27 июня 2024 г. |
Дело N А56-62548/2023 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Родина Ю.А., судей Васильевой Е.С., Соколовой С.В.,
при участии от Санкт-Петербургской таможни Рыганцовой М.С. (доверенность от 11.01.2024 N 04-19/0026),
рассмотрев 27.06.2024 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Санкт-Петербургской таможни на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 28.11.2023 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.02.2024 по делу N А56-62548/2023,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Актив", адрес: 192289, Санкт-Петербург, ул. Софийская, д. 66, лит. А, пом. 404, р.м. 1, ОГРН 1097847090065, ИНН 7816462468 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об обязании Санкт-Петербургской таможни, адрес: 199034, Санкт-Петербург, 9-я линия В.О., д. 10, корп. 2, лит. А, ОГРН 1037800003493, ИНН 7830001998 (далее - Таможня), возвратить 2 483 022 руб. 79 коп. излишне уплаченных сумм таможенных платежей и пеней, взысканных на основании уведомлений от 14.02.2022 N 10210000/У2022/0002577, 10210000/У2022/0002578, от 16.02.2022 10210000/У2022/0002761, от 18.02.2022 10210000/У2022/0002868, от 22.02.2022 10210000/У2022/0002983 - 10210000/У2022/0002995 о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней (с учетом уточнения требования в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; далее - АПК РФ).
Решением суда первой инстанции от 28.11.2023, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 29.02.2024, заявленные требований удовлетворены.
В кассационной жалобе Таможня, ссылаясь на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, просит отменить решение от 28.11.2023 и постановление от 29.02.2024, принять по данному делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. Податель кассационной жалобы считает неправомерным применение Обществом в отношении спорных товаров налоговой льготы по уплате налога на добавленную стоимость (далее - НДС). Как заявляет таможенный орган, с учетом сведений о характеристиках, отраженных в технической документации, рассматриваемые товары предназначены для тренировки стояния/ходьбы и используются в процессе реабилитации, т.е. не являются средством самообслуживания. Таким образом, товар не соответствует описанию изделий, включенных в пункт 29 раздела III Перечня медицинских товаров, реализация которых на территории Российской Федерации и ввоз которых на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, не подлежат обложению (освобождаются от обложения) налогом на добавленную стоимость, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2015 N 1042 (далее - Перечень N 1042). В разделе I Перечня N 1042 не поименованы товары, одновременно соответствующие коду единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (далее - ТН ВЭД ЕАЭС) 9021 10 100 0 и коду Общероссийского классификатора продукции (ОКП) 94 5150, указанному в регистрационных удостоверениях. Заявленному при таможенном декларировании товара классификационному коду 9021 10 100 0 ТН ВЭД ЕАЭС соответствует код ОКП 93 9670. Таким образом, Обществом не соблюдены условия, необходимые для предоставления льготы по уплате НДС.
В отзыве на кассационную жалобу Общество, считая обжалуемые судебные акты законными и обоснованными, просит оставить их без изменения.
В судебном заседании представитель Таможни поддержал доводы кассационной жалобы, настаивая на ее удовлетворении.
Общество надлежащим образом извещено о времени и месте судебного заседания, однако своих представителей в судебное заседание не направило, поэтому кассационная жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, между Обществом (покупатель) и компанией "R82 A/S" (Дания) заключен внешнеторговый контракт 11.03.2010 N 03/2010, в рамках которого на таможенную территорию Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС) в 2019 году были ввезены приспособления ортопедические: опоры ходунки (средства для ходьбы) и опоры для стояния, которые используются для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата (ДЦП, миопатии).
