28 июня 2024 г. |
Дело N А56-67376/2023 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Мунтян Л.Б., судей Алешкевича О.А., Соколовой С.В.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Самолет УК" Гренадеровой А.А. (доверенность от 01.04.2024 N 11-24), от Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга Лазарева М.С. (доверенность от 27.12.2023),
рассмотрев 26.06.2024 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Самолет УК" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 12.10.2023 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.02.2024 по делу N А56-67376/2023,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Самолет УК", адрес: 191119, Санкт-Петербург, ул. Марата, д. 69/71, лит. А, пом. 35-Н, ОГРН 1177847123442, ИНН 7813275822, (далее - ООО "Самолет УК", Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об оспаривании предписания Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга, место нахождения: 195112, Санкт-Петербург, Малоохтинский пр., 68, лит. А, ОГРН 1037867000115, ИНН 7841000298 (далее - ГЖИ, Инспекция) от 21.06.2023 N 12/137/23-к-р.
Решением суда от 12.10.2023, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 15.02.2024, Обществу отказано в удовлетворении заявления.
В кассационной жалобе Общество просит отменить судебные акты и принять по делу новое решение, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, поскольку размер платы для многоквартирного дома управляющей компанией не мог быть определен в порядке, предусмотренном частью 4 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), при этом, размер платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников помещений в многоквартирном доме, установленный Комитетом по тарифам Санкт-Петербурга, также не подлежал применению.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы жалобы, представитель Инспекции отклонил их по основаниям, изложенным в отзыве.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела и установлено судами, в Инспекцию 22.05.2023 поступило обращение N ОБ-12433-2/23-0-0 о нарушениях ООО "Самолет УК", связанных с некорректными начислениями платы за жилищно-коммунальные услуги по жилому помещению N 129, расположенному по адресу: Санкт-Петербург, 2-я Комсомольская ул., дом 37, строение 1 (далее - МКД).
Инспекцией 05.06.2023 принято решение о проведении внеплановой документарной проверки в рамках регионального государственного лицензионного контроля за осуществлением Обществом предпринимательской деятельности (КНМ 78230947800005280191) и в адрес Общества направлен запрос о порядке начисления собственникам жилых/нежилых помещений спорного МКД за содержание общего имущества с февраля 2023, а также требование о предоставлении документов: договора управления многоквартирного дома; договора с застройщиком; акта приемки-передачи квартиры N 129 собственникам помещения; копии платежных документов по лицевому счету квартиры N 129 за период с февраля 2023 года.
С учетом представленных Обществом по запросу документов, 21.06.2023 составлен акт документарной проверки N 12/137/23-К-р в котором зафиксировано, что начисления по лицевым счетам помещений МКД платы за содержание общего имущества дома и жилого помещения за период с февраля по май 2023 года производятся в соответствии с перечнем работ и услуг, их размеров платы, установленном договором временного управления домом от 25.01.2023 N УК-ОБС-5/23, заключенным между Обществом и организацией-застройщиком ООО "СПб Реновация".
При этом, указанным перечнем определены, в том числе, размеры платы:
- за содержание общего имущества дома в размере 48,17 руб./м2;
- управление домом - 11,07 руб./м2;
- содержание придомовой территории - 8,58 руб./м2;
- техобслуживание АППЗ - 1,2 руб./м2.
Тогда как Распоряжением Комитета по тарифам Санкт-Петербурга от 16.12.2022 N 220-р (далее- Распоряжение Комитета N 220-р) установлены в проверяемый период (с 01.01.2023 по 30.06.2023) следующие размеры платы:
- за содержание и ремонт жилого помещения - 8,24 руб./м2;
- управление многоквартирным домом - 3,95 руб./м2;
- уборка и санитарно - гигиеническая очистка земельного участка, входящего в состав общего имущества - 2,33 руб./м2;
- содержание и ремонт систем автоматизированной противопожарной защиты - 0,40 руб./м2.
Инспекция установила нарушение части 4 статьи 158 ЖК РФ, отметив, что в период с февраля по май 2023 года Обществу надлежало использовать при расчете платы за жилищно-коммунальные услуги размеры платы, установленные Комитета по тарифам Санкт-Петербурга.
В целях устранения нарушения части 4 статьи 158 ЖК РФ ГЖИ выдала Обществу предписание от 21.06.2023 N 12/137/23-К-р, которым в срок до 25.09.2023 обязала Общество выполнить перерасчет платы за содержание общего имущества, жилого помещения по лицевым счетам собственников помещение МКД по адресу: Санкт-Петербург, 2-я Комсомольская ул., д. 37, к.1, за период с февраля по май 2023.
