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права и несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, просит обжалуемые судебные акты отменить и удовлетворить заявленные требования.
По мнению подателя жалобы, Учреждение неправомерно указало в реестре сведений на работников для получения специальной социальной выплаты, в связи с чем выплата за март 2022 года на общую сумму 56 280 руб. произведена необоснованно и является излишне понесенными Фондом расходами.
Согласно части 2 статьи 288.2 АПК РФ кассационные жалобы на решения арбитражного суда первой инстанции и постановления арбитражного суда апелляционной инстанции, принятые по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде кассационной инстанции судьей единолично без вызова сторон.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, в период с 30.11.2022 по 17.02.2022 Отделением проведена камеральная проверка полноты и достоверности сведений, для осуществления территориальным органом Фонда специальной социальной выплаты медицинским и иным работникам в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30.10.2020 N 1762 "О государственной социальной поддержке в 2020-2022 годах медицинских и иных работников медицинских и иных организаций (их структурных подразделений), оказывающих медицинскую помощь (участвующих в оказании, обеспечивающих оказание медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19), медицинских работников, контактирующих с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19), внесении изменений во Временные правила учета информации в целях предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) и признании утратившими силу отдельных актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 1762), предоставленных Учреждением, на основании сведений, влияющих на право получения работником специальной социальной выплаты, а также установленных фактов о понесенных Фондом излишних расходов, за март 2022 года.
Так, в сентябре 2022 года ГБУЗ ЛО "Сланцевская межрайонная больница" предоставило в Фонд реестры для получения специальной социальной выплаты на работников медицинского учреждения, а именно, на медицинских и иных работников, оказывающих специализированную медицинскую помощь в стационарных условиях, средний медицинских персонал, участвующий в оказании медицинской помощи в стационарных условиях, младший персонал, обеспечивающий оказание специализированной медицинской помощи в стационарных условиях за март 2022.
На основании представленных реестров Фондом за март 2022 года были назначены специальные социальные выплаты следующим сотрудникам: Шулеповой О.А. в размере 4320,00 рублей, Хмельковой А.В. в размере 3720.00 рублей, Гуковой Н.А. в размере 14160,00 рублей, Чуйкиной Н.Н. в размере 14760,00 рублей, Николаевой С.Е. в размере 14040,00 рублей, Катковой Л.Л. в размере 5280,00 рублей.
В ходе проверки установлено, что Учреждением произведены выплаты работникам, у которых отсутствует подтвержденный факт взаимодействия с пациентами, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция (COVID-19), и с лицами из группы риска заражения новой коронавирусной инфекцией.
По итогам проверочного мероприятия Фондом 20.02.2023 составлен акт камеральной проверки N 39, в соответствии с которым Учреждению предложено возместить расходы, излишне понесенные Фондом на выплату специальной социальной выплаты в размере 56 280 руб. в срок до 25.04.2023.
Не согласившись с актом, Учреждение направило в адрес Фонда возражения, по результатам рассмотрения которых Фонд направил в адрес Учреждения уведомление от 12.04.2023 об оставлении в силе акта проверки.
По истечении срока возмещения расходов, излишне понесенных Фондом на выплату специальной социальной выплаты, установленного Актом, Фонд направил в адрес Учреждения уведомление об истечении срока возмещения расходов от 24.04.2023 N 78-26/172527.
Поскольку требование о возмещении расходов Учреждением выполнено не было, Фонд направил в адрес ГБУЗ ЛО "Сланцевская межрайонная больница" досудебную претензию с требованием о возмещении расходов, излишне понесенных Фондом в размере 56 280 руб. в срок до 07.07.2023.
Оставление Учреждением претензии без удовлетворения послужило основанием для обращения Фонда в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении исковых требований, указав, что право на получение специальной социальной выплаты не поставлено в зависимость от наличия или отсутствия непосредственного контакта с гражданами, у которых выявлена коронавирусная инфекция, путем личного взаимодействия.
Апелляционный суд поддержал позицию суда первой инстанции.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, приходит к следующим выводам.