К таможенному оформлению в целях помещения под таможенную процедуру "выпуск для внутреннего потребления" ввезенный товар предъявлен по декларациям на товары (далее - ДТ) N 10216170/140219/0022950, 10216170/270219/0031945, 10216170/041019/0181485,10216170/200319/0045665, 10216170/050919/0261857, 10216170/150519/0083719,10216170/180719/0128205, 10216170/190919/0170798, 10216170/191219/0244984,10216170/200819/0150802, 10216170/040719/0118890, 10216170/220819/0151943,10216170/250419/0071267, 10216170/251219/0250691, 10216170/291119/0224703,10216170/300519/0094683, 10216170/221119/0218680. При таможенном декларировании указан код ОКП 94 5150 и классификационный код 9021 10 100 0 ТН ВЭД ЕАЭС.
В графе 36 ДТ "Преференция" указано "ОООО-ГГ" (освобождение от уплаты НДС в отношении ввозимых в Российскую Федерацию технических средств, включая автотранспорт, материалов, которые могут быть использованы исключительно для профилактики инвалидности или реабилитации инвалидов).
При декларировании товара к ДТ приложены регистрационные удостоверения на медицинское изделие от 26.12.2016 N РЗН 2016/5187, от 02.2.2010 N ФСЗ 2010-08500, выданные Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения, на медицинские изделия "Опоры для стояния для детей-инвалидов, варианты исполнения: Карибу (Caribou), Мустанг (Mustang) с принадлежностями" и "Опоры-ходунки" с указанным кодом ОКП 94 5150.
Товар выпущен Таможней в соответствии с заявленной таможенной процедурой "выпуск для внутреннего потребления" с предоставлением льготы по уплате НДС в отношении ввозимых в Российскую Федерацию медицинских изделий.
Впоследствии по результатам проведенной после выпуска товаров камеральной таможенной проверки документов и сведений, указанных в ДТ, установив факт несоблюдения Обществом условий, необходимых для предоставления льгот по уплате НДС в отношении задекларированных товаров, Таможня составила акт от 20.12.2021 N 10210000/210/201221/А000139.
Таможня пришла к выводу, что исходя из сведений о характеристиках товара, отраженных в технической документации, ввезенные товары не соответствуют описанию пункта 29 раздела III Перечня N 1042. Таможенный орган также указал, что Общество представило регистрационные удостоверения с кодом ОКП, который одновременно с классификационным кодом ТН ВЭД ЕАЭС не включен в раздел I Перечня N 1042. Более того, заявленный в регистрационных удостоверениях код ОКП не соответствует указанному в графе 31 ДТ коду ТН ВЭД ЕАЭС. Как полагает Таможня, заявленному при таможенном декларировании товара классификационному коду 9021 10 100 0 ТН ВЭД ЕАЭС соответствует код ОКП 93 9670.
На основании изложенного Таможня пришла к выводу, что в отношении спорного товара освобождение от уплаты НДС не применяется, поэтому вынесла 11.02.2022, 14.02.2022, 19.02.2022 решения о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ, после выпуска товара.
На основании статьи 73 Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в адрес Общества направлены уведомления от 14.02.2022 N 10210000/У2022/0002577, 10210000/У2022/0002578, от 16.02.2022 10210000/У2022/0002761, от 18.02.2022 10210000/У2022/0002868, от 22.02.2022 10210000/У2022/0002983 - 10210000/У2022/0002995 о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней.
Не согласившись с выводами таможенного органа, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций, изучив обстоятельства дела, оценив в порядке статьи 71 АПК РФ представленные доказательства, установили, что ввезенный товар по своему наименованию и коду ТН ВЭД ЕАЭС попадает в раздел III Перечня N 1042 (пункты 29), поэтому удовлетворили заявленные требования.
Суд кассационной инстанции, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения жалобы.
В силу пункта 2 статьи 150 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) ввоз на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, товаров, указанных в подпункте 1 пункта 2 статьи 149 названного Кодекса.
Согласно подпункту 1 пункта 2 статьи 149 НК РФ не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация, а также передача на территории Российской Федерации технических средств, включая автомототранспорт, материалы, которые могут быть использованы исключительно для профилактики инвалидности или реабилитации инвалидов.