Не согласившись с предписанием ГЖИ, Общество обратилось в арбитражный суд.
Суды двух инстанций исследовали и оценили доказательства, представленные участниками спора, их доводы, установили обстоятельства дела и указали на наличие у Инспекции правовых и фактических оснований для выдачи оспариваемого предписания. Суды констатировали законность, обоснованность и исполнимость предписания ГЖИ.
Изучив материалы дела и доводы жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
При рассмотрении спора по существу суды правомерно исходили из следующего.
В силу части 14 статьи 161 ЖК РФ до заключения договора управления многоквартирным домом между лицом, указанным в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, и управляющей организацией, отобранной по результатам открытого конкурса, управление многоквартирным домом осуществляется управляющей организацией, с которой застройщиком должен быть заключен договор управления многоквартирным домом не позднее чем через пять дней со дня получения разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома.
По договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, обеспечить готовность инженерных систем, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность (часть 2 статьи 162 ЖК РФ).
Как установили суды, начисление платы по лицевым счетам помещений МКД за содержание общего имущества дома и жилого помещения за период с февраля по май 2023 года производилось в соответствии с перечнем работ и услуг, их размеров платы, установленном договором временного управления домом от 25.01.2023 N УК-ОБС-5/23, заключенным между ООО "СПб Реновация" (организация - застройщик) и ООО "Самолет УК" (внесено в реестр лицензий субъекта Российской Федерации - города Санкт-Петербург распоряжением от 20.02.2023 N 489-рл на основании временного договора управления от 25.01.2023 и разрешением на ввод многоквартирного дома в эксплуатацию).
Указанным перечнем определены, в том числе, размеры платы за содержание общего имущества дома в размер 48,17 руб./м2, управление домом - 11,07 руб./м2, содержание придомовой территории - 8,58 руб./м2, техобслуживание АППЗ - 1,2 руб./м2.
Факт начисления платы за период с февраля по май 2023 года по указанным тарифам (отличным от установленных Распоряжением Комитета N 220-р) Общество не отрицает.
Расчет, позволяющий ГЖИ и суду проверить обоснованность этих тарифов, в значительной степени превышающих тарифы Комитета, управляющая компания не приводит.
При этом, подтверждаются и те обстоятельства, что собственники помещений МКД не приняли решение о выборе способа управления, поскольку по состоянию на 21.06.2023 общее собрание собственников помещений в доме по утверждению управляющей организации, находилось в процессе проведения с датой окончания 30.06.2023.
Между тем, в силу части 4 статьи 158 ЖК РФ, если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного самоуправления (в городе федерального значения Санкт-Петербурге - органом государственной власти субъекта) с учетом методических рекомендаций, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
С учетом установленных обстоятельств и положений части 4 статьи 158 ЖК РФ, требования оспариваемого предписания о пересчете за период с февраля по май 2023 года платы за содержание общего имущества, жилого помещения по лицевым счетам собственников спорного МКД, являются обоснованными.
Вывод судов двух инстанций о соответствии оспариваемого предписания ГЖИ действующему законодательству является правильным. Оценка судами доказательств отвечает критериям относимости, допустимости, достоверности и достаточности, совокупности и взаимной связи (статья 71 АПК РФ).
По настоящему делу позиция судов основана на императивных требованиях жилищного законодательства и направлена на сбалансированное последующее развитие рассматриваемых правоотношений, создание четкого прозрачного механизма взаимодействия управляющей компании и собственников помещений в МКД, нивелирование возможных конфликтных ситуаций в обозримой перспективе.
Основания для изменения либо отмены обжалуемых судебных актов отсутствуют (статья 288 АПК РФ).
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286, 287 (пункт 1 части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 12.10.2023 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.02.2024 по делу N А56-67376/2023 оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Самолет УК" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Л.Б. Мунтян |
Судьи |
Л.Б. Мунтян |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Суд установил, что управляющая компания неправомерно начисляла плату за жилищно-коммунальные услуги, не учитывая установленные тарифы. Предписание жилищной инспекции о перерасчете платы признано законным, так как собственники не выбрали способ управления домом, и размер платы должен был определяться органом местного самоуправления. Суд кассационной инстанции оставил решения нижестоящих судов без изменения.
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 28 июня 2024 г. N Ф07-6630/24 по делу N А56-67376/2023