Из содержания пункта 2 Постановления N 1762 следует, что правом на получение специальной социальной выплаты наделены медицинские и иные работники медицинских и иных организаций, оказывающие медицинскую помощь (участвующие в оказании медицинской помощи, обеспечивающие оказание медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в соответствии с установленным Министерством здравоохранения Российской Федерации (Приказ от 19.03.2020 N 198н) временным порядком организации работы медицинских организаций в целях реализации мер по профилактике и снижению рисков распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19).
К ним отнесены, как врачи, оказывающие скорую медицинскую помощь, средний медицинский персонал, участвующий в оказании скорой медицинской помощи, младший медицинский персонал, обеспечивающий оказание скорой медицинской помощи, выездных бригад скорой медицинской помощи; так и фельдшеры (медицинские сестры) по приему вызовов скорой медицинской помощи и передаче их выездным бригадам скорой медицинской помощи.
Таким образом, как обоснованно указали суды обеих инстанций, Правилами N 1762 фельдшера (медицинские сестры) по приему вызовов скорой медицинской помощи и передаче их выездным бригадам скорой медицинской помощи выделены в отдельную категорию работников, имеющих право на специальную социальную выплату, установленную указанным постановлением, как медицинские работники, обеспечивающие оказание медицинской помощи.
При этом, вопреки доводам Отделения, право указанных лиц на получение специальной социальной выплаты не поставлено в зависимость от наличия/отсутствия непосредственного контакта с пациентами, у которых выявлена коронавирусная инфекция, путем личного взаимодействия.
Признавая предлагаемое Отделением толкование условий получения фельдшерами (медицинскими сестрами) по приему вызовов скорой медицинской помощи специальной социальной выплаты основанным на неверном толковании норм права и не отвечающим целям законодательного регулирования спорных правоотношений, суды обеих инстанций правомерно руководствовались разъяснениями Верховного Суда Российской Федерации в Обзоре по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) от 17.02.2021 N 3, согласно которым правом на получение ССВ наделены медицинские и иные работники медицинских и иных организаций, оказывающие медицинскую помощь (участвующие в оказании медицинской помощи, обеспечивающие оказание медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19).
К ним, в том числе, относятся фельдшеры (медицинские сестры) по приему вызовов скорой медицинской помощи и передаче их выездным бригадам скорой медицинской помощи.
Таким образом, фельдшеры (медицинские сестры) по приему вызовов скорой медицинской помощи и передаче их выездным бригадам скорой медицинской помощи наделены правом на получение специальной социальной выплаты в соответствии с Постановлением N 1762.
С учетом изложенного суды обеих инстанций обоснованно отклонили доводы фонда об излишне понесенных расходах.
Доводы, приведенные в кассационной жалобе, не свидетельствуют о неправильном применении судами норм права, а по существу направлены на переоценку фактических обстоятельств спора и представленных сторонами доказательств, которые были предметом рассмотрения судов и получили надлежащую правовую оценку.
Основаниями для пересмотра в порядке кассационного производства вступивших в законную силу решения арбитражного суда первой инстанции и постановления арбитражного суда апелляционной инстанции, принятых по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, являются существенные нарушения норм материального права и (или) норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов (часть 3 статьи 288.2 АПК РФ).
Доводы подателя жалобы не подтверждают существенных нарушений норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела.
На основании изложенного суд кассационной инстанции полагает, что выводы судов обеих инстанций соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, в связи с чем кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьями 288.2, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 23.11.2023 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.02.2024 по делу N А56-80622/2023 оставить без изменения, а кассационную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Санкт-Петербургу и Ленинградской области - без удовлетворения.
Судья |
О.Р. Журавлева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Суд отклонил иск о взыскании социальной выплаты, указав, что право на её получение не зависит от наличия непосредственного контакта с пациентами, инфицированными COVID-19. Суд подтвердил, что фельдшеры, принимающие вызовы, имеют право на выплату в соответствии с действующим законодательством, и не нашел оснований для пересмотра решений нижестоящих инстанций.
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 26 июня 2024 г. N Ф07-6313/24 по делу N А56-80622/2023