Перечень медицинских товаров, реализация которых на территории Российской Федерации и ввоз которых на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, не подлежат обложению (освобождаются от обложения) НДС, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2015 N 1042, который имеет:
- раздел I "Медицинские изделия";
- раздел II "Очки корригирующие (для коррекции зрения), линзы для коррекции зрения, оправы для очков корригирующих (для коррекции зрения)";
- раздел III "Технические средства, включая автомототранспорт, материалы, которые могут быть использованы исключительно для профилактики инвалидности или реабилитации инвалидов";
- раздел IV "Протезно-ортопедические изделия, сырье и материалы для их изготовления и полуфабрикаты к ним";
- раздел V "Медицинские товары для предупреждения и предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV)".
Перечень N 1042 в отношении товаров, освобождаемых от налогообложения НДС, содержит наименование товара и ссылку на соответствующий код по Общероссийскому классификатору продукции (ОКП) ОК 005-93, а также сведения о соответствующем коде по Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (ОКПД 2) и ТН ВЭД ЕАЭС, которые применяются с учетом примечаний.
Из примечания 1 к Перечню N 1042 следует, что для целей применения раздела I данного перечня следует руководствоваться указанными кодами ТН ВЭД ЕАЭС с учетом ссылки на соответствующий код по классификатору продукции (ОКП) ОК 005-93 или (ОКПД 2) ОК 034-2014 при условии регистрации медицинских изделий в соответствии с правом ЕАЭС или государственной регистрации медицинских изделий в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно примечанию 2 к Перечню N 1042 для целей применения разделов II - IV настоящего перечня необходимо руководствоваться кодом ТН ВЭД ЕАЭС, наименованием товара с учетом ссылки на соответствующий код по классификатору продукции ОК 005-93 (ОКП) или ОК 034-2014 (ОКПД 2) (в случае, если коды указаны).
Таким образом, как верно указали суды, из буквального толкования данного примечания следует, что для отнесения товара к разделу III Перечня N 1042 определяющее значение имеет код ТН ВЭД ЕАЭС и наименование товара, а коды ОКП или ОКПД2 лишь учитываются, если они указаны.
В пункте 29 раздела III Перечня N 1042 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 20.03.2018 N 307, действовавшей на момент ввоза товара) указаны специальные средства для самообслуживания и ухода за инвалидами (в том числе подушки и матрацы профилактические, противопролежневые и ортопедические, кровати медицинские с подъемными приспособлениями, фиксаторами, стулья и кресла функциональные, на колесиках, со съемными элементами, поручни, оборудование для подъема и перемещения, специальные приспособления для пользования средствами личной гигиены), специальные средства при нарушениях функции выделения (в том числе уропрезервативы, мочеприемники, мешки для сбора мочи, катетеры, ремни для крепления мешков для сбора мочи, вешалки-крючки для крепления мочеприемников, калоприемники, мешки, пластины и фильтры к калоприемникам, кольца защитные и эластичные полукольца, стержни для стомы, очистители для кожи, нейтрализаторы запаха, анальные тампоны, тампоны для стомы, ирригационные системы и рукава для стомы, пояса крепления калоприемников)
Суды установили, что Общество ввезло опоры-ходунки, опоры для стояния, классифицируемые по коду 9021 10 100 0 ТН ВЭД ЕАЭС, представив при декларировании регистрационные удостоверения на медицинские изделия от 26.12.2016 N РЗН 2016/5187, от 02.12.2010 N ФСЗ 2010/08500, в которых в отношении ввезенных товаров указан код ОКП 94 5150. Общество также при декларировании товара заявило о применении льготы в виде освобождения от уплаты НДС именно в отношении ввозимых в Российскую Федерацию технических средств реабилитации инвалидов.
Код рассматриваемого товара согласно ТН ВЭД ЕАЭС включен в раздел III Перечня N 1042 "Специальные технические средства для обучения инвалидов и осуществления ими трудовой деятельности, которые могут быть использованы только для профилактики инвалидности или реабилитации инвалидов".
В пункте 29 раздела III Перечня N 1042 поименованы специальные средства для самообслуживания и ухода за инвалидами, к которым в числе прочего отнесено оборудование для подъема и перемещения, классифицируемое в том числе в товарной позиции 9021 ТН ВЭД ЕАЭС. При этом в пункте 29 Перечня N 1042 (в редакции, действовавшей на момент таможенного декларирования товаров) коды ОК 005-93 (ОКП) или ОК 034-2014 (ОКПД 2) не указаны.
На основании исследования материалов дела суды установили, что ввезенные товары представляют собой приспособления ортопедические: опоры для стояния используются для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата (ДЦП, миопатии), опоры-ходунки (средства для ходьбы) используются для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата (ДЦП, миопатии), оборудованные, в том числе, упорами для таза, коленей, подлокотниками, подголовниками, боковыми поддержками туловища, фиксирующими ремнями и т.д., то есть являются специальными средствами для самообслуживания детей-инвалидов.
В соответствии со статьей 11.1 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" техническими средствами реабилитации инвалидов являются специальные средства для самообслуживания, специальные средства для ухода и т.п.
На основании статьи 10 названного Закона Правительство Российской Федерации распоряжением от 30.12.2005 N 2347-р утвердило Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, поименовав в пункте 6 в качестве технических средств реабилитации инвалидов трости опорные и тактильные, костыли, опоры, поручни.
Согласно регистрационным удостоверениям на медицинские изделия от 26.12.2016 N РЗН 2016/5187, от 02.12.2010 N ФСЗ 2010/08500 и технической документации производителя ввезенные опоры-ходунки, опоры для стояния предназначены для ухода и реабилитации детей-инвалидов с нарушениями опорно-двигательного аппарата (ДЦП, миопатии).
При таких обстоятельствах суды обоснованно заключили, что ввезенные товары относятся к поименованным в разделе III Перечня N 1042 техническим средствам, которые могут быть использованы исключительно для профилактики инвалидности или реабилитации инвалидов, и с учетом примечания 2 к Перечню N 1042 по наименованию и коду ТН ВЭД ЕАЭС соответствуют товарам, указанным в пункте 29 названного Перечня.
Доказательства, опровергающие данный вывод судов и исключающие с учетом имеющихся в деле доказательств отнесение спорных товаров к техническим средствам реабилитации инвалидов, Таможня в ходе судебного разбирательства не представила, в кассационной жалобе не привела.
Приведенные в кассационной жалобе доводы Таможни были предметом исследования судов и не опровергают их выводы, а указывают на не согласие подателя жалобы с оценкой доказательств и установленных фактических обстоятельств данного дела
Несогласие подателя жалобы с оценкой судами фактических обстоятельств дела и иное толкование норм материального права не может быть положено в обоснование отмены обжалованных судебных актов.
С учетом изложенного кассационный суд не усматривает оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов, поэтому кассационная жалоба Общества удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 28.11.2023 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.02.2024 по делу N А56-62548/2023 оставить без изменения, а кассационную жалобу Санкт-Петербургской таможни - без удовлетворения.
Председательствующий |
Ю.А. Родин |
Судьи |
Ю.А. Родин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Суд подтвердил законность возврата излишне уплаченных сумм таможенных платежей, установив, что ввезенные товары соответствуют условиям для освобождения от уплаты НДС. Таможенный орган не представил доказательства, опровергающие выводы судов о том, что товары являются техническими средствами реабилитации инвалидов, что подтверждает правомерность применения налоговой льготы.
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 27 июня 2024 г. N Ф07-8283/24 по делу N А56-62548/2023
Хронология рассмотрения дела:
25.04.2025 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-5602/2025
27.06.2024 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-8283/2024
29.02.2024 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-1217/2024
28.11.2023 Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-62548/